Статья на тему: Современные психолого-педагогические технологии в непрерывном образовании
статья на тему

Венкова Галина Вячеславовна

В данной статье рассматриваются наиболее часто встречающие инновационные психолого - педагогические технологии, которые педагог может применять при планировании образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные психолого – педагогические технологии в системе непрерывного образования

Венкова Галина Вячеславовна, методист, преподаватель спецдисциплин ГАПОУ МО «Губернский колледж», г. Серпухов

Хохлова Юлия Геннадиевна, заведующий отделением «Дошкольное образование» ГАПОУ МО «Губернский колледж», г.Серпухов.

Согласно Толковому словарю Ожегова значение слова «современный» трактуется как «относящийся к настоящему времени», « стоящий на уровне своего века, не отсталый». Реалии нашего времени предъявляют ряд требований к такой важной составляющей части жизни человека, как образование! И одно из этих требований – соответствовать по своей форме и содержанию тому времени,  в котором оно реализуется, быть современным, передовым.

Во все времена люди ценили образование, образованные люди составляли гордость нации, ведь именно они двигали вперед прогресс, вносили неоценимый вклад в развитие не только своей страны, но и зачастую всего человечества. Поэтому, к образованию всегда предъявлялись высокие требования, как к содержанию, так и к непосредственно технологиям, с помощью которых это образование реализовывалось.

Современное общество остро нуждается в по-настоящему образованных людях, поэтому так важно, чтобы процесс образования был непрерывным, постоянно совершенствовался.

Что же такое «непрерывное образование»? Согласно общепринятой трактовке, это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни, организованно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и всего общества. Т.е. речь идет о постоянном самосовершенствовании человека, творческого и личностного развития, обновления знаний, умений и навыков, которое при этом будет направленно как на развитие собственного благосостояния, так и на благосостояния страны.

Для того, чтобы образование стало непрерывном необходимо не только одно желание человека, но и определенные условия для его реализации. Одним из таких условий являются технологии.

С точки зрения современной педагогики, трактовка понятия «педагогическая технология» звучит следующим образом: систематическое воплощение на практике заранее спроецированного учебно – воспитательного процесса. Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к обучению у учащихся.

Современные психолого – педагогические технологии настолько уникальны, что позволяют реализовывать их не только в образовании, но и во многих других сферах, например: тренинги на предприятиях, обучающие игры, дистанционное образование и т.д.

К наиболее часто встречающимся психолого – педагогическим  технологиям относят такие как: проблемно – поисковые, рефлексивные, коммуникативно – диалоговые, имитационно – игровые и арт – технологии.  Каждая из технологий уникальна и помогает реализовывать намеченные цели. Коротко рассмотрим наиболее популярные из них.

Целью проблемно  - поисковых технологий, к которым относятся такие технологии как:  решение проблемных задач; проблемных ситуаций (иллюстрации, упражнения, оценки, проблемы); кейс-технологии (репродуктивно-творческого, исследовательского, творческого уровня); презентации и защиты творческих проектов; заседания учебных советов, является  формирование общенаучных компетенций, развитие творческого и логического мышления, формирования работать как самостоятельно так и в парах или группах.

Рефлексивные технологии (диалоги, дискуссии, игры) позволяет достигнуть таких целей обучения, как умение самостоятельно находить новые формы решения задач, при этом реализуется творческий потенциал человека, происходит развитие личности,  воспроизводятся социальные и культурные нормы.

Диспут, пресс-конференция, интервью, «интеллектуальная дуэль» - это технологии, которые относятся к группе коммуникативно – диалоговых технологий непрерывного образования. С их помощью можно реализовать следующие цели: развитие коммуникабельности, формирование коммуникативных компетенций основными средствами риторики.

Имитационно – игровые технологии включают в себя три большие группы:

  1. Организационно - деятельностные – учат разрабатывать и планировать деятельность в любом ее проявлении.
  2. Деловые игры (исследовательские, квалификационные, дидактические) направлены на проигрывание реальных профессионально-личностных ситуаций.
  3. Ситуационно-ролевые игры  - позволяют участникам не только проявить свои творческие и актерские способности, но и в игровой форме смоделировать и «прожить» возможную реальную ситуацию.

Арт- технологии – не так давно появившиеся, но уже широко использующиеся технологии в образовании. Мини – лекции, драматерапия,  библиотерапия, сказка и изо – терапия, музыкотерапия, - все это будет способствовать  повышению стрессоустойчивости, формированию благоприятного психологического климата в коллективе, если не полному, то хотя бы частичному снятию напряжения, формированию психологической культуры человека.

Применение вышеуказанных технологий требует постоянного самосовершенствования педагога, как в образовательном так и в личностном плане. Тем самым и реализуется принцип непрерывного образования: преподаватель, совершенствуя свои знаний, умения и навыки, развивая себя социально и духовно, передает свой опыт и знания другим людям, помогая совершенствоваться им.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Дудченко В.С. Основы инновационной методологии. – М.: На Воробьевых, 2006. – 79 с.
  2. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. – М.: Репринт, 2008, 178 с.
  3. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 285 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты использования мультимедиа в образовании

Использование мультимедийных средств в качестве инструмента означает появление новых форм мыслительной, мнемической, творческой деятельности, что можно рассматривать как историческое развитие психичес...

Открытое мероприятие для подростков с применением современной психолого – педагогической технологии – технологии сотрудничества.

Открытое мероприятие с применением современной психолого – педагогической технологии – технологии сотрудничества. Направленно на приобретение навыков коммуникации, включая уверенное поведени...

доклад на тему: «Использование психолого-педагогических принципов Д.Б.Эльконина в подготовке студентов творческих специальностей»

Данная публикация содержит информацию об использовании психолого-педагогических принципов Д.Б.Эльконина в подготовке студентов творческих специальнотей....

статья по теме: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы"

Новый подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования....

Доклад на тему «Специфика психолого-педагогического сопровождения обучающихся, относящихся к категории детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, в рамках получения среднего профессионального образования»

В России в настоящее время существует большая группа детей, которые являются сиротами или детьми, оставшимися без попечительства родителей, т. е. социальными сиротами, - по данным на сентябрь 2018 год...

Статья по теме: ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья посвящена применениию информационных технологий (на примере облачных технологий) в условиях современной образовательной системы на различных этапах обучения....

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в дополнительном образовании

Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность педагогов, взаимодействующих с ребенком в образовательной среде. ...