СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ППРС В ДОУ
статья

Педагогам важно осознать, что созданная среда и ее компоненты влияют на формирование гражданской идентичности личности,  а социализация здесь обеспечивается путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, создания этнокультурной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_i_individualizatsiya_v_dou.docx35.21 КБ

Предварительный просмотр:

 Подлинно человеческая, гуманистическая организованная окружающая среда, по сути своей «вторая природа» человека, является основой проявления и укрепления в сознании ребенка доверия к окружающему миру, уверенности, что ближайшее окружение не может причинить ему вреда. Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно – развивающем взаимодействии с взрослыми и с другими детьми.

Основным приоритетным направлением в деятельности ДОУ является – познавательно – речевое развитие детей - одна из главных линий развития дошкольника.

Речевое развитие ребенка – один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющий уровень социальных и познавательных достижений дошкольника – потребностей и интересов, знаний, умений, навыков.

В соответствии с ФГОС ДО, все содержание и организация образовательной деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности – как сквозных механизмов развития ребенка. Проявление разных видов активности

– главный показатель развития личности.

Только тогда, когда ребенок получает право на свободный выбор заинтересовавшей его деятельности, он начинает проявлять себя как творческая личность. Предметный мир, а не только педагог побуждает ребенка к активным

самостоятельным действиям. В связи с этим возрастает роль предметно – пространственной среды и е развивающая функция.

По концепции С.Л. Новоселовой, «развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика.

      Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка».

Предметно - развивающая среда – совокупность природных, социальных, культурных, предметных средств, удовлетворяющих потребность актуального, перспективного ближайшего развития ребенка, становление его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие его деятельности.

Как отмечает О.А. Комарова, понятие «развивающая предметно – пространственная среда» охватывает и пространственную ее организацию, и соответствующее наполнение. Эти взаимосвязанные характеристики имеют существенное значение.

Развивающая среда, ориентированная на индивидуальные траектории развития дошкольников, направлена на формирование общих, универсальных структур психики (когнитивных, мотивационно - потребностных).

Развивающая среда призвана помочь ребенку определить свою уникальную траекторию в обществе, в котором он растет, и реализовать е во взаимодействии с социумом.

Индивидуализация развития обеспечивается в зоне ближайшего развития, когда ребенок в процессе общения и сотрудничества с взрослым реализует свой уникальный потенциал и развивается в том темпо – ритме, который соответствует его психике, и в тех видах деятельности, которые в наибольшей степени отвечают возрастным задачам развития.

Социализация представляет собой последовательное, всестороннее включение ребенка в общество, эмоциональное позитивное усвоения им норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности.

Посредниками и проводниками социализации ребенка являются сначала родители, затем другие значимые взрослые, в первую очередь воспитатели.

Благодаря особой среде, созданной в дошкольной организации, у ребенка формируются представления об обобщенных, универсальных правилах и нормах поведения, требованиях социального окружения и способах построения отношений с обществом через отношения с взрослыми и группой сверстников.

Построение предметной среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать деятельность ребенка, направленную на его развитие и саморазвитие под наблюдением взрослого.

В «Концепции построения развивающей среды в дошкольном учреждении» В.А.Петровского изложены принципы построения предметно развивающей среды в образовательном учреждении:

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Первоочередным условием осуществления личностно – ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Отсутствие контакта не позволяет решить, какие бы то ни было образовательные задачи, которые ставят перед собой педагог. В то же время установлению контакта препятствуют принципиально разные позиции, которые преимущественно занимают воспитатель и ребенок: даже физически воспитатель, как правило, находится в позиции «сверху», а ребенок – «снизу».

Принцип активности, самостоятельности и творчества.

Возможность проявления активности и формирования у детей и взрослых своего предметного окружения.

Ребенок и взрослый как бы становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно – развивающего взаимодействия взрослого и ребенка – творцами своей личности и своего здорового тела.

Принцип стабильности, динамичности развивающей среды.

Предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей.

Для того чтобы окружение все же оставалось для ребенка приемлемым и удобным, надо дать возможность менять окружающую среду, создавать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями.

Стабильность и устойчивость, прежде всего, должна проявляться в более или менее постоянной группе детей.

- Принцип комплексирования, гибкого зонирования.

Реализуется возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребнка и взрослого.

Среда должна быть так организована, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. При этом естественно учитываются интересы взрослых, которые взаимодействуют с детьми.

Принцип эстетической организации среды.

Должно быть не только уютно, но и красиво. Хороший интерьер группы развивает чувство прекрасного. В оформлении помещений желательно соблюдать единый стиль, использовать только высокохудожественные произведения профессионалов.

Принцип открытости, закрытости.

Новый проект среды должен иметь характер открытой, не замкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию.

Создание развивающей образовательной среды представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Составляющие этой системы, на наш взгляд, неразрывно связаны с основными направлениями работы учреждения в условиях введения ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной выразительности у детей младшей группы «Ансамбля русской народной песни» средствами индивидуализации обучения.

приобщение детей к фольклору и развитие их творческих способностей, путём погружения в этнокультурные традиции....

Буклет «Технологии работы с детским коллективом как механизмом социализации и индивидуализации личности обучающихся в условиях ФГОС»

Буклет «Технологии работы с детским коллективом    как механизмом социализации и индивидуализации личности обучающихся в условиях ФГОС» для педагогического совета. Автор-составитель: Са...

Потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной организации образовательной среды детей с ОВЗ

Этот доклад будет интересен для педагогов при работе с детьми ОВЗ. Материал поможет лучше узнать о создании специальной коррекционно - развивающей среды для детей сОВЗ....

Статья "Особенности социализации детей дошкольного возраста, в условиях семейной группы организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Социализация воспитанника, находящегося в государственном учреждении по той или иной причине, имеет много сложностей, и вообще очень трудоемкий и многообразный процесс. Социализация такого ребенка нач...