Конспект бинарного урока по истории и английскому языку
план-конспект урока

Кострова Алия Мухаметжановна

Урок на тему "Традиции празднования Нового года и Рождества в России и Великобритании" (для 1-2 курсов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Бинарный урок по истории и английскому языку

I. Вводное слово:

Наверное, нет ни одного человека на Земле, кто бы не любил этот волшебный праздник. И взрослые, и дети с нетерпением ждут новогодней ночи, верят, что в эту ночь обязательно случится чудо, и добрый Дед Мороз исполнит самое заветное желание, а под ёлочкой непременно окажется подарок для каждого.

И сегодня мы узнаем много интересного об этом празднике и, конечно же, поиграем.

II. Рассказ Костровой А.М. об историческом аспекте празднования Нового года и Рождества в России

1. Сведения о праздновании Нового года в России появляются с конца 15 века: «Парижский словарь московитов» (16 век) сохранил русское название новогоднего праздника: «Первый день во году».

Каждый год начинался с 1 марта по юлианскому календарю, а оканчивался 28 февраля, или 29 февраля в високосные годы.

2. В 1492 году, который был 7 000 годом от сотворения мира, царь Иван III повелел своим царским указом перенести празднование начала нового года на 1 сентября, объединив его, таким образом, с праздником сбора урожая и сроком сбора податей и оброка

Во время празднования Нового года в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Начиналась церемония около 9 часов утра по современному счёту.

На соборной площади Московского Кремля, напротив северных дверей Архангельского собора, перед Красным крыльцом устраивался большой помост. Помост покрывался персидскими и турецкими коврами. Между Архангельским собором и Иваном Великим на помосте устанавливали три аналоя — два для Евангелий и один для иконы Симеона Столпника Летопроводца. Перед аналоями ставили большие свечи, стол с серебряной чашей для освящения воды. Напротив аналоев ставили два места: слева для патриарха, справа для царя.

Патриарх в сопровождении духовенства выходил на действо из западных ворот Успенского собора. Они несли иконы, кресты и хоругви. Когда патриарх выходил на площадь, с Благовещенской паперти выходил царь. Шествия патриарха и царя сопровождалось колокольным звоном на Иване Великом. Звон прекращался после того, как патриарх и царь занимали свои места.

Царь выходил в праздничной одежде, прикладывался к Евангелию и иконам, его благословлял патриарх. Патриарх в специальной речи спрашивал о здоровье у царя. Царь ответную речь заканчивал словами «…дал Бог, жив».

Духовенство и бояре занимали места по чину у мест царя и патриарха. Соборная площадь была заполнена служилыми людьми.

Начиналась служба, митрополитыархиепископыепископы и другие духовные лица подходили по двое с поклоном к царю и патриарху. После службы патриарх обращался с длинной «здравственной» речью к царю. Царь отвечал короткой речью и прикладывался к Евангелию и иконам. После этого царя и патриарха поздравляли с новым годом духовные власти; по два в ряд и с низким поклоном. Царь отвечал поклоном головы, а патриарх — благословением. Потом царя поздравляли бояре и прочие светские чины с поклоном на большой обычай (почти до земли). При этом один из старейших произносил поздравительную речь. Потом бояре поздравляли патриарха. Когда взаимные поздравления заканчивались, царя поздравляла вся площадь. Все присутствующие на площади, включая стрельцов, били челом в землю. Государь отвечал поклоном.

После окончания действа царь уходил на обедню в Благовещенскую церковь

3. При  Петре I  в России, начиная с 1700 года от Рождества Христовановый год стали праздновать ежегодно 1 января по тому же самому юлианскому календарю.

Город украсили можжевеловыми, еловыми и сосновыми ветвями.

После смерти Петра I, введённый им обычай украшать жилища хвойными ветками и деревьями забылся и возродился в XIX веке, но уже как рождественский обычай

4. 1 (14) февраля 1918 года в Советской России был введён григорианский календарь, и празднование наступления 1919 года состоялось уже по новому стилю.

Кроме того, возник так называемый Старый Новый год, приходившийся на 14 января. Новый год уже превратился в чисто светский праздник, а Рождество - в церковный

5. По-настоящему всесоюзным праздником Новый Год стал только в СССР.

Этому предшествовала отмена Рождества в 1929 году (стало обычным рабочим днём пятидневки) и введения фактически запрета на его празднование в рамках атеистической кампании, проводимой в СССР. Специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений.

Впервые Новый год стали праздновать в 1935 году: Дед Мороз, ёлка (дерево и сам праздник), подарки под ёлкой — все неизменные атрибуты старого Рождества сделались «новогодними».

В январе 1937 года у Деда Мороза появилась обязательная спутница — Снегурочка, истоки которой лежат в языческой мифологии

6. В 1954 году впервые зажглась главная ёлка страны - Кремлёвская

В 1960-е гг. появились собственные атрибуты Нового года: мандаринысалат оливье, бой курантов, во время которого нужно обязательно загадать желание, торжественное обращение государственного лидера к гражданам страны. В Российской империи в новогоднюю ночь проводились балы, в советское время на смену им пришли, как и в ряде других стран, новогодние огоньки и застолья, которые сопровождают традиционные песни, такие как «В лесу родилась ёлочка» и «Пять минут».

        7. С конца 1970-х годов в Советском Союзе появилось модное веяние связывать приход Нового года с одним из животных китайского гороскопа (крысабыксвинья и другие)

        8. С конца 1980-х годов всё более популярной становится американская святочная символика: оленья упряжка Санта-Клауса, сочетания красного с зелёным в декоративных элементах, открытки с изображениями венков, которые в России обычно не приняты.

        В продажу начали поступать бытовые фейерверки и постепенно вошло в традицию сразу после полуночи зажигать их.

Рождество

1. На Руси праздник Рождества стал официальным торжеством с крещения князя Владимира в конце X века.

Начиная со дня Рождества и вплоть до Масленицы было принято заключать трудовые и финансовые договоры на год

2. В конце XVII - начале XVIII веков из Польши в Россию проник вертепный театр: на Рождество в специальном ящике-вертепе с помощью кукол разыгрывались сценки о рождении Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода. Позже появились и другие сюжеты. Эта традиция продержалась вплоть до Октябрьской революции 1917 года

3. 1852 году - первая публичная ёлка в здании петербургского Екатерингофского вокзала

К концу XIX века непременным атрибутом Рождества как в городе, так и в деревне стала украшенная рождественская ёлка, а подарки разносил Дед Мороз.

Ёлку украшали яблоками, мандаринами, сухими фруктами (абрикосами, инжиром, черносливом), медовыми пряниками, зажигались свечки

4. С 1929 года в советской России было запрещено отмечать Рождество Христово. С этим запретом отменялась и рождественская ёлка, которая стала называться «поповским» обычаем.

5. В 1935 году рождественские традиции были приняты как часть светского празднования Нового года (1 января). С тех пор «рождественская ёлка» в современной России устойчиво воспринималась как «новогодняя». Подарки, посещения Деда Мороза также стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации.

Праздник Рождества отмечался 7 января, в соответствии с православным календарём.

6. Традиция официального празднования Рождества на государственном уровне была возрождена в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее православный праздник Рождества нерабочим днём. Уже 7 января 1991 года было нерабочим.

7. В настоящее время Рождество является частью общих «новогодних каникул», которые начинаются от Нового года (или накануне) и продолжаются до Рождества.

Традиционные рождественские блюда

Главными и обязательными на рождественском столе в старой России являлись разнообразные блюда из свинины: зажаренный поросёнок, фаршированная свиная голова, жареное мясо кусками, телячий или свиной студень, заливная рыба.

На рождественский стол подавали также много других мясных блюд: гуся с яблоками, зайца в сметане, дичь, баранину, рыбу целиком и т. д.

Непременным блюдом на Рождество, как и на другие праздники, были пироги: закрытые и открытые, ватрушки, калачи, пирожки, колобки, кулебяки, курники, лодочки, саечки, расстегаишаньги. Готовили запеканки, блины. Начинок было множество, на всякий вкус (травяные, овощные, фруктовые, грибные, мясные, рыбные, творожные, смешанные).

Сладкие блюда, подаваемые на рождественский русский стол, не были разнообразны. Это ягоды, фрукты, пастила, пряники, хворост, печенье, мёд. Пили взвары (компоты и сладкие супы, сбитень), кисели, с начала XVIII века — китайский чай

III. Кострова А.М.:

        Широка страна моя родная... В России сегодня 85 субъектов, проживает более 190 народов, у которых есть свои национально-религиозные традиции празднования Нового года и Рождества.

        Давайте познакомимся с некоторыми из них: выступления студентов Безгина С. (якуты), Деменкова А. (татары), Арефина Д. (евреи), Чекарева Д. (калмыки).

IV. Выступление Беспалько Е.М. и Демьяновой Ю.И.

V. Выступление студентов на английском языке

VI. Соревновательная часть:

1. Кострова А.М.

2. Беспалько Е.М. и Демьянова Ю.И.

VII. Подведение итогов

Викторина

1 тур. Здравствуй, Дедушка Мороз, борода из ваты..

Австралия

Финляндия

Китай

Франция

2 тур. Образы нового года и Рождества в культуре

1. Снегурочка, Васнецов Виктор Михайлович, 1899

2. Снегурочка, Римский-Корсаков Николай Андреевич

3. Морозко, 1964 г.

4. Вечера на хуторе близ Диканьки, Н. В. Гоголь

3 тур. Блиц-опрос

  1. Как звали прапрадеда Деда Мороза? (Морозко или Дед Трескун)
  2. Как называется волшебная палка Деда Мороза? (Посох)
  3. Сколько лошадей запрягает в сани Дед Мороз? (Трех)
  4. Что символизирует тройка лошадей? (Зимние месяцы)
  5. Город в котором находится резиденция Деда Мороза в России (Великий Устюг)
  6. Двоюродная сестра снежинки? (Сосулька.)
  7. На какой башне Кремля бьют куранты? (На Спасской).
  8. Куда традиционно ходили друзья 31 декабря в известном новогоднем кино-шлягере? (В баню).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План бинарного урока (литература + история) по теме "Отражение революции в творчестве В. В. Маяковского"

План бинарного урока (литература + история) с применением технологии проблемного обучения....

Методическая разработка бинарного занятия по информатике и английскому языку на тему: Красоты Москвы

Методическая разработка бинарного занятия по информатике и английскому языку на тему: Красоты Москвы...

План-конспект открытого урока по учебной дисциплине "Иностранный язык (английский) для студентов 2 курса специальности "Дошкольное образование" "Образование в Великобритании"

План-конспект открытого урока по учебной дисциплине "Иностранный язык (английский) для студентов 2 курса специальности "Дошкольное образование" "Образование в Великобритании"....

ОТКРЫТЫЙ УРОК по истории и английскому языку на тему: «История родного края. Чехов». «The history of native land.Chekhov ».

Как вы думаете для чего современному человеку нужно знать историю своего родного края на иностранном языке?                Мн...

Конспект бинарного урока (история+литература)

В рамках конкурса бинарных уроков мы с коллегой разработали наш урок по теме: «Культура в меняющемся мире. Особенность советской культуры  20-30 –х гг. XX века».Цель у...

Методическая разработка бинарного урока по астрономии и английскому языку «Известные астрономы и их открытия. Космология 20 века»

Цель данного бинарного урока: формирование у учащихся четкого представления о структуре, происхождении и эволюции Солнечной системы на основе законов и теорий величайших физиков и астрономов, а также ...

Открытый бинарный урок по истории и литературе Тема урока: «Культура советского общества в 1920-1930 гг: Эпоха в повести М. Булгакова «Собачье сердце».

Цели:Закрепить понятие о сатире, через «погружение в текст» показать мастерство и гражданское мужество М. Булгакова;Развивать навыки монологического высказывания через анализ художественно...