Индивидуальное занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (в соответствии с требованиями ФГОС НОО (вариант 2.2))
план-конспект урока

Старикова Наталья Васильевна

Данное индивидуальное занятие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по варианту 2.2 (для слабослышащих). На занятии формируется совокупность универсальных учебных действий. Используются технологии, которые способствуют формированию слухового восприятия, коррекции произносительных нарушений. Для создания комфортных условий для слухозрительного и слухового восприятия устной речи ребенком с нарушенным слухом применяется звукоусиливающая аппаратура - беспроводные FM-системы,  которые позволяют повысить эффективность восприятия звучащей речи и неречевых звучаний, локализовать звук в пространстве, в том числе быстро находить говорящего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx166.89 КБ

Предварительный просмотр:

казённое общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

Технологическая карта занятия по формированию речевого слуха

 и произносительной стороны устной речи

(в соответствии с требованиями ФГОС НОО (вариант 2.2))

в 3 «А» классе

Стариковой Натальи Васильевны,

учителя-дефектолога

высшей квалификационной категории

2015-2016 уч. г.

Учебный предмет

Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Класс

 3 «А»

Тема 

Дифференциация звуков [Л-Р] в слогах, словах, фразах.

Диалог по теме «Люди и животные».

Цель урока:

  1. Формирование фонетически внятной речи.
  2. Работа над восприятием речевого материала разговорно-обиходного характера, связанного с учебной деятельностью и изучением общеобразовательных предметов.

Задачи урока:

-Закреплять навыки правильного, дифференцированного произношения звуков  [Л-Р] в слогах, словах, фразах в разных позициях при чтении и в самостоятельной речи;

-Использовать остаточный слух для самоконтроля произношения   посредством слухового восприятия речи с помощью ИСА и специальной звукоусиливающей аппаратуры;

-Развивать слуховое внимание, фонематический слух, мышление, умение передавать различные эмоциональные оттенки высказывания;

-Воспринимать речевые и неречевые звучания  с электронных носителей, а также речь в условиях шума.

-Закреплять полученные знания, умение рассуждать, самостоятельно вести диалог.

-Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира, дать понятие о единстве мира и окружающей природы.

Оборудование

 Маска, беспроводная FM система Phonak, профили звуков,  компьютер, презентации, картинки, таблички, глобус.

Планируемый результат УУД

Предметные УД

Формирование самоконтроля произношения звуков [Л-Р] в самостоятельной речи.  Умение  различать на слух предложения и вопросы с ИСА на расстоянии 2-3м. Совершенствуются навыки общения (диалогическая, монологическая речь). Умеет передавать различные эмоциональные оттенки высказывания.

Личностные УД

Ученица умеет сопереживать, выражать собственные мысли и чувства в простых по форме высказываниях. Говорит понятно для окружающих.

Метапредметные УД

Делает простые выводы, обобщения, умеет переносить знания в измененные условия.

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I. Оргмомент

-Здравствуй, Алина!

-Посмотри, что это у меня?

-Как ты думаешь, из какой она страны? Предположи.

-Я тебе не скажу  откуда  привезли эту маску.

-Ты бы хотела попасть в эту страну?

-Попроси маску, чтобы она показала, откуда она..

- Маска прищурила глаза, чуть заметно улыбнулась в знак согласия.

-А на чем мы туда отправимся?

-Расстояния большие. Может быть сапоги – скороходы?

На помощь приходит маска. Если выиграешь шахматный бой, будут у нас сапоги.

 (презентация игры)

-Здравствуйте, Наталья Васильевна!

-Это маска.

-Я не знаю. Может из Франции, Амнрики…

-Да.

-Маска, покажи нам свою страну

-высказывает предположения

II. Формирование произношения

Игра «Шахматные баталии»

-Посмотри на профили, какие это звуки?

-Если ты согласна, нажимай на слово - ДА, а если не согласна, на слово - НЕТ. (слухо-зрительно)

- Веришь ли ты, что это гласные звуки?

-Веришь ли ты, что они звонкие?

-Веришь ли ты, что при произношении этих звуков язык внизу?

-Веришь ли ты, что они одинаково произносятся?

- Чем похожи эти звуки?

-Чем отличаются?

-Задание выполнено.  Надевай сапоги, мы отправляемся в путь.

(Появляется глобус)

-Перелетев Средиземное море , мы оказываемся в …

У нас гость. Послушай загадку: Африканская коняшка, полосатая тельняшка.

(выкладывается на карту Африки картинка зебры). Она предлагает поиграть с ней.

-Это звуки Л и Р.

-Нет, это согласные звуки.

-Да, эти звуки звонкие.

-Нет, при произношении этих звуков язык вверху.

-Нет, при произношении звука Р – язык вибрирует(дрожит).

-Они согласные, парные  и звонкие.

-У звука Р – язык вибрирует (дрожит), а у звука Л – нет.

 

-(показывает на карте),… Африке.

-Это зебра.

ФП. Дифференциация звуков Л-Р (слог, слово, предложение)

Игра «Чуткое ухо»

-Прочитай слоги с ударением

-Алина, возьми карандаш и будь внимательна. Если услышишь слово со звуком Л, закрась круг, со звуком Р – квадрат, а если в слове есть и Л и Р  - закрась треугольник.

КЛАРНЕТ, КОРАЛЛЫ, КЛАРА, ПРАВИЛО, КАРЛ, ОДУШЕВЛЕННЫЕ,  УКРАЛ.

Прочитай медленно, в  быстром темпе.

И это задание выполнено. Перед нами величайшая в мире пустыня Сахара. Это очень жаркое место на земле, там огромные горы песка. Пустыня неохотно пропускает людей, но если выполним ее задание, то сможем ступить на ее просторы.

ра – ра – ла

ры – лы – ры – ры

лу – ру – ру – лу -лу

ры – ла – ры – ло - ры - рэ

 

        

КАРЛ У КЛАРЫ УКРАЛ КОРАЛЛЫ,

КЛАРА У КАРЛА УКРАЛА КЛАРНЕТ.

III. Развитие слухового восприятия

Игра «Толстые и тонкие вопросы»

-Слушай внимательно (восприятие с электронного  носителя), после правильного ответа на экране появляется картинка.

-Чей это голос?

-Куда улетают перелетные птицы?

-Прочитай фразу с удивлением.

-Подчеркни главные члены предложения.

Очень жарко, но что это впереди?   Закрывай глаза (звук - шум воды)

Это самая длинная река в мире. А в ней живет…собери слово: Д И К О Р К О Л        

Он просит рассказать о наших животных.

-Это голос льва.

-Перелетные птицы улетают в  теплые края

- Сахара – самое жаркое место на земле (читает по табличке)

-Мы перелетели Средиземное море. (табличка)

-высказывает предположения. Это река Нил.  

- КРОКОДИЛ

Диалог по теме «Люди и животные»

  • Ты любишь животных? 

  • Алина, животных, у которых нет дома как называют?

  • А что бы ты сделала, если бы увидела на улице бездомного животного?

  • А если родители против взять животного домой?

  • А ты знаешь, что у нас в городе есть фонд помощи бездомным животным?

  • А как узнать телефон и адрес этого фонда?

        

И это задание успешно выполнено. Надевай сапоги - скороходы, нам пора возвратиться.

-….

  • Бездомные животные.

  • ….

  • ….

  • Можно посмотреть в Дубль гисе.

IV. Итог занятия.

Рефлексия

-Алина, ты поняла, откуда эта маска?

 

 -Крокодил оставил тебе телеграмму. Закончи предложения, оцени себя.

-Я отправлю ему телеграмму.

-Наше занятие закончено. Снимай аппаратуру.

-До свиданья!

-Да, это африканская маска.

Мне понравилось на занятии…

Было трудно…

Я удивилась…

-До свидания!        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 4 класс (вариант 1.2) Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Текст «День рождения»

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны  речи4 класс (вариант 1.2)Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш].Текст «День рождения»...

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 6-7 класс (вариант 1.2) Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П]. Текст «Спорт»

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны  речи6-7 класс (вариант 1.2)Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П].Текст «Спорт»...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в соответствии с требованиями ФГОС НОО (вариант 2.2) в 5 «А» классе

Формирование фонетически внятной речи.  Работа над восприятием неречевого звучания и речевого материала разговорно-обиходного характера, связанного с учебной деятельностью и изучением общеоб...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в соответствии с требованиями ФГОС НОО (вариант 2.2)

Формирование самоконтроля произношения звука [Л] в самостоятельной речи.  Умение  различать на слух предложения и вопросы с ИСА на расстоянии 1-2м. Совершенствуются навыки общения (диалогиче...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 7 «А» классе

Занятие направлено на формирование фонетически внятной, естественной  речи обучающихся с нарушениями слуха, а а также умение вести диалог, монолог....

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 1 классе

Индивидуальное занятие проведено дистанционно во время самоизоляции. Содержит игры на ориентировку в пространстве и развитие речевых компонентов....

Индивидуальное занятие по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи с учащимся 1 класса второго отделения

Темы занятия: ФП. Звуки «Ш-Ж. Дифференциация. Работа над паузами в тексте.РСВ. Тема «Одежда». Восприятие предложений, словосочетаний, слов.Цели: ФП. дифференцировать произношение зву...