Представление психолого-педагогической технологии
статья на тему

Подсекина Ольга Владимировна

Одной из любимых и активно используемых в работе технологий является игровая, так как она позволяет охватить целый комплекс задач. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Представление игровой технологии с использованием светового куба»

Световой куб в сенсорной комнате

Педагогу-психологу в образовательном учреждении приходится работать с разным контингентом обучающихся, с детьми разных возрастных категорий, с индивидуальными особенностями. Современный педагог должен обладать рядом педагогических и психологических компетенций, владеть различными технологиями.

Одной из моих любимых и активно используемых в работе является игровая технология, так как она позволяет охватить целый комплекс задач. Например, в игровой технологии дети развивают коммуникативный навык, учатся регулировать свое поведение, формируют личностные особенности.

Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина и др.) и младших школьников (Ф.К Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).

В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В. Петрусинский, С.А. Шмаков, М.В. Кларин и др.).

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать его интересным и увлекательным. 

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Значимость игры в работе с детьми с нарушением слуха несомненна. У таких детей         недостаточно развито воображение, мышление, внимание, память, они социально не активны, менее толерантны, чем слышащие сверстники, у них плохо развиты навыки взаимодействия, имеют сложности в общении.

Игровая деятельность выполняет такие функции:

-    развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

-    коммуникативную: освоение диалектики общения;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

-    диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

-    коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

-  социальную: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Игровые технологии в работе психолога применяются с целью:

  • диагностики
  • оказания первичной психологической помощи
  • осуществления коррекционно-развивающей работы (как индивидуальной, так и групповой).

Данная технология решает следующий спектр задач: психокоррекция, психопрофилактика, развитие и гармонизация личности ребенка, способствует улучшению психологического климата.

Почему выбор пал на игровую технологию?

Потому что игра имеет большое значение в жизни ребёнка, такое же, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию хотелось бы представить многофункциональный световой куб, который можно использовать в комплексе с песком, мозаикой, гелевыми шариками, красками и другим игровым оборудованием.

Световой куб представляет собой современное интерактивное оборудование, направленное на создание особой развивающей среды. Учитывая сегодняшний контекст системы образования, приоритет и ориентир на организацию образовательного процесса в рамках введения инклюзивного образования, применение контактного оборудования - играет особое  значение. Данное оборудование помогает создать богатую развивающую и обучающую среду в пространстве сенсорной комнаты, в кабинете для комплексных развивающих занятий (является аналогом «песочницы»). Световой куб позволяет организовать большое количество игр и заданий. Его яркость, цвет и частота свечения помогут заинтересовать и увлечь детей.

Он работает от аккумулятора и электрической сети и управляется дистанционно с пульта. Таким образом, мы можем задавать и варьировать условия учебно-развивающей среды в каждый отдельный момент. Данное оборудование поможет создать богатую развивающую и обучающую среду в пространстве сенсорной комнаты, в кабинете для комплексных развивающих занятий (является аналогом «песочницы»),  спортивном зале, а так же в помещениях для досуговой деятельности. Световой куб позволяет организовать большое количество игр и заданий.

Мне бы хотелось продемонстрировать Вам возможности светового куба и несколько упражнений, которые можно использовать с детьми на занятиях. Световой куб (Многогранная тактильная развивающая поверхность) – это отличное решение для создания позитивного психологического настроя воспитанников для погружения в сказочный мир детства.

- Световой куб можно использовать для развития саморегуляции детей. Дети проделывают движения, прикрепленные к заданному цвету. Например: зеленый цвет – дети бегут, а при красном – останавливаются, при желтом - двигаются спокойно.

На развитие процессов восприятия цветов. Берем несколько прозрачных стаканчиков с водой (прозрачной и подкрашенной краской). В ходе эксперимента дети добавляют в стакан с прозрачной водой подкрашенную воду, наблюдая за смешиванием, придумывая цвета. Мы включаем разную подсветку, обогащая экспериментальный опыт.

- Рисование песком. Подойдет мелкий песок. Песочная терапия понравится как детям, так и взрослым. Включайте фантазию и творите свои шедевры.

- Игры на световом столе с цветным рисом займут ребенка надолго.

В 2013 году шведскими учеными был разработан интересный инновационный материал – (kineticsand) кинетический песок. Используем песок не только в песочнице, но и на световом кубе.

Дети любят играть с песком. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества. Кинетический песок на 98% состоит из обычного кварцевого песка и на 2% - из силиконового полимера. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства.

В 2016-2017 учебном году было проведено исследование у детей младшего возраста тревожности. Использовалась методика  Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Участвовали дети 1-4 классов.

Результаты на начало и конец года:

Тревожность у большинства детей нормализовалась, если был уровень тревожности завышен, он понизился, низкий уровень тревожности поднялся до среднего.

 Использование светового куба и кинетического песка способствует установлению контакта. У глухих детей стало меньше конфликтов, умение договариваться в игре пригодилось и общение между детьми стало более комфортным.

Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук. В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность. При помощи форм и инструментов ребенок строит сооружения и создает образы из песка.

К концу года у первоклассников мелкая моторика пальцев рук окрепла, дети стали более творчески и изобретательны в рисунках.

Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения. Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние детей, помогают расслабиться, способствуют развитию элементарных навыков общения.

Игры с песком помогают развить собственную фантазию, выразить свое представление о мире. С помощью песка ребёнок может выплеснуть весь пережитый негатив и взять под контроль свои чувства и эмоции.

Игровые упражнения с применением кинетического песка могут быть полезны в качестве эффективного средства снятия синдрома гиперактивности.

Используя игровую технологию, в частности пескотерапию, игры со световым кубом, дети, у которых наблюдается эмоциональная нестабильность, учатся конструктивно решать конфликтные ситуации, снижается мышечная напряженность, утомляемость, повышается настроение, становятся более терпимыми друг к другу.

Часто подростки испытывают проявления агрессии, с группой детей, посещающих сенсорную комнату, использовалась в комплексе игротерапия с применением светового куба, песка, мозаики, гелевых шариков.

В начале года подростки показывали уровень агрессии выше среднего, высокий, к концу года заметно повысилась саморегуляция, самоконтроль над эмоциональным состоянием, поведением.

Ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Ребенок получает опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

С помощью различной цветовой подсветки легко создавать картину в наибольшей степени соответствующую внутреннему миру ребёнка. Морской берег, голубое небо, сочная зелёная трава, жёлтые пески с легкостью появятся при выборе подходящего цвета.

При использовании светового куба на занятиях по развитию эмоциональной сферы смена цветовой подсветки дает возможность менять настроение героя.

Хорошо использовать мультифункциональный куб как рабочую поверхность для развития психических процессов. Используя куб, можно познакомить детей не только с цветом, но и с геометрическими фигурами, нарисовать их.

Световой куб можно использовать во всех образовательных областях, возможно применение психолого-педагогической технологии в других образовательных организациях.

1. Сенсорное развитие детей – представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве.

В своей работе мы решаем следующие задачи:

– развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

– развивать тактильное восприятие, кинестетические ощущения, мелкую и крупную моторику.

2. «Мир загадок и оптических иллюзий» – первый этап в работе по совершенствованию пространственного мышления у детей:

– Иллюзия цвета

– Иллюзия движения

– Иллюзия размера

– Иллюзия глубины

3. Удивительный мир красок.  Красочные эксперименты: смешивание основных красок. Развиваем творческое мышление, фантазию – МОНОТИПИЯ.

4. Песочная терапия.

– Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий.

– Игры с песком может использовать не только психолог, но и педагог.

Такие занятия помогают педагогам намного эффективнее обучать детей.

Световой куб дарит волшебство и позитивный настрой.

– Интерактивная дидактическая игра – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

В заключении, следует отметить, что применение игр с песком и световым кубом нельзя рассматривать как самостоятельный и самодостаточный метод коррекции. Его использование, скорее всего, выступает в качестве вспомогательного средства, но позволяющего стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.  

В игре ребенок учится многому: умению сосредоточиться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее достижения, довести дело до конца, умению  представить, почувствовать, что думают, что переживают другие.

Таким образом, игровая технология способствует формированию таких интегративных качеств личности ребенка как "любознательность, активность", "способность управлять своим поведением и планировать действия", "способность решать интеллектуальные и личностные задачи", развитие умственных способностей, произвольности психических процессов, творческой активности, что имеет особое значение для развития детей с особыми образовательными потребностями.

Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие для подростков с применением современной психолого – педагогической технологии – технологии сотрудничества.

Открытое мероприятие с применением современной психолого – педагогической технологии – технологии сотрудничества. Направленно на приобретение навыков коммуникации, включая уверенное поведени...

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Данная статья  о работе в технологии развития критического мышления которая приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании общих и профессиональных компетенций выпускника среднего...

ПРОГРАММА повышения квалификации Технологии образования детей с особыми образовательными потребностями, психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования.

Предлагаемый курс повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, направлен на формирование у слушателей более глубокого понимания современных подходов в организации инклюзивного образ...

Дисциплина: Психолого-педагогический практикум. Тема: Психолого-педагогическая характеристика учащегося.

Цель: Учить составлять психолого-педагогическую характеристику на учащегося....

Статья на тему: Современные психолого-педагогические технологии в непрерывном образовании

В данной статье рассматриваются наиболее часто встречающие инновационные психолого - педагогические технологии, которые педагог может применять при планировании образовательной деятельности....

Применение приемов технологии развития критического мышления на уроках психолого-педагогических дисциплин.

Статья о приемах технологии развития критического мышления на уроках психолого-педагогических дисциплин. В статье подробно описаны приемы развития критического мышления такие как кластеры, инсент, фиш...