Конспект бинарного урока (история+литература)
план-конспект урока

Светлана Матанова

В рамках конкурса бинарных уроков мы с коллегой разработали наш урок по теме: «Культура в меняющемся мире. Особенность советской культуры  20-30 –х гг. XX века».Цель урока: Рассмотреть и определить особенности развития культуры в 20-30 годы XX века на основе исторических событий.

Тип занятия: Проблемный семинар

В результате изучения темы студенты должны достигнуть следующих планируемых результатов:

Знать:

  • историю России, стран Европы и США в 20-30-е гг. XX века, иметь представления об особенностях исторических процессов;
  • авторов произведений русской и мировой классической литературы и их нравственно-ценностное влияние на формирование национальной и мировой культуры.

Уметь:

  • работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
  • ОК.3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
  • ОК.6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

К уроку прилагаются презентация и работы ребят.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ БИНАРНОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНАМ  «ИСТОРИЯ», «ЛИТЕРАТУРА»

Дисциплина

«ИСТОРИЯ», «ЛИТЕРАТУРА»

Группа

МЦИ 22/9

Тема занятия

Культура в меняющемся мире. Особенность советской культуры  20-30 –х гг. XX века

Тип урока

Проблемный семинар

Цель занятия

Рассмотреть и определить особенности развития культуры в 20-30 годы XX века на основе исторических событий.

Задачи

Образовательная: изучить и расширить представления по учебной проблеме на основе изучения мировой и отечественной культуры в 20-30 гг.

Развивающая: развить способности анализировать и систематизировать материал, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свою точку зрения, оценивать деятельность исторических лиц;

Воспитательная: формировать самостоятельность, умение работать в группе. Создание условий для формирования патриотического отношения к отечественной культуре.

Планируемые результаты

Знать:

  • историю России, стран Европы и США в 20-30-е гг. XX века, иметь представления об особенностях исторических процессов;
  • авторов произведений русской и мировой классической литературы и их нравственно-ценностное влияние на формирование национальной и мировой культуры.

Уметь:

  • работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Формируемые компетенции

ОК.3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК.6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Методы

Репродуктивный, частично-поисковый, продуктивный

Средства ИКТ

ноутбуки, мультимедийный проектор, экран

Учебники, раздаточный материал, пособия, методические указания

Основные источники:

  1. 1.Артемов В.В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/М.: Издательский центр «Академия», 2017.-446 с.
  2. Обернихина Г.А. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/М.: Издательский центр «Академия», 2010.-656 с.

Дополнительные источники:

  1. История Якутии (1917 – 2003): Учебное пособие/Мин-во науки и профес. обр. Республики Саха (Якутия)/Авт.- сост. В.И.Пестеров и др; Под ред. М.М. Хатылаева. – 2-е изд., доп. – М.:Омега – Л, 2005. – 229 с., с илл.

Дополнительная литература:

1 Винокуров – Урсун Н.Е. Союз писателей Якутии. - Я.: Бичик,  2009г.

2. Егоров А. Писатели Якутии. – Я.: Якутское книжное издательство, 1981г.

Интернет-ресурсы:                                                                                                                                                                                                                                                                1. Мудл. Литература. Уч. в 2ч. Ч.2 (СПО)_под ред. Обернихиной_2015 -400с.pdf (3072.ru)

2. Российская электронная школа (resh.edu.ru)

3. История - https://c1623.c.3072.ru/course/view.php?id=1772#section-0

Этапы знаний

Содержание этапов

Организационный этап (7 мин)

Цель для преподавателя:

- создать проблемную ситуацию для включения учащихся в учебную деятельность;

-способствовать повышению мотивации учения

Цель для студента:

-включиться в учебную деятельность;

-подготовиться к выполнению учебной задачи

-формирование мировоззрения, логико-теоретического и интуитивного мышления.

Приветствие, эмоционально-психологический настрой студентов,

фиксация отсутствующих, Целевая установка на урок. Мотивация.

- Сегодня у нас интегрированный урок. Кто мне скажет, как вы понимаете слово «интеграция»? И сегодня литература и история сошлись, чтобы показать эту взаимосвязь.

- Можете ли сказать, насколько тесно связаны предметы история и литература?

(ответы студентов)

- Время стремительно мчится вперед, круша старые идеалы и возводя новые,  хорошо забытые старые ...

ДЕМОНСТРАЦИЯ РОЛИКА (0,30 МИН.)

подразумевает «Мозговой штурм» с целью выявления темы урока.

- Ребята, предположите  какой будет тема сегодняшнего урока?

(варианты ответов студентов).

(КУЛЬТУРА В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ)

-Правильно. «Культура в меняющемся мире». Также рассмотрим  особенности Советской культуры  в 20-30 –е гг. XX века.

- Исходя из темы, озвучьте, пожалуйста, цель урока

(ответы студентов)

Цель урока: Рассмотреть особенности культуры в 20-30 годы XX века на основе исторических событий.

- Может ли один человек что-либо изменить? Как конкретные исторические личности повлияли на историю? Назовите их.

-А вы знаете кто такой Конфуций?

 Конфуций предостерегал: " Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен! "
  - Наш прославленный  поэт Ф. И. Тютчев  -  славил время перемен, когда человек может реализоваться, лично увидев, а может и изменив, ход исторических событий... 

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

- Кто же прав - Конфуций или Тютчев?! 

(ответы студентов )

- С мудрецом сложно не согласиться, ведь любые глобальные изменения требуют жертв: невозможно построить что-то новое, не разрушив чего-то устаревшего. Об этом писали многие литераторы, в произведениях которых можно найти подходящие примеры, подтверждающие их позицию.

Мы рассмотрим  мировую и отечественную культуру  20-30-х  гг. XX века, коснемся советской литературы и зарождающейся литературы Якутии и примем участие во Всероссийском конкурсе «Моя профессия – мое будущее». Вы должны показать взаимосвязь вашей профессии с историей (в частности кинематографом, наукой и техникой), литературой (зарубежные и отечественные писатели 20 века).

Для этого нам необходимо разделиться на 3 творческие группы и подготовить конкурсный материал в едином ключе, но в разных форматах на тему «История возникновения моей профессии, ее настоящее и будущее».

Чтобы понять, какие параллели можно провести между историей и вашей профессией вам надо обратиться к учебнику «История» на стр.322.

Группа, работающая над буклетом, обращаетесь к материалу на 322 стр. Раздел «Наука и техника».

Группа, работающая над видео, обращайтесь к учебнику, стр.325 в раздел «Кинематограф».

Группа, работающая над презентацией, обращайтесь к учебнику «Литература», стр.535.
1. Презентация в формате Power Point 97-2017;
2. Видеоролик;
3. Буклет - рекламно-информационный материал, содержащее текстовую и графическую информацию о профессии (формат JPEG, PNG, допускается PDF.

-Давайте разделимся на группы по предпочтениям.

БУКЛЕТ    ВИДЕО      ПРЕЗЕНТАЦИЯ

(Студенты группы самостоятельно выбирают себе направление, за исключением группы Презентация).

- На ваших столах лежат Инструкции по созданию конечного продукта.

Критерии оценки конкурсных материалов.

 1. Раскрытие сути выбранной профессии, ее профессионально важных качеств;

2. Обоснование собственного отношения к профессии; авторское мнение о перспективе развития своих творческих способностей в данной профессии;

3. Творческий подход к оформлению и подаче информации;
4. Лаконичность изложения материала, грамотность;
5. Качество исполнения работы (композиция, цветовое решение и аккуратность оформления.)

При соблюдении всех пунктов критериев выставляется 5 баллов.

Этап актуализации знаний (8 мин)

Цель для преподавателя:

-Актуализировать знания по пройденной теме

-Развивать формы самоконтроля

-Стимулировать активность, инициативу студентов.

Цель для студента:

-Актуализировать знания необходимые для восприятия учебного материала

-Выявить и устранить личные пробелы, знании содержания изучаемого материала.

 -Развивать навыки самоконтроля

Цель достигается посредством;

- организацией  фронтального опроса по пройденному материалу

-организацией тестирования по литературе с самопроверкой.

История, будучи наукой о свершившихся фактах, предлагает нам, живущим сегодня, извлекать из нее уроки.

Литература же способствует духовному и эмоциональному обогащению личности, помогает в нравственных категориях осознать и прочувствовать уроки жизни.

Социально-экономическая и политическая обстановка в мире.

-Давайте вспомним, что происходило на Западе в 20-30 гг. XX века?

(ответы студентов, перечисляют все из того, что им запомнилось из материалов предыдущих занятий)

-Как будут выходить западные страны и США из Великой депрессии?

-Какая историческая личность повлияла на ход истории США и помогла ей выйти из Великой депрессии? Каким образом?

-Мы с вами охарактеризовали социально-экономическую жизнь, а что вы можете сказать о политической обстановке в европейских странах?

(ответы студентов)

-Не случайно у нас сегодня урок истории и литературы. Все исторические события находят отражение на страницах литературных произведений.

-Почему Мир первой половины 20 века называли и продолжают называть «ревущие 20–е».

Это было время, когда идеалы  прежнего мира оказались пересмотрены и выброшены. Они вдруг стали багажом, который мешал идти в светлое будущее...

Появляются  новые направления в культуре: авангардизм, импрессионизм, «поток сознания» и др. Ведущим направлением этого времени в искусстве становится модернизм.

Одновременно весь технический прогресс, смена социальных и культурных идеалов — привело к тому, что целое поколение после войны стали называть «Потерянным поколением»: Эрнест Хемингуэй, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Эрих Мария Ремарк, Ричард Олдингтон, Уильям Фолкнер и многие другие.  Это были люди, начавшие взрослую жизнь на фронтах Первой мировой войны и не сумевшие психологически приспособиться к мирной жизни.

Социально-экономическая и политическая обстановка в России.

-А что же происходило у нас в России?

(ответы студентов)

-Советская литература создает образ «новых людей». Для советской литературы 30-х годов характерно утверждение настоящего и обращённость в будущее. Непременно светлое и счастливое будущее, которое строится сейчас. Пусть ценой невероятных усилий и изнурительного труда.

Актуализация по литературе (презентация, самопроверка)

Основной этап (40 мин)

Цель для преподавателя:

-создать условия для эмоционального восприятия материала

-обеспечить понимание планируемой работы;

-создать условия для максимальной реализации, ситуации «успешности» каждого студента-участника семинара

-организовать групповую работу

-регулировать ход занятия, помогать выйти студентам из затруднительных положений.

-обеспечить условия для самостоятельного выполнения поставленных задач

-формировать умения анализировать результаты своей работы

-отрабатывать навыки  взаимопроверки по заданным критериям

Цель для студента:

- ознакомиться с заданием

- настроиться на выполнение задания

-выполнить поставленные задачи в соответствии со своими возможностями

-Огромное влияние научно-технического прогресса на изменение облика мира позволяет говорить об особой роли науки в жизни современного человечества. Новые черты появились в сфере искусства, возникло множество направлений в художественном творчестве. Благодаря распространению кино, радио, телевидения, культура стала массовой и вы нам сейчас это докажете на деле.

- Ребята, приступаем к практической части нашей работы. Не забываем, что ваши работы будут направлены на X Всероссийский конкурс обучающихся СПО «Моя профессия – моё будущее»

Практическое задание

РАБОТА НАД ПРОЕКТАМИ

-А теперь приступаем к работе, но не забываем о ключевом вопросе нашего урока: КТО ЖЕ ПРАВ? КОНФУЦИЙ или ТЮТЧЕВ?

Вам отводится 25 минут на поиск ответа на этот философский вопрос. Группа, работающая над созданием ролика, направляется в кабинет Видеомонтажа, остальные продолжают работать на местах.

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ - 15 минут.

Просмотр буклета, презентации, видеоролика.

(оценивание работ - взаимопроверка)

Цели достигаются посредством:

- постановки конкретной учебной цели

- обеспечения понимания планируемого результата деятельности

- организации активной самостоятельной деятельности студентов

- постановки вопросов требующих активной мыслительной деятельности

Заключительный этап (5 мин)

Цель для преподавателя:

-провести анализ и оценку успешности достижения цели урока, перспектив последующей работы;

-мобилизовать студентов на рефлексию результатов учебной деятельности

-выставление и обоснование отметок

Цель для студента:

-осознание значимости полученных результатов и готовность использовать их в дальнейшей деятельности

-умение составлять связное аргументированное высказывание

Подведение итогов. Рефлексия.

Ну что же,  ребята, все мы видим, какие прекрасные работы у вас получились. На следующем уроке их немного доработаем и отправим на конкурс.

Мы  вас просили не забывать о ключевом вопросе нашего занятия.  Кто же прав: Конфуций или Ф. Тютчев?  Блажен ли  тот, кто  посетил  сей мир в минуты роковые или все – таки  не дай нам Бог жить в эпоху перемен?

 (ответы ребят)

И Конфуций, и Тютчев были правы, когда указывали на опасность эпохи перемен, но  эта же эпоха может стать  и возможностью для  реализации, покорения определенно новых вершин.

Рефлексия

- Главные выводу по уроку мы сделали, кто-то узнал для себя что-то новое, кто-то убедился в правоте своих убеждений.

А теперь просим вас ребята выбрать одно из этих высказываний и обосновать свой выбор.

  • Я узнал много нового…
  • На занятии было над чем подумать…
  • На все вопросы возникающие в ходе занятия я получил ответы..
  • На занятии я работал добросовестно и цели занятия достиг…
  • Мне это пригодится в профессиональной деятельности…


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого бинарного урока технология (швейное дело) + биология в 7 классе на тему: «Лён и хлопок. Ткани из растительных волокон и их свойства»

Бинарный урок был проведен в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении "общеобразовательная школа №30" г. Белгорода. В данном образовательном учреждении обучаются дети с ограниченными возм...

Конспект бинарного занятия

Здесь представлены материалы открытого бинарного занятия по анатомии и ТОМУ....

План-конспект бинарного урока.

План-конспект бинарного урока по теме урока: "Технологическая последовательность обработки юбки"....

Конспект бинарного урока по теме " Механические передачи, применяемые в тяговом подвижном составе"

Конспект бинарного урока по теме:" Механические передачи, применяемые в тяговом подвижном составе"...

Конспект бинарного урока по истории и английскому языку

Урок на тему "Традиции празднования Нового года и Рождества в России и Великобритании" (для 1-2 курсов)...

Конспект открытого бинарного урока история-литература

Тема войны в русской литературе остается актуальной, потому что немало испытаний выпало на долю нашей страны: борьба с иноземными захватчиками в 12-15 веках, Смутное время 17 века, Отечественная война...