Статья по дисциплине «История России» по теме: «Влияние революции 1917 года на русское искусство»
статья

Севрюк Валерий Владимирович

Дополнительный материал к уроам истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию г. Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское государственное

профессиональное образовательное учреждение

«Российский колледж традиционной культуры»

Статья

по дисциплине «История России»

по теме: «Влияние революции 1917 года на русское искусство»

 

Преподаватель: Севрюк Валерий Владимирович

Санкт-Петербург

2023

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………..……………………………………………..….….3

ГЛАВА 1 Влияние революции 1917 года на русское искусство ……………...4

ГЛАВА 2 МОНУМЕНТАЛНАЯ СКУЛЬПТУРА……...……...……..…….........5

ГЛАВА 3 СОВЕТСКИЙ ПЛАКАТ…..………………………………..…………7

ГЛАВА 4 СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ………………………………………………..10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………………………11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………12

ВВЕДЕНИЕ

Проблема: Революция 1917 года внесла много изменений во все сферы жизни российских граждан, в том числе и в искусство. Эта проблема является интересной для изучения, поскольку во время Октябрьской революции и в последующие годы появилось множество новых течений и направлений в искусстве России.

Актуальность: Эта тема является актуальной для изучения, так как для каждой нации важно знать об истории своей страны, и о важных влияющих на ее будущее, событиях.

Объект исследования: историко-культурное наследие России после  Октябрьской революции 1917г. .

Предмет исследования: отдельные виды культуры постреволюционного периода  1917 года.

Цель проекта: Изучить некоторые разделы культуры революционного периода и рассказать о влиянии Октябрьской революции на них.

ГЛАВА 1

 РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА

Историю советского искусства принято исчислять с момента свершения октябрьской революции 1917 года и до декабря 1991 года. События октябрьской революции оказали решающее влияние на развитие русского искусства последующего периода. В 1917 году в измученной войной России произошли последовательно две революции. Наступившие времена стали временем социальных бурь и душевных смятений. Жизнь кардинально менялась, с социальными устоями стали рушиться старые ценности.

Осуществив государственный переворот в 1917 году, государственной властью стала обладать новая сила – партия большевиков. Сохранность же власти обеспечивается определенными средствами: экономическими, социальными, культурно-информационными. Культурно-информационные ресурсы (общественные средства информации, сфера культуры, в том числе и искусство) – это механизм воздействия на человека, внедрение в его сознание необходимой идеологии, выражающей интересы данной власти. Такой подход вносил принципиальные изменения во взаимоотношения искусства и действительности.

Разрушалась относительная замкнутость искусства, оно становилось все более зависимым от государственной власти, выступая средством пропаганды советской идеологии.

Уже на первом этапе формирования советского искусства закладывались два главных блока; Во-первых, была выдвинута идея служения искусства революции и государству, отсюда возведение его в статус партийного искусства, эффективного оружия в идеологической борьбе. Во-вторых, было положено начало партийно-государственной монополии на все средства художественной жизни путем национализации музеев, частных собраний, средств информации, системы образования и т.д.

Все культурные ценности были объявлены общенародным достоянием. В Москве были национализированы Третьяковская галерея, галереи Щукина, Морозова, Остроухова, в Петрограде – Эрмитаж, Русский музей и многие другие частные собрания и коллекции. Зимний дворец был превращен во Дворец искусств, а несколько позднее передан в ведение Эрмитажа. Был национализирован Кремль: его соборы превращены в музеи.

ГЛАВА 2

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА

Первым подписанным лично Лениным декретом советской власти в области искусства было постановление СНК «О памятниках республики», вошедшее в официальную историю советского искусства под наименованием «ленинского плана монументальной пропаганды», который определил начальный этап становления и пути развития советского искусства, и который предусматривал широкое использование различных видов искусства и в первую очередь скульптуры для пропаганды новой идеологии и воспитания нового - советского - человека.

Важным шагом являлось сооружение памятников воссоздающих образы революции и знаменитых революционеров. Воплощением этой идеи и стал декрет за подписью Ленина «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции. Изначально делаются временные памятники – фигуры. По словам В.И. Ленина, особое внимание надо обратить на открытие таких памятников: «Пусть каждое такое открытие будет актом пропаганды». В их создании принимают участие наиболее талантливые скульпторы: Андреев, Матвеев, Меркуров и др.

Первым произведением, появившимся после принятия декрета, стал памятник Радищеву, созданный Л. Шервудом и установленный в Петрограде на Дворцовой площади. С памятника Радищеву был снят второй отлив. Второй такой памятник был установлен в Москве в 1918 г. на площади Маяковского. Так, за короткие сроки лучшими советскими скульпторами было возведено множество памятников деятелям революции и культуры. Большинство из них не сохранилось из-за дешевизны примененных материалов.

Идея монументальной пропаганды, четко определив характер городской скульптуры и монументальной живописи СССР, выявила суть подхода новой власти к задачам искусства в целом, его роли в жизни общества.

Воздействие советской идеологии на массовое сознание так же осуществлялось другими способами; при помощи плаката, который также включался во внешнюю окружающую среду и был доступен и понятен малограмотному человеку.

ГЛАВА 3

СОВЕТСКИЙ ПЛАКАТ

Революция 1917 года начала совершенной новый этап в русской живописи, который выразился как в разработке новых ее форм, так и в осмыслении  новых событий в России.

С Октябрьской революции русская живопись оказалась в ситуации, когда:

- Повсеместно реализовывалась идея партийности любого искусства, т.е. исключался существовавший в Серебряном веке принцип свободы творчества. Что в итоге свелось к активной политизации всей культурной сферы, а особенно - искусства и литературы.

- Шло активное «культурное просвещение» всех, в том числе и неграмотных слоев граждан, и их приобщение к национальным достижениям искусства.

Вождь революционных событий В. Ленин видел в живописи, так же как и в кино, огромный потенциал для:

- Образования населения, т.е. ликвидации его безграмотности,

- Просвещения путем агитации, т.е. художественной пропаганды новых идей.

Как наиболее мобильный и оптимально-информативный жанр в тогдашней революционной России самой востребованной стала графика, а именно – рисунок (газетный или журнальный) и плакат.

Агитационная и информативная «нагрузка»  в плакате давалась в простой, но яркой, емкой графике. Лозунги к ней имели художественную выразительность и быстро воспринимались и запоминались даже при коротком знакомстве.

Главными функциями советского плаката являлись:

- Агитация

- Информация

- Сатира

Первые политические плакаты имели небольшой размер, 4-6 красок и зависели от традиций народных картинок-лубков с их повествовательностью и подробным рисунком.  

В число авторов этого времени входят:

Д. Моор (Орлов, Дмитрий Стахиевич). Плакаты художника:

Д. Моор.   «Ты записался добровольцем?». 1920,

Д. Моор. «Помоги».1920.

Дени, Виктор Николаевич — создавал повествовательные плакаты, часто с большими стихотворными текстами Демьяна Бедного. Работы -

Дени В.Н. «Деникинская банда». 1919.

Дени В.Н «Или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала». 1919.

Особое место в развитие плаката занимают «Окна сатиры РОСТА», в которых выдающуюся роль сыграли Михаил Черемных  и Владимир Маяковский.

Это плакаты, сделанные по трафарету, раскрашенные от руки и со стихотворными надписями на злобу дня. Как правило, изображение на них сопровождалось стихотворными надписями, отражавшими текущие события. «Окна» сатиры возникли осенью 1919 года. На первых порах «Окна» выпускались в одном экземпляре, но скоро стали тиражироваться с помощью трафарета в количестве от 100 до 150 экземпляров и расклеиваться в витринах отделений РОСТА в Москве и других городах.

Постепенно как жанр, безупречно справляющийся с идеологическими задачами, плакат выводится в целом как главный вид живописи. Революция «закрепляет» за ним статус настоящего «высокого искусства».

ГЛАВА 4

СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Началом революционных перемен в архитектуре было изменение назначения ряда зданий: в дворцах разместились учреждения, в особняках — рабочие клубы, детские сады и т.д., в многоквартирных доходных жилых домах — трудящиеся.

Сразу после революции были созданы проекты реконструкции Москвы и Петрограда, проекты городов будущего. Одни архитекторы, вслед за И. Жолтовским говорили о вечности законов классического зодчества или, как И. Фомин, разрабатывали приемы «реконструкции» классического наследия, другие (например, Э. Лисицкий, И. Голосов, К. Мельников) выражали архитектуру в совершенно в новых формах, стремясь порвать с традиционализмом.

Наиболее влиятельным течением отечественной культуры XX в. была неоклассика. В духе этого творческого направления работали талантливые архитекторы: И. Жолтовский, И. Фомин, К. Мельников, И. Голосов и др. Сторонники неоклассики рассматривали модерн как антихудожественное течение. Приверженцы историзма в архитектуре стремились создать в среде будущего знаки исторической памяти. Они часто обращались к наследию зодчих времен Великой французской революции, большое влияние имели патетические офорты Дж. Б. Пиранези. И. Фомин использовал и развил воспринятую от ордера структуру архитектурного языка, утверждая культурную традицию.

Одновременно с этим в нашей стране развивались иные новаторские течения. В период 1922—1932 гг. преобладало новаторское течение архитектуры. Стилеобразующими концепциями периода были конструктивизм (В. Татлин, А. Родченко и др.) и супрематизм (К. Малевич, В. Кандинский и др.).

Конструктивизм предполагал конструкторско-изобретательское начало, конструирование изнутри, супрематизм предлагал поиски нового стиля через геометризацию форм, цвет, создание системы новых форм. Авангардизм не допускал прямое использование классического ордера.

К середине 20-х годов сложились два первых объединения советских архитекторов: в 1923 г. — АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов), куда входили Н. Ладовский, В. Кринский, К. Мельников и др., выдвигавшие идею синтеза архитектуры и искусста с целью создания на основе психофизических законов «рациональной» архитектуры, обладающей «эмоционально-эстетическими качествами и свойствами»; в 1925 г. — ОСА (Объединение современных архитекторов), куда входили братья Веснины, М. Гинзбург, И. Николаев и др., называвшие себя конструктивистами и ставившие своей целью преобразование окружающей среды путем «функционального метода» на основе прогрессивных производственно-бытовых процессов, типизации и стандартизации массового строительства. Творчеством рационалистов и конструктивистов был создан стиль архитектуры 20-х годов.

К крупнейшим произведениям зодчества конструктивистского направления относятся здания новых типов — дома-коммуны, построенные по принципу объединения индивидуального жилища и общественно-бытовых учреждений в одной объемно-пространственной композиции, например; студенческий дом-коммуна (1929—1930, И. Николаев), с экономично спланированными квартирами и обобществленным обслуживанием. Однако качество материалов и строительных работ отставало от новых архитектурных идей.

В 1925 г. возникли первые проекты социалистических городов на базе промышленных гигантов первой пятилетки: Запорожье, Кузнецк, Магнитогорск. Строили «соцгорода» комплексно: вместе с жилыми домами возводили предприятия, магазины, детские учреждения, школы, клубы и т. д. Промышленное строительство отличалось от дореволюционного современной архитектурной формой, крупными масштабами, четким силуэтом.

Архитектурным сооружением мирового уровня явилось здание Днепрогэса в Запорожье (1929—1932, В. Веснин и др.), величественный образ которого характерен для первого этапа советской архитектуры.

Развитие промышленности вызвало бурный рост городского населения. Сформировался новый тип четырех- и пятиэтажного многоквартирного секционного жилого дома. Многие жилые дома и общественные здания отличались выразительной архитектурой.

Кроме школ, фабрик, больниц и универмагов строились новые типы общественных зданий — рабочие клубы, например; в Москве — Дворец культуры Пролетарского района (1931—1937, братья Веснины), в котором функционализм в объемно-планировочной композиции сочетается с элементами классической планировки.

В 1932 г. единый Союз советских архитекторов заменил творческие группировки. Культурное наследие архитектуры прошлого стало рассматриваться как источник архитектурных средств настоящего. В 30-е годы архитектура не была готова к решению практических проблем. Ее идеи оставались утопическими.

Архитектурный историзм же предлагал схемы, которые можно было использовать немедленно, поскольку они опирались на градостроительные модели классицизма.

С начала 20-х до середины 30-х годов постепенно изменяется стилевая направленность советской архитектуры. Если вначале простота архитектурных форм диктовалась демократическими идеалами, то к середине 30-х годов направленность изменилась. Архитекторы обратились к классическому наследию как арсеналу композиционных принципов, приемов и форм. Задача, которую поставила перед архитектурой власть, заключалась в создании «нового ампира» — 20-летнего последовательного развития «стиля сталинской империи».

Советская архитектура стала создавать иллюзию восторженной торжественности. Если вначале советская архитектура могла ассоциироваться с относительным экономическим благополучием середины 20-х годов, то с 1927 г. планомерно проводились политические, экономические и культурные реформы, которые сопровождались в архитектуре поворотом к классике. Архитектура переключилась на строительство идеологически ориентированных зданий — министерств, театров, партийных резиденций и т.п. В советской архитектуре выражалась победа тоталитарной психологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Революция в октябре 1917 года, приведшая к власти коммунистов, изменила направление развития русского искусства. В первой половине 20-х годов художники еще продолжали эксперименты и поиски, создавали новые группы и объединения. Однако, во второй половине двадцатых годов, художественная жизнь начала испытывать все нарастающее идеологическое и административное давление государства. Таким образом, можно сделать вывод о том, что влияние революции 1917 года на культуру было огромным. Фактически, революция полностью изменила направления развития русской культуры, выдвинув на первый план проблему создания новых форм и выразительных средств, с целью пропаганды советской власти.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. [Электронный ресурс]. - https://megalektsii.ru/s47717t6.html
  2. [Электронный ресурс]. - http://velikayakultura.ru/russkaya-zhivopis/russkaya-zhivopis-i-revolyutsiya-1917-goda
  3. [Электронный ресурс]. - https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2018/02/18/vliyanie-oktyabrskoy-revolyutsii-na-razvitie-hudozhestvennoy
  4. [Электронный ресурс]. - http://www.arhplan.ru/history/modern/soviet-architecture-1917-1932
  5. [Электронный ресурс]. - https://orname.ru/arkhitektura-posle-revolyutsii-1917-goda/
  6. [Электронный ресурс]. - https://present5.com/sovetskaya-skulptura-1917-1980-gg-1918/
  7. [Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-plana-monumentalnoy-propagandy-v-sovetskoy-rossii-1917-1918-gody
  8. [Электронный ресурс]. - https://studopedia.ru/10_252572_stanovlenie-novoy-kulturi-i-arhitekturi-posle-oktyabrskoy-revolyutsii.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме «Революция 1917 года и Гражданская война в России».

Проверка знаний обучающихся по теме  «Революция 1917 года и Гражданская война в России»....

Народное просвещение в г. Саратове после революции 1917 года.

Народное просвещение и школьное образование в г. Саратове после революции 1917 года....

Народное просвещение в г. Саратове после революции 1917 года

Ниже представлена информация о школьном образовании в Саратове после революции 1917 года....

Статья "Работа с документами на уроках истории на примере изучения Великой Российской революции 1917 года" - из опыта работы

В статье представлены приемы использования исторических документов при изучении Российской революции 1917 года, делается упор на необходимости и важности использования на уроках первоисточников....

Викторина к 100-летию Февральской революции 1917 года

Викторина для студентов первого курса, посвященная столетию Февральской революции 1917 года....

Великая российская революция. Октябрьская революция 1917 года. Урок.

Урок на тему "Великая российская революция. Октябрьская революция 1917 года." для студентов 1 курса СПО и учеников 10 класса. Помимо фактического материала и иллюстраций, в представленном ма...