Главные вкладки

    Применение инновационных технологий в проектной деятельности студентов 1 курса медицинского колледжа.
    статья

    Грахова Лидия Владимировна

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Применение  инновационных технологий в проектной деятельности  студентов по предмету химия.

    Грахова Л.В.

    Современная система образования должна быть нацелена на то, чтобы помочь детям проявить себя, создать условия удовлетворения их интеллектуальных потребностей, формирования научных взглядов на мир и, наконец, просто выявить свой талант в какой-либо области. Одним из путей решения названной проблемы является организация проектной деятельности учащихся.

    Все более актуальным в образовании становится использование в обучении, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В рамках учебного предмета приходится решать проблемы, связанные с развитием у студентов умений и навыков самостоятельности и саморазвития, что в свою очередь, предполагает поиск новых организационных форм и методов обучения.

    Проведя анализ методической литературы, статей в интернете и отзывы учителей и преподавателей можно выделить ряд проблем, которые затрудняют переход студентов на следующую ступень образования: 1. Низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; 2. Немотивированность к освоению новых знаний; 3. Часто невнимательность к прочтению текста и неумение выделить главную мысль; 4. Разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью и практическими упражнениями; 5. Отсутствие переноса знаний из одной образовательной деятельности в другую; 6. Сложность в нахождении межпредметных связей.

    Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который дает возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, в организации и контроле своей деятельности, а также проявить творчество при выполнении учебного задания.

    Проект – это постановка проблемы с четко определенным временем. Особенностью проекта является то, что  при реализации не задается порядок действий, студенты сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат. Особенно важно – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность направленная на достижение общего результата деятельности.

    Проектная деятельность студентов осуществлялась в работе «Алфавит Природы», предметной областью, в рамках которой проводилась работа являлась химия,  периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

            В состав участников проекта входило 30 студентов первого курса 16-17 лет из двух разных групп. Распределение функций между участниками разработки проекта было осуществлено следующим образом:

    Этапы проекта

    Деятельность преподавателя

    Деятельность студентов

    Выработка концепции

    Формирование задачи

    Выбор темы исследования и вид деятельности

    Определение целей и задач проекта

    Формулирует проблему (цель и конечный продукт проекта): найти материал для создания буклета по элементам таблицы Менделеева

    Определяют актуальность и важность данной проблемы: Подготовка материалов (статьи и фотографии) для буклета

    Разработка собственного варианта решения проблемы

    Помогает спланировать и организовать деятельность

    Анализ разнообразной информации

    Реализация плана действий

    Практическая помощь по необходимости

    Разбивка задачи по более мелким темам, которые выполняют 2-3 студента обсуждение  и поиск информации

    Подготовка к защите проекта

    Помощь в подготовке презентации

    Оформляют найденный материал, готовят электронную презентацию

    Реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности

    Помощь в осознании групповой работы и результатов проекта

    Представляют продукт деятельности, анализ своей работы, делятся впечатлениями

    Данный проект можно отнести к ознакомительно-ориентировочным (информационным) видам  работ.

    Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо придуманной структуры:  даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий и возможности систематической коррекции по ходу работы.

            По классификации проектов данную работу можно отнести к информационно-творческой, поскольку:

    1. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы.

    2. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

    Цели проекта:

    •        Ознакомить учащихся с историей открытия периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеевым;

    •        Раскрыть роль русского химика Д. И. Менделеева в создании универсальной классификации химических элементов — периодической системы;

    •        Расширить знания о химических элементах, истории их открытия, важности для здоровья человека.

    Задачи данного проекта включают в себя:

    Образовательные:

    • Сформировать знания о периодическом законе и периодической системе Д.И. Менделева.
    • Научить учащихся работать с периодической системой (уметь определять положение элемента в периодической системе, свойства элемента в зависимости от положения его в периодической системе).
    • Продолжить формирование умений работать с учебником и интернет источниками.

    Развивающие:

    • Развивать познавательный интерес учащихся;
    • Развивать наблюдательность, память (при изучении физического смысла периодического закона и графического его отображения).
    • Развивать умение сравнивать (например, сравнение свойств элементов в зависимости от их положения в периодической системе).
    • Научить учащихся обобщать и делать выводы.
    • Способствовать формированию научного мировоззрения;
    • Развивать логическое мышление, умение выделить главное, сравнивать, обобщать
    • Развивать умение работать в группах при изучении новой темы;

    Воспитательные:

    • Формировать основные мировоззренческие представления о познаваемости неживой природы;
    • Познакомить с ролью великого русского ученого Д.И. Менделеева в развитии химической науки.
    • Вырабатывать интерес к предмету, к истории развития науки, патриотизм, умение работать в группе, чувство сопричастности к общему делу.
    • Продолжать прививать интерес к химии через межпредметные связи, связь науки с жизнью;

    Межпредметные связи данной работы  просматриваются через взаимодействие с:

    - русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста;

    -формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

    - информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов);

    Более мелкие темы, на которые был подразделен проект студентами были следующими: история открытия таблицы; история первой периодической системы; современный вариант периодической системы; элементы периодической таблицы и их значение для организма человека при их избытке и недостатке – алюминий, мышьяк, водород, фтор, марганец, литий, медь, натрий, углерод, галий, йод, калий, цинк, железо, селен, золото, фосфор, магний, кальций, кремний, хлор и сера.

    Надо сразу отметить, что данные химические элементы были выбраны самими студентами, поскольку их интересовала так же и медицинская составляющая – их будущая профессия, а именно избыток и недостаток элемента в организме человека. С информацией по каждому элементу работала малая группа студентов из 3-4 человек, которые искали информацию по «своему» элементу. Поскольку они работали именно с теми элементами, которые их интересовали, то проявляли энтузиазм в поиске и получении информации. При работе с проектом были использованы следующие технологии в обучении студентов – технология проблемного обучения, работа с текстом источника и анализ текста, коммуникативное мышление.

    Студенты работали с интересом и на каждом общем собрании данного проекта они с удовольствием обсуждали материал, который нашли и что нового узнали о каком-то конкретном элементе – остальные участники собрания задавали вопросы, уточняя то, что осталось для них не понятным. Обсуждения готового проекта заняло достаточно много времени, так как каждый из участников вносил множество предложений, которые принимались или отвергались голосованием участников после подробного обсуждения.

    После окончания проекта можно сделать следующие выводы:

    - знания проявляются в нестандартной обстановке с использованием умений из разных образовательных областей;

    - выявляется уровень личностного отношения;

    - проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы*

    * Надо сказать, что когда начиналась работа над проектом, студенты только поступили в колледж и очень плохо знали друг друга. Постоянное общение, обсуждение сплотило этот небольшой коллектив и к концу работы в конце учебного года – завязалось множество дружеских связей.*

    - учениками проявляется учебная инициатива и самостоятельность.

    Метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает возможность развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно постепенно адаптироваться к изменившимся условиям своего обучения в новом учебном заведении. Однако, появление проектных задач требует от педагога пересмотра своих подходов к подаче материала своего предмета, поиску эффективных методов и форм работы.

    Литература

    1. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. – М., 2008. – 192 с.
    2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя/ под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.

    Интернет – источники:

    1. www.obuchonok.ru/node – темы исследовательских работ школьников старших классов
    2. https://docplayer.ru/50175422-Proektno-issledovatelskaya-rabota.html - проектно-исследовательская работа учащегося 10 класса «Химия и медицина»
    3. https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13716 - инновационные подходы к проектной деятельности школьников старших классов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение инновационных технологии для развития устной и письменной речи на уроках татарского языка и литературы.

    Применение инновационных технологии для развития устной и письменной речи на уроках татарского языка и литературы....

    Планирование к рабочей программе по дисциплине «Химия» для 1 курса медицинского колледжа

    Данное планирование соответствует рабочей программе учебной дисциплины «Химия» составленной на основе примерной программы (авторы: Габриелян О.С., Остроумов И.Г) и предназначенной для изучения химии в...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ I курс (Медицинский колледж)

    Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартовпо специальности среднего профессионального образования 060501 «С...

    Научно-исследовательская и проектная деятельность студентов и преподавателей Волоколамского колледжа права, экономики и безопасности

    Научно-исследовательская и проектная деятельность студентов и преподавателей Волоколамского колледжа  права, экономики и безопасности....

    Применение инновационных технологий при обучении математики в техникуме

    Применение элементов инновационных технологий при обучении мматематике....

    Применение инновационных технологий в образовательном процессе

    В исследуемой статье автором описана необходимость применения инновационных технологий в образовательном процессе с целью повышения качества обучения студентов в системе среднего профессионального обр...

    Применение инновационных технологий в проектной деятельности студентов 1 курса медицинского колледжа.

    Данная статья о новых технологиях, применяемых по проектной деятельности по химии на 1 курсе медицинского колледжа...