Психолого-педагогические условия успешного речевого развития
статья по теме

Сухорукова Наталья Владимировна

Проблема paзвития  речи    остается  одной  из  актуальных  в  теории  и  практике психологии, играет значительную роль в   социализации  детей. Общение возникает ранее других процессов и  присутствует  во  всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое  развитие  ребенка, формирует личность в целом.  При  недостаточном общении, в условиях социально-психологической депривации  темп  формирования психических процессов замедляется и  не  формируется  речевая деятельность.  

Речевое развитие включает три аспекта:  развитие звуковой (фонетической) стороны речи; развитие словарного состава речи у детей; развитие грамматического строя речи у детей.

В процессе школьного обучения речь ребенка развивается как в количественном, так и в качественном отношении. В процессе обучения ребенок осознанно научается, используя грамматику и синтаксис родного языка. В этот период ребенок уточняет и расширяет значение слов, учится строить полные и развернутые ответы на вопросы. При овладении письменной речью ребенок все более совершенствует свой словарный запас и языковой багаж. Письменная речь стимулирует ребенка анализировать содержание написанного текста; акцентирует его внимание на грамматической точности, правильности и логичности построения предложений. Кроме того, письменная речь способствует формированию правильной устной речи. Таким образом,  за время обучения в школе ребенок научается не только грамотной речи, но и эстетически совершенному стилистическому оформлению речи.

Непременным условием для всестороннего  развития  ребенка  является  общение его с взрослым. Взрослые – хранители  опыта,  накопленного  человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе  как  с  помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения». Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают  важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно. Речь представляет собой очень сложную  психическую  деятельность, подразделяющуюся  на  различные  виды   и   формы.   Речь – специифически человеческая  функция,  которую  можно  определить   как   процесс   общения посредством языка. Формируясь у ребенка по  мере  овладения  языком,  речь  проходит несколько  этапов  развития,  превращаясь  в  развернутую  систему   средств общения и опосредования различных психических процессов.

Эмоциональное общение является стержнем, основным  содержанием взаимоотношения взрослого и ребенка в подготовительный период развития  речи. Именно эмоциональное общение, а  не  речевое,  но  в  нем  закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью  осмысления  произносимых  и понимаемых слов.

На  каждом  этапе развития  в  общении  конституируется  как  потребность  в   таком   участии взрослого, которое необходимо и достаточно для  решения  ребенком  основных, типичных для его возраста задач.

Развитие речи ребенка раннего возраста – это важный этап в процессе становления речи. Сензитивным периодом, которого является раннее детство.

Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи. В таких случаях не следует побуждать речевую активность ребенка. Таким детям не следует много читать вслух, рассказывать, заучивать с ними стихи, чтобы уберечь их речь от нежелательных осложнений.

Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. На втором году жизни, когда дети свободно передвигаются, они постоянно сталкиваются с различными предметами, им нужно иметь некоторые представления о свойствах и назначении этих предметов, о том, как с ними следует обращаться. Это, прежде всего игрушки и некоторые предметы домашнего обихода. Все эти впечатления имеют большое значение для умственного развития ребенка и формирование его речи, воспитания чувств.

Поэтому и в раннем детстве, как и в последующие дошкольные годы, необходимо руководить процессом восприятия ребенком окружающих его явлений. Направляющее влияние педагога, прежде всего, выражается в отборе воспитательно-ценных и вместе с тем доступных и интересных для детей явлений.

В условиях воспитания развитие речи детей и знакомство их с окружающим осуществляется в повседневном общении со взрослыми, на специальных занятиях и с помощью дидактических игр и упражнений вне занятий. Развитие речевого слуха позволяет ребенку понимать большое количество слов и узнавать названия многих предметов, но усвоение им пассивной речи и произнесение активных слов в решающей степени зависит от степени общения со взрослым. Чем больше родители занимаются с детьми, чем больше развивающих игр они используют, а такж

Для формирования активной речи необходимо развивать у детей способность слушать речь взрослого (обязательно слышать и прислушиваться к произносимым словам) и подражать часто слышимым словам и звукосочетаниям, умение отвечать на вопросы доступными, ранее усвоенными словами, а не действиями.

Для своевременного развития активной речи детей воспитатель должен побуждать каждого ребенка как можно чаще обращаться к окружающим его взрослым, стараясь при этом, чтобы он пользовался усвоенными ранее словами и овладевал произношением новых.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех  психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной  связи  со взрослым. Формирование речи проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов. При этом отмечается в целом роль коммуникативного фактора в становлении и развитии речи.

Проблема paзвития  речи    остается  одной  из  актуальных  в  теории  и  практике психологии, играет значительную роль в   социализации  детей. Общение возникает ранее других процессов и  присутствует  во  всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое  развитие  ребенка, формирует личность в целом.  При  недостаточном общении, в условиях социально-психологической депривации  темп  формирования психических процессов замедляется и  не  формируется  речевая деятельность.  

Речевое развитие включает три аспекта:  развитие звуковой (фонетической) стороны речи; развитие словарного состава речи у детей; развитие грамматического строя речи у детей.

В процессе школьного обучения речь ребенка развивается как в количественном, так и в качественном отношении. В процессе обучения ребенок осознанно научается, используя грамматику и синтаксис родного языка. В этот период ребенок уточняет и расширяет значение слов, учится строить полные и развернутые ответы на вопросы. При овладении письменной речью ребенок все более совершенствует свой словарный запас и языковой багаж. Письменная речь стимулирует ребенка анализировать содержание написанного текста; акцентирует его внимание на грамматической точности, правильности и логичности построения предложений. Кроме того, письменная речь способствует формированию правильной устной речи. Таким образом,  за время обучения в школе ребенок научается не только грамотной речи, но и эстетически совершенному стилистическому оформлению речи.

Непременным условием для всестороннего  развития  ребенка  является  общение его с взрослым. Взрослые – хранители  опыта,  накопленного  человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе  как  с  помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения». Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают  важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно. Речь представляет собой очень сложную  психическую  деятельность, подразделяющуюся  на  различные  виды   и   формы.   Речь – специифически человеческая  функция,  которую  можно  определить   как   процесс   общения посредством языка. Формируясь у ребенка по  мере  овладения  языком,  речь  проходит несколько  этапов  развития,  превращаясь  в  развернутую  систему   средств общения и опосредования различных психических процессов.

Эмоциональное общение является стержнем, основным  содержанием взаимоотношения взрослого и ребенка в подготовительный период развития  речи. Именно эмоциональное общение, а  не  речевое,  но  в  нем  закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью  осмысления  произносимых  и понимаемых слов.

На  каждом  этапе развития  в  общении  конституируется  как  потребность  в   таком   участии взрослого, которое необходимо и достаточно для  решения  ребенком  основных, типичных для его возраста задач.

Развитие речи ребенка раннего возраста – это важный этап в процессе становления речи. Сензитивным периодом, которого является раннее детство.

Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи. В таких случаях не следует побуждать речевую активность ребенка. Таким детям не следует много читать вслух, рассказывать, заучивать с ними стихи, чтобы уберечь их речь от нежелательных осложнений.

Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. На втором году жизни, когда дети свободно передвигаются, они постоянно сталкиваются с различными предметами, им нужно иметь некоторые представления о свойствах и назначении этих предметов, о том, как с ними следует обращаться. Это, прежде всего игрушки и некоторые предметы домашнего обихода. Все эти впечатления имеют большое значение для умственного развития ребенка и формирование его речи, воспитания чувств.

Поэтому и в раннем детстве, как и в последующие дошкольные годы, необходимо руководить процессом восприятия ребенком окружающих его явлений. Направляющее влияние педагога, прежде всего, выражается в отборе воспитательно-ценных и вместе с тем доступных и интересных для детей явлений.

В условиях воспитания развитие речи детей и знакомство их с окружающим осуществляется в повседневном общении со взрослыми, на специальных занятиях и с помощью дидактических игр и упражнений вне занятий. Развитие речевого слуха позволяет ребенку понимать большое количество слов и узнавать названия многих предметов, но усвоение им пассивной речи и произнесение активных слов в решающей степени зависит от степени общения со взрослым. Чем больше родители занимаются с детьми, чем больше развивающих игр они используют, а также обращают внимание ребенка на окружающие предметы, подробно рассказывают о них, тем больше новых слов и названий запоминает ребенок, а следовательно развивается его активный словарный запас.

Речь ребенка развивается стадиально. Ребенок не может перепрыгнуть какой-то из этапов и сразу от молчания перейти к замечанию. Концепция развития речи представляет собой систему, которая отражает генезис внутренней речи, происходящий параллельно с генезисом внешней речи и детерминированный ориентированностью и стремлением ребенка к повторению обращенных к нему слов взрослых, сначала во внешней речи и затем, по мере взросления – во внутренней.

Для формирования активной речи необходимо развивать у детей способность слушать речь взрослого (обязательно слышать и прислушиваться к произносимым словам) и подражать часто слышимым словам и звукосочетаниям, умение отвечать на вопросы доступными, ранее усвоенными словами, а не действиями.

Для своевременного развития активной речи детей воспитатель должен побуждать каждого ребенка как можно чаще обращаться к окружающим его взрослым, стараясь при этом, чтобы он пользовался усвоенными ранее словами и овладевал произношением новых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ДШИ

Рассмотренытеоретические аспекты музыкального восприятия и методы его развития вусловиях ДШИ...

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребёнка, комфорт, что лежит в основе его психологического здоровья.

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребёнка, комфорт, что лежит в основе его психологического здоровья....

«Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнёрства с семьёй».

Статья направлена на совершенствование профессионального мастерства классных руководителей в вопросах организации и планирования  деятельности по реализации данной технологии. ...

Консультация для педагогов «Создание условий по речевому развитию». Все возраста.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» Консультация для педагогов «Создание условий по речевому развитию». Подготовила во...

ВКР "Психолого-педагогические условия развития коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность темы исследования определяется рядом теоретических и практических требований, предъявляемых к образовательному процессу обществом: в настоящее время по данным психологических, педаг...

Доклад и мультимедийная презентация к педагогическому совету по теме; "Психолого-педагогические условия успешной адаптации и профессиональной мотивации обучающихся нового набора"

Адаптация - приспособление к окружающим условиям. Это динамический процесс в ходе которого происходит личностное, профессиональное развитие и самореализация.Уже,с первых дней обучения учебная мотиваци...