Реализация регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС
статья на тему

Кулаганова Лариса Николаевна

В статье раскрывается вопрос реализации регионального образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кулаганова Лариса Николаевна

преподаватель,  ГБПОУ РХ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса»

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ СПО В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Мы живем в богатейшей и прекраснейшей Республике Хакасия. И нас, проживающих на территории Хакасии, затрагивает проблема сохранения хакасских традиций и культуры. Несмотря на принимаемые меры Правительством Республики Хакасия, проблемы в сохранении и развитии хакасского языка сохраняются. И мы, преподаватели - словесники, должны воспитывать у студентов гордость за свое Отечество, любовь к родному краю, языку, бережное отношение к памятникам материальной и духовной культуры.

«Техникум коммунального хозяйства и сервиса»  является экспериментальной площадкой по внедрению ФГОС СОО (на основании приказа МОиН РХ №100-10 от 10.09.2015 г.). Федеральный государственный образовательный стандарт указывает на необходимость разностороннего развития личности студента. Недостаточное количество часов (100 часов аудиторной работы на 1 курсе), выделяемых на изучение дисциплины «Русский язык и литература» в группах СПО не позволяют включить в рабочую программу национально – региональный компонент, поэтому его реализация осуществляется в проектно - исследовательской деятельности.

Реализация регионального содержания образования через проектную деятельность студентов как основного элемента нравственного, эстетического и гражданского воспитания в настоящее время весьма актуально.

Одним из направлений, дающих возможность проводить работу по изучению, сохранению традиций и культуры хакасского народа, является проектная деятельность студентов. За счёт подбора тематики проектов, направленных на изучение традиций и культуры хакасского народа, появляется возможность прикоснуться к литературе и культуре коренной национальности, позволяющая углубить работу по нравственному, эстетическому и патриотическому воспитанию.

В соответствии с данной целью требуется решение следующих задач:

- формирование у студентов представления о хакасской литературе, литературных традициях народа;

-  пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства родства с ее прошлым и настоящим, чувства толерантности к народам, населяющими нашу республику;

- воспитание художественного читательского вкуса. 

В «Техникуме коммунального хозяйства и сервиса» в 2016-2017 учебном году обучается 550 человек. Среди них на 1 курсе студентов среднего профессионального образования – 175 человек, из них 39 студентов хакасской национальности. В результате проведенного анкетирования среди студентов 1 курса СПО выяснилось, что знают родной язык из 39 человек всего 17 человек. Три человека, проживающих в городе Абакане и 14 - в сельской местности. Посещают мероприятия национальной направленности и интересуются историей и культурой Хакасии – из 175 человек - 48 студентов. Хотя 62 человека хотели узнать больше об обычаях и литературе коренной национальности. Такое возрастание интереса проявляется не только со стороны представителей коренной национальности, но и других национальностей, обучающихся в нашем техникуме.

В результате внедрения в проектно – исследовательскую деятельность регионального компонента вырос уровень заинтересованности, а также уровень общих образовательных компетенций и умений работать с информацией. Студенты охотно включаются в поисковую деятельность, учатся работать с информацией, собирая материал из разных источников, проявляют свою творческую фантазию. Согласно положения о проектной деятельности итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных студентами в ходе освоения программ общеобразовательных учебных дисциплин. Срок реализации проектов 1 год. Планирование исследовательской работы происходит в начале учебного года. Результатом подобной работы являются рефераты, электронные презентации, фильмы, исследовательская работа, творческая работа, проекты.

Мне хотелось рассказать о проекте «Легенды и сказания в топонимике Ширинского района». Этот проект был выполнен группой студентов, обучающихся по специальности «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование». Ребята изучили работы известных хакасских ученых, в том числе топонимический словарь Виктора Яковлевича Бутанаева. Студенты провели свою исследовательскую работу, в которой попытались объяснить происхождение топонимов Ширинского района, так как он является уникальным историко-культурным наследием и пользуется большой популярностью у туристов. Этимологию некоторых географических названий помогли раскрыть местные жители. В беседах они рассказали истории происхождения названий географических мест, услышанные от своих родителей. Систематизировав собранный материал, ребята смонтировали фильм «Легенды и сказания Ширинского района». В дальнейшем мы планируем провести экскурсию со студентами нашего техникума по достопримечательностям данной территории.

В работе со студентами над проектами по творчеству хакасских поэтов: «Пейзажная лирика в творчестве Н.Г. Доможакова», «Поэтическое наследие Валерия Майнашева» выяснилось, что многих студентов заинтересовали стихи поэтов Хакасии. И тогда пришла идея проведения конкурса чтецов «Цвети, моя Хакасия». Студенты проявили инициативу и творчество: читали наизусть понравившиеся стихи любимых поэтов, представили стихи своего собственного сочинения. Конкурс чтецов позволил понять историческое место национальной литературы, её истоки, становление, традиции, развить эмоционально-ценностный мир личности студентов через сопереживание героям.

Студенты имеют разный интеллектуальный уровень, разные способности и интересы, поэтому для некоторых групповая проектная деятельность – это работа, которая играет огромную роль в развитии личности. Мной для группы студентов была предложена тема проекта «Происхождение фамилии рода Янгуловых».  Ребята исследовали происхождение фамилии Янгуловых из Ширинского и  Орджоникидзовского районов, познакомились с историей развития рода. Для этого был собран материал в разных источниках информации. Взаимодействуя в группе, студенты поняли, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи.

Таким образом, в ходе работы над проектами мировоззрение студентов стало меняться при обращении к культурному наследию хакасского народа. У студентов, с помощью доступных для понимания средств материальной и духовной культуры, повысился уровень положительного отношения к своей малой родине, родной стране. Региональный компонент направлен на сохранение и культивирование уникальности каждого студента в постоянно изменяющемся социуме и на удовлетворение естественной потребности развивающейся личности в познании себя в окружающем мире.

Библиографический список

  1. Анжиганова Л.В. Традиционное мировоззрение хакасов. Абакан, 1995.
  2. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан, 1996.
  3. Бутанаев В.Я. Топонимический словарь Хакасско-Минусинского края. – Абакан: издательство Хакасского государственного университета, 1995.
  4. Джуринский А.ПI. Педагогика межнационального общения. М.: ТЦ Сфера, 2007.
  5. Положение о проектной деятельности участников образовательного процесса ГБПОУ РХ «ТКХиС».
  6. Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, 1957; Токарев С.А. Пережитки родовых отношений у хакасов в XIX в. — В кн.: Сибирский этнографический сборник. М., 1952.
  7. Приказ Министерства образования и науки РХ №100-10 от 10.09.2015 г.
  8. Юденко О.Н. Особенности формирования национального самосознания школьников. Красноярск, 2003
  9. Юрьева М. «Уникальная культура Хакасии станет самостоятельной сферой экономики» / Юрьева М. // Хакасия.- 28 июня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО

Применение метода проектов при изучении "Менеджмента", "Маркетинга" и других спецдисциплин в среднем профессиональном образовании....

Выступление на региональном научно - методическом семинаре "Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС" по теме "Использование возможностей социальных сетей в воспитательной работе"

Елхимова О.А.Использование возможностей социальных сетей в воспитательных целях Позиция классного руководителя в студенческой группе специфична, с одной стороны он проводит много времени с учащим...

Проект на тему "Реализация требований ФГОС на уроках истории и обществознания через исследовательскую деятельность студентов "

"Учебный процесс в условиях введения ФГОС на примере  уроков истории и обществознания". Прилагается теоретическая часть и презентация....

Реализация регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС

В статье раскывается вопрос реализации регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС...

Реализация регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС

В статье раскрывается вопрос реализации регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС...

Реализация образовательных потребностей государства и общества в иноязычном образовании в условиях введения ФГОС

С внедрением информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения заметно возросла мотивация к предмету. Ученики получили возможность применять свои знания и навыки в новых условиях. Компьютерн...

«Реализация образовательных потребностей государства и общества в иноязычном образовании в условиях введения ФГОС»

работа. заключающая в себе основные требования к Федеральным образовательным стандартам...