Дисциплина: Психолого-педагогический практикум. Тема: Психолого-педагогическая характеристика учащегося.
план-конспект урока на тему

Иванова Мария Алексеевна

Цель: Учить составлять психолого-педагогическую характеристику на учащегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дисциплина: Психолого-педагогический практикум.

Тема: Психолого-педагогическая характеристика учащегося.

Цель: Учить составлять психолого-педагогическую характеристику на учащегося.

Время: 40 мин.

В конце каждого этапа урока студентам предлагается самостоятельно оценить свою деятельность по технологической карте:

№ задания

Вид деятельности

Выполнил работу с помощью преподавателя

Работу выполнил по алгоритму

Выполнил работу

самостоятельно

1.

Составление требований к написанию характеристики.

2.

Заполнение карты эксперта на учащегося.

3.

Написание психолого-педагогической характеристики.

4.

Всего баллов:

  1. Приветствие. Орг. момент.2мин.
  2. Актуализация знаний по теме.2мин.

Мы изучили индивидуальные и возрастные особенности учащихся. На основании ваших знаний сегодня на уроке будем учиться писать психолого-педагогическую характеристику на учащегося.

-Знакомое понятие?

-Что это такое?

-Как выглядит?

-Для чего нужна?

-Кто пишет?

-Что такое характеристика?

 Характеристика – совокупность отличительных свойств кого-либо или чего-либо. Составление характеристики на ученика или группу учащихся – это один из самых популярных, действенных и доступных способов для определения и выявления индивидуальных психологических особенностей учащихся. Грамотно составленная характеристика помогает новому педагогу быстрее наладить контакт с учеником, получить представление о его личных качествах, выстроить план дальнейшей педагогической работы и создать оптимальные условия для развития ученика.        

-Какие могут быть последствия безграмотно составленной характеристики?

Предвзято составленная характеристика может отрицательно сказаться на отношениях между педагогом и учеником. (Предлагается ознакомиться с примером характеристики, приложение№1).

 Образец написания характеристики на ученика

http://blanki.ucoz.ru/imgdoc/obrazec-character-uchenika.jpg

  1. Требования к составлению характеристики на детей. В различные периоды требования к составлению характеристики на детей обуславливались теми или иными аспектами социально-исторического процесса и практически напрямую зависели от уровня развития психологической науки об индивидуальных особенностях личности ребенка. На практике можно встретить множество характеристик составленных преподавателями, как по свободной форме, так и по рекомендациям педагогической науки. Эти формы значительно отличаются друг от друга по выделяемым показателям и имеют как достоинства, так и недостатки. (Предлагаются к рассмотрению различные варианты характеристик, возможно студенты заранее принесли свои характеристики из школы, с предыдущего места обучения, работы).

Задание. Тех. карта пункт1.

-Внимательно изучите различные характеристики,  определите какие аспекты личности и деятельности учащегося освещены, какие внешние особенности вы заметили?

Работа в творческих мастерских: Составьте основные требования, которым должна соответствовать составляемая на ученика характеристика по вашему мнению: 15мин. Студенты проводят обсуждение, составляют общие требования, по которым будут в дальнейшем работать, педагогом проводится коррекция.

Сравнив и проанализировав существующие на сегодняшний день формы характеристик и используемые в них критерии оценки учащихся, можно выделить основные требования, которым должна соответствовать составляемая на ученика характеристика:

  1. характеристика учащегося должна отображать его индивидуально-психологические особенности, проявляемые им в процессе обучения и поведении;
  2. разделить учеников по уровню преобладания тех или иных особенностей;
  3. показать отношение преподавателя к ученику;
  4. характеристика на ученика должна составляться по стандартной схеме;
  5. должна быть легко "читаемой" и понятной для педагогов, не знакомых с характеризующимися школьниками;
  6. процесс составления характеристики не должен быть трудоемким.
  1. "Психолого-педагогическая карта учащегося", как метод экспертных оценок, приложение№2.

Психолого-педагогическая карта учащегося

http://blanki.ucoz.ru/imgdoc/karta-uchenika.jpg

На основании перечисленных выше требований была разработана "Психолого-педагогическая карта учащегося", использующая метод экспертных оценок в графическом виде (эксперт - классный руководитель). Данная карта позволяет составить наиболее правильную и объективную характеристику на ученика.

-Какие аспекты учащегося являются наиболее весомыми в характеристике? (Учеба, поведение, общественная активность, общение в школе, семье).

Индивидуальные и психологические особенности учащихся отображены в карте в виде шкал, по краям которых расположены минимальная и максимальная степени выраженности этих особенностей. Один край шкалы соответствует крайней степени выраженности какой-либо особенности личности или поведения, а другой - показывает отсутствие проявления этой особенности в поведении или выраженность противоположной по качеству особенности. При заполнении карты необходимо на каждой шкале отметить (например, галочкой) степень выраженности той или иной особенности. Мера удаленности от краев шкалы характеризует школьника по оцениваемой психологической особенности.
Анализ оценок, выставленных педагогом по шкалам отношения, позволяет не только учесть отношение учителя к ученику, но и выявить наиболее конфликтные зоны общения.

Задание. Тех. карта пункт2.

-Заполните карту учащегося на примере сокурсника.(используется раздаточный материал, студенты работают в парах, используется метод «интервью», 6мин.)

-Как вы думаете в каком возрасте необходимо проводить такое исследование, почему, зачем?

Данная карта рекомендуется к заполнению и составлению на каждого учащегося в конце определенных периодов обучения, для выявления первостепенных задач в процессе обучения и воспитания ученика, а также, чтобы помочь новому учителю (в случае смены классного руководителя) в работе с классом:
4 класс - карта, с обобщенными сведениями об ученике, составляется для учителя средней
школы (пока ещё не знакомого с учащимся) учителем начальной школы;
8 класс - карта составляется в период перехода учащегося к дифференцированному обучению (выбор профилирующего направления, техникума, ПТУ);
10 класс - карта составляется для выявления профессиональных наклонностей ученика, для его дальнейшей подготовке к поступлению в ВУЗ.

Задание. Тех. карта пункт3.

-На основе карты составленной вами экспертной оценки вам предлагается написать психолого-педагогическую характеристику на сокурсника.8мин. Обсуждение выполненной работы 2мин.

5. Рефлексия по уроку.5мин.

-Для чего нужна характеристика?

-Какие особенности ее составления?

-Как можно оценить, выявит качества учащегося?

-Что получилось, что вызвало сложности при написании психолого-педагогической характеристики?

6.Оценка результатов деятельности по технологической карте урока.

Задание. Тех. карта пункт4.



        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме "Составление и решение кейсов (педагогических ситуаций) в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла"

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме "Составление и решение кейсов (педагогических ситуаций) в процессе изучения дисциплин психолого...

Рабочая программа учебной дисциплины Психолого - педагогический практикум

       Рабочая  программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности  44.02.02 ...

Доклад и мультимедийная презентация к педагогическому совету по теме; "Психолого-педагогические условия успешной адаптации и профессиональной мотивации обучающихся нового набора"

Адаптация - приспособление к окружающим условиям. Это динамический процесс в ходе которого происходит личностное, профессиональное развитие и самореализация.Уже,с первых дней обучения учебная мотиваци...

Статья на тему: Психолого-педагогические особенности совершенствования работы педагога по развитию познавательной активности учащихся СПО

Педагогическое образование неразрывно связано с подготовкой молодого поколения к жизни в условиях непрерывного образования. Ведущим звеном всегда остаётся педагог – компетентный профессионал-пре...