Альтернативная коммуникация для детей с ТМНР
рабочая программа

Казанцева Татьяна Александровна

Здравствуйте. По ходу своей деятельности (я работаю воспитателем в детском доме- интернате для умственно- отсталых дететей) приходится сталкиваться с такими детьми, у которых есть нарушения речевого двигательного аппрата, где либо речь отсутствует совсем, либо дети произносят нечленно раздельные звуки. А ведь отсутствие вербальной речи затрудняет общение с окружающими, что влияет на психическое и интелектуальное развитие. В этой связи воспитание детей с использованием альтернативных средств коммуникации являются частью всей мооей системы коррекционно- педагогической работы. Целью всей моей работы с детьми является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. В работе применяются как традиционные методы и приемы, так и коррекционные: пальчиковые и артикуляционные гимнастики, работа с природным материалом (шишки, фасоль, камешки), рисование пальчиками, ладошками, крупой. Развиваем пальчики- развиваем речь. Использваний жестов применяется постоянно: во время режимных моментов, прогулок, занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данная программа разработана для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями в развитии. У детей с тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющих вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает их психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи воспитание детей речи с использованием  альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является частью все системы коррекционно- педагогической работы. Альтернативные средства общения (мимика, жест, графическое изображение)могут использоваться для дополнения речи или ее замены, в случае ее отсутствия.

Что такое коммуникация?

Коммуникация- это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются люди, когда процесс коммуникации затруднен: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям( картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам слов). Альтернативная дополнительная коммуникация была всегда. Всегда в условиях дефицита вербальных средств люди использовали другие средства, это был язык жестов глухих, альтернатива письменному языку- язык Брайля.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной

жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно

препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.

Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных

движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного

аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей,

имеющих нарушение интеллекта  отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно  затруднено, либо невозможно.  

В связи с этим воспитание детей альтернативной коммуникации  включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них

потребности в общении, которое предполагает не только передачу

информации, но и умение обращать внимание на окружающих людей,

проявлять интерес к другим людям, следить за их действиями, устанавливать

и поддерживать зрительный контакт, обращать внимание других людей на

себя.  Педагогическая работа  направлена на развитие сохранных речевых механизмов, обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Цель  – формирование коммуникативных и речевых навыков с

использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения

пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими

является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного

опыта и повседневных социальных контактов в доступных для детей

пределах.  

Использование дополнительной коммуникации.

Цель дополняющей альтернативной коммуникации- улучшение коммуникативных возможностей  детей, речь которых очень тяжело понять или у которых речь совсем отсутствует.

        Однако одинаковых детей с самыми тяжёлыми нарушениями развития не существует, каждый ребёнок обладает своими собственными возможностями и у каждого есть свои особенные трудности.

Принципы внедрения АК.

  1. «От более реальному к более абстрактному» (ориентироваться на реальный уровень развития ребёнка, а не на его биологический возраст). Фотография- картинка с изображением реальных предметов- картинка- символ- пиктограмма- схема.
  2. «Избыточная информация» (одновременное использование нескольких коммуникативных средств: жест, слово, пиктограмма)- всё это позволяет пониманию детьми вербальной звуковой речи.
  3. Принцип мотивации (зависит от возможностей детей и круга их интересов).

Средства АДК.

1.Предметные символы (опорные объекты)- предметы или части предметов используются для коммуникации- сообщить о ближайших событиях, попросить что-то, сделать выбор между несколькими активностями. Предметы выбираются из-за своих сенсорных свойств, могут быть связаны с активностью, с конкретным местом или человеком. Очень часто опорные объекты связаны с повторяющимися событиями, потому они широко используются в построении расписаний дня и алгоритме действий.

2.Жесты присутствуют в коммуникативном развитии практически любого ребёнка. Из «плюсов» использования жестов- они «всегда с собой». К «минусам» можно отнести следующее: требуется высокая произвольность движений.

Макатон- языковая программа, цель которой – дать возможность коммуникации детям с ограниченными  физическими и интеллектуальными возможностями. Макатон одновременно используются жесты, графические символы и речь.  Главное отличие- использование двойных знаков (жест и символ), и как следствие- комплексное воздействие на реципиента (задействуются разные каналы восприятия информации).

Программа была создана Маргарет Уокер в Британии в1973 году. Макатон- система упрощённых жестов, которых легко показать, и легко понять.

Словарь Макатона (450 слов, 8 уровней+ 9 сложный).

Руки сложены к уху- спать.

Руки ладонями вверх- нет.

Жестами в макатоне всегда сопутствует соответствующее выражение лица, интонация, движения тела, пространственная ориентация. Жест «смотреть» используется с указанием направления- на что смотреть.

  1. Изображения.

Для коммуникации с детьми ТМНР могут применяться фотографии, картинки, пиктограммы. Плоские изображения плохо привлекают внимания детей с ТМНР. Для них предпочтительно будут опорные объекты. Фотографии должны быть заламинированные или наклеенные на картон (Тобис- изображение реальных объектов).

        Визуальная альтернативная коммуникация представлена в виде большого количества графических систем. Самая распространенная система – символы PCS- дословно «делатель досок». Программа позволяет педагогу быстро готовить «коммуникативные доски», выбирая и распечатывая изображения. Коммуникативные доски представляют собой набор изображений, объединённых по какому-либо принципу.

        Пиктограмма- черно-белые изображения, они более конкретны и узнаваемы, их легче рассмотреть, они максимально контрастны.

PECS- система обмена карточками- дидактически разработанная шестишаговая система обмена карточками для выражения просьбы, отказа и других форм функциональной коммуникации с использованием поведенческого подхода в работе с детьми.

Кинезиологические упражнения.

Кинезиология- научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях. Тело способно передать гораздо больше информации, чем слова. Тело не обманывает. Оно конкретно укажет, где находится дисбаланс.

«Кулак- ребро- ладонь»

Жили (кулак) да были (ребро) зайчики (ладонь)

На (кулак) лесной (ребро) опушке (ладонь)

Жили (кулак) да были (ребро) зайчики (ладонь)

В (кулак) беленькой (ребро) избушке (ладонь).

Мыли (кулак) свои (ребро)  ушки (ладонь).

Мыли (кулак)  свои (ребро)  лапочки (ладонь).

         Наряжались зайчики (кулак)-

Надевали (ребро)  тапочки (ладонь).

«Рубим капусту»

Постучать по столу кистью правой, а затем левой рукой.

«Барабан»

Постучать каждым пальцем руки.

Календарно-тематическое планирование.

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

Дата

1

Установление зрительного контакта.

Реагирование на своё имя.

Упражнение на дыхание «Ветерок».

Арт.упражнение «Заборчик».

Пальчиковые гимнастики: «Сорока», «Ладушки».

Игра: «Знакомство». Название имён.

2

Культура общения: приветствие, прощание

Упражнение на дыхание «Ветерок».

Арт.упражнение «Заборчик».

Пальчиковые гимнастики: «Сорока», «Ладушки».

Приветствие, прощание с собеседником жестом, звуком

3

Умение просить о помощи.

Выражение благодарности.

Упражнение на дыхание «Ветерок».

Арт.упражнение «Заборчик».

Пальчиковые гимнастики: «Пальчик, пальчик, где ты был?».Обращение с просьбой о помощи с помощью жеста, звука.

Игра «Спасибо»

4

Люди и имена

Упражнение на дыхание «Ветерок».

Арт.упражнение «Трубочка»

Игра-шнуровка «Божья коровка».

Рассматривание сюжетных картинок (девочка, мальчик)

5

Звучащие предметы

Упражнение на дыхание «Ветерок».

Арт.упражнение «Окошко»

Пальчиковые гимнастики: «Пальчик, пальчик, где ты был?».

Игры на выполнения практических инструкций, привлечения внимания звучащими предметами, выражение удовольствия и неудовольствия звучащими предметами.

Игра на развития слухового внимания: «На чём я играю?»

6

Я вижу, я слышу

Упражнение на дыхание «Ветерок».

Арт.упражнение «Трубочка»

Игровые упражнения, имитирующие природные явления «Солнышко и дождик» (солнышко- улыбка, дождик- пальчик по столу)

7

Эмоции

Упражнение на дыхание «Ветерок».

Арт.упражнение «Улыбочка».

Соберём бусы.

8

Я и мои помощники

Упражнение на дыхание «Дуем на трубочку.

Арт.упражнение «Улыбочка».

Игровое упражнение «Пирамидка».

Игра «Да-нет»

9

Пойми меня

Упражнение на дыхание «Дуем на трубочку.

Арт.упражнение «Улыбочка».

Пальчиковая гимнастика «Грибок».

Игра «Клубок»

10

Моя семья

Упражнение на дыхание «Мыльные пузыри» Арт.упражнение «Улыбочка», «Язычок»

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Рассматривание сюжетных картинок «Моя семья»

11

Представление о цвете

Упражнение на дыхание «Листопад»

Арт.упражнение «Улыбочка», «Язычок»

Пальчиковая гимнастика

«Семья»

Знакомство с цветом. Название цвета.

Игра «Собери цветок»

12

Представление о форме

Упражнение на дыхание «Бабочка летает»

Арт.упражнение «Улыбочка»

Пальчиковая гимнастика

«Семья»

Знакомство с формой.

13

Различие предметов по цвету и форме

Упражнение на дыхание «Пушок»

Арт.упражнение «Улыбочка», «Язычок»

Подбор цветных палочек и карандашей.

Различие предметов по цвету и форме.

14

Составление композиций из деталей одного цвета

Упражнение на дыхание «Пушок»

Арт.упражнение «Улыбочка», «Язычок»

Составь «Солнышко», «Цветок»

15

Составление композиций из 2-3 деталей разного цвета

Упражнение на дыхание «Подуй на одуванчик»

Арт.упражнение «Улыбочка», «Язычок»

Игра- шнуровка «Ленточка»

Собирание конструктора, пирамидки.

16

Контакт

Упражнение на дыхание «Подуй на одуванчик»

Арт.упражнение «Улыбочка», «Язычок»

«Волшебный мешочек»

Зрительный контакт

17

Звуки вокруг нас

Упражнение на дыхание «Снежинка»

Арт.упражнение «Вкусное варенье»

Определение и соотнесение различных звуков окружающей действительности

18

Животные

Упражнение на дыхание «Вертушка»

Арт.упражнение «Вкусное варенье»

Рассматривание картинок животных. Название животных и их частей тела (покажи пальчиком)

19

Как говорят животные

Упражнение на дыхание «Вертушка»

Арт.упражнение «Вкусное варенье»

Игра- шнуровка «Ленточка»

Рассматривание изображений животных, ответы на вопросы: «Как говорят животные?»

20

Слушание сказки «Теремок»

Упражнение на дыхание «Пушок»

Арт.упражнение «Вкусное варенье»

Прослушивание, показывание пальчиком героев сказки

21

Понимание слов, обозначающих признак действия

Упражнение на дыхание «Пёрышко»

Арт.упражнение «Чистим зубки»

Игра «Завяжи шнурки»

Рассматривание картинок «Хорошо- плохо»

Выполнение заданий со словами: тихо, громко, быстро, медленно

22

Понимание слов, обозначающих действия предмета

Упражнение на дыхание «Пёрышко»

Арт.упражнение «Чистим зубки»

Работа с сюжетными картинками.

Покажи на картинке: «есть, пить, сидеть, стоять, бегать, спать, играть, гулять»

23

Слушание сказки «Колобок»

Упражнение на дыхание «Пушок»

Арт.упражнение «Вкусное варенье»

Прослушивание, показывание пальчиком героев сказки

23

Игрушки

Упражнение на дыхание «Пушок»

Арт.упражнение «Вкусное варенье»

Называние и показывание предметов, действия с ними, характеристика предметов по цвету, форме

24

Понимание слов, обозначающих предмет «Посуда»

Упражнение на дыхание «Шарик»

Арт.упражнение «Вкусное варенье»

Рассматривание картинок. Называние и показ предметов посуды и действия с ними

25

Понимание слов, обозначающих предмет «Мебель»

Упражнение на дыхание «Шарик»

Арт.упражнение «Вкусное варенье»

Рассматривание картинок. Называние и показ предметов мебели и действия с ними

26

Понимание слов, обозначающих предмет «Одежда»

Упражнение на дыхание «Шарик»

Арт.упражнение «Вкусное варенье»

Рассматривание картинок. Называние и показ предметов одежды и действия с ними. Одежда по сезону.

27

Понимание слов, обозначающих предмет «Обувь»

Упражнение на дыхание «Шарик»

Арт.упражнение «Вкусное варенье»

Рассматривание картинок. Называние и показ предметов обуви и действия с ними. Обувь по сезону.

28

Понимание слов, обозначающих предмет «Овощи»

Упражнение на дыхание «Шарик»

Арт.упражнение «Вкусное варенье»

Рассматривание картинок. Называние и показ предметов овощи и действия с ними

29

Понимание слов, обозначающих предмет «Фрукты»

Упражнение на дыхание «Шарик»

Арт.упражнение «Вкусное варенье»

Рассматривание картинок. Называние и показ предметов фрукты и действия с ними.

Игра «Что в суп, а что в компот?»

30

Понимание слов, обозначающих предмет «Продукты»

Упражнение на дыхание «Шарик»

Арт.упражнение «Вкусное варенье»

Рассматривание картинок. Называние и показ предметов продукты и действия с ними.

Игра «В магазине»

31

Понимание слов, обозначающих предмет «Транспорт»

Упражнение на дыхание «Шарик»

Арт.упражнение «Вкусное варенье»

Рассматривание картинок. Называние и показ предметов транспорт и действия с ними.

32

Понимание слов, обозначающих предмет «Бытовые приборы»

Упражнение на дыхание «Шарик»

Арт.упражнение «Вкусное варенье»

Рассматривание картинок. Называние и показ предметов бытовые приборы и действия с ними

33

Слушание сказки «Репка»

Упражнение на дыхание «Пушок»

Арт.упражнение «Вкусное варенье»

Прослушивание, показывание пальчиком героев сказки

34

Слушание сказки «Маша и медведь»

Упражнение на дыхание «Пушок»

Арт.упражнение «Вкусное варенье»

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Прослушивание, показывание пальчиком героев сказки

Диагностика (Джульет Голдбарт и Джин Веа)

ФИО: ____________________________________________________

Параметры

Начало года

Конец года

1

Реагирует на эмоциональный тон голоса

2

Вычленяет смыслы из интонации и выражений лица

3

Понимает невербальную коммуникацию и язык

4

Понимает некоторые отдельные слова и абстрактные символы без поддержки со стороны

5

Атипичное коммуникативное развитие, потому мы не знаем, что ребёнок на дано м уровне понимает (слова, жесты или символы)

6

Понимает короткие фразы без поддержки со стороны

Диагностика (Джульет Голдбарт и Джин Веа)

ФИО: ____________________________________________________

Параметры

Начало года

Конец года

1

Реагирует на эмоциональный тон голоса

2

Вычленяет смыслы из интонации и выражений лица

3

Понимает невербальную коммуникацию и язык

4

Понимает некоторые отдельные слова и абстрактные символы без поддержки со стороны

5

Атипичное коммуникативное развитие, потому мы не знаем, что ребёнок на дано м уровне понимает (слова, жесты или символы)

6

Понимает короткие фразы без поддержки со стороны

Диагностика (Джульет Голдбарт и Джин Веа)

ФИО: ____________________________________________________

Параметры

Начало года

Конец года

1

Реагирует на эмоциональный тон голоса

2

Вычленяет смыслы из интонации и выражений лица

3

Понимает невербальную коммуникацию и язык

4

Понимает некоторые отдельные слова и абстрактные символы без поддержки со стороны

5

Атипичное коммуникативное развитие, потому мы не знаем, что ребёнок на дано м уровне понимает (слова, жесты или символы)

6

Понимает короткие фразы без поддержки со стороны

Диагностика (Джульет Голдбарт и Джин Веа)

ФИО: ____________________________________________________

Параметры

Начало года

Конец года

1

Реагирует на эмоциональный тон голоса

2

Вычленяет смыслы из интонации и выражений лица

3

Понимает невербальную коммуникацию и язык

4

Понимает некоторые отдельные слова и абстрактные символы без поддержки со стороны

5

Атипичное коммуникативное развитие, потому мы не знаем, что ребёнок на дано м уровне понимает (слова, жесты или символы)

6

Понимает короткие фразы без поддержки со стороны

Диагностика (Джульет Голдбарт и Джин Веа)

ФИО: ____________________________________________________

Параметры

Начало года

Конец года

1

Реагирует на эмоциональный тон голоса

2

Вычленяет смыслы из интонации и выражений лица

3

Понимает невербальную коммуникацию и язык

4

Понимает некоторые отдельные слова и абстрактные символы без поддержки со стороны

5

Атипичное коммуникативное развитие, потому мы не знаем, что ребёнок на дано м уровне понимает (слова, жесты или символы)

6

Понимает короткие фразы без поддержки со стороны

Диагностика (Джульет Голдбарт и Джин Веа)

ФИО: ____________________________________________________

Параметры

Начало года

Конец года

1

Реагирует на эмоциональный тон голоса

2

Вычленяет смыслы из интонации и выражений лица

3

Понимает невербальную коммуникацию и язык

4

Понимает некоторые отдельные слова и абстрактные символы без поддержки со стороны

5

Атипичное коммуникативное развитие, потому мы не знаем, что ребёнок на дано м уровне понимает (слова, жесты или символы)

6

Понимает короткие фразы без поддержки со стороны

Диагностика (Джульет Голдбарт и Джин Веа)

ФИО: ____________________________________________________

Параметры

Начало года

Конец года

1

Реагирует на эмоциональный тон голоса

2

Вычленяет смыслы из интонации и выражений лица

3

Понимает невербальную коммуникацию и язык

4

Понимает некоторые отдельные слова и абстрактные символы без поддержки со стороны

5

Атипичное коммуникативное развитие, потому мы не знаем, что ребёнок на дано м уровне понимает (слова, жесты или символы)

6

Понимает короткие фразы без поддержки со стороны

Диагностика (Джульет Голдбарт и Джин Веа)

ФИО: ____________________________________________________

Параметры

Начало года

Конец года

1

Реагирует на эмоциональный тон голоса

2

Вычленяет смыслы из интонации и выражений лица

3

Понимает невербальную коммуникацию и язык

4

Понимает некоторые отдельные слова и абстрактные символы без поддержки со стороны

5

Атипичное коммуникативное развитие, потому мы не знаем, что ребёнок на дано м уровне понимает (слова, жесты или символы)

6

Понимает короткие фразы без поддержки со стороны

Диагностика (Джульет Голдбарт и Джин Веа)

ФИО: ____________________________________________________

Параметры

Начало года

Конец года

1

Реагирует на эмоциональный тон голоса

2

Вычленяет смыслы из интонации и выражений лица

3

Понимает невербальную коммуникацию и язык

4

Понимает некоторые отдельные слова и абстрактные символы без поддержки со стороны

5

Атипичное коммуникативное развитие, потому мы не знаем, что ребёнок на дано м уровне понимает (слова, жесты или символы)

6

Понимает короткие фразы без поддержки со стороны

Диагностика (Джульет Голдбарт и Джин Веа)

ФИО: ____________________________________________________

Параметры

Начало года

Конец года

1

Реагирует на эмоциональный тон голоса

2

Вычленяет смыслы из интонации и выражений лица

3

Понимает невербальную коммуникацию и язык

4

Понимает некоторые отдельные слова и абстрактные символы без поддержки со стороны

5

Атипичное коммуникативное развитие, потому мы не знаем, что ребёнок на дано м уровне понимает (слова, жесты или символы)

6

Понимает короткие фразы без поддержки со стороны

Система оценки:

- не выполняет (-);

- выполняет задания со значительной помощью (пп);

- выполняет задание с частичной помощью (п)

- выполняет задание по последовательной инструкции (и)

- выполняет задание по образцу (подражанию) (0)

- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки (сш)

- выполняет задание самостоятельно (+).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ктп по предмету альтернативная коммуникация

Для детей со множественными и тяжелыми нарушениями речи характерны: медленный темп усвоения речи окружающих, слабое развитие фонематического слуха, замедленный темп артикулирования.Словарный запас оче...

Конспект урока по предмету речь и альтернативная коммуникация 1 доп класс

Тема урока "Наш класс, узнавание сверстников по действиям на фотографиях"...

Средства альтернативной коммуникации как способы общения у ребенка с ОВЗ

Информация для педагогов и не только. Способ общения с детьми ОВЗ....

Статья «Альтернативные коммуникации с детьми с интеллектуальной недостаточностью».

Альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная, вспомогательная, тотальная) – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не м...

Комплект карточек для альтернативной коммуникации игровая деятельность и двигательная активность

Карточки подходят для альтернативной коммуникации, а также для визуального расписания детей с ОВЗ...