Развитие условий успешной адаптации для переоценки человеческой жизни
статья на тему

Алексеева Елена Павловна

В развитии условий успешной адаптации для переоценки человеческой жизни важную роль играет нравственное воспитание.       Современная ситуация в России диктует необходимость переоценки человеческой жизни, поскольку в большинстве случаев произошла утрата традиционных ценностей. Все это непосредственно отражается на таких социальных институтах, как детский сад, школа, колледжи, и вузы. В связи с этим возникает проблема поиска культурологических оснований воспитания личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_usloviy_uspeshnoy_adaptatsii.docx13.28 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие условий успешной адаптации для переоценки человеческой жизни

В развитии условий успешной адаптации для переоценки человеческой жизни важную роль играет нравственное воспитание.        Современная ситуация в России диктует необходимость переоценки человеческой жизни, поскольку в большинстве случаев произошла утрата традиционных ценностей. Все это непосредственно отражается на таких социальных институтах, как детский сад, школа, колледжи, и вузы. В связи с этим возникает проблема поиска культурологических оснований воспитания личности.

        Методологической базой воспитания в 21 становится философская теория ценностей и  педагогическая теория духовного воспитания детей. В современной отечественной педагогической науке появились реальные научно-теоретические предпосылки для развития педагогической духовности, философские истоки которой мы находим в русской философии.

        Русский философ И.А. Ильин писал: «Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже в подстерегающих его опасностей и искушений жизни – источник силы и утешения в его собственной душе».

        Философ Коган указывает, что ценность есть значение для субъекта  - благо, добро, красота, а его оценка есть эмоционально – интеллектуальное выявление этого значения субъектом.

        Следовательно, в воспитательном процессе важно учитывать систему ценностей культуры – что называется аксиосферой культуры, - и необходимо организовывать ситуации психологического переживания объективированных ценностей для того, чтобы они стали системой ценностей ребенка – что называется аксиосферой личности.

        В аксиологических исследованиях указывается, что ценностное отношение требует двустороннего анализ: с одной стороны, выявление закономерностей детерминации его содержания в разных социокультурных контекстах, а с другой стороны – его обратного влияния на функционирование и развитие общества и культуры. Социальная адаптация рассматривается через систему ценностей: ценности можно разделить на социально-политические, нравственные, эстетические, художественные, религиозные и экзистенциональные, которые в свою очередь, интегрируют все остальные ценности и отвечают на главный вопрос о смысле жизни.

Совокупность ценностей представляет собой аксиосферу культуры, следовательно, человек, принадлежащий конкретной культуре или обществу, является не просто носителем системы этой аксиосферы, но и индивидуаьным субъектом, ее развивающим. Социальная адаптация обучаемых в среднем профессионально-учебном заведении происходит через систему нравственных ценностей, преподносимых обучаемым.

Важным методологическим основанием является идея о том, что в истории культуры соотношение разных ценностей не является неизменным, но имеет множество разных конфигураций. Ценности выстраиваются в иерархическую лестницу в зависимости от значимости возрастной доминантности в школьной жизни.

Добро – высшая духовная ценность. Ее сущность неизменна. В качестве добра всегда выступает лишь такое действие, которое обусловлено интересами другого человека. Добро всегда другодоминантно.

Красота – это символ совершенства, это воплощение гармонии, это высшая духовная ценность. Она - символ духовности, благодаря своей противоположности полезному, материальному, вынужденному, не свободному. Красота выступает как форма выраженности поступков и стремлений.

Истина – как высшая духовная ценность является отражением единства человеского рода и символизирует бескорыстие. Таким образом, нравственное воспитание выступает как критерий высших духовных ценностей. Говоря об аксиосфере культуры в современной России, можно определить, что принципиальной позицией в нравственном воспитании является опора на традиции, национальный менталитет. Стержнем аксиосферы личности является экзистенциальные ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия успешного речевого развития

Проблема paзвития  речи    остается  одной  из  актуальных  в  теории  и  практике психологии, играет значительную роль в   социализаци...

Интеграция образовательных программ профессионального образования в общеобразовательное, как одно из условий успешного развития инновационного образовательного учреждения

Существуют разные причины, благодаря которым возникает необходимость в организации сетевого взаимодействия между образовательными организациями ПОУ - СОШ. Во-первых, в поисках знаний обучающиеся...

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСКНИКОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ.

Адаптация - универсальное явление в жизни человека и живых существ вообще, выражающееся в процессе приспособления к новым изменившимся условиям. В отличие от животных, у которых адаптация выражается в...

Условия успешной социальной адаптации подростка в учебно-образовательном учреждении.

                                   СПб ГБПОУ « Колледж кулинарного мастерства»  ...

Доклад и мультимедийная презентация к педагогическому совету по теме; "Психолого-педагогические условия успешной адаптации и профессиональной мотивации обучающихся нового набора"

Адаптация - приспособление к окружающим условиям. Это динамический процесс в ходе которого происходит личностное, профессиональное развитие и самореализация.Уже,с первых дней обучения учебная мотиваци...

Иностранного язык и благоприятные условия для социальной адаптации учащихся к современной жизни

Вся история развития человечества доказывает, что иностранный язык - это объективная потребность общества. Оно не может полноценно существовать, функционировать и развиваться без языка. И родной, и ин...