Медиативные технологии – способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов
статья

Тетерина Лилия Владимировна

Для нашей страны медиация – это новый, альтернативный метод, урегулирования споров и конфликтов, ставший, сначала предметом обсуждения среди юристов, а затем, приобретающий все больше сторонников, готовых и способных все применять его в различных социальных сферах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Медиативные технологии – способы  разрешения разногласий и предупреждения конфликтов

Лишь тот в совете – солнце, в битвах – лев,

Кто разумом смирять умеет гнев.

Саади.

В жизни, наполненной, а порой и переполненной информацией, мы встречаемся с разными людьми, которые живут по своим принципам, стремятся к определенным целям, имеют свое мнение, чувства, мысли, настроение.

И это с учетом того, что мы тоже живые люди, со своими мыслями, чувствами, поступками, настроениями, желаниями, целями, мечтами и прочим.

Поскольку одинаковых людей не существует, время от времени мы сталкиваемся с сомнениями, опасениями, противоречиями, недопониманием, страхами.

Наши желания и потребности не всегда воспринимаются партнерами по общению так, как мы того хотим.

На этой почве возникают разногласия и споры, которые впоследствии перерастают в конфликты.

Для нашей страны медиация – это новый, альтернативный метод, урегулирования споров и конфликтов, ставший, сначала предметом обсуждения среди юристов, а затем, приобретающий все больше сторонников, готовых и способных все применять его в различных социальных сферах.

 Медиация возможна, когда стороны хотят урегулировать конфликт и когда необходимо восстановить отношения людей, желающих взаимодействовать в будущем.

Медиативные техники:

 Основной метод – «Активное слушание».

Активное слушание — способ ведения беседы, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего.

«Петля понимания»  уточнение правильности понимания того, что сказал собеседник через использование фраз: «Если я Вас понимаю, то…», «Правильно ли я Вас понимаю, имеется в виду…». Раскрывая детально то, что Вам сказали. Пример: Как мне надоели эти уроки!!! Не хочу больше их делать!!! Правильно ли я тебя понимаю, что ты просто устал и хочешь отдохнуть.

Метод переключения, паузы. При сильных эмоциях сторон друг к другу можно «случайно» уронить что-нибудь, чтобы переключить их внимание, либо перенести встречу на другое время, место. Если эмоции проявляются в рассказе одной из сторон, используется метод вентиляции эмоций: «Я вижу вас это сильно злит…».

«Парафраз» или отражение – повторение сказанного собеседником • своими словами Пример: Я ничего не успеваю! Тебе не хватает времени.

«Открытые вопросы»  использование вопросов, предполагающих свободный ответ Пример: Объясни мне, пожалуйста, за что ты получил двойку по физике? Что ты собираешься делать, чтобы исправить своё положение?

«Я  сообщение»  проговаривание своих  эмоций и чувств, которые Вы испытываете в связи с конкретным поступком человека или событием с использованием местоимений «Я», «Мне», «Меня». • Пример: Меня очень огорчает; я расстроен.

«Резюмирование»  обобщение сказанного , выделение главного в сказанном. Пример: Как мне все надоело! Меня никто не любит, я никому не нужен! Вчера посуду не помыл, в комнате забыл убраться, с мамой поссорился, она у меня телефон забрала и сказала, что не отдаст больше. Меня ни кто не понимает! Я устал! У меня ничего не получается! Ты просто поругался с мамой и из-за этого у тебя плохое настроение. Попробуй просто помириться.

Зарождающийся конфликт сам по себе неприятен, а состояние участников как психологическое, так и физическое ухудшается по мере его развития.

Вмешательство на ранних стадиях конфликта уберегло бы участников от многих неприятностей.

Однако практика показывает, что к медиации обращаются чаще в острой фазе конфликта или еще хуже, когда конфликт становится затяжным хроническим.

Медиация позволяет «погасить» жар, снять накал страстей, предотвратить импульсивные реакции участников, «открыть» им глаза на истинное положение вещей и услышать противоположную сторону.

Дальнейшие действия, равно как и предыдущие подчинены специально организованной процедуре медиации, направленной на цивилизованное разрешение конфликтов.

Технология медиации

При описании процесса медиации принято различать следующие группы техник:

1) техники рефлексивного вмешательства – направлены на установление и поддержание контакта с участниками конфликта;

2) техники контекстуального вмешательства – направлены на формирование благоприятного климата переговоров;

3) техники независимого вмешательства – обеспечивают процесс принятия решений и анализа вариантов.

Во время первой же встречи необходимо ввести правила общения во время процесса медиации, которые затем следует неукоснительно соблюдать:

  • – отсутствие оскорблений, ругательств, угроз в адрес другой стороны;
  • – четкое изложение фактов с предоставлением подтверждающих документов;
  • – конфиденциальность – неразглашение информации, полученной в процессе медиации, в том числе в качестве свидетельских показаний в суде;
  • – полная добровольность участия в медиации: каждый из участников может выйти из процесса медиации в любой момент, если посчитает дальнейшее ее проведение бессмысленным;
  • – рекомендуется делить расходы на медиацию между сторонами конфликта поровну[4].

На стадии начала медиации медиатор знакомится с участниками. В процессе медиации медиатор следит за тем, чтобы правила соблюдались участниками, создает доверительную атмосферу диалога, предлагает сторонам по очереди высказать свое мнение о ситуации.

На стадии прояснения конфликта выясняются внутренние позиции участников конфликта, ценности и позиции сторон.

На стадии разрешения конфликта обсуждаются варианты решения, на этом этапе можно использовать метод "мозгового штурма" и предложить участникам высказывать любые варианты, даже самые неожиданные. Далее происходит оценка приемлемости каждого варианта для каждой из сторон, а также преимущества и недостатки каждого варианта. Медиатор помогает участникам выработать критерии оценки альтернатив решения конфликта.

В заключении процесса медиации выбирается наиболее приемлемый вариант и составляется соглашение. Текст соглашения должен быть четким, без двусмысленностей, в позитивных формулировках (вместо "не буду делать..." надо писать "буду делать") – это облегчает выполнение соглашения сторонами. Действия сторон должны быть определены максимально четко, с описанием содержания, времени, места выполнения.

В процессе медиации могут использоваться методы бихевиоральной терапии, фаилитации, коучинга, многих психотерапевтических подходов. Медиаторы могут работать по одиночке и в парах (ко-медиация), например, с разнополыми участниками конфликта (как в случае бракоразводного процесса) могут работать медиаторы разного пола, чтобы исключить эффект гендерной коалиции.

Методы разрешения конфликта

Разрешение конфликтов возможно различными способами. Применение того или иного способа зависит как от личного опыта и интуиции руководителя, так и от глубины и драматичности сложившихся в коллективе отношений.

Кратко охарактеризуем эти методы.

1. Внутриличностные методы воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения, в умении высказать свою собственную точку зрения, не вызывая негативной защитной реакции со стороны оппонента.

2. Структурные методы воздействуют на участников конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав, ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы стимулирования работников и т.п. К этим методам относят: разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного работника и подразделения в целом; наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работы; строгое соблюдение принципа единоначалия, при котором подчиненный знает, чьи распоряжения он должен выполнять.

Установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников. Например, если премировать работников службы техники безопасности за количество выявленных нарушений правил безопасности, это приведет к дисфункциональному конфликту с производственными и эксплуатационными службами. Если же поощрять всех работников за устранение выявленных нарушений, это приведет к снижению конфликтности и повышению безопасности.

3. Межличностные методы (приспособление, уступчивость, уклонение, противоборство, сотрудничество, компромисс, принуждение) можно рассматривать в двух аспектах - внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя по отношению к конкретному конфликту.

В процессе управления межличностными конфликтами важно учитывать их причины, а также характер межличностных отношений конфликтантов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии.

4. Переговоры представляют собой набор приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых для противоборствующих сторон решений. Переговоры возможны при условии взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте, отсутствия существенных различий в полномочиях участников конфликта; участия в переговорах сторон, обладающих реальными полномочиями.

5. Ответные агрессивные действия - методы, являющиеся крайне нежелательными для преодоления конфликтных ситуаций. Однако бывают случаи, когда разрешение конфликта возможно только данными методами.

6. Уход от конфликта (уступки, метод бездействия, приспособление, метод сглаживания). Преимущество такого метода состоит в том, что решение принимается, как правило, оперативно. Этот метод применяется в случае ненужности данного конфликта, банальности проблемы, лежащей в основе конфликта, наличия более важных проблем, требующих своего решения, необходимости сглаживания разгоревшихся страстей, потребности выиграть время для сбора необходимой информации или когда время надвигающегося конфликта складывается неудачно.

7. Подавление конфликта (метод скрытых действий, метод быстрого решения, метод "разделяй и властвуй") - применяется, когда стечение обстоятельств делает невозможным открытый конфликт из-за боязни потери имиджа или из-за невозможности вовлечения противоположной стороны в активное противодействие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая конференция на тему "О разногласиях в высшем руководстве СССР по вопросу о вводе советских войск в Афганистан."

Войны – неизбежные спутницы человечества. Даже Вторая мировая война не послужила суровым уроком: после неё только «крупных» локальных войн было зафиксировано 50, значительная часть которых приходится ...

Презентация: Разногласия по оплате за капитальный ремонт в многоквартирных домах

Разногласия по оплате за  капитальный ремонт в многоквартирных домах...

Методическая разработка классного часа «Профилактика (предупреждение) конфликтов в группе студентов ДПИ 161 (Художественная керамика) и ДПИ 161 (Роспись) Ставропольского краевого училища дизайна (СКУД)

Конфликтные ситуации мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности образовательного учреждения. Конф...

ПРОГРАММА тренинга «Профилактика конфликтов, как фактор предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних»

Целями тренинга являются: обучение участников методам эффективного взаимодействия и навыкам урегулирования конфликтов в роли посредника....

Методическая разработка Профилактика (предупреждение) конфликтов в группе""

Методическая разработка. Профилактика (предупреждение) конфликтов в группе....

Семейные конфликты и пути их предупреждения

Как правило, напряженная атмосфера в семье  обусловлена рядом причин, которые не всегда осознаются  супругами, а поэтому не обсуждаются и не устраняются, постепенно накапливаются, ...

Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ

Современная жизнь, к сожалению, богата на конфликты. На фоне общего уровня конфликтности современного общества отдельного внимания заслуживает готовность и способность педагога исп...