Октябрьская революция 1917 г. в России
план-конспект занятия

Кострова Алия Мухаметжановна

Конспект и материалы к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

"Октябрьская революция 1917 г. в России"

Тип:  Комбинированный

Задачи:

Образовательные: Познакомить студентов с событиями Октября 1917 года и декретами, принятыми Вторым Съездом Советов.

Развивающие: Формировать умения сравнивать, анализировать, аргументировать или опровергать спорные утверждения.

Воспитательные: Воспитывать способности всесторонне оценивать изучаемый материал, воспринимать и альтернативные взгляды на события, формировать навыки самоконтроля, межличностного и группового взаимодействия

Методы и формы обучения и воспитания:

  1. Объяснительно-иллюстративный (объяснение, показ, демонстрация, проектирование)
  2. Проблемный и частично-поисковый (проблемная беседа, формулирование проблемы)
  3. Исследовательский метод (решение теста и проблемной ситуации)
  4. Методы взаимодействия : учитель - ученики, ученик-ученик: групповая ролевая игра, выступление с сообщением, выполнение заданий (заполнение кластера), самопроверка, моделирование схем.
  5. Методы контроля и самоконтроля (проверка заданий, деятельность экспертов)
  6. Методы формирования личностных результатов (внушение, рефлексия, аналогия, воспитывающие ситуации

Ход занятия:

1. Вступительное слово педагога        

2. Работа с презентацией "От Февраля к Октябрю":

  • актуализация пройденного материала, тест
  • постановка проблемы занятия
  • рассказ педагога о событиях, предшествующих Октябрю 1917 г.

3. Работа по заполнению кластера "Октябрь 1917 г.":

  • работа по группам с документами по выявлению причин революции на основе выступлений представителей разных слоев населения выявить общие наболевшие проблемы для всех и различия во взглядах на происходящее (записывают в кластер)

4. работа с презентацией "От Февраля к Октябрю"

  • рассмотрение хроники Октября (записывают в кластер)
  • выступление студента с презентацией "Портретная галерея революции" (записывают в кластер)

5. Работа с документами:

  • по группам работают с декретами
  • выступают с обоснованием содержания декретов
  • записывают в кластер

6. записывают в кластер новые органы власти

7. Обсуждение итогов и последствий революции (записывают в кластер)

Преобразования в промышленности:

- созданы фабрично-заводские комитеты;

- введен декрет о рабочем контроле с целью не допустить остановки предприятий, обеспечить их сырьем и распределять выпускаемую продукцию;

- создан единый Государственный банк;

- 2 декабря 1917г. Создается ВСНХ, который проводит конфискацию предприятий;

- взят курс на государственный капитализм под властью Советов;

- проводится национализация транспорта и отраслей промышленности (нефтяная).

Преобразования в сельском хозяйстве:

- выполнение декрета о земле было возложено на земельные комитеты или местные Советы;

- происходит конфискация помещичьих земель и раздел поместий;

- принят закон о социализации земли, где провозглашались принципы уравнительного землепользования;

- был ликвидирован целый класс – помещиков;

- аннулированы все крестьянские долги;

- введена продовольственная диктатура (причина – голод в стране);

- создаются комбеды для обеспечения города хлебом (имели поддержку продотрядов).

8. Работа по группам: анализ высказываний известных исторических деятелей – современников событий октября 1917, какую оценку они давали произошедшей революции.

9. выступление студента с презентацией "Октябрь в Богородске"

10. работа с иллюстративным материалом - Расставить картины в хронологической последовательности событий (ключ - 5362741)

11. ответ на проблемный вопрос

12. подведение итогов занятия



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Задание:  проанализируйте высказывания известных исторических деятелей – современников событий октября 1917, какую оценку они давали произошедшей революции.

                                                                                             

П. Н. Милюков. «История Второй русской революции»:

«Начало той бесконечной цепи страданий неорганизованных масс от вооруженного господства организованных шаек, в которой погибла русская государственность».

А.И. Деникин. «Очерки русской смуты»:

    «Власть падала из слабых рук Временного правительства, и во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной действенной организации, которая могла бы предъявить свои права на тяжкое наследие во всеоружии реальной силы. Этим фактом в октябре 1917 года был произнесен приговоров стране, народу и революции».

А. Рид. Из приложений к книге «Десять дней, которые потрясли мир»:

«Нет! Эти люди — не заговорщики. Они не конспирируют. Наоборот, они действуют смело, открыто, без смягчающих слов, без маскировки намерений; они всеми силами ведут открытую агитацию, усиливаемую пропагандой на заводе, в казармах. На фронте, В стране — повсюду. Они вперед открыто назначают день вооруженного восстания, день захвата власти… Они - заговорщики? Никогда!»

Н. Верт. «История Советского государства. 1900-1991»:

«В условиях организационного вакуума осени 1917 года, когда государственная власть уступила место соцветию комитетов, советов и совещаний, оспаривающих друг у друга крохи власти и законности, было достаточно энергичных действий одной группы, пусть даже малочисленной, но организованной и решительной, чтобы авторитет ее немедленно вырос до размеров, несопоставимых с ее реальной силой... Власть перешла от общества к государству, а в государстве к партии большевиков...»

Р. Пайпс. «Незамеченная революция»:

«Это был переворот, путч... Революцию же запланировать нельзя, она всегда спонтанна, стихийна. Февраль 1917-го никто предсказать не мог — и это была революция. А Октябрь — хорошо подготовленный классический путч... Люди даже и не поняли, что произошел переворот. Большевиков считали утопистами, фантазерами, не способными удержаться у власти дольше двух месяцев. Любопытно, что даже биржа не отреагировала на «революцию»... А потом стало уже поздно...».

М. Геллер, А. Некрич. «Утопия у власти. 1917 — 1945»:

«Октябрьский переворот был завершен... Дважды на протяжении 1917 года власть в России, пораженная бессилием, падала от толчка. Как в феврале, так и в октябре в критический момент правительство обнаруживало, что не имеет никакой поддержки, не имеет защитников».



Предварительный просмотр:

1.

Первый декрет Советской власти.D:\Колледж Энергия\мероприятия\открытый урок революция\Новая папка\картины\7. Первый декрет Советской власти..jpg

2.

Арест Временного Правительства.D:\Колледж Энергия\мероприятия\открытый урок революция\Новая папка\картины\4. Арест Временного Правительства..jpg

3.

D:\Колледж Энергия\мероприятия\открытый урок революция\Новая папка\картины\2. Залп Авроры..jpg

4.

Выступление В.И.Ленина на II съезде Советов.D:\Колледж Энергия\мероприятия\открытый урок революция\Новая папка\картины\6. Выступление В.И.Ленина на II съезде Советов..jpg

5.

Принятие решения о вооруженном восстании.
D:\Колледж Энергия\мероприятия\открытый урок революция\Новая папка\картины\1. Принятие решения о вооруженном восстании..jpg

6.


D:\Колледж Энергия\мероприятия\открытый урок революция\Новая папка\картины\3. Великая ночь..jpg

        

7.

D:\Колледж Энергия\мероприятия\открытый урок революция\Новая папка\картины\5. Революция победила..jpg

Революция победила.



Предварительный просмотр:

1 Группа: Помещики и буржуазия

1 Помещик:  До войны всё хорошо было – треть мирового рынка нашим хлебушком наполнено было, а сейчас что, сейчас  армию подкармливать надо и лошадьми и хлебушком поделиться, уже такой  прибыли, как раньше нет, времена тяжёлые настали.

1. Заводовладелец: А у меня до войны в нескольких городах фабрики и заводы были, ткани одежду выпускали, посуду всякую, так кто ж теперь все это купит? Денег у людей нет, а меня все склады товарами забиты. Себе в убыток работать негоже. Придётся закрываться до лучших времен и людей увольнять.

2 Заводовладелец: Знать надо, какую продукцию выпускать. Ныне у государства спрос на военную продукцию. Мои пушки, да винтовки как пирожки горячие уходят, кому война, а кому мать родна…я никогда столько не зарабатывал. А если победим, вы представляете сколько новых рынков сбыта и источников сырья прибавится, озолотеем.

2 Помещик. Вам то в городе можно до победы ждать, а у нас на полях и работать то некому, в батраки приходят бабы, дети, да старики наниматься и все безлошадные.  Много ли напашут, мужиков то на фронт забрали, а возвращаются покалеченные. Голодные крестьяне  малоземельные озлоблены, бунтуют часто, грозят самовольно землю отобрать. Куда только это правительство смотрит, порядок навести не может, одни обещания.

2 Группа КРЕСТЬЯНЕ

  1. Нас тут злыми называют!!!- А как не злиться то? Был земли клочок, да лошадка- кормилица, хоть какой то урожай собирали, да у помещика батрачили, пусть копейки, да зарабатывали. А теперь… Мужиков – на фронт, лошадей – на фронт, фураж заготовь, отберут, продразверсткой замучили.
  2. Кому пахать то теперь? Бабам с детьми? И стариков вместо лошадей запрягать?. Сколько мужиков калеками с войны вернулось? Им как жить? За что они там кровушку то поливали? Что разбогатели, что ли от этой войны? Кому она нужна то?
  3. Что ж за власть то у нас такая, что готова свой же народ голодом задушить?
  4. Что нам эта власть? Землю не дает, войну ведет. Долой такую власть!!!

3 Группа РАБОЧИЕ

  1. Мужиков -  наших кормильцев на фронт позабирали, чем детишек своих кормить теперь? Вот старшенького на заработки отправила, а ему 12 лет отроду, телеги разгружать, да тяжести таскать уже придется, есть, что то надо. Сама стиркой подрабатываю,  вон сколько солдат, да матросов  скопилось в городе. Раньше- то я на ткацкой фабрике работала, а муж на Путиловском заводе, на жизнь хватало. А теперь  все позакрывали, работы не найти, и не знаю, живой ли муж, где и за что воюет…
  2. А мой – калекой с фронта вернулся, без ноги… Какой из него работник теперь… Вон у соседки мужика не брали на войну, и работает, и деньжата, хоть и небольшие есть, да с ней вчера от рассвета до заката в очереди за хлебом простояли, так и не купили ничего, не привезли хлебушка. Да и на чем привезти то?  Все железные дороги эшелонами забиты.
  3. И когда только эта война закончится! Сколько людей гибнет на фронте? Сколько изувеченных, сколько сирот голодных по городу побираются!!! Куда только эта власть смотрит?!
  4. Власти только обещают, да толку то. Вон свободу всем дали, тюрьмы открыли, на улицу страшно выйти. Либо воры, либо мародёры. Везде митинги, да разборки, на словах все знают, как жить надо, а что людям дали? Нищету, голод, безработицу и войну, которой нет конца….

4 Группа народы России

  1. Россия наша  родина и другой у нас нет. Так доколе ж мы у себя дома гостями будем?

      Почему мы не можем так же свободно, как великороссы развивать свой язык, свою          национальную культуру?

  1. Почему нам не позволяют создавать свои национальные местные органы власти и          занимать государственные должности? Мы хотим, чтобы наши дети не забывали свой родной язык и могли изучать его в школах.
  2. Вместе с русскими братьями мы воюем на фронте против общего врага, и страну свою мы любим, а потому и хотим истинного равноправия и справедливости.
  3. А это правительство только обещает: Дождитесь Учредительного собрания после победы в войне. Долой такое правительство и войну долой!!!

5 Группа Армия

  1. Офицер: На фронте обстановка складывается ужасная. Людей гибнет много не только в боях. Идет деморализация и развал армии. Бывают случаи, когда солдаты бунтуют, командирам не подчиняются и даже стреляют в своих офицеров. Амии себе командиров выбирать стали
  2. Солдат 1: а нам теперь такое право дол указ №1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов! У нас теперь в армии все равны – и офицер и рядовой, вот пусть учатся уважать нас…
  3. Солдат 2 Ага!!! И оружие у нас есть, и развернуть его можем, куда захотим1 Доколе  на фронте будем убивать таких же, как и мы солдат  немецких из рабочих и крестьян. Хватит нам убивать друг друга. Ради того, чтобы их и наши богатеи стали еще богаче. Да и вообще хватит воевать, домой надо возвращаться, кто о наших женах с детишками, кроме нас позаботится?
  4. Офицер 2: Ну, скажите, люди добрые, можно с такой армией воевать или побеждать. Срочно надо прекращать эту вону и налаживать порядок в армии, иначе страну потеряем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме «Революция 1917 года и Гражданская война в России».

Проверка знаний обучающихся по теме  «Революция 1917 года и Гражданская война в России»....

МАТЕРИАЛЫ I ОБЛАСТНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ, ПОСВЯЩЁННЫХ 100-ЛЕТИЮ ФЕВРАЛЬСКОЙ И ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИЙ, ЮБИЛЕЮ ОБРАЗОВАНИЯ И РАСПАДА СССР, 75-ЛЕТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ.

В сборнике представлены материалы  участников I областных исторических чтений «Диалоги о советской истории», которые состоялись 28 февраля 2017 года, организаторами данного мероприятия являются О...

Народное просвещение в г. Саратове после революции 1917 года.

Народное просвещение и школьное образование в г. Саратове после революции 1917 года....

Внеклассное мероприятие к 100-летию Октябрьской революции 1917 г. "Революционное наследие Санкт-Петербурга"

В рамках празднования 100-летия Октябрьской революции 1917 г. студентами СПб ГБПОУ «Пожарно-спасательного колледжа «Санкт-Петербургского центра подготовки спасателей», был подготовле...

Великая российская революция. Октябрьская революция 1917 года. Урок.

Урок на тему "Великая российская революция. Октябрьская революция 1917 года." для студентов 1 курса СПО и учеников 10 класса. Помимо фактического материала и иллюстраций, в представленном ма...