Социальные истории для детей с РАС
учебно-методический материал

Двойных Елена Сергеевна

Доклад

Учителя технологии: Двойных Е.С.

Социальные истории для детей с РАС

Социальные истории для детей с РАС – это одна из эффективных обучающих методик, которая позволяет решить многие задачи не только у малышей или подростков, но даже у взрослых людей.

 

Социальная история представляет  собой краткий рассказ с подробными иллюстрациями. В связи с использованием картинок социальные истории входят в методы визуальной поддержки.

Поэтому создание социальных историй может существенно помочь во многих знаниях и навыках:

  • В изучении рутинных комплексных действий при самообслуживании (в т.ч. приучение к горшку, мытьё головы, чистка зубов, отход ко сну и пр.)
  • В подготовке к предстоящим неизвестным до сих пор событиям (перелёт, поездка на поезде, поход в бассейн, знакомство с новым педагогом или кабинетом. и т.п.)
  • В освоении правил поведения в школе, на приёме у врача или при переходе улицы.

Более того! Если написать сценарий индивидуально — о том, что не удаётся понять именно конкретному ребёнку — грамотная социальная история часто срабатывает лучше других методов, потому что:

  • Она способна наглядно и последовательно сопроводить ребёнка через то дело, которое пока что трудно поддаётся к самостоятельному выполнению.
  • При этом она  постоянно находится в поле зрения, что даёт ребёнку время, чтобы усвоить материал.

Значительным плюсом социальных историй является и то, что можно использовать фотографии самого ребёнка, его близких и окружающих предметов. Это выручает в тех случаях, когда ребёнок не понимает рисованные картинки или схематические символы.

 Главные правила составления эффективной социальной истории.

Первое: ОДНА ИСТОРИЯ – ОДНА ИДЕЯ

Это означает, что надо чётко выделить тему, и она должна быть максимально однородной.

Например, как вести себя на площадке (качели, горка, ждать своей очереди) Как сходить в туалет по-большому. Как мыть руки.

 

все эти истории объединяет – комплексный навык, но узкий в охвате. Таким образом на каждый вид деятельности – своя подробная история.

 

Второе: ФОРМИРУЕМ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ

В процессе написания текста не должно быть осуждения и грубого запрета без объяснений. Социальная история – это плацдарм для формирования уверенности в себе и позитивных ожиданий от самостоятельной деятельности.

Третье: ОБЪЯСНЯЕМ ПРОСТО И ДОСТУПНО

Для этого необходимо собрать всю информацию о процессе, который вы будете описывать в истории. Когда происходит событие, как долго длится, кто участвует, какие чувства и ожидания у главных участников, какие действия должен выполнить ребёнок, какие результаты будут получены.

 

 

Четвертое: ИЛЛЮСТРАЦИИ – ЗАЛОГ УСПЕХА

Подбирая иллюстрации для своей истории, необходимо учитывать способность ребёнка к пониманию разных уровней абстракции.

Перечислим от самого простого уровня – до самого взрослого варианта визуализации:

  • Цветные фотографии самого ребёнка и всего, что его окружает
  • Цветные фотографии других людей в обстоятельствах, соответствующих тексту
  • Чёрно-белые фотографии
  • Цветные рисунки со значительной детализацией и натуральностью
  • Цветные рисунки в игрушечном или мультяшном стиле
  • Чёрно-белые рисунки
  • Схематическое обозначение (символьные иконки)

Пятое: Доступность истории

Рассматривать и читать социальные истории можно абсолютно  в разное время дня. Наиболее удобно, если они будут лежать в папке, которая доступна ребёнку. Тогда он сможет попросить вас о чтении не только устно, но и принеся папку вам в руки. Часто листая папку, он быстро научится сам выбирать актуальную в данный момент страницу, что ещё раз продемонстрирует вам, насколько не напрасны ваши усилия для развития самого любимого ученика!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2019 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад для МО

Учителя технологии: Двойных Е.С.

Социальные истории для детей с РАС

Социальные истории для детей с РАС – это одна из эффективных обучающих методик, которая позволяет решить многие задачи не только у малышей или подростков, но даже у взрослых людей.

Социальные истории для детей с РАС - создание и использование

Социальная история представляет  собой краткий рассказ с подробными иллюстрациями. В связи с использованием картинок социальные истории входят в методы визуальной поддержки.

Поэтому создание социальных историй может существенно помочь во многих знаниях и навыках:

  • В изучении рутинных комплексных действий при самообслуживании (в т.ч. приучение к горшку, мытьё головы, чистка зубов, отход ко сну и пр.)
  • В подготовке к предстоящим неизвестным до сих пор событиям (перелёт, поездка на поезде, поход в бассейн, знакомство с новым педагогом или кабинетом. и т.п.)
  • В освоении правил поведения в школе, на приёме у врача или при переходе улицы.

Более того! Если написать сценарий индивидуально — о том, что не удаётся понять именно конкретному ребёнку — грамотная социальная история часто срабатывает лучше других методов, потому что:

  • Она способна наглядно и последовательно сопроводить ребёнка через то дело, которое пока что трудно поддаётся к самостоятельному выполнению.
  • При этом она  постоянно находится в поле зрения, что даёт ребёнку время, чтобы усвоить материал.

Значительным плюсом социальных историй является и то, что можно использовать фотографии самого ребёнка, его близких и окружающих предметов. Это выручает в тех случаях, когда ребёнок не понимает рисованные картинки или схематические символы.

 Главные правила составления эффективной социальной истории.

Первое: ОДНА ИСТОРИЯ – ОДНА ИДЕЯ

Это означает, что надо чётко выделить тему, и она должна быть максимально однородной.

Например, как вести себя на площадке (качели, горка, ждать своей очереди) Как сходить в туалет по-большому. Как мыть руки.

Социальные истории для детей с РАС - создание и использование

все эти истории объединяет – комплексный навык, но узкий в охвате. Таким образом на каждый вид деятельности – своя подробная история.

Второе: ФОРМИРУЕМ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ

В процессе написания текста не должно быть осуждения и грубого запрета без объяснений. Социальная история – это плацдарм для формирования уверенности в себе и позитивных ожиданий от самостоятельной деятельности.

Третье: ОБЪЯСНЯЕМ ПРОСТО И ДОСТУПНО

Для этого необходимо собрать всю информацию о процессе, который вы будете описывать в истории. Когда происходит событие, как долго длится, кто участвует, какие чувства и ожидания у главных участников, какие действия должен выполнить ребёнок, какие результаты будут получены.

Социальные истории для детей с РАС - создание и использование

Четвертое: ИЛЛЮСТРАЦИИ – ЗАЛОГ УСПЕХА

Подбирая иллюстрации для своей истории, необходимо учитывать способность ребёнка к пониманию разных уровней абстракции.

Перечислим от самого простого уровня – до самого взрослого варианта визуализации:

  • Цветные фотографии самого ребёнка и всего, что его окружает
  • Цветные фотографии других людей в обстоятельствах, соответствующих тексту
  • Чёрно-белые фотографии
  • Цветные рисунки со значительной детализацией и натуральностью
  • Цветные рисунки в игрушечном или мультяшном стиле
  • Чёрно-белые рисунки
  • Схематическое обозначение (символьные иконки)

Пятое: Доступность истории

Рассматривать и читать социальные истории можно абсолютно  в разное время дня. Наиболее удобно, если они будут лежать в папке, которая доступна ребёнку. Тогда он сможет попросить вас о чтении не только устно, но и принеся папку вам в руки. Часто листая папку, он быстро научится сам выбирать актуальную в данный момент страницу, что ещё раз продемонстрирует вам, насколько не напрасны ваши усилия для развития самого любимого ученика!

Социальные истории для детей с РАС - создание и использование

 

Санкт-Петербург 2019 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учреждениях социальной защиты детства

Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учереждениях социальной защиты детства. Выполнила Савкова Светлана Алексеевна ученица Вешенского педагогического колледжа имини М.А Ш...

Социальный проект "Здоровые дети - здоровая страна"

Социальный проект направлен на профилактику наркомании, употребления алкоголя и тобакокурения в подростковом возрасте....

Особенности социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся ьез попечения родителей

Что такое социальная адапртация. Типы и показатели социальной адаптации. Алгоритм работы по социальной адаптации в учебном заведении. Трудовая и профессиональная адаптация....

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО ДОМА ИНДУСТРИАЛЬНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ №116

Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями: Материалы Второй научно-практической конференции с между...