Педагогическая идея на тему: "Игровые технологии по развитию речи у младших дошкольников"
статья

Татьяна Николаевна Явкина

Педагогическая идея воспитателя младшей группы, по развитию речи у младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_ideya.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующая МБДОУ

 «Красноярский детский сад «Искорка»

________А.С. Ермогамбетова

«__» _____2020г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОЯРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА»

Педагогическая идея

 «Игровые технологии развитие речи у младших дошкольников»

Программу составил воспитатель средней группы:

Явкина Татьяна Николаевна

Красноярка 2020-2021 г.


  Введение.

 Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что проблема речевого развития малышей поступающих к нам в Детский сад актуальна. Наблюдая за детьми  поступившими в наше учреждение, был выявлен  низкий уровень развития речи практически у всех детей. В связи с чем встал вопрос о том, как более продуктивно и интересно для детей развивать у них речь в течении всего времени пребывания в Детском саду.

Наблюдения показали, что большое значение для развития речи имеет окружение ребёнка,  в котором он воспитывается: уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательное воздействие, а также собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.

  Игра - один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным  видам деятельности с помощью предметов, способам и средствам общения. Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми младшего дошкольного возраста? Чтобы ответить на этот вопрос, мной были проанализированы возрастные особенности детей данного возраста: им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как, в процессе игры они долгое время могут удерживать своё внимание на нужном воспитателю  объекте,   детям раннего возраста свойственна подражательность, лёгкая внушаемость.

Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребёнка. Для меня очевидна необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов, а также поиска более новых эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи. Естественно, полноценное развитие речи младших дошкольников невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Она предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного содержания.

Так в практике используются современные игровые технологии по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста вне занятий.

  Цель и задачи работы:

  Цель: Развитие всех компонентов устной речи в игровой деятельности.

Задачи:

  • Обогащение, уточнение и активизация словаря на основе расширения круга предметов и явлений ближайшего окружения;
  • Организация развивающей речевой среды (разговоры-диалоги по поводу специально подобранных наглядных средств);
  • Целенаправленное развитие речи как средства общения с помощью специально организованных диалогов построенных с опорой на наглядные материалы (игрушки, предметы, картинки) и тексты художественных произведений;
  • Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук.

Методы и приёмы игровых технологий, используемых в работе.

В своей практической деятельности я применяю следующие игровые технологии развития речи:

  • Подвижные игры с текстами;
  • Народные и хороводные игры;
  • Настольно-печатные и дидактические игры;
  • Игры-драматизации;
  • Игры-манипуляции;
  • Сюжетные пальчиковые упражнения;
  • Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой;
  • Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»);
  • Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

  Подвижные игры с текстами – игры нередко сопровождаются стихами и песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову педагога, активизирует внимание. Воспитатель читает , поёт песенки стихотворный текст продолжают дети, проговаривая слова песенки, стихотворения. При повторении игры дети запоминают слова и начинают подпевать. Движения с отдельным проговариванием отдельных слов, звукоподражанием являются одним из эффективных методов развития речи детей младшего дошкольного возраста. Постоянное общение со взрослыми доставляет детям радость и приносит большую пользу, развивая их речь и воображение. Во время совместных действий нужно стремиться вызвать детей на речевой контакт. Наиболее эффективным приёмом являются вопросы, так как они активизируют мыслительную деятельность малышей. Но дети не всегда могут ответить на поставленный вопрос, в таком случае отвечает сам воспитатель. «Используйте любые поводы для разговора с малышами в процессе игры, побуждайте их к высказыванию своих мыслей, своего мнения», - советует Л.Н. Павлова.

 Настольно-печатные и дидактические игры - это форма обучения, воздействия педагогов на ребёнка.

Существуют следующие виды настольно-печатных и дидактических игр:

  Игры-путешествия - призваны усилить впечатления, обратить внимание , на то что находится рядом, побуждают детей называть окружающие предметы.

  Игры – поручения, в основе этих игр лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

   Игры – предложения – перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся высказываться и слушать друг друга.

  Игры – беседы, в основе лежит общение. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, дополнять сказанное.

  Игры – драматизации. Важно научить детей не только говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж мимикой, жестами, движениями. Драматизации активизируют словарный запас, являются эффективным средством совершенствования грамматического строя речи.

     Пальчиковые игры. Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Поэтому я считаю важным включать упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук не только в образовательную деятельность, но и в свободную деятельность детей, в каждую свободную минутку режимных моментов. Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их можно разделить на группы и определить назначение:

     Игры- манипуляции - эти упражнения ребёнок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. (« Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока»)

  Сюжетные пальчиковые упражнения - к этой группе относятся такие упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, растения при помощи пальцев.

   Пальчиковые игры в сочетании со звуковой гимнастикой - ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки.

   Пальчиковые-кинезиологические упражнения «гимнастика мозга» - предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

    Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных       упражнениях используются традиционные для массажа движения: разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Самомассаж проводится, как правило, в игровой форме, с использованием речи и двигательных комплексов.

Возрастная   направленность  работы.

Подбор игровых методов и приёмов, а также планирование всех видов деятельности построено на основных дидактических принципах с опорой на систематизацию  и последовательность, конкретные педагогические условия: возраст и уровень развития детей. При этом учитывается принцип взаимосвязи всех видов деятельности, а вариативность выполнения заданий позволяет развивать у детей индивидуальные способности.

 Они проводятся воспитателем в разные периоды дня (утром, на прогулке, после дневного сна) и направлены на развитие восприятия и представлений об окружающей жизни, речевых норм (правильное произношение, грамматическая правильность речи, богатство словаря, логичность высказывания). Игры могут проводиться, как со всеми детьми, так и с небольшим количеством детей разного возраста.

Методы и приёмы игровых технологий:

Все игры организуются с учётом основных педагогических принципов. Дидактические игры проводятся со всей группой, с подгруппой, индивидуально. В таких играх, как «Оденем куклу на прогулку», « Угостим куклу обедом», участвуют все дети. В ходе этих игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию.

   Дидактические игры «Узнай, кто говорит», «Угадай, что в мешочке», «Угадай, что я делаю», «Скажи, что звучит», направлены на развитие фонематического слуха, тренировку звукоподражания. Ход игры следует строить таким образом, чтобы он содержал образцы речевого поведения, способствовал формированию внимания к речи, а так же актуализировал имеющиеся у детей речевые средства.

При общем недоразвитии речи с детьми полезно проводить подвижные игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и проделывает движения, соответствующие тексту. В таких играх, как «Сидит зайка», «Кот и мыши», «Курочка-хохлаточка» от детей требуется соразмерение темпа движения с речью. При выборе игры необходимо учитывать тему, которую изучают дети на занятиях, по ознакомлению с окружающим миром. Подвижные игры проводятся ежедневно со всей группой.

   При общем недоразвитии речи детям также необходимо включать  пальчиковую гимнастику  в режим дня. Дети учатся играть с пальцами во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками: «Этот пальчик хочет спать», «Здравствуй солнце золотое», «Кто зубы не чистит». Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу, им нравится показывать «театр в руке». На прогулке, после наблюдений за живыми и неживыми объектами, детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить дом, скворечник, кошку, собаку, дерево. Для создания у детей положительного  настроения применяются упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки», «Наши ручки, лапочки». Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики рук  и развитию речи  у младших дошкольников.

Вывод.

   Таким образом, можно сделать вывод, что речь младших дошкольников тесно связана с их практической деятельностью, в процессе которой или по поводу которой они общаются с ровесниками и взрослыми. Так как общение носит в основном ситуативный характер, речь принимает специфическую ситуативную форму, выражающуюся в ситуативной диагностической речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по теме «Игровая компетентность как ресурс формирования учебной деятельности младшего школьника»

   Игра как источник духовного развития детей рассмотрена в многочисленных трудах ученых: Пиаже, Левина, Выготского, Эльконина, Ушинского, Макаренко, Сухомлинского, Шмакова. Большое з...

Статья на тему "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности".

Я хочу показать, как проводится работа по развитию речидетей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности на примере одного  моего дня....

Пальчиковые игры – как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

презентация: Пальчиковые игры-как средство развития детей младшего школьного возраста...

"Мнемотехника - как психолого- педагогическая технология в развитии речи и психических функций у детей с ОВЗ"

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом.  Еще Л.С. Выготский говорил: «Первоначальная функция речи - коммуникативная. Речь есть,...

Мастер-класс Применение игровой технологии в развитии речи дошкольников

Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. В качестве ожидаемых результатов мо...