Народное просвещение в г. Саратове после революции 1917 года
занимательные факты на тему

Анохина Юлия Сергеевна

Ниже представлена информация о школьном образовании в Саратове после революции 1917 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnoe_obrazovanie_v_g_saratove_posle_1917_g.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Школьное образование в г. Саратове после революции 1917 года.

История отечественной школы и педагогики советского периода оказалась крайне драматичной и противоречивой. Движение образования по восходящей линии, приращение педагогических знаний происходило в социальных условиях, затрудняющих свободную идейную полемику, в обстановке репрессий, диктатуры и цензуры официальных властей, сокращения контактов с мировой педагогической наукой и практикой образования. В истории советской школы и педагогики выделяют три крупных периода, и один из них - с 1917 г. – начало 1930-х гг.

В 1917 г. пришедшие к власти большевики намеревались управлять страной, используя при этом школу и учительство как инструменты своего влияния. Во главе школьного дела были поставлены видные деятели большевистского движения А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, В.М. Бонч-Бруевич и др. Вскоре после революции началось разрушение существующей системы образования. В феврале 1918 г. был принят декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», который устанавливал, что «школа отделена от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается». В июле 1918 г. был принят документ «Об организации дела народного образования в РСФСР», в котором определялись основные принципы организации народного образования. В соответствии с ним все образовательные учреждения становились государственными и передавались в ведение Наркомата народного просвещения, отменялись национальные, сословные, религиозные ограничения в образовании, уничтожались прежние структуры школьного управления, закрывались частные учебные заведения, было отменено преподавание древних языков. В октябре 1918 г. был принят декрет «О введении новой орфографии», который предусматривал введение упрощенного правописания, что существенно облегчало обучение грамоте. Велась работа по созданию письменности для народов, прежде ее не имевших.

С 1922 г. как временная мера проведена латинизация алфавитов тюркских и монгольских языков народов СССР, облегчившая овладение взрослыми учащимися чтением и письмом. В конце 1930-х гг. письменность некоторых народов переведена на русскую графику.

Наиболее значительное влияние на реформирование советской школы оказало принятие «Положения о единой трудовой школе» и «Декларации о единой трудовой школе». Это позволило ввести единую систему бесплатного совместного обучения с двумя ступенями образования: 5 лет обучения в школе первой ступени, 4 года в школе второй ступени. Все начальные и средние школы, ремесленные училища, низшие и средние технические, сельскохозяйственные, экономические школы и училища преобразовывались в единую школу. Провозглашались право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании женщин и мужчин, школа на родном языке, безусловность светского обучения, обучение на основе соединения с производительным трудом. Проект единой трудовой школы ликвидировал элитарные и тупиковые учебные заведения, обеспечивал преемственность между основными звеньями системы народного образования. Наряду с базовыми принципами организации образования в этих документах содержались и конкретные рекомендации по формированию содержания обучения, продолжительности учебного года, использованию определенных форм учебной работы. Так, в программу обучения единой трудовой школы включались родной язык, литература, история, обществоведение, математика, естествознание, изобразительные искусства, ручной труд, пение, география и др.

Отменялись экзамены, наказания и поощрения, предполагалась выборность учителей.

В 1920–1925 гг. была объявлена кампания по ликвидации неграмотности – массовому обязательному обучению грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой. Ликвидация неграмотности разворачивалась в первые годы после Гражданской войны и иностранной военной интервенции. По декрету «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (1919) все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию). Ликвидация неграмотности рассматривалась как непременное условие для обеспечения всему населению возможностей сознательного участия в политической и хозяйственной жизни страны. Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15 человек должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет; целью работы ликпункта было научить читать ясный печатный и письменный шрифты, делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах, читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства Советского государства. Срок обучения в ликпункте составлял 3–4 месяца. Для содействия обучению неграмотных взрослых учащихся им сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.

В этот период началось восстановление сети учебных заведений. Наряду с увеличением числа учебных заведений возрастала численность средних школ, быстро увеличивалось количество школ в деревне. К началу 1920-х гг. в условиях войны, разрухи и голода в школах обучалось около 20 % всех детей школьного возраста. В связи с этим параллельно со школами второй ступени открывается ряд клубов для подростков старше 13 лет, не посещающих школы. В 1919 г. возник особый тип средней школы – рабочий факультет, который первоначально решал задачи повышения технической квалификации рабочих. К этому времени наиболее остро стоял вопрос о развитии школы второй ступени на основе соединения обучения с производительным трудом. Выяснилось, что самообслуживание и работа в школьных мастерских ремесленного типа не решают проблем связи школы с производственным трудом. Выдвигались проекты преобразования средних школ в техникумы, однако они не были реализованы, в результате в средних учебных заведениях сохранилась общеобразовательная подготовка. Были созданы новые программы и методические рекомендации по организации учебного процесса, однако подчеркивалась необязательность этих программ, чем давался простор педагогическому творчеству учителей.

В 1920-х гг. продолжали свои поиски опытно-показательные учреждения (ОПУ), возглавлявшиеся наиболее квалифицированными педагогами – С.Т. Шацким (Первая опытная станция), М.М. Пистраком (школа-коммуна), А.С. Толстовым (Гагинская станция), Н.И. Поповой (Вторая опытно-показательная станция) и др. В этих учебных учреждениях сохранился дух экспериментальной дореволюционной педагогики.

Особая роль в этот период отводилась воспитательной работе школы, которая должна была выполнять задачи идеологической подготовки молодежи и воспитания ее в духе идей коммунизма. Целью воспитательной работы советской школы было формирование настойчивости, трудолюбия, социальной активности, духа солидарности и интернационализма. Детский коллектив признавался основным инструментом воспитания, который формировался в ходе общего труда и связей с окружающей жизнью. В воспитательных школьных системах активно развивались формы детского самоуправления.

Основу образования составляла семилетняя трудовая политехническая школа, охватывающая детей от 8 до 15 лет и подготавливающая их к специальному образованию. Значительное место в системе образования занимала школа ФЗУ (фабрично-заводская школа), которая решала проблему подготовки квалифицированных рабочих кадров для промышленности. Программа обучения в ней была близка к программе семилетней школы. На селе образование пыталось решить проблемы связи с сельскохозяйственным производством, в результате чего возникали школы крестьянской молодежи. К 1927 г. усилилась профессионализация школы второй ступени, она включала подготовку дошкольных работников, учителей начальной школы, избачей, библиотекарей, работников кооперации, служащих учреждений. Однако к 1929 г. было выдвинуто требование, чтобы средняя школа наряду с теоретической и практической подготовкой давала всю сумму знаний, которая «необходима для перехода на следующую, более высокую ступень».

В 1920-х гг. опытную проверку прошли несколько систем и типов учебных заведений: 9-летняя общеобразовательная школа (4 + 5 или 5 + 4), 7-летняя школа с уклонами (профкон-центрами), 9-летняя фабрично-заводская школа. Однако в целом существенного повышения эффективности обучения в этот период не произошло.

Школы, которые существовали в Саратове к 1917 году:

1. Саратовское 1-е городское Александро-Мариинское реальное училище было учреждено в 1873 году. В 1890 году оно въехало в специально построенное по проекту архитектора А. М. Салько новое здание, при котором спустя три года в пристройке был освящён домовый Алексиево-Сергиевский храм. Советской властью училище было реорганизовано в трудовую школу 2-й ступени (в настоящее время – 1-я гимназия).

2. Свято-Покровская православная классическая гимназия – в  1886 году на территории храма Покрова Божией Матери был построен каменный двухэтажный дом, нижний этаж которого был отдан под богадельню, а на втором этаже разместилась церковно-приходская школа. 12 сентября 1893 года начали работу воскресная школа и курсы рукоделия. В годы Первой мировой войны в Покровской школе собиралось и шилось белье для отправки на фронт, проводились благотворительные вечера.

В советские годы все православные организации, занимавшие здание, были упразднены. Закрыта и частично разрушена была и сама Покровская церковь. Бывшие помещения приходской школы и богадельни были переданы образовательному учреждению нового формата, действовавшему до середины 2000-х годов как средняя общеобразовательная школа №30.

3. Русская классическая гимназия – в 1904 году её сменило 2-е мужское реальное училище имени цесаревича Алексея (в честь рождения долгожданного наследника Романовых). В советские годы в здании размещалась трудовая средняя школа 2-й ступени.

4. Лицей математики и информатики – школа-дворец, в которой размещается современный лицей, была возведена в рамках празднования 300-летия дома Романовых на средства из государственного бюджета. Строительство велось по проекту архитектора В. А. Люкшина в 1912–1914 годах1 (по другим данным в 1906 году). Изначально здание занимала гимназия для мальчиков и девочек.

5. 67-я средняя общеобразовательная школа –  в 1897 году в Саратове открылась 2-я мужская классическая гимназия, для которой на первое время отвели бывшее здание духовной семинарии на Старо-Соборной (Музейной) площади. Одновременно А. Н. Клементьевым был разработан проект нового школьного здания на углу Московской и Царевской улиц, закладка которого состоялась 24 сентября 1900 года. Спустя два года строительство было завершено, и гимназия переехала в новое просторное двухэтажное здание, на прилегающей территории которого также были возведены хозяйственные постройки. В годы Первой мировой войны часть помещений была передана воинской части. С приходом советской власти здание было национализировано, а школа претерпела ряд административных реорганизаций и получила 12-й номер.

6. 27-я средняя общеобразовательная школа – в 1907 году это была  Саратовская мужская гимназия. С приходом новой власти в 1917 году она была реформирована в сменную школу.

7. 8-я средняя общеобразовательная школа – в 1894 году на углу Соборной и Московской улиц по проекту знакового саратовского архитектора А. М. Салько было построено здание для открытого двумя годами ранее Александровского дворянского пансиона. Это учебное заведение, однако, так и не смогло набрать соответствующее масштабам здания количество учащихся, и в 1912 году его сменила частная женская гимназия С. Н. Штокфиш, открытая в 1903 году и занимавшая ранее дом Хватова. Советской властью школа была национализирована, в довоенные годы в здании размещались учебные заведения, о которых сохранились лишь отрывочные сведения.

8. 4-й лицей – был построен в 1879 году (первая очередь) по проекту А. М. Салько для окружного суда. В 1882–1883 годах была завершена пристройка для судебной палаты. С 1900 по 1905 год это крыло занимало Коммерческое училище. При советской власти в здании располагался Губернский совет народного хозяйства.

9. 4-я гимназия – была построена в 1913 году по проекту архитектора В. А. Люкшина. Несколько лет там располагалось начальное училище, в послереволюционный период его сменили школы советского образца.

10. 3-й лицей имени А. С. Пушкина – третья саратовская школа была создана в 1917 году в здании 1880-х годов постройки на улице Горького (квартал между улицами Пушкина и Сакко и Ванцетти). Ранее с 1904 года этот бывший купеческий особняк занимала 4-я женская гимназия.

11.  2-я средняя общеобразовательная школа имени В. П. Тихонова – была построена в 1914 году к 300-летию дома Романовых. 13 октября того же года здесь разместилась первая городская начальная школа.

12. 1-я средняя общеобразовательная школа – школьное здание было построено в 1907 году, после чего в 1908 году в нём разместилось Смешанное четырёхклассное народное училище №10. В гражданскую войну на некоторое время здание передавали под госпиталь, в 1927 году школа получила 1-й номер и стала семилетней.

Однако этих школ и училищ было недостаточно, поэтому нужно было строить новые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме «Революция 1917 года и Гражданская война в России».

Проверка знаний обучающихся по теме  «Революция 1917 года и Гражданская война в России»....

Народное просвещение в первые годы Советской власти. Ликвидация неграмотности в г. Саратове.

Рассматривается проблема неграмотности населения, вставшая перед новой властью России после Великой Октябрьской революции....

Народное просвещение в г. Саратове после революции 1917 года.

Народное просвещение и школьное образование в г. Саратове после революции 1917 года....

Статья "Работа с документами на уроках истории на примере изучения Великой Российской революции 1917 года" - из опыта работы

В статье представлены приемы использования исторических документов при изучении Российской революции 1917 года, делается упор на необходимости и важности использования на уроках первоисточников....

Викторина к 100-летию Февральской революции 1917 года

Викторина для студентов первого курса, посвященная столетию Февральской революции 1917 года....