Условия успешной социальной адаптации подростка в учебно-образовательном учреждении.
методическая разработка

 Карпенко Татьяна Алексеевна

                             

 

 

 

    СПб ГБПОУ « Колледж кулинарного мастерства»                       

  Условия успешной социальной адаптации подростка в учебно-образовательном учреждении                                                                                                    

                                               Мастер производственного обучения Карпенко Татьяна Алексеевна

 

Одной из проблем педагогической психологии является профессионально организованное влияние учителя на ученика. Это традиционный, но, тем не менее актуальный вопрос, так как само по себе внешнее воспитание не всегда ведет к желаемой цели. Мы можем получить и положительную, и отрицательную , и нейтральную реакцию. А социальная адаптация подростка в коллективе, в учебном заведении возможна лишь при положительной реакции на воспитательное воздействие.

Для того, чтобы профессионально заниматься данной проблемой, необходимо найти технологические приемы и способы для преодоления психологического барьера в отношениях; определить специфику педагогического влияния в системе «учитель-ученик»; стимулировать не только видимое поведение подростка, на также воздействовать и скрытыми от глаз  методами(ожидание эмоциональных реакций, установки и др.)

Самооценка подростка, часто не совпадает с оценкой педагога, что может сопровождаться острой эмоциональной реакцией, неадекватным поведением и это является одним из больших психологических  барьеров, который возникает  при построении взаимоотношений.

Профессором психологических наук Цветковой Р.И. был исследован этот психологический феномен и определены способы его коррекции. К  технологическим методам относятся:

  • организация направленности интересов в становлении личности подростка;
  • расширение сферы деятельности подростков, а главное качественные изменения ее характера, усложнение видов и форм деятельности;
  • индивидуальный подход, учет индивидуально-типологических особенностей личности;
  • коррекция развития личности подростка, с учетом определения ее направленности и интересов, определение условий, положительно влияющих на формирование личности подростка;
  • управление системой ведущих мотиваций;
  • анализ типичных психолого-педагогических ошибок в индивидуальном подходе к трудным подросткам.

В организации работы с подростками существуют типичные педагогические ошибки, к ним можно отнести такие как:

  • недостаточное знание возрастной психологии, непонимание мотивов поведения подростка, особенно с нестандартным поведением;
  • предубеждение в отношении подростка, ориентация в развитии его личности только на основании отрицательных проявлений;
  • неприятие педагогом того, что «воспитывающим средством является не деятельность учителя, а,
  • в основном деятельность самих подростков», но которую необходимо правильно организовать и направить;
  • взаимодействие  с ближайшими родственниками подростка не всегда педагогически целесообразно;
  • трудности педагога в активизации стремления подростка в эмоционально - волевом развитии к общественно значимой деятельности;
  • формальный контроль над ходом исполнения задания, поручения сложному подростку;
  • недостаточное понимание важности ориентации на достижения и успехи, в оценке подростка;
  • неумение педагога снимать эмоциональный и смысловой барьеры в отношениях;
  • трудности в организации поиска творческих приемов, ведущих к переосмыслению ценностных установок в личности подростков.

Эти и многие другие аналогичные ошибки, должны мотивировать педагогов искать новые, наиболее эффективные методы в работе со сложными подростками. Некоторая педагогическая практика и психологические исследования в этом направлении позволяют определить  наиболее правильное направления в преодолении типичных педагогических ошибок в работе.

Во-первых, по возможности воспитание и обучение должно носить школьно-семейный характер, т.е. создание такой структуры в учебно-образовательном  учреждении. Весь классный коллектив должен воспитываться в духе взаимопомощи. Для родителей подростков на постоянной основе и обязательно проводиться занятия по психолого-педагогическому сопровождению  воспитательно- образовательного процесса.

Во-вторых, в каждом учебном учреждении очень важна работа социальной психолого-педагогической службы в отношении просвещения и обучения родителей и педагогов.

В-третьих, совместно весь педагогический коллектив должен изучать проблемных учащихся и искать реальные пути для возможно полной самореализации таких детей.

В-четвертых, подросток не должен находиться в изоляции в классе, от высокопрофессиональной работы руководителей группы, социальной и психологической  службы образовательного учреждения, зависит стабильная атмосфера в группе.

В-пятых, очень важна строгая научно-обоснованная  взаимосвязь (преемственность) внешкольных учреждений и школы.

В-шестых, необходимо обращать большое внимание на внутренний мир подростка, на его интересы, установки, мотивации.

Все это является большой помощью в освоении и понимании им окружающего мира и гарантией того, что подросток не переступит черту, за которой начинается правонарушение.

                                            

                                          

 

                                                                   Литература

Цветкова Р.И.Психология трудного подростка. Учебное пособие по спец.курсу. Хабаровск ХГПИ 1990г

Шишковец Т.А.Осложненное поведение подростков. Москва, ООО 5 за знания,2006г

Василькова Т.А.Василькова Ю.В.Социальная педагогика: учебное пособие.М:Академия,1999г

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  СПб ГБПОУ « Колледж кулинарного мастерства»

Профессионализм педагога как условие успешной социальной адаптации подростка в учебно-образовательном учреждении.

Мастер производственного обучения Карпенко Татьяна Алексеевна

Одной из проблем педагогической психологии является профессионально организованное влияние учителя на ученика. Это традиционный, но, тем не менее актуальный вопрос, так как само по себе внешнее воспитание не всегда ведет к желаемой цели. Мы можем получить и положительную, и отрицательную , и нейтральную реакцию. А социальная адаптация подростка в коллективе, в учебном заведении возможна лишь при положительной реакции на воспитательное воздействие.

Для того, чтобы профессионально заниматься данной проблемой, необходимо найти технологические приемы и способы для преодоления психологического барьера в отношениях; определить специфику педагогического влияния в системе «учитель-ученик»; стимулировать не только видимое поведение подростка, на также воздействовать и скрытыми от глаз  методами(ожидание эмоциональных реакций, установки и др.)

Самооценка подростка, часто не совпадает с оценкой педагога, что может сопровождаться острой эмоциональной реакцией, неадекватным поведением и это является одним из больших психологических  барьеров, который возникает  при построении взаимоотношений.

Профессором психологических наук Цветковой Р.И. был исследован этот психологический феномен и определены способы его коррекции. К  технологическим методам относятся:

  • организация направленности интересов в становлении личности подростка;
  • расширение сферы деятельности подростков, а главное качественные изменения ее характера, усложнение видов и форм деятельности;
  • индивидуальный подход, учет индивидуально-типологических особенностей личности;
  • коррекция развития личности подростка, с учетом определения ее направленности и интересов, определение условий, положительно влияющих на формирование личности подростка;
  • управление системой ведущих мотиваций;
  • анализ типичных психолого-педагогических ошибок в индивидуальном подходе к трудным подросткам.

В организации работы с подростками существуют типичные педагогические ошибки, к ним можно отнести такие как:

  • недостаточное знание возрастной психологии, непонимание мотивов поведения подростка, особенно с нестандартным поведением;
  • предубеждение в отношении подростка, ориентация в развитии его личности только на основании отрицательных проявлений;
  • неприятие педагогом того, что «воспитывающим средством является не деятельность учителя, а,
  • в основном деятельность самих подростков», но которую необходимо правильно организовать и направить;
  • взаимодействие  с ближайшими родственниками подростка не всегда педагогически целесообразно;
  • трудности педагога в активизации стремления подростка в эмоционально - волевом развитии к общественно значимой деятельности;
  • формальный контроль над ходом исполнения задания, поручения сложному подростку;
  • недостаточное понимание важности ориентации на достижения и успехи, в оценке подростка;
  • неумение педагога снимать эмоциональный и смысловой барьеры в отношениях;
  • трудности в организации поиска творческих приемов, ведущих к переосмыслению ценностных установок в личности подростков.

Эти и многие другие аналогичные ошибки, должны мотивировать педагогов искать новые, наиболее эффективные методы в работе со сложными подростками. Некоторая педагогическая практика и психологические исследования в этом направлении позволяют определить  наиболее правильное направления в преодолении типичных педагогических ошибок в работе.

Во-первых, по возможности воспитание и обучение должно носить школьно-семейный характер, т.е. создание такой структуры в учебно-образовательном  учреждении. Весь классный коллектив должен воспитываться в духе взаимопомощи. Для родителей подростков на постоянной основе и обязательно проводиться занятия по психолого-педагогическому сопровождению  воспитательно- образовательного процесса.

Во-вторых, в каждом учебном учреждении очень важна работа социальной психолого-педагогической службы в отношении просвещения и обучения родителей и педагогов.

В-третьих, совместно весь педагогический коллектив должен изучать проблемных учащихся и искать реальные пути для возможно полной самореализации таких детей.

В-четвертых, подросток не должен находиться в изоляции в классе, от высокопрофессиональной работы руководителей группы, социальной и психологической  службы образовательного учреждения, зависит стабильная атмосфера в группе.

В-пятых, очень важна строгая научно-обоснованная  взаимосвязь (преемственность) внешкольных учреждений и школы.

В-шестых, необходимо обращать большое внимание на внутренний мир подростка, на его интересы, установки, мотивации.

Все это является большой помощью в освоении и понимании им окружающего мира и гарантией того, что подросток не переступит черту, за которой начинается правонарушение.

                                             

                                           

                                                                   Литература

Цветкова Р.И.Психология трудного подростка. Учебное пособие по спец.курсу. Хабаровск ХГПИ 1990г

Шишковец Т.А.Осложненное поведение подростков. Москва, ООО 5 за знания,2006г

Василькова Т.А.Василькова Ю.В.Социальная педагогика: учебное пособие.М:Академия,1999г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация подростков в статусе «студента образовательного учреждения"

В  связи с внедрением в образовательный процесс новых стандартов ФГОС педагогические работники обязаны большое внимание уделять социализации обучающихся.  Социализацию можно рассматривать ка...

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методамиДетская безнадзорность и беспризорность - следствие современной  социально-экономической и духовно-нравственной сит...

Социально-педагогическое сопровождение и социальная адаптация обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Архангельск

Особенности взаимодействия детских домов и образовательных организаций среднего профессионального образования при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ В КРУЖКАХ И КЛУБАХ ПО ИНТЕРЕСАМ

На современном этапе развития общества, характерными чертами которого является неопределенность и быстрая смена технологий производства, возникает острая потребность в личности, способной к быстрой ад...

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСКНИКОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ.

Адаптация - универсальное явление в жизни человека и живых существ вообще, выражающееся в процессе приспособления к новым изменившимся условиям. В отличие от животных, у которых адаптация выражается в...

Развитие условий успешной адаптации для переоценки человеческой жизни

В развитии условий успешной адаптации для переоценки человеческой жизни важную роль играет нравственное воспитание.       Современная ситуация в России диктует необходимо...