Доклад на тему: «Коррекция речевых нарушений у детей с ОВЗ посредством элементов логоритмики»
статья

Мирошниченко Ирина Владимировна

Особое внимание в логопедической ритмике уделяется развитию чувства музыкального ритма и слухо-моторной координации.

В совместной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя используется различный материал для развития чувства ритма (двигательные упражнения, стихи, потешки, игры пальчиковой гимнастики). Например, проводимая на занятиях динамическая пауза воздействует на нейродинамику коры головного мозга благодаря импульсации, идущей от ритмических двигательных сокращений туловища рук и шеи.

В процессе занятий, под влиянием регулярных логоритмических занятий, у детей происходит положительная настройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, фонематической и других систем, а также воспитание эмоционально-волевых качеств личности.

Из этого следует, что одним из основных принципов достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку, который строится с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.

В процессе взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя часто используются логоритмические упражнения в индивидуальной, под- групповой, а также коррекционной работе по исправлению речевых нарушений у детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_rechevyh_narusheniy.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

         

Доклад на тему:

«Коррекция речевых нарушений у детей с ОВЗ посредством элементов логоритмики»

                                                                                           

                                                                                                   Составитель: учитель

                                                                                        Мирошниченко Ирина Владимировна

                                                                                                             

                                           Магнитогорск 2024г   

Один из самых редко освещаемых разделов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи – это логопедическая ритмика. Исследования в этом направлении проводили только единичные авторы: В.А. Гринер, Г.А. Волкова, Е.А. Оганесян.

На современной педагогике под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезотерапии, так называемая «терапия движением», которая направлена на коррекцию нарушений речи посредством развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Таким образом, логопедическая ритмика, а также ее взаимосвязь с движением и музыкой, помогает не только в развитии речевой активности ребенка, но и в сенсорном воспитании детей. Недостаток сенсорного воспитания ощущается в настоящее время особо остро, так как наиболее важным считается обучить ребенка грамоте, чем эстетическим канонам. С нейропсихологической точки зрения, тенденция ранней стимуляции функций чтения, письма, счета объединяет правополушарный нервно-психический потенциал ребенка, необходимый для его гармоничного развития.

Доказано, что тяжелые речевые дефекты чаще всего сочетаются с разнообразной патологией неречевых функций. И, в связи с этим первостепенны следующие неотъемлемые задачи в работе с детьми дошкольного возраста:

-       активизация высших психических функций через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового);

-       увеличение объема памяти;

-       развитие зрительного и слухового восприятия;

-       развитие тактильно-кинестетического и костно-мышечного чувства собственного тела у ребенка;

-      формирование у ребенка двигательных навыков.

Особое внимание в логопедической ритмике уделяется развитию чувства музыкального ритма и слухо-моторной координации.

В совместной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя используется различный материал для развития чувства ритма (двигательные упражнения, стихи, потешки, игры пальчиковой гимнастики). Например, проводимая на занятиях динамическая пауза воздействует на нейродинамику коры головного мозга благодаря импульсации, идущей от ритмических двигательных сокращений туловища рук и шеи.

В процессе занятий, под влиянием регулярных логоритмических занятий, у детей происходит положительная настройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, фонематической и других систем, а также воспитание эмоционально-волевых качеств личности.

Из этого следует, что одним из основных принципов достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку, который строится с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.

В процессе взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя часто используются логоритмические упражнения в индивидуальной, под- групповой, а также коррекционной работе по исправлению речевых нарушений у детей с ОВЗ. Эти упражнения направлены на совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации двигательной памяти), мышечного тонуса, а также на развитие всей моторной сферы (общей, пальцевой, мимической, артикуляционной).

Например, при формировании речевого дыхания необходимо почувствовать мышечное напряжение и расслабление мышц брюшного пресса; при коррекции, автоматизации и дифференциации звука необходимо помнить, что одни движения выполняются с напряжением, а другие с расслаблением. Но первоначально навыки релаксации следует регулировать в двигательной сфере.

Работа по обучению детей приемам релаксации должна сочетаться с работой по формированию правильного дыхания, которая проводится в определенной последовательности:

1. Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания).

2. Формирование правильного нижнереберного дыхания и подражанию.

3. Развитие продолжительности, силы, целенаправленности, плавности дыхания.

Таким образом, ритмические движения можно использовать для создания оптимальных условий для восприятия и осуществления речи.

Развитие чувства ритма начинается с формирования представлений о темпе, как о скорости следования звуков. При этом дошкольники должны научиться подчинять темп собственных движений темпу музыки и речи (медленный, умеренный и быстрый).

Развитие восприятия и воспроизведения ритмического рисунка, т. е. освоение соотношения длительности и пауз, является следующим этапом ритмической работы. Наиболее сложными заданиями для детей является двигательное моделирование ритмических рисунков детских попевок. В дальнейшем происходит перенос сформированных ритмических ориентировок на речевой материал.

Все это не только позволяет детям овладеть ритмическими структурами, но и на их основе создать предпосылки для усвоения фонетической стороны речи. А также совершенствовать пространственно-временную организацию речедвигательного акта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Взаимодействие логопеда с родителями - залог успешной работы по коррекции речевых нарушений.

Статья "Взаимодействие логопеда с родителями - залог успешной работы по коррекции речевых нарушений. Статья о том, что делать для того, чтобы родитель хотел взаимодействовать с логопедом....

Доклад на тему: «Воспитание речевой культуры»

Доклад или отчёт — один из видов монологической речи, публичное, развёрнутое, официальное сообщение по определённому вопросу, основанное на привлечении документальн...

Статья на тему: Развитие сюжетно-ролевой игры детей младшей группы посредством использования атрибутов

Сюжетные игры младших дошкольников носят подражательный характер, поэтому в этот период развития игры для ребенка важна атрибутика (предметы и игрушки). Ребенку нужны все виды игрушек: сюжетно &ndash...

Рабочая программа учителя-логопеда по преодолению речевых нарушений у детей 5-7 лет

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста для детей с тяжёлыми нарушениями речи....