"Мнемотехника - как психолого- педагогическая технология в развитии речи и психических функций у детей с ОВЗ"
статья

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом.  Еще Л.С. Выготский говорил: «Первоначальная функция речи - коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания». Поэтому грамотно построенная речь и умение контролировать ее обеспечивает людям полноценное общение, успешное понимание в различных ситуациях, будь то разговор, обсуждение проблем, разрешение или предотвращение конфликтов. В современном обществе у детей с ОВЗ часто встречаются проблемы в развитии речи. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число детей с недостатками речи. Именно поэтому в настоящее время все более актуальной становиться вопрос по формированию связной речи у особенного ребенка. Опыт работы показывает, что одним из эффективных коррекционных средств при формировании и развитии связной речи ребенка с ОВЗ, как с речевой патологией, так и без неё, служат приёмы мнемотехники («mnemonikon»). Принято считать, что слово «mnemonikon» придумал Пифагор Самосский в честь древнегреческой богини Мнемозины – богини памяти. Мнемотехника, или по - другому мнемоника, что в переводе с греческого означает «искусство запоминания» — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций. Основная цель данного приема заключается в развитии высших психических функций (памяти, мышления, воображения, внимания), которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием. Почему в своей работе я использую приемы мнемотехники? Во-первых, у ребенка с дефицитом здоровья часто встречается односложная, состоящая лишь из отдельных слов (существительных или глаголов), в редких случаях простых предложений «бедная» речь. И здесь мнемотехника оказывает большую помощь в расширении и обогащении словарного запаса ребенка. Во- вторых, отсутствие диалогической речи — это неспособность ребенка грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. В решении данной проблемы также приходит на помощь мнемоника. А, именно благодаря ей, у ребенка формируется связная речь и умение грамотно формулировать и высказывать свои мысли. В- третьих, неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. С помощью мнемотаблиц, мнемосхем, используемых в данном приеме (мнемотехнике), удается достичь положительных результатов в заучивании стихов, пересказах текстов из художественной литературы, обучении составлению рассказов. В- четвертых, отсутствие навыков культуры речи, т. е. неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. И тут мнемотехника позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции). Как я строю работу по мнемотехнике с детьми. Хорошо всем известно, что «язык» мозга — это образ. И, прежде всего, зрительные образы. Еще К.Д. Ушинский писал, что «учите ребенка каким- ни будь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету», «если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Другими словами, можно сказать, что в основе мнемонического приема лежит визуализация. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное, кинестетические представления. Благодаря чему у ребенка облегчается процесс запоминания и воспроизведения информации. Работа начинает строиться с простейших мнемоквадратов. Так я провожу работу над словом или словосочетанием. Мнемоквадрат представляет собой изображение с «закодированным» словом. На начальном этапе я объясняю ребенку значение символа. Практика показывает, что ребенку лучше предлагать картинки понятные для его восприятия, постепенно заменяя их контурными изображениями предметов. После того, как действия с мнемоквадрами усвоены, я перехожу к работе с мнемодорожками. Мнемодорожка также несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка. Она может представлять собой коллаж, состоящий из 3-4 изображений, по которым можно составить небольшой рассказ из 2-3 предложений. И, наконец, самая сложная структура — это работа с мнемотаблицами. Мнемотаблица — это таблица, разделенная на определенное количество квадратов, каждый из которых содержит изображение, в том числе и схематическое. В своей работе я использую различные виды мнемотаблиц: предметные, предметно - схематические и схематические (графические). Предметная таблица представлена в виде аналогии предметов, воспроизведения его главных частей, пропорций. Предметно - схематическая уже выглядит в виде компонентов предметов, которые представлены при помощи предметов – заместителей и графических знаков. Схематическая или графическая таблица- обобщенно передает разные виды отношений при помощи графиков, схем, формул. Если ребенок справился с предметной моделью, то задание усложняется. Ему предлагается предметно- схематическая модель. Этот вид мнемотаб-лиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица. Во время занятий с ребенком чаще использую цветные таблицы и схемы, так как ребенку легче и веселее воспринимать и запоминать подобный материал. В зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка на одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать определенного количества: - дошкольный возраст- таблицы не должны превышать 9 клеток;   - школьный возраст – таблицы из 9 клеток и более; - подростковый возраст – 16 клеток и более. Работу с мнемотаблицей я строю в несколько этапов. На первом этапе проходит рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. При этом многократное проговаривание названий картинок. На втором этапе озвучивание вслух текста, указывая на подходящую картинку. На третьем этапе совместно с ребенком идет пересказ одной части текста с опорой на символы, затем второй части. На четвертом этапе ребенок пробует уже самостоятельно без помощи педагога воспроизвести текст, пользуясь мнемотаблицей. И на пятом, завершающем этапе, ребенок уже самостоятельно воспроизводит текст без помощи взрослого и без опоры на мнемотаблицу. Если на первоначальном этапе обучения детям даётся готовая мнемотаблица, то в последующем ребёнок может сам с помощью пиктограмм, символов составить для себя план пересказа. Важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена. В своей работе с детьми с ОВЗ я использую мнемосхемы для ознакомления детей с окружающим миром; при заучивании стихов; при пересказах текстов; при обучении составлению рассказов; для обогащения словарного запаса; при обучении составу числа; при воспитании культурно-гигиенических навыков; при воспитании навыков самообслуживания; при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности. Вывод: в конечном итоге мнемотехника повышает эффективность коррекционного процесса. Время запоминания речевого материала значительно сокращается. Вместе с тем, у детей развивается ассоциативное мышление, способность к замещению и пространственному моделированию. Помимо этого, с помощью данной технологии удаётся достичь следующих результатов: словарный запас выходит на более высокий уровень; формируется связная речь; у детей расширяется кругозор. Таким образом, мнемотехника является средством формирования владения устной коммуникацией, так необходимой для адаптации ребенка с ОВЗ в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kulandzhe_mnemotehnika.odt34.86 КБ

Предварительный просмотр:

Куландже Сафет Вадимовна, педагог- психолог ГКУ СО КК «Лазаревский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

  1. Мнемотехника - как психолого- педагогическая технология в развитии речи и психических функций у детей с ОВЗ

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом.  Еще Л.С. Выготский говорил: «Первоначальная функция речи - коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания». Поэтому грамотно построенная речь и умение контролировать ее обеспечивает людям полноценное общение, успешное понимание в различных ситуациях, будь то разговор, обсуждение проблем, разрешение или предотвращение конфликтов.

В современном обществе у детей с ОВЗ часто встречаются проблемы в развитии речи. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число детей с недостатками речи. Именно поэтому в настоящее время все более актуальной становиться вопрос по формированию связной речи у особенного ребенка.

Опыт работы показывает, что одним из эффективных коррекционных средств при формировании и развитии связной речи ребенка с ОВЗ, как с речевой патологией, так и без неё, служат приёмы мнемотехники («mnemonikon»). Принято считать, что слово «mnemonikon» придумал Пифагор Самосский в честь древнегреческой богини Мнемозины – богини памяти.

Мнемотехника, или по - другому мнемоника, что в переводе с греческого означает «искусство запоминания» — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций. Основная цель данного приема заключается в развитии высших психических функций (памяти, мышления, воображения, внимания), которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием.

Почему в своей работе я использую приемы мнемотехники? Во-первых, у ребенка с дефицитом здоровья часто встречается односложная, состоящая лишь из отдельных слов (существительных или глаголов), в редких случаях простых предложений «бедная» речь. И здесь мнемотехника оказывает большую помощь в расширении и обогащении словарного запаса ребенка.

Во- вторых, отсутствие диалогической речи — это неспособность ребенка грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. В решении данной проблемы также приходит на помощь мнемоника. А, именно благодаря ей, у ребенка формируется связная речь и умение грамотно формулировать и высказывать свои мысли.

В- третьих, неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. С помощью мнемотаблиц, мнемосхем, используемых в данном приеме (мнемотехнике), удается достичь положительных результатов в заучивании стихов, пересказах текстов из художественной литературы, обучении составлению рассказов.

В- четвертых, отсутствие навыков культуры речи, т. е. неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. И тут мнемотехника позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции).

Как я строю работу по мнемотехнике с детьми. Хорошо всем известно, что «язык» мозга — это образ. И, прежде всего, зрительные образы.  Еще К.Д. Ушинский писал, что «учите ребенка каким- ни будь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету», «если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Другими словами, можно сказать, что в основе мнемонического приема лежит визуализация. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное, кинестетические представления. Благодаря чему у ребенка облегчается процесс запоминания и воспроизведения информации.

Работа начинает строиться с простейших мнемоквадратов. Так я провожу работу над словом или словосочетанием. Мнемоквадрат представляет собой изображение с «закодированным» словом.  На начальном этапе я объясняю ребенку значение символа. Практика показывает, что ребенку лучше предлагать картинки понятные для его восприятия, постепенно заменяя их контурными изображениями предметов.

     После того, как действия с мнемоквадрами усвоены, я перехожу к работе с мнемодорожками. Мнемодорожка также несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка. Она может представлять собой коллаж, состоящий из 3-4 изображений, по которым можно составить небольшой рассказ из 2-3 предложений.

И, наконец, самая сложная структура — это работа с мнемотаблицами. Мнемотаблица — это таблица, разделенная на определенное количество квадратов, каждый из которых содержит изображение, в том числе и схематическое. В своей работе я использую различные виды мнемотаблиц: предметные, предметно - схематические и схематические (графические). Предметная таблица представлена в виде аналогии предметов, воспроизведения его главных частей, пропорций. Предметно - схематическая уже выглядит в виде компонентов предметов, которые представлены при помощи предметов – заместителей и графических знаков. Схематическая или графическая таблица- обобщенно передает разные виды отношений при помощи графиков, схем, формул.

Если ребенок справился с предметной моделью, то задание усложняется. Ему предлагается предметно- схематическая модель. Этот вид мнемотаб-лиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Во время занятий с ребенком чаще использую цветные таблицы и схемы, так как ребенку легче и веселее воспринимать и запоминать подобный материал. В зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка на одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать определенного количества:

- дошкольный возраст- таблицы не должны превышать 9 клеток;    

- школьный возраст – таблицы из 9 клеток и более;

- подростковый возраст – 16 клеток и более.

Работу с мнемотаблицей я строю в несколько этапов. На первом этапе проходит рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. При этом многократное проговаривание названий картинок. На втором этапе озвучивание вслух текста, указывая на подходящую картинку. На третьем этапе совместно с ребенком идет пересказ одной части текста с опорой на символы, затем второй части. На четвертом этапе ребенок пробует уже самостоятельно без помощи педагога воспроизвести текст, пользуясь мнемотаблицей. И на пятом, завершающем этапе, ребенок уже самостоятельно воспроизводит текст без помощи взрослого и без опоры на мнемотаблицу.

Если на первоначальном этапе обучения детям даётся готовая мнемотаблица, то в последующем ребёнок может сам с помощью пиктограмм, символов составить для себя план пересказа. Важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена.

В своей работе с детьми с ОВЗ я использую мнемосхемы для ознакомления детей с окружающим миром; при заучивании стихов; при пересказах текстов; при обучении составлению рассказов; для обогащения словарного запаса; при обучении составу числа; при воспитании культурно-гигиенических навыков; при воспитании навыков самообслуживания; при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.

Вывод: в конечном итоге мнемотехника повышает эффективность коррекционного процесса. Время запоминания речевого материала значительно сокращается. Вместе с тем, у детей развивается ассоциативное мышление, способность к замещению и пространственному моделированию. Помимо этого, с помощью данной технологии удаётся достичь следующих результатов:

  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • формируется связная речь;
  • у детей расширяется кругозор.

Таким образом, мнемотехника является средством формирования владения устной коммуникацией, так необходимой для адаптации ребенка с ОВЗ в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие для подростков с применением современной психолого – педагогической технологии – технологии сотрудничества.

Открытое мероприятие с применением современной психолого – педагогической технологии – технологии сотрудничества. Направленно на приобретение навыков коммуникации, включая уверенное поведени...

Психолого-педагогическая работа по коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с агрессивностью

В настоящее время вниманию педагога-психолога представлено большое количество форм и методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Представление психолого-педагогической технологии

Одной из любимых и активно используемых в работе технологий является игровая, так как она позволяет охватить целый комплекс задач....

Статья на тему: Современные психолого-педагогические технологии в непрерывном образовании

В данной статье рассматриваются наиболее часто встречающие инновационные психолого - педагогические технологии, которые педагог может применять при планировании образовательной деятельности....

Педагогическая идея на тему: "Игровые технологии по развитию речи у младших дошкольников"

Педагогическая идея воспитателя младшей группы, по развитию речи у младших дошкольников....

Психолого-педагогические технологии в образовательной организации

Психолого-педагогические технологии - это определенная система содержания, средств и методов обучения и воспитания, направленных на решение психологических задач (примером является технология развиваю...