Главные вкладки

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ДШИ
    методическая разработка на тему

    Атрощенкова Татьяна Михайловна

    Рассмотренытеоретические аспекты музыкального восприятия и методы его развития вусловиях ДШИ 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл referat_muzykalnoe_vospriyatie.docx29.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ ДОД «Детская школа искусств №2»

    РЕФЕРАТ

    На тему: «Психолого-педагогические методы развития музыкального восприятия в условиях ДШИ»

    Исполнитель: преподаватель первой квалификационной категории  Атрощенкова Т.М.

    СМОЛЕНСК

    2012 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Пояснительная записка

    Музыкальное восприятие: теоретические аспект.

    Методы развития музыкального восприятия.

    Заключение

    Список литературы

     

    Пояснительная записка

       Музыка есть особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков  эмоционально-чувствительных состояний человека, его переживаний, осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств.

       Слушая музыкальное произведение, человек не воспринимает отдельно его мелодию, ритм, гармонию, но воспринимает музыку целостно, обобщая в образе отдельные средства выражения. Восприятие всегда связано с осмыслением и осознанием того, что человек видит, слышит, чувствует. Восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса.

       Музыка как вид искусства открывает ребенку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфики постижения музыки на уровне музыкального восприятия.

       У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенный.

      Музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, к активному мышлению.

       Считается, что грамотный слушатель должен понимать строение различных произведений и выразительные средства музыкального языка. Поэтому современному преподавателю необходимо владеть и искать методы развития музыкального восприятия исходя из индивидуальных способностей каждого учащегося, так как они необходимы любому музыканту-исполнителю, но и просто слушателю музыки.

    Музыкальное восприятие: теоретический аспект

       Проблема восприятия принадлежит к одной из важнейших в психологии. Ее изучение имеет весьма существенное значение, поскольку в каждом сенсорном акте происходит превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.

       Восприятие – это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В процессах восприятия формируется образ целостного, посредством отражения всей совокупности свойств.

       Музыкальное произведение, состоящие из множества звуков, адресовано   слуховому анализатору. В восприятии музыки ухо, следовательно, играет роль «входного устройства» одновременно для рецензии высоты, тембра, ритма и других сторон целого. Причем речь идет в данном случае не об одном анализаторе, а о нескольких скоординированных друг с другом анализаторских системах, содержащих в своем составе один и тот же вход, но отличающихся комплексом других элементов.

       Звук, и в особенности звук музыкальный, в системе слухового восприятия занимает особое место. Являясь основой музыкального восприятия, можно сказать, первоосновой, из совокупностей или сочетаний которого и возникает музыка, выражающая и транслирующая мысль ее создателя. Особенностью музыкального звука является то, что восприятие музыкального звука свойственно именно человеку и резко отличается от простого биологического факта восприятия музыки  у животных.

       Музыкальные звуки и, соответственно, музыку необходимо признать не как нечто существующие само по себе, но как музыкальное восприятие, т.е. как один общий сложный механизм, начинающийся движением звуковых волн, проходящий нервы органа слуха и полушарий головного мозга, и заканчивающийся высшими психическими функциями – восприятием, настроением или представлением.

       Если, начальный этап процесса восприятия музыкального звука вполне конкретен, то заключительный этап процесса восприятия музыки достаточно сложен. Именно такое сочетание простых и сложных физиологических и психологических процессов восприятия музыки требует подробного и детального рассмотрения этого сложного явления.

      Вместе с тем целый ряд проблем восприятия музыки выходит за рамки науке о слухе. Музыкально-слуховая деятельность детально исследована в отечественной литературе. Этой проблеме посвящены работы В.М.Авдеева, Е.Г.Костюка, В.Д.Остроменского и других.

       Музыкально-слуховая деятельность осуществляется на двух уровнях: перцептивном – связанным с восприятием музыки; и апперцептивном – связанным с представлением музыки.

       Лишь многократное восприятие музыки позволяет ребенку сформировывать полноценный целостный образ произведения.

      В процессе «первоначального восприятия-ознакомления» содержанием музыкально-слуховой деятельности является охват всего произведения, выделение отдельных фрагментов. В процессе повторного восприятия – в структуре деятельности начинают доминировать прогнозирование и предвосхищение на основе ранее сформированных представлений. Слушатель сопоставляет звучащее с ранее воспринятым. Наконец, в процессе последующего восприятия на основе углубленного анализа происходит рационально-логического освоения музыкального материала, всестороннее постижение и переживание его эмоционального смысла.

       Выделяют следующие стадии музыкального восприятия:

    - докоммуникативную – связанную с формированием готовности слушать;

    -  коммуникативную – отражающую реальный процесс восприятия музыки;

    -   пост коммуникативную – связанную с осмыслением произведения после окончания его звучания.

       Большое значение придается музыкально-слуховой деятельности, содержанием которой является формирование установки – готовности к восприятию. По-разному люди воспринимают музыку в условиях концерта, и слушая ее по радио или по телевидению, индивидуально или испытывая эффект эмоционального влияния и присутствия других людей. Установка определяется отношением к данной музыке, социально-психологическими и индивидуально-типологическими особенностями личности, уровнем образования и специальной музыкальной подготовки воспринимающего субъекта.

       Выработка навыков музыкального восприятия требует особой методики и особого внимания со стороны педагогов.

    Методы развития музыкального  восприятия

      Основной путь развития музыкального восприятия – это расширение круга знаний учащегося о музыкальных стилях, жанрах, формах.

       Развить музыкальное восприятие – это значит научить  слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором при помощи игры звуков, специальным образом организованных.

      Развитое восприятие обогащает все проявления ребенка, также и все виды музыкальной деятельности способствуют его развитию. Понимая проблему развития музыкального восприятия, педагог на протяжении всего занятия побуждает учеников прислушиваться к звучащей музыке.

       Только тогда, когда музыка на занятии перестает быть лишь звуковым фоном, когда  постоянно меняющийся характер, настроения в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.

       Каковы же методы развития музыкального восприятия у детей?

       Рассмотрим возможности каждого метода: наглядного (наглядно-слухового), словесного и практического.

       Наглядно-слуховой метод (исполнение музыки, качество ее звучания) – один из важнейших в развитии музыкального восприятия. Педагог-исполнитель воссоздает произведение, написанное композитором. Это накладывает на него большую ответственность за качество прочтения авторского текста. Невыразительное, безграмотное исполнение музыки учащимся, не принесет пользы, так как услышанное может не вызвать в детях эмоционального отклика.

       По мнению Б.В.Асафьева, именно исполнительская интонация привносит неповторимость в каждое исполнение. Индивидуальность каждого исполнения исходит из своеобразия интонирования музыкального образа.

       Дети воспринимают произведение в выбранной педагогом- исполнителем интерпретации, поэтому надо учитывать их возможности восприятия. Необходимо заразить учеников чувствами, которые выразил композитор в произведении, преподнести его так, чтобы оно было понятно ребенку, дошло до его сердца, было бы прочувствовано им.[11,С.51]

       На занятиях используют прослушивание аудиозаписей выбранного произведения, что значительно обогащает восприятия музыки. Важно заострить внимание ученика на разнице звучания, отмечать изменения характера музыки, нюансов настроения в зависимости от ее исполнения.

       Значение словесного метода в развитии музыкального восприятия также очень велико. С помощью яркого, грамотного исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить ученикам интерес к произведению, но и обогатить их внутренний мир.

       Словесный метод в педагогике имеет универсальный характер. В развитии музыкального восприятия он также незаменим. Педагог передает ученикам определенные знания: о музыке, композиторах, исполнителях, учит самостоятельно применять освоенные исполнительские умения и навыки. С помощью слова можно сделать музыкальное восприятие более образным, осмысленным.

       Беседа, пояснение, разъяснение – таковы разновидности этого метода.

       Особенностью словесного метода развития музыкального восприятия является то, что здесь требуется  не бытовая, а образная речь для пояснения музыки. В.А.Сухомлинский писал: «Слово должно настроить чуткие струны сердца… Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке».

       Педагог должен обладать речевой культурой, владеть грамотной выразительной речью. В беседе с учеником о произведении важно определить его характер, переданные в нем, объяснить, с помощью каких средств музыкальной выразительности создан образ.

       Одно из направлений беседы – характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений выраженных в произведении.  

       Большое значение в развитии музыкального восприятия имеет тон речи педагога, манера его общения с ребенком. Эмоциональная окраска речи способна вызывать и поддерживать интерес ученика к музыке и музыкально-исполнительской деятельности.

       Словесный метод не всегда носит характер проблемности (разъяснение, пояснение), но может быть в той или иной степени проблемным, если побуждать ученика к сравнениям, самостоятельным высказываниям (о характере музыки, жанровой принадлежности музыкального произведения, о средствах музыкальной выразительности, с помощью которых создано музыкальное произведение и т.д.).

       Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов  игры на музыкальных инструментах  и освоения их учащимися необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой).

       При обучении игре на духовых инструментах с помощью практического метода (в сочетании со словесным и наглядным) преподаватель показывает приемы правильного исполнительского дыхания, постановки при игре, звукоизвлечения и звукообразования. Показ способов и приемов игры на музыкальном инструменте  необходим, так как иногда многие действия ребенок осваивает путем подражания.

       Процесс формирования навыков музыкального восприятия требует вариативности приемов, сочетания различных методов. В ряде случаев, как было сказано, необходим прямой показ. Но злоупотребление им может привести обучение к обычному натаскиванию и в результате угаснет интерес к музыкальной деятельности как к творческому процессу. Такое обучение не обогащает учащегося, а наносит вред его музыкальному развитию. Важно помнить, что овладение исполнительскими навыками и умениями является не только целью занятий, но и одним из средств формирования основ музыкального восприятия и развития музыкальных способностей ребенка.

       Педагогу важно помнить, что каждый учащийся обладает своеобразным сочетанием способностей и личностных качеств. Важно заметить и развить все лучшее, заложенное от природы, используя приемы индивидуального подхода.

       Выбор методов определяют задачи развития музыкального восприятия, степень активности и проявления интереса учащегося к музыкально-исполнительской деятельности, учет возрастных особенностей.

    Заключение

       Проблема развития музыкального восприятия принадлежит к одной из важнейших проблем в музыкальной психологии и музыкальной педагогике.

        Современный  педагог должен иметь определенный уровень  музыкально-исполнительских знаний,  от которого во многом зависит эффект  воздействия на развитие музыкального восприятия учащегося.

       Выработка навыков музыкального восприятия на каждом из этапов развития учащегося требует особой методики и внимания со стороны преподавателя.

       Выбор методов определяют задачи развития музыкального восприятия учащегося, исходя из степени индивидуальных и возрастных особенностей.

       Основной путь развития музыкального восприятия – это расширение круга знаний слушателя о музыкальных формах, стилях и жанрах.

    Список литературы

    1.    Асафьев, Б.В.Музыкальная форма как процесс / Б.В.Асафьев. – Л., 1971.
    2.     Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д.Б.Богоявленская. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
    3.    Брунер, Дж. Процесс познания / Дж. Брунер. М., 1977.
    4.    Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А.Ветлугина. – М., 1968.
    5.    Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. – М., 1980.
    6.    Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л.Готсдинер. – М., 1993.
    7.    Готсдинер, А.Л. О стадиях формирования музыкального   восприятия / А.Л.Готсдинер // Проблемы музыкального   мышления. – М.: Музыка, 1974.
    8.     Краткий психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского и         М.Т.Ярошевского. – М., 1985.
    9.     Музыкальное воспитание в современном мире. – М., 1973.
    10. Музыкальное восприятие школьников // Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. – М., 1974.
    11. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В.Назайкинский. – М., 1972.
    12. Теплов, Б.М. Избранные труды: В 2 т. / Б.М.Теплов. – М., 1975.
    13. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М.Теплов // Избр. тр. – Т. 1. – М., 1985.
    14. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н.Шацкая. – М., 1975.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РЕФЕРАТ «Психолого - педагогическое обеспечение занятий по дисциплине СД в гериатрии»

    РЕФЕРАТ«Психолого - педагогическое обеспечение занятий по дисциплине СД в гериатрии»...

    Реализация концепции духовно-нравственного развития гражданина России в условиях введения ФГОС

    Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации....

    Развитие музыкальных способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте

    Данная лекция прелагается в рамках учебного курса на школьном отделении  ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения в младшем школьном возрасте в МДК 02.04 Псхологическое сопровождение о...

    Методы развития музыкального мышления учащихся в классе клавишного синтезатора.

    В данном методическом сообщении рассматривается проблема музыкального мышления в психолого педагогической литературе и истории музыкального образования.Автор ,исходя из личного опыта работы,предлагает...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Методы, формы и средства развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Методика проведения бесед о музыкальном произведении".

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Методы, формы и средства развития музыкального восприятия  у детей старшего дошкольного возраста. Методика  проведения бесед о музыкальном произведении"...