Конспект бинарного занятия
план-конспект занятия на тему

Вахитова Эльмира Хабибрахмановна

Здесь представлены материалы открытого бинарного занятия по анатомии и ТОМУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_binarnogo_zanyatiya.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Наряду с традиционными методами реализации взаимосвязи теории с практикой полноправное место при подготовке специалистов в профессиональных учебных заведениях занимает бинарная модель обучения, когда  занятия ведут два или более преподавателей. Такие занятия позволяют реализовать межпредметные связи и интегрировать знания из разных учебных дисциплин для достижения единой цели, дают возможность применить полученные знания на практике. Вашему вниманию предлагается бинарный урок по дисциплинам: «Анатомия и физиология человека» и «ТМУ».

     В связи с тем, что физиологические основы появления пульсовой волны и анатомическая локализация мест наилучшего определения пульса изучается на занятиях по анатомии и физиологии человека, а также определение пульса и его характеристики изучаются на занятиях по ТМУ, было решено для наилучшего усвоения материала студентами объединить изучение взаимосвязанных тем на бинарном занятии.

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Дисциплины: Анатомия и физиология человека.

                         Технология оказания медицинских услуг.

Тема учебного занятия: Физиология сердечной деятельности. Артериальное  кровоснабжение. Исследование пульса на лучевой артерии.

Продолжительность учебного занятия: 90 минут

Тип учебного занятия: Комбинированный

Вид учебного занятия: Бинарный

Преподаватели: Вахитова Эльмира Хабибрахмановна,

                               Баскулина Галина Павловна

Ведущие методы: объяснительно-иллюстративный, интерактивный, практико-ориентированный

Формы организации деятельности студентов: индивидуальная, фронтальная, парная

Методическая цель: показать методику проведения бинарного урока как одной из форм реализации межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин

Цели урока: формирование и первичное закрепление знаний по анатомии и физиологии сердечно - сосудистой системы; формирование умений по исследованию пульса на лучевой артерии

Задачи:

  • обучающие – проверить знания по анатомии сердечно - сосудистой системы;                                        

сформировать знания по физиологии сердечной деятельности;                            

          определить места наиболее поверхностного расположения артерий;

          дать представление о пульсе и его характеристиках;

          сформировать умения по исследованию пульса и навык

          заполнения   медицинской документации          

  • развивающие – развивать логическое мышление, активность, внимание, память, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; сформировать у студентов умение применять теоретические знания на практике
  • воспитательные – сформировать профессиональный интерес;

развивать коммуникативность; сформировать профессиональные компетенции по оказанию медицинских услуг в рамках своих полномочий; обучить соблюдению принципов профессиональной этики

Межпредметные связи:

анатомия ↔ физиология ↔ ТМУ ↔ клинические дисциплины

Студент должен знать:

  • строение и топографию сердечно - сосудистой системы;
  • физиологию сердечной деятельности;
  • области кровоснабжения крупных кровеносных сосудов;
  • места наиболее поверхностного расположения артерий;
  • историю пульсовой диагностики;
  • характеристики пульса

Студент должен уметь:

  • показать на фантоме сердца его основные анатомические образования
  • находить места наиболее поверхностного расположения артерий для определения пульса
  • исследовать пульс на лучевой артерии
  • давать характеристику пульса
  • уметь заполнять медицинскую документацию (ф 004)

Самостоятельная работа студентов на занятии:

заполнение таблицы «Сердечный цикл», определение на рисунке мест наиболее поверхностного расположения артерий для определения пульса, работа с алгоритмом манипуляций, заполнение таблицы «Норма-тахикардия-брадикардия», практическое выполнение манипуляций в форме ролевой игры «медсестра-пациент», работа с плёнкой ЭКГ(оценка ритма и частоты пульса)

Виды контроля: блиц- опрос, опрос по фантому сердца, текущий контроль  выполнения письменных заданий (заполнение таблицы, работа с рисунком), вопросы самоконтроля, контроль за выполнением манипуляции, графический диктант

Материально-техническое оснащение: мультимедийное оборудование, фантомы (сердце, рука, скелет) плакаты, секундомер, учебная медицинская документация, плёнки ЭКГ.

                         

                        Хронологическая карта занятия.

1. Организационный этап – 3 минуты

2.Актуализация ранее полученных знаний –10 минут

3.Формирование и первичное закрепление новых знаний –30 минут

4.Применение теоретических знаний на практике –30 минут

5.Закрепление знаний и навыков –10 минут

6.Заключительный этап – 7 минут

                                             Ход занятия:

№ п/п

Наименование этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность

студентов

1.Организационный этап

1.1

Организационный момент

проверка внешнего вида, готовность кабинета к учебному занятию;

проведение переклички

приветствуют преподавателя;

1.2

Объявление темы занятия; постановка цели занятия

объявляет тему занятия и его цели, эпиграф к занятию

(слайды 1 -3)

слушают тему и цели занятия; записывают в конспекте тему занятия

2.Актуализация ранее полученных знаний

2.1

Блиц-опрос

активизирует мыслительную деятельность студентов посредством поставленных вопросов

(приложение 1)

отвечают на поставленные вопросы устно с места

2.2

Работа с фантомом сердца

опрашивает строение сердца по фантому

(приложение 2)

показывают на фантоме структуры сердца

2.3

Составление логических цепочек

проверяет правильность составления цепочек

из предложенных карточек

 (приложение 3) составляют логические цепочки «большой и малый  круги кровообращения», «артерии верхней и нижней конечности»

3.Формирование и первичное закрепление новых знаний

3.1

Физиология сердечной деятельности

3.1.1

Изложение теоретических вопросов  о сердечном цикле

объясняет понятие «сердечный цикл», его фазы, продолжительность каждой фазы (слайд 4)

рассказывает по плакату  о процессах, происходящих в сердце в каждую фазу

внимательно слушают, отмечают в конспекте: понятие «сердечный цикл», его фазы, продолжительность каждой фазы;

 отвечают на поставленные вопросы

3.1.2

Демонстрация фильма о сердечном цикле

показ анимации о сердечном цикле из интернет – ресурсов:

www.youtube.com/watch?v=fGTX2I1a

WRw‎

внимательно смотрят анимацию, отвечают на вопросы

3.1.3

Работа с таблицей  «Сердечный цикл»

объясняет методику заполнения таблицы, проверяет правильность заполнения

самостоятельно на местах заполняют таблицу (приложение 4)

3.2

Места наиболее поверхностного расположения артерий

3.2.1

Сообщение о местах наиболее поверхностного расположения артерий

показывает  места наиболее поверхностного расположения артерий  и показывает связь между ними и местами  для определения пульса (слайд 5, плакат)

внимательно слушают, отвечают на поставленные вопросы

3.2.2

Работа с рисунком

«Места нахождения пульса на теле человека»

объясняет механизм расстановки обозначений на рисунке; проверяет правильность заполнения

самостоятельно на местах работают с рисунком

3.3

Историческая справка об истории пульсовой диагностики.

3.2.1

Сообщение об истории пульсовой диагностики.

слушает, а затем комментирует доклад

студентка  докладывает историческую справку

4.Применение теоретических знаний на практике

4.1

Исследование пульса на лучевой артерии

4.1.1

Инструктивная часть.

показывает на фантомах (скелет, рука) ориентиры для определения пульса на лучевой артерии;

обучает методике исследования  пульса на лучевой артерии (параллельно слайды и практическое обучение)

внимательно слушают, смотрят; работают с алгоритмом манипуляции

 отвечают на вопросы

4.1.2

Ролевая игра «медсестра-пациент»

контролирует и оказывает помощь в выполнении манипуляции

работают в парах: определяют пульс на лучевой артерии, дают ему характеристики

4.2

Работа с раздаточным материалом

4.2.1

Наглядная демонстрация одной из характеристик пульса – ритмичность

проверяет правильность определения ритмичного и аритмичного пульса на плёнках ЭКГ

(раздаточный материал)

самостоятельно определяют: на каких плёнках ЭКГ пульс ритмичный, а на каких- аритмичный

4.2.2

Работа с таблицей «Норма – тахикардия - брадикардия»

проверяет правильность заполнения таблицы

заполняют таблицу

4.2.3

Работа с учебной медицинской документацией (форма 004)

объясняет правильность заполнения граф медицинской документации в разделе «пульс» и проверяет правильность заполнения

заполняют  учебную медицинскую документацию

5. Закрепление знаний

5.1

Итоговый контроль практических навыков

оценивает технику выполнения манипуляции

демонстрируют умение выполнять манипуляции «Исследование пульса на лучевой артерии» (работа в парах)

5.2

Графический диктант

проверяет правильность ответов на графический диктант

письменно отвечают на вопросы графического диктанта

6.Заключительный этап

6.1

Рефлексия и подведение итогов

выясняет, как студенты осознали содержание пройденного; подчеркивает важность пройденного материала

проводят рефлексию «приращения» знаний и достижения цели

6.2

Информация о домашнем задании

даёт задание по повторению теоретической части пройденного материала и практическое задание: исследовать пульс на родственниках; даёт задание ответить на вопросы самоконтроля

записывают домашнее задание

Литература:

 А.Г.Калигина, В.П. Смирнов Основы сестринского дела. Руководство по медицинским манипуляциям. М . «Медицина» 2006

В.Я.Липченко,Р.П.Самусев Атлас нормальной анатомии человека – М. «Медицина» 1988;

М. Р. Сапин, Д.Б.Никитюк Анатомия человека (с элементами физиологии) – М. «Медицина»,2003;

Интернет – ресурсы: www.youtube.com/watch?v=fGTX2I1aWRw‎

Приложение№1.

Вопросы по анатомии сердечно –сосудистой системы.

1.Отделы сердечно - сосудистой системы .

2.Что представляет из себя сердце? Где оно расположено?

3.Из скольких слоёв состоит стенка сердца? Их названия.

4.Снаружи сердце покрыто ещё одной оболочкой, какой? Её функции?

5.Какие виды сосудов вы знаете?

6. Чем отличаются артерии и вены?

7.Какие сосуды входят в состав микроциркуляторного русла? Что происходит на уровне микроциркуляторного русла?

8.Самый крупный артериальный сосуд в теле человека? Её части?

9.Какие артерии отходят от восходящей части аорты? Что кровоснабжают?

10. Какие артерии отходят от дуги аорты? Плечеголовной ствол делится на…?

11.Общие сонные артерии делятся на…? Что они кровоснабжают?

12.Отделы нисходящей части аорты. Что кровоснабжают париетальные и висцеральные ветви нисходящей части аорты?

13.На уровне четвёртого поясничного позвонка аорта делится на две …, которые в свою очередь делятся на …

14.Внутренние подвздошные артерии кровоснабжают… Наружная подвздошная артерия несёт кровь к …

Приложение №2.

 

Работа с фантомом сердца.

1.Сколько камер в сердце человека? Их названия. Показать на муляже.

2.Где располагается трёхстворчатый клапан? Где митральный? Показать на муляже.

3.Что отделяет правое предсердие от левого? желудочки? Показать на муляже.

4.Что впадает в правое предсердие? Показать на муляже.

5.Что впадает в левое предсердие? Показать на муляже.

6.Из левого желудочка выходит …? Показать на муляже.

7.Из правого желудочка выходит…? Показать на муляже.

8.К свободным краям створок предсердно-желудочковых клапанов крепятся…?,которые берут начало от …? Показать на муляже.

9.У места выхода аорты и легочного ствола располагаются …? Показать на муляже.

Приложение №3.

Составление логических цепочек.

1.Предложены карточки с названиями: правое предсердие, левое предсердие, правый желудочек, левый желудочек, аорта, легочной ствол, артерии большого круга кровообращения, микроциркуляторное русло, вены большого круга кровообращения, нижняя и верхняя полые вены, легочные артерии, сосуды лёгких, легочные вены.

Необходимо составить цепочки: «большой круг кровообращения», «малый круг кровообращения».

2.Предложены карточки с названиями артерий: подключичная ,подмышечная, плечевая, локтевая, лучевая, артерии кисти, наружная подвздошная, бедренная, подколенная, передняя большеберцовая, задняя большеберцовая, артерии стопы.

Необходимо составить цепочки: артерии верхней и нижней конечностей.

Приложение №4.

Таблица «Сердечный цикл».

Фазы сердечного цикла

Длительность фазы (с)

Перемещение крови

Состояние створчатых клапанов

Состояние полулунных клапанов

1.

2.

3.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка бинарного занятия: « Путешествие по маршруту знаний»

При конструировании современного урока все чаще используются различные формы и методы организации обучения. Потому современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривает...

План-конспект бинарного урока.

План-конспект бинарного урока по теме урока: "Технологическая последовательность обработки юбки"....

Конспект бинарного урока по теме " Механические передачи, применяемые в тяговом подвижном составе"

Конспект бинарного урока по теме:" Механические передачи, применяемые в тяговом подвижном составе"...

Конспект бинарного урока по истории и английскому языку

Урок на тему "Традиции празднования Нового года и Рождества в России и Великобритании" (для 1-2 курсов)...

Конспект бинарного учебного занятия по УД «История», «Иностранный язык» «Образование в России: вчера, сегодня, завтра»

Cравнение правовых образовательных моделей Российской Федерации и Советского союза и создание собственной правовой модели «Школы будущего»....

Конспект бинарного урока (история+литература)

В рамках конкурса бинарных уроков мы с коллегой разработали наш урок по теме: «Культура в меняющемся мире. Особенность советской культуры  20-30 –х гг. XX века».Цель у...

ЗАНЯТИЕ для обучающихся СПО по теме «СМЫСЛ ЖИЗНИ» (бинарное занятие с участием преподавателя биологии)

Цель занятия: Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями, продолжить формирование ценностных ориентаций.Формирующиеся ценности: доброта, отзывчивость, вни...