Научно-исследовательская и проектная деятельность студентов и преподавателей Волоколамского колледжа права, экономики и безопасности
статья на тему

Соловьева Елена Викторовна

Научно-исследовательская и проектная деятельность студентов и преподавателей Волоколамского колледжа  права, экономики и безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЛОКОЛАМСКОГО КОЛЛЕДЖА  ПРАВА ЭКОНОМИКИ И БЕЗОПАСНОСТИ

Преподаватель: Соловьева Е.В. 

Выбирая место получения профессионального образования, современные абитуриенты чаще отдают предпочтение высшим учебным заведениям: университетам, академиям, а СПО оказывается отодвинутой на второй план. Одним из подобных  учебных заведений системы СПО является Волоколамский колледж права, экономики и безопасности. Несмотря на то, что за эти годы колледж не раз менял название и статус (техникум, колледж), его цель – качественная подготовка специалистов, работающих в системе ОВД, МЧС, Кредитно-финансовых организациях – оставалась.

 В стенах учебного заведения всегда проводились научные исследования, в которых участвовали студенты. Таким образом, начало будущего научного студенческого общества прослеживается с первых лет основания нашего колледжа.

По каждой специальности есть возможность продолжить образование и заниматься научно-исследовательской и проектной деятельностью, в которую вовлечено большое количество студентов .

Тематика этих работ связана с исследованиями в области естественно-научных, правовых дисциплин. Выполняются проекты по созданию учебно-методических пособий, электронных образовательных ресурсов, используемых в педагогической деятельности.

Заниматься научно-исследовательской деятельностью студенты должны с первого курса,  набираясь опыта, поскольку проектная и исследовательская деятельность является одним из условий формирования профессиональных компетенций в тех профессиях, которые приобретаются обучающимися в Волоколамском колледже. В лучших традициях нашего колледжа всегда был творческий подход к воспитанию и обучению студентов, поэтому  использую возможности научно-исследовательской и проектной деятельности в своей педагогической практике.

 За прошедшие 5 лет студенты подготовили под моим руководством более 10 исследовательских работ, которые можно сгруппировать по следующему кругу проблем:

  1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

«Экомир, природоохранные технологии», «Великий потоп», «Лесопользование в РФ», «Состояние лесов Московской области», «Несовершенство правового режима недропользования», «История экологического законодательства в России»

2. Проблемы питания:

– «Мы то, что мы едим»;

– «ГМ-продукция».

3. Международная интеграция:

– «Экономическая интеграция РФ в международном пространстве».

– «Силиконовые, кремниевые долины».

– «Адронный коллайдер».

– «История символики России».

– «История географических названий в произведениях А.С. Пушкина».

4. Блок вопросов социальной направленности:

– «Социально-демографические проблемы РФ»;

– « Киборги, История пралимпийских игр»

– «Время и судьба. Хабаров Ерофей Павлович»

5. Исследования в области здоровьесбережения:

– «Исскуственная кожа»;

– «Исскуственная кровь»;

– «Наркотические вещества »

– «Экстракорпоральное оплодотворение »

– «Лазер в медицине »

– «Научные основы литературных сказок»

6. Краеведение:

– «Культурно-исторические достопримечательности Волоколамского района»

– «Знаменитые, забытые места Волоколамского района»

 

Многие из перечисленных тем имеют выход на региональный, межрегиональный уровень: 

1.Региональный этап Российского национального юниорского конкурса водных проектов-2014г. на базе МБОУ лицея №1 г. Краснознаменск М.О.:выступление с научным проектом «Великий потоп»- сертификат участников Регионального этапа Российского национального юниорского конкурса водных проектов-2014г.

2.Общероссийский конкурс «Историко-культурное наследие родного края»

БОУ СПО Омской области «Омский промышленно-экономический колледж» Научный проект:«Знаменитые, забытые места Волоколамского района» -диплом лауреата

3. 2-е Разумовские чтения научно-практическая,межрегиональная конференция.

Филиал ФГБОУ ВПО «МГУТУ» им К.Г. Разумовского в г. Волоколамске. 4 научных проекта(3 первых места, 2 призера)дипломы, сертификаты.

4.Общероссийский конкурс «Моя малая родина», «Славься Казачество»  Российская муниципальная академия 2 научных проекта: «Культурно-исторические достопримечательности Волоколамского района», «Время и судьба. Хабаров Ерофей Павлович»

5. Районная  научно-практическая конференция «Диалог с компьютером»

Тематическая презентация «Научные основы литературных сказок»

 Колледж постоянно осуществляет социального партнерство с Филиалом ФГБОУ ВПО «МГУТУ» им К.Г. Разумовского в г. Волоколамске ,принимая участие в традиционных Разумовских чтениях

 Основные направления социального партнерства:

– создание условий для становления мировоззрения и системы ценностных ориентаций студента;

– воспитание культуры межличностного общения;

– формирование здорового образа жизни;

– развитие творческой деятельности студентов, соотносимой с общим контекстом его будущей профессиональной деятельности.

Особый акцент в работе уделяется  формированию ЗОЖ и ценностных ориентаций студента. Традицией является организация и проведение творческих проектов в рамках  «Студенческой недели науки » ГБОУ СПО МО «ВКПЭБ»; организация и проведение конкурса «Географический меридиан» в рамках недели специалиста специальности «Пожарная безопасность» ГБОУ СПО МО «ВКПЭБ» Проведение конкурсов , эстафет; организации и проведению конкурса «Экология и человек» » в рамках недели специалиста специальности «Правоведение»  защита проектов.

 Цель данных проектов: апробация разнообразных методов и форм работы, помогающих эффективно развивать творческий потенциал в профессиональной подготовке студентов.

Наши студенты стали лауреатами Общероссийского конкурса «Историко-культурное наследие родного края» на базе БОУ СПО Омской области «Омский промышленно-экономический колледж»  научно-исследовательских, творческих работ студентов.

Таким образом,  проектная и исследовательская деятельность студентов под руководством преподавателя колледжа формирует ключевые общие и профессиональные компетенции в предметной области, в области информационных технологий, в проектно-аналитической деятельности и в плане продолжения образования и эффективного самообразования студентов.

Технология проектной деятельности на уроках дисциплин естественнонаучного цикла.

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой проблемы. Проектной деятельностью студенты колледжа занимаются   в рамках учебной  деятельности на дисциплинах  «География», «Экологические основы  природопользования», «Биология», «Экологическое право» и  др., выполняя проекты  по заданным  преподавателем темам. Чаще это  групповые работы, предполагающие  проведение небольшого исследования  и его дальнейшее представление  в виде проета на бумажном  носителе и его презентацию  в POWER POINT.

     Выполнение проектов вне учебных занятий предполагает участие

студентов в различных городских или международных мероприятиях. Так в течение  учебного года студенты колледжа принимали участие в  мероприятиях:

  • в рамках недели «Студенческой недели науки » ГБОУ СПО МО «ВКПЭБ»; организация и проведение конкурса «Географический меридиан»
  • в рамках недели специалиста специальности «Пожарная безопасность» ГБОУ СПО МО «ВКПЭБ» Проведение конкурсов , эстафет; организации
  •  в рамках недели специалиста специальности «Правоведение»  защита проектов.проведению конкурса «Экология и человек»  

     Следующим этапом овладения исследовательскими компетенциями является  внеаудиторная работа студентов. Отдельные студенты занимаются научно-исследовательской и проектной деятельностью, выходящей за пределы изучения дисциплин. Результаты этой работы ежегодно представляются на различных студенческих конференциях.

     За два последних учебных года, студентами колледжа под моим руководством были подготовлены и проведено участие в следующих конференциях:

  1.  Районная  научно-практическая конференция «Диалог с компьютером».

Тематическая презентация «Научные основы литературных сказок»;

2. 2-е Разумовские чтения научно-практическая ,межрегиональная конференция.Филиал ФГБОУ ВПО «МГУТУ» им К.Г. Разумовского в г. Волоколамске

  3.     Региональный этап Российского национального юниорского конкурса водных проектов-2014г. на базе МБОУ лицея №1 г. Краснознаменск М.О.


     

    По итогам общеколледжных конференций лучшие студенческие работы представляются на  региональные и международные конференции. Тезисы этих выступлений печатаются в сборниках материалов конференций.

Многолетний опыт работы в системе среднего профессионального образования позволяет отметить, что образовательный уровень студентов колледжа и материально-техническая база не располагают к глубоким научным исследованиям. Однако, несмотря на это, можно выделить несколько направлений по применению и внедрению различных видов и форм научно-исследовательской деятельности студентов на учебных занятиях и во внеучебное время: написание научных докладов, статей, подготовка сообщений; проведение олимпиад и научных конференций; разработка проектов и др.  На аудиторных учебных занятиях можно использовать различные ситуационные и проблемные задания, когда студенты в рамках обозначенной проблемы или цели проводят глубокие аналитические исследования в поисках нужных решений. Выполняя такие работы, обучающиеся приобретают новые познания в исследуемой области, делают личные открытия и накапливают опыт творческой деятельности. По выполненным работам можно судить о творческом потенциале каждого из студентов колледжа.

Учитывая специфику образовательного процесса в колледже и возраст студентов, считаю, что наиболее перспективной формой работы является использование проектного обучения, методической основой которого является метод проектов.

Научно-исследовательская работа студентов колледжа

     Основной целью профессионального образования в настоящее время является существенное повышение качества образования, разработка нового содержания образования, обеспечивающего востребованность и конкурентноспособность выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования на рынке труда.

     На сегодняшний день развитие научно–исследовательской деятельности в учреждениях среднего профессионального образования становится важнейшим средством обновления содержания и повышения уровня профессиональной подготовки в процессе модернизации системы профессионального образования

     Сегодня обществу нужны инициативные люди и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они отличаются высокой восприимчивостью, любознательностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений. Важно, чтобы будущий специалист мог преодолеть любые возникающие затруднения.

     Научно-исследовательская деятельность студентов – это процесс, формирующий будущего специалиста путем индивидуальной познавательной работы, направленной на получение нового знания, решение теоретических и практических проблем, самовоспитание и самореализацию своих исследовательских способностей и умений.

     

Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов колледжа является повышение уровня научной подготовки специалистов и выявление талантливой молодежи для последующего обучения в высших учебных заведениях. 

 

Основными формами НИРС в колледже  являются:

  • подготовка рефератов, докладов с обзором научных достижений в профессиональной области;
  • участие студентов в проектных работах;
  • участие в научных семинарах, конференциях, смотрах-конкурсах научных и учебно-исследовательских работ, олимпиадах по дисциплинам и специальности;
  • участие в городских, региональных и международных научных конференциях.

  В колледже ведется большая работа по привлечению студентов к научно- исследовательской деятельности. Под руководством опытных преподавателей учащиеся осваивают методы проведения исследований и приобретают практические навыки по выполнению научных проектов, происходит развитие их творческих способностей, самостоятельности, творческой инициативы в учебе и будущей профессии.

  Научно-исследовательская работа студентов в колледже - это система, основанная на единстве учебной, научной и воспитательной работы.

     Участие студентов в научно-исследовательской работе начинает переходить на качественно новую ступень: из средства развития творческих способностей отдельных, наиболее одаренных студентов она стала важным моментом повышения качества подготовки всех специалистов. Это потребовало создания в колледже такой системы организации научно-исследовательской работы студентов, при которой каждый студент за период обучения проходил бы необходимую школу творчества.

     Обучение студентов исследовательской деятельности проводится посредством  включения всех обучаемых в учебно-исследовательскую работу, с постепенной трансформацией её в научно-исследовательскую. Последовательное овладение исследовательскими компетенциями проходит через несколько этапов.

  Первый этап связан с овладением первоначальными компонентами исследовательской деятельности и связан с формированием навыков работы с научной литературой. Работа на 1 этапе начинается с первых дней пребывания студентов в колледже.  Во всех группах первого курса введена в учебный план, за счет вариативной части,  дисциплина «Организация работы с учебной информацией», в рамках которой студенты получают первые навыки подбора и технологии работы с информационными источниками. Работа по формированию исследовательских компетенций продолжается в течение первого года обучения в ходе выполнения реферативных работ, подготовки к публичным выступлениям и т.п.

  Второй этап работы связан с выполнением курсовых работ. За весь период обучения студенты пишут три курсовые работы и выпускную квалификационную работу.  Учебный процесс организован таким образом, что элементы исследовательской деятельности вводятся постепенно, усложняясь от курса к курсу. Сначала студенты пишут на первом курсе курсовые работы реферативного характера и знакомятся с основными методами исследования, применяемыми в изучаемых ими дисциплинах, на втором и третьем  курсах усваивают доступные им элементы исследовательских методик, пишут курсовые работы практического и исследовательского характера.

     Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой проблемы.

     

     Проектной деятельностью студенты колледжа занимаются   в рамках

 учебной  деятельности на дисциплинах  «Маркетинг», «Основы коммерческой  деятельности», «Базы данных» и  др., выполняя проекты  по заданным  преподавателям темам. Чаще это  групповые работы, предполагающие  проведение небольшого исследования  и его дальнейшее представление  в виде проета на бумажном  носителе и его презентацию  в POWER POINT.

     Выполнение проектов вне учебных занятий предполагает участие

студентов в различных городских или международных мероприятиях. Так в течение 2011/2012 учебного года студенты колледжа принимали участие в городских мероприятиях:

  1. Конкурс социальной рекламы «Мир без насилия», где представлялись проекты студентов в форме видеофильмов, буклетов, плакатов.
  2. Конкурс «Нобелевские лауреаты», на котоый студенты представили исследовательские работы, посвященные нобелевским лауреатам в области экономики В. Леонтьеву, П. Кругману.

     Третьим этапом овладения исследовательскими компетенциями является  внеаудиторная работа студентов. Отдельные студенты занимаются научно-исследовательской и проектной деятельностью, выходящей за пределы изучения дисциплин. Результаты этой работы ежегодно представляются на различных студенческих конференциях.

     За два последних учебных года, преподавателямии студентами колледжа были подготовлены и проведены следующие городские конференции:

  1. Российская государственная статистика.
  2. Страхование в современном мире: текущее состояние и перспективы развития.
  3. Документация в информационном обществе.

            
     

Все конференции проводятся  с приглашением специалистов тех организаций и предприятий, на которых студенты проходят практику. Поэтому на конференциях среди выступлений студентов колледжа и других учебных заведений есть выступления и специалистов-профессионалов.

     По итогам общеколледжных конференций лучшие студенческие работы представляются на  региональные и международные конференции. Тезисы этих выступлений печатаются в сборниках материалов конференций.

       Студенты колледжа под руководством  преподавателей активно участвуют  в написании научных статей  для заочных конференций. Так  за последний год студенты  колледжа были участниками следующих  конференций,  например:

  1. VII Международная научно-практическая конференция «Социально-экономическая роль денег в обществе».
  2. Региональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы российского менеджмента» и др.
  3. Городская научно-практическая конференция «Научно-технический прогресс как фактор качества современного профессионального образования».
  4. Международная конференция «Профессионализм и гражданственность – важнейшие приоритеты Российского образования 21 века» и другие.

      

     Система учебно и научно-исследовательской работы в колледже складывалась постепенно и постоянно корректируется.  На основе анализа результатов исследовательской работы разрабатываются и корректируются планы воспитательной, образовательной и учебно- производственной работы со студентами.

     Если мы хотим жить в развитом государстве, то в обществе необходимо утверждать приоритет духовности, интеллекта и культуры. Эту задачу могут решить только образованные люди, творчески относящиеся к делу. 
Хотелось бы пожелать студентам творческой устремленности к новым знаниям. Как только у человека проходит это стремление, он

Одним из направлений совершенствования образовательного процесса является научно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся. В сфере среднего профессионального образования научная деятельность становится важной составляющей учебного процесса, необходимым средством повышения мотивации к обучению и как следствие, хорошей профессиональной подготовки. Участие студентов колледжа в исследовательской деятельности делает их более конкурентоспособными при поступлении в вуз, а приобретенные исследовательские навыки выгодно выделяют обучающихся среди других и способствуют более быстрому формированию профессионального статуса.

Организацию научно-исследовательской работы в учебном заведении можно рассматривать как проектирование совместной познавательно-исследовательской деятельности педагогов и студентов. Под руководством педагогов студенты выполняют проектную, исследовательскую или творческую работу.

Рассматриваемая проблема не является новой. Исследовательская деятельность как средство развития личности представлена в трудах В. И. Загвязинского, И. А. Зимней, Т. И. Ерофеева, И. И. Ильясова, А. В.Коржуева, В. В. Краевского, А. М. Новикова, В. А. Попкова, В. А. Сластенина, М. Г. Ярошевского и др.; проблема формирования исследовательских умений обсуждается в трудах Д. Б. Богоявленской, Н. Е. Варламовой, В. П. Кваша и др.

Анализ психолого-педагогической и научной литературы позволил отметить, что «научно-исследовательская работа студентов (НИРС)» — понятие емкое и многогранное, которое включает следующие компоненты: процесс формирования научно-исследовательских умений; система методов, форм и средств формирования научно-исследовательских умений; система субъект-субъектных взаимодействий преподавателей и студентов, участвующих в НИРС.

Многолетний опыт работы в системе среднего профессионального образования позволяет отметить, что образовательный уровень студентов колледжа и материально-техническая база не располагают к глубоким научным исследованиям. Однако, несмотря на это, можно выделить несколько направлений по применению и внедрению различных видов и форм научно-исследовательской деятельности студентов на учебных занятиях и во внеучебное время: написание научных докладов, статей, подготовка сообщений; проведение олимпиад и научных конференций; разработка проектов для получения ГРАНТов; факультативные формы обучения; научно–исследовательские кружки и др. [3]. На аудиторных учебных занятиях можно использовать различные ситуационные и проблемные задания, когда студенты в рамках обозначенной проблемы или цели проводят глубокие аналитические исследования в поисках нужных решений. Выполняя такие работы, обучающиеся приобретают новые познания в исследуемой области, делают личные открытия и накапливают опыт творческой деятельности. По выполненным работам можно судить о творческом потенциале каждого из студентов колледжа.

Учитывая специфику образовательного процесса в колледже и возраст студентов, мы считаем, что наиболее перспективной формой работы является использование проектного обучения, методической основой которого является метод проектов.

Похожая статья: Организация научно-исследовательской деятельности магистров педагогического образования как часть профессиональной подготовки в области безопасности жизнедеятельности 

Термин «проект» происходит от латинского слова «projectus», что означает «брошенный вперёд». Под проектом понимают «технические документы — макеты создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов; предварительный текст какого-либо документа; план, замысел. Проектировать — значит составлять проект, предполагать сделать что-либо в будущем, намечать план, отображать предмет на плоскости» [2, с.492]. Применительно к учебно-познавательной деятельности студентов, проектирование или проективную деятельность  определяют как особый, специфический вид продуктивной деятельности, связанный с прогнозированием, планированием и моделированием, направленный на создание каких-либо учебных проектов, а также используемый для решения различных учебных задач и проблем на теоретическом и эмпирическом уровнях.

В учебном процессе метод проектов ориентирован на использование различных образовательных ресурсов, и подразумевает как самостоятельную работу с научно-исследовательской и учебной литературой на бумажных носителях, так и использование электронных информационных ресурсов.

В качестве основных требований к использованию метода проектов выступают: наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания и исследовательского поиска решения; теоретическая, практическая и познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов (определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотез для их решения, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы) [1].

При организации проективной деятельности мы исходим из того, что проект — это небольшая творческая работа, поэтапно — от идеи до её воплощения, обладающая объективной или субъективной новизной; в процессе работы над проектом обучащийся постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т. д. Проекты могут быть как индивидуальными, так и выполненными в группах.

Основными этапами проектной деятельности являются: организационно-подготовительный, технологический и заключительный, на котором происходит представление результатов и контроль деятельности учащихся [4].

Наиболее успешно проектная деятельность реализуется в Многопрофильном колледже МГТУ на кружковой работе по программе «Основы предпринимательства», где студентов обучают теоретическим и практическим аспектам предпринимательства и бизнес-планирования. Задача руководителей кружка — дать не только теоретические знания по организации бизнеса, но и научить студентов генерировать инновационные идеи, доводить их до практического внедрения.

Актуальность затронутой темы объясняется тем, что развитие предпринимательской деятельности в сфере высшего и среднего профессионального образования можно рассматривать как объективную необходимость и реальность современного этапа развития общества. Предпринимательство с одной стороны способствует формированию механизма взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг, а с другой — один из наиболее привлекательных путей для карьерного роста будущих специалистов, который обеспечивает мощную социальную поддержку студенчеству на будущее.

Государство активно поддерживает молодых людей в создании собственного дела, видя в них огромный потенциал для развития экономики страны. Поэтому так распространены в последнее время бизнес-форумы, конкурсы и фестивали для школьников и студентов, а также программы организационной и финансовой поддержки.

Предпринимательство как особый тип деятельности обладает огромным образовательным потенциалом для развития человеческих ресурсов, и обучать основам этой деятельности студентов — значит развивать их человеческий ресурс. В МГТУ каждому обучающемуся предоставляется возможность получения предпринимательских знаний и компетенций.

Похожая статья: Применение блочно-модульной технология в развитии профессиональной деятельности студентов колледжа 

Методика обучения предпринимательской деятельности включает теоретическую подготовку, исследование на предприятии и практическую (реальную) деятельность, в процессе которой формируются основные предпринимательские компетенции.

На занятиях по предпринимательской подготовке активно ведётся творческая деятельность по разработке предпринимательских проектов, которые впоследствии представляются на конкурсах различного уровня.

Студенты Многопрофильного колледжа принимали участие в открытом городском конкурсе проектных работ «Я выбираю профессию», где были представлены проекты студентов Многопрофильного колледжа и старшеклассников города. Организаторами данного мероприятия выступала не только городская администрация, но и частные организации, СМИ. Высоко оценило жюри проект по открытию парикмахерской «Селянка», выполненный Миндияровым Асылбеком, (гр. ПРК- 09), ставший победителем конкурса. Проекты «Открытие кулинарной школы» Ерлана Нагашибая (гр. МА11–1) и проект парикмахерская «Селянка» были отмечены Дипломами журнала «м,Артель» за осознанное проектирование своего профессионального будущего и активную жизненную позицию. Также сертификатами участника конкурса были отмечены Мокроусов Алексей (гр.ПРК-09) за разработку проекта по открытию предприятия «ТехноЭлита» и Волхонцев Максим (гр. МА11–1) за разработку проекта по открытию Фитнес клуба.

В соответствии с мировыми тенденциями подготовка к предпринимательской деятельности является одним из актуальных направлений современного образования и в нашей стране. Это отражено в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования и Концепции модернизации российского образования: «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия».

На решение этой задачи направлена предпринимательская подготовка в Многопрофильном колледже МГТУ, включающая овладение знаниями об организации собственного дела и специальными навыками, а также способствующая творческому развитию личности.

Таким образом, прогрессивная роль научно-исследовательской и проектной деятельности обуславливается тем, что в процессе активизации творческой направленности у будущих специалистов значительно расширяется сфера информационного восприятия и представления, формируются и совершенствуются определенные познавательные способности, гармонизируются процессы умственной деятельности и вырабатываются умения самостоятельного приобретения и применения знаний на практике.

Разделы: Преподавание географии 

Одним из важных направлений развития современной школы является социализация личности, т.е. развитие у учащихся социальных компетенций - способностей, основанных на знаниях и опыте, ценностях и склонностях, которые приобретены благодаря обучению. В педагогике как науке об образовании учитываются и используются все аспекты социализации для познания и передачи социального опыта и духовных ценностей от поколения к поколению.

Одним из эффективных способом социализации учащихся, активизации процесса самоопределения, актуализации целеполагания и планирования деятельности - является технология проектной деятельности.

Методов проект не является принципиально новым в мировой педагогике, он зародился в США в 20-е гг. XX в. У.Лилпатрик один из основоположников проектного метода обучения считал проектом любую деятельность, выполняемую "от всего сердца" с высокой степенью самостоятельности группой учащихся, объединенных в данный момент общим интересом. В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога П.Ф. Яаптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления [2].

Эффективность преподавания во многом зависит от умения учителя разнообразить учебный процесс. Одним из таких направлений является проектная технология.

Проектная технология может обеспечить проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания проекта - прообраза предполагаемого или возможного природного или социально-экономического объекта, состояния природных комплексов [1].

Это может способствовать более глубокому усвоению курса географии, практическому применению знаний. При этом учитель решает:

  • педагогические задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
  • практические задачи (реализация компетентностного подхода к результатам обучения);
  • социальные задачи (удовлетворение какой-либо социальной потребности).

В.В. Николина выделяет следующие виды проектов: табл1.

Критерии

Типы проектов

Содержание

Экологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие, историко-географические

Уровень интеграции

Монопредметные (выполняются на материале географии)

Межпредметные (учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике)

Надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу)

Продолжительность выполнения проекта

Мини-проект (несколько недель)

Средней продолжительности (несколько месяцев)

Долгосрочные (в течение года)

Количество участников проекта

Индивидуальные, групповые, коллективные

Способ преобладающей деятельности

Познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские

Использование средств обучения

Классические традиционные средства обучения (печатные, наглядные, технические) Информационные и коммуникативные (компьютерные) средства

Включенность проектов в тематический план

Текущие (на проектную деятельность выносится часть содержания) Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможно- сти; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельно- сть, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащими ся в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Среди школьников особенно популярны проекты по историко-географической, экологической, краеведческой, комплексно-географической тематике. Ценность работы над проектом в том, что в процес- се выполнения задания учащиеся осваивают ключевые компетенции: коммуникативные, учебно-познавательные, информационные, предметные, личностного саморазвития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность студентов в рамках выпускной квалификационной работы.

В статье раскрывается материал о применении  студентами  педагогического колледжа  в работе с дошкольниками на практике в ДОУ  метода проекта....

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов в части освоения основного вида профессиональной деятельности

Обучение и воспитание требуют от преподавателя организации учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов в части освоения основного вида профессиональной деятельности двух взаимосвязанны...

Реализация регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС

В статье раскывается вопрос реализации регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС...

Реализация регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС

В статье раскрывается вопрос реализации регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС...

Реализация регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС

В статье раскрывается вопрос реализации регионального образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ СПО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

В статье рассмотрено современное значение проектной деятельности  в развитии  профессиональных и личностных качеств студентов СПО....

Выступление на ПЦК на тему «Проектная деятельность студентов или как подготовить студента к проектной деятельности».

Выступление на предметно-цикловой комиссии на тему «Проектная деятельность студентов или как подготовить студента к проектной деятельности»....