Психолого-педагогическая работа по коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с агрессивностью
статья на тему

В настоящее время вниманию педагога-психолога представлено большое количество форм и методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая работа по коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с агрессивностью


        Многие отечественные и зарубежные психологи занимались коррекцией и профилактикой агрессивного поведения: А. Бандура, Д. Доллард, З. Фрейд, К. Лоренц, Э. Фромм, Р. Берон, Д. Ричар, X. Хекхаузен, Н. Левинсон, Й. Заграфова, Р.С. Хоманс, Л.М. Семенюк, Т.Г. Румянцева, А.К. Осинский, Н.Д. Левитов и др.

В настоящее время вниманию психолога-педагога представлено большое количество форм и методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья:

1.Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать как взрослый, так и рассказчиками может быть группа детей.

2.Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения психолога- педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной и поведенческой сферы ребенка (И.И. Мамайчук, 2008).

3.Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.

4.Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды.

5.Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный» и др.

6.Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.

7. Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный метод арт-терапии. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя) (А.А. Осипова, 2002).

Не смотря на все перечисленные разнообразные формы и методы работы, следует помнить о том, что каждой степени умственной отсталости соответствуют свои формы работы и только в комплексе они принесут максимальную пользу.

Психологическая коррекция агрессивных форм поведения подростков с нарушением интеллекта может проводиться различными методами по следующим направлениям:

1. Изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (если установлена связь между агрессивным поведением подростка и его ближайшим окружением).

2. Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности).

3. Сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд, общественная работа)

4. Сублимирование агрессии в спорт: целесообразно приобщать детей к групповым видам спорта, требующим навыков сотрудничества.

5. Участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения.

В мировой психологической практике принято считать, что основным и наиболее эффективным методом коррекции нарушений поведения у детей является поведенческая терапия. Многие авторы отмечают эффективность поведенческой терапии именно при работе с детьми, выделяя в качестве основного достоинства возможности контроля социальной среды ребенка, возможности воздействия на механизмы дезадаптивного поведения детей, относительную временную краткость терапии. Н. М. Платонова выделяет концептуальную четкость, направленность на поведенческие изменения, выраженный практический характер (Н.М. Платонова, 2004).

Психологическое воздействие в рамках поведенческой коррекции осуществляется в следующих направлениях:

- ослабление агрессивного поведения;

- усиление ассертивного поведения;

- развитие саморефлексии;

-уменьшение эмоциональных реакций, сопровождающих агрессивное поведение;

- формирование навыков адекватного и безопасного выражения гнева;

- развитие способности расслабляться;

- развитие способности самоутверждаться;

-развитие эффективных социальных навыков (например, конструктивного разрешения конфликтов).

И. А. Фурманов признавая эффективность поведенческой коррекции, выделяет ряд существенных недостатков подобной терапии, относя к их числу следующие:

1) техника позволяет «снимать» симптомы нарушений поведения, но не влияет на их причины;

2) техника не имеет средств для профилактики нарушений поведения;

3) техника оказывает кратковременный эффект;

4) техника не позволяет получить «эффект переноса»;

5)отсутствие «эффекта переноса», или иными словами генерализации, и поддержки навыков, приобретенных в ходе поведенческой терапии.

Достаточно эффективно и перспективно, на наш взгляд, использование игры для работы с агрессивными детьми. Игра, как технология коррекционного воздействия на детей, оказывает сильное влияние на развитие личности.

Игра способствует:

-созданию доверительных отношений между участниками группы;

-снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими;

-повышает самооценку;

-позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Несмотря на то, что существует достаточно направлений коррекционной работы, мы считаем, что психолого-педагогическая профилактика агрессивного поведения повысит ее эффективность. 

Психологическая профилактика агрессивного поведения у умственно отсталых школьников объединяет мероприятия направленные на предупреждение возникновения, снижения неблагоприятной динамики уже возникших форм дезадаптивного поведения, уменьшение патологических проявлений, а также на раннюю диагностику.

Профилактика агрессивного поведения у умственно отсталых школьников может включать ряд мероприятий, направленных на воздействие на основные сферы личности: эмоционально-волевую, когнитивную, поведенческую (И. Соковни, 2007).

Психологическая профилактика предполагает:

1) ответственность за соблюдение в образовательном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;

2) своевременное выявление агрессивного поведения ребенка, которое может привести к определенным сложностям в его поведении и отношениях;

3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.

Отечественные психологи считают, что смысл психопрофилактической деятельности в том, чтобы поддержать и укрепить психическое и психологическое здоровье школьников.

Итак, мы говорим о психологической профилактике в тех случаях, когда психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка. Психолог начинает психопрофилактическую деятельность тогда, когда еще нет сложностей в работе с ребенком, классом и пр., но он предупреждает эти сложности как возможные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми

Программа психолого-педагогического сопровождения работыс одарёнными детьми...

Психолого - педагогические аспекты работы концертмейстера в классе академического вокала

Одна из наиболее интересных и востребованных в среде музыкантов ДШИ специальность – это концертмейстер. Люди этой профессии задействованы как в учебном процессе, так и в концертной практике на р...

Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста

Для гармоничного психического развития ребенка важную роль играет полноценное общение с его окружением. Во многом эмоциональное благополучие ребенка складывается исходя из того, как развиваются эти от...

Коррекция речевых и психоэмоциональных нарушений у детей, имеющих ОВЗ, на занятиях вокальной студии "Весёлые нотки" (из опыта работы).

Работая учителем начальных классов с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), я столкнулась с рядом проблем в усвоении учащимися программного материала. Особенно «западают» так...

Психолого-педагогические рекомендации для педагогов "Как работать с агрессивным подростком"

Способы конструктивного педагогического реагирования на агрессию подростков...