Методическая разработка классного часа «Профилактика (предупреждение) конфликтов в группе студентов ДПИ 161 (Художественная керамика) и ДПИ 161 (Роспись) Ставропольского краевого училища дизайна (СКУД)
классный час по теме

Ренжин Виктор Павлович

Конфликтные ситуации мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности образовательного учреждения. Конфликты между студентами отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на всю группу. В группе, где сложился неблагоприятный психологический климат, студенты плохо усваивают программный учебный материал, простая обида может привести к проявлению жестокости в отношении противника. Заниматься своевременной профилактикой конфликтов в группах студентов крайне необходимо.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 3

Анкета

Ответьте, по возможности честно и правдиво, на поставленные вопросы:

1. Ты конфликтный человек?

2. Легко ли тебе выяснять с кем–то отношения?

3. Что ты чувствуешь после того, как выяснил с кем–то отношения?

4. Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации, делаешь ли для себя какие-нибудь выводы?

5. С кем ты чаще всего конфликтуешь?

6. Что может стать поводом к конфликтной ситуации?

7. Кто первым пытается разрешить конфликт – ты или другая сторона?

8. Что ты, как правило, отстаиваешь в конфликте?

9. Меняется ли твое отношение к людям, с которыми ты конфликтовал, или после того как конфликт разрешился, все остается в ваших взаимоотношениях по–прежнему?

10. Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации?



Предварительный просмотр:

Бланк ответов

«Самооценка рационального поведения в конфликте»

Ф.И.                                                                                                                

Группа 161 (Р), 161 (К).

Возраст______________Место учёбы: СКУД_______Дата 3 апреля 2017г.

Инструкция: проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по пятибальной шкале по следующей матрице: оценка 1 означает полное соответствие вашего поведения по той или иной позиции, а оценка 5 для вас нехарактерно такое поведение.

№п/п

Позиция

оценка

1

Критически оцениваю партнёра.

1 2 3 4 5

2

Приписываю ему низменные или плохие намерения.

1 2 3 4 5

3

Демонстрирую знаки превосходства.

1 2 3 4 5

4

Игнорирую интересы соперника.

1 2 3 4 5

5

Вижу всё только со своей позиции.

1 2 3 4 5

6

Уменьшаю заслуги партнёра.

1 2 3 4 5

7

Преувеличиваю свои заслуги.

1 2 3 4 5

8

Задеваю «больные точки» и уязвимые места партнёра.

1 2 3 4 5

9

Предъявляю партнёру множество претензий.

1 2 3 4 5

10

Раздражаюсь, перехожу на крик.

1 2 3 4 5

11

Обвиняю и приписываю ответственность только партнёру

1 2 3 4 5

Общий балл



Предварительный просмотр:

Памятка

 «Как вести себя в конфликтной ситуации»

Любое взаимодействие, любой диалог партнеров предполагает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания. Ю. Хабермас.

 Сохраняй спокойствие и самоконтроль, когда сердишься.

 Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

 Будь доброжелательным, уважительно относись к собеседнику.

 Имей терпение выслушать собеседника.

 Спокойно объясни свою точку зрения.

 Подумай, из-за чего возник спор.

 Попытайся мысленно встать на место собеседника и понять, какие события     привели его в такое состояние.

 Имей терпимость к слабостям собеседника.

 Попытаться почувствовать: «А каково было бы мне в том состоянии?».

 Разреши конфликт мирным путем.

 Помни, что порой нет правильных и неправильных позиций и ответов.

Зная, как выйти из конфликтной ситуации, человек не будет теряться при ее возникновении. Помните, что для эффективного разрешения любого конфликта необходимо выяснить и проанализировать все его стороны, а также попытаться устранить разногласия с пользой для всех [7].



Предварительный просмотр:

Тест

"Самооценка рационального поведения в конфликте"

После прочтения каждого утверждения решите, свойственно ли вам то или иное поведение.

Оцените свой ответ:

 1 – полное соответствие вашего поведения по той или иной позиции;

 2 – для вас не характерно такое поведение.

Тестовое задание:

1. Критически оцениваю партнера.

2. Приписываю ему низменные или плохие намерения.

3. Демонстрирую знаки превосходства.

4. Обвиняю и приписываю ответственность только партнеру.

5. Игнорирую интересы соперника.

6. Вижу все только со своей позиции.

7. Уменьшаю заслуги партнера.

8. Преувеличиваю свои заслуги.

9. Задеваю “больные точки” и уязвимые места партнера.

10. Предъявляю партнеру множество претензий.

11. Раздражаюсь, перехожу на крик.

Оценка результатов:

Отклонение вправо от показателя 3 по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными навыками рационального поведения в конфликте.

Отклонение влево от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы не обладаете достаточными навыками рационального поведения. В этом случае вам необходимо проанализировать причины недостаточно развитых навыков рационального поведения в конфликте и заняться тренировками.



Предварительный просмотр:

Первый ведущий   Анисимова Дарья

Слайд 3

Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения и цель, и мешает другой стороне сделать то же самое.

Конфликт не всегда явление нежелательное. Во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют деструктивными. Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены.

Конфликтогены- это слова, действия ( или бездействия), могущие привести к конфликту.

У всех конфликтов есть несколько причин. Больно и обидно бывает, когда:

 достается за то, за что ты не несёшь ответственности;

 тебя не спрашивают при решении вопросов, в которых ты компетентен;

 награды за то, что сделал ты, достаются другим;

 тебя считают не способным что-то сделать самостоятельно;

 ты выдвигаешь идеи и предложения, кто-то выдает их за свои.

Много и других подобных примеров. Именно так возникают интриги, и рушится взаимное доверие. Этому подвержен каждый.

В образовательном учреждении закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях.

Один из наиболее распространенных видов конфликтов в учебной деятельности - конфликт между обучающимися.

Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов, они обусловлены особенностью возраста – формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению. По наблюдениям психологов, путь к лидерству в подростковой среде связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности.

Особенности конфликтов между обучающимися определяются спецификой возрастной психологии подростков. На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно- воспитательного процесса, его организация в конкретном образовательном учреждении. Не маловажным фактором, воздействующим на взаимоотношения обучающихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация.



Предварительный просмотр:

Второй ведущий  Ермоленко Анна

Слайд 4

Еще в 1942 г. американский социальный психолог Мэри Паркер Фоллет указывала на необходимость разрешения конфликтов, а не подавления их.

Далеко не все конфликты можно предупредить. Поэтому очень важно уметь выходить из конфликта. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию.

Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не несет серьезных потерь. В дальнейшем данный способ разрешения конфликта получил название «сотрудничество» [6].

Принципиальное значение для того, каким способом завершится конфликт, имеет выбор оппонентом стратегии выхода из него.

Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента на его заключительном этапе.

Существует пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации (К. Томас):

Слайд 5



Предварительный просмотр:

Третий ведущий Дзигунова Ангелина

1. Соперничество. Соперничество характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей:

  • применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.
  • Однако в жизни существует много примеров, когда соперничество оказывается эффективным. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, при дефиците времени при высокой вероятности опасных последствий.

2. Компромисс. При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.

  • Сегодня компромисс – одна из наиболее часто используемых стратегий завершения конфликтов.

3. Сотрудничество. Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поисках решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но, не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.



Предварительный просмотр:

Четвёртый ведущий Анисимова Дарья

4. Избегание, уход. Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Речь идет не о разрешении, а о затухании конфликта. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.

5. Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.



Предварительный просмотр:

Пятый ведущий  Абдулсалыкова Оксана

Слайд 6

Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Можно указать следующие:

 личностные особенности оппонента;

 уровень нанесенного оппоненту ущерба и собственного ущерба;

 наличие ресурсов, статус оппонента;

 возможные последствия;

 значимость решаемой проблемы;

 длительность конфликта.

Универсальным средством разрешения конфликтов являются переговоры. Ими заканчиваются не только межличностные конфликты, но даже международные войны. Для переговоров должны созреть условия. Первое, что необходимо сделать на этом пути в случае возникновения конфликтной ситуации, не отвечать на оскорбления оскорблением, не дать втянуть себя в конфликт. Дайте возможность выговориться провоцирующей стороне. В случае если вы уже втянулись в конфликт, необходимо найти в себе силы и выйти из него в одностороннем порядке. Однако оставлять неразрешенной проблему не следует, необходимо найти причину конфликта и другие его элементы, оценить свои возможности для решения проблемы. После появления благоприятных условий можно искать пути к переговорам, которые следует вести на равных, не ущемляя интересов друг друга. К благополучному исходу в разрешении межличностного конфликта может вести только поведение, направленное на компромисс и сотрудничество.



Предварительный просмотр:

Шестой ведущий  Константинова Ангелина

Слайд 7

Профилактика конфликтов – это их предупреждение. Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами обучающиеся и преподаватели, руководители образовательных учреждений и органы управления ими, психологи. Работа может проводиться по нескольким направлениям:

 создание объективных условий, препятствующих возникновению и развитию предконфликтных ситуаций (доброжелательное отношение со стороны преподавателей и обучающихся, личный пример педагогов и родителей);

 оптимизация организационно- управленческих условий работы образовательного учреждения (не скупиться на похвалы, одобрение, поощрения);

 устранение социально-психологических причин возникновения конфликтов (создать действующий орган при образовательном учреждении, куда за поддержкой и советом могут обращаться обучающиеся, их родители и педагоги);

 блокирование личностных причин возникновения конфликтов (проведение тренингов, классных часов, методических объединений педагогов).

Профилактика большинства видов конфликтов в образовательном учреждении должна вестись одновременно по всем направлениям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика (предупреждение) конфликтов в группе студентов Разработал классный руководитель группы ДПИ 161 (художественная керамика) Ренжин Виктор Павлович 1

Слайд 2

Конфликты – повседневная реальность 2

Слайд 3

Конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Конфликт 3

Слайд 4

Социальный психолог Мэри Паркер Фоллет Далеко не все конфликты можно предупредить. Поэтому очень важно уметь выходить из конфликта. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. 4

Слайд 5

1.Соперничество. 2.Компромисс. 3.Сотрудничество. 4.Избегшание.Уход. 5.Уступчивость.Приспособление. Стили поведения в конфликтной ситуации 5

Слайд 6

Выбор стратегии выхода из конфликта 1.Личностные особенности оппонента; 2.Уровень нанесённого оппоненту ущерба и собственного ущерба; 3.Наличие ресурсов, статус оппонента; 4.Возможные последствия; 5.Значимость решаемой проблемы. 6.Длительность конфликта. 6

Слайд 7

Профилактика конфликтов 1.Создание объективных условий; 2.Оптимизация организационно-управленческих условий работы; 3.Устранение социально-психологических причин; 4.Блокирование личностных причин. 7

Слайд 8

Урегулирование конфликтов 8

Слайд 9

Литература 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа «Великая Отечественная война в истории Благовещенского педагогического училища»

Мы считаем, что у нас, нынешней молодежи, есть возможность сохранить нематериальные ценности – это воспоминания участников тех событий и передать новому поколению правду жестоких времен.  Каждый ...

Методическая разработка классного часа "Конфликты и пути их разрешения"

Данный материал предназначен для студентов и учащихся старших классов. Цель - снизить уровень конфликтности подростков и научить способам выхода из конфликтных ситуаций....

Методическая разработка классного часа "Профилактика коронавируса" сентябрь 2020года

Данная методическая разработка разъясняет обучающимся симптомы заболевания, способы защиты от заражения...

Методическая разработка Профилактика (предупреждение) конфликтов в группе""

Методическая разработка. Профилактика (предупреждение) конфликтов в группе....

Методическая разработка классного часа по теме "Конфликт"

Методическая разработка классного часа...

Методическая разработка классного часа "Профилактика туберкулеза"

Методическая разработка классного часа по профилактике туберкулеза...