Методический доклад на тему: "Роль речевого общения в скрипичной педагогике".
учебно-методический материал

Смирновой Галины Валентиновны

Произнесенное педагогом, слово является мощным фактором активного влияния на психику ребенка, поэтому очень важен подбор правильных слов и выражений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.doklad_novyy_rol_rechevogo.docx94.75 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Нижневартовский район

МАОДО «Новоаганская детская школа искусств»

Методический доклад на тему:

«Роль речевого общения

в скрипичной педагогике».

x_d9403922

Преподаватель:          

Смирнова Галина Валентиновна

гп.Новоаганск

январь 2022 года

Из опыта работы убедилась, какую огромную роль в педагогическом процессе играют объяснения педагога. Произнесённое слово является мощным фактором активного влияния на психику ученика, создаёт определённые предпосылки для принятия им тех или иных решений, побуждает к действию. Особенно глубоко воспринимается учащимися слово на уроке, так как исходит от авторитетного для него лица – педагога. Но не всегда мы, преподаватели, задумываемся над правильностью и точностью употребления слов и выражений, над тем, что профессиональные, выработанные годами понятия, в сознании начинающих музыкантов могут получить порой неверное толкование.

В ряде случаев «профессиональное» толкование взрослым какого-либо слова- понятия не совпадают с уже «расшифровкой», приобретённой учеником в результате его повседневной жизни. Вкладываемый педагогом смысл в наиболее часто встречающееся выражение при постановке смычка «держи смычок» резко отличается от понимания этого словосочетания ребёнком, который старается именно держать, никоим образом не уронив, не выпустив из рук смычок. Несколько повторений этого выражения - и уже готов стереотип действия. Лучше всего употреблять слова «положи», «обхвати смычок, как птичка на веточку садится» или «погладь смычок, как киска». Усилить неправильные представления может и объяснение о «держащем кольце», где задействованы большой и средний палец. Я использую приём, когда первоначальное расположение пальцев правой руки отрабатывается на карандаше, так как карандаш невесомый, его держать не надо и наглядно лучше видно расположение пальцев, затем на указательном пальце преподавателя и только потом непосредственно на смычке.

Предлагая заменить выражение «поддерживаемый» радикально вопрос не решает, а вот формирование ощущения опоры на смычок всей руки, тщательно подбирая слова - даст более результативные задатки. В сознании опереться можно только на что-то: на руку педагога, на смычок, который держит педагог и далее, поставив смычок на струну (придерживая его за винт) предложить ученику мягко опереться на смычок. Степень опоры в процессе ведения смычка координировать слуховыми представлениями, стимулируя ученика к выбору полноценного звука.

Советуя ребёнку: «прижми плотно смычок» это создаёт почву для возникновения нежелательных мышечных напряжений в руке и пальцах, что ведёт к потерям в качестве звука. Выражение «почувствуй» опору на струне» поможет учащемуся извлечь более плотный звук, а выражение «легче ощути опору» в достижении лёгкого «полётного» звучания. Бывает, что сам ребенок выбирает более понятное выражение «как мокрой салфеточкой протереть» (видимо, результат пандемии).

Обучение начинается с ведения смычка по струнам РЕ или ЛЯ, где движение наиболее горизонтально, чем вертикально и вместо выражения «веди вверх и вниз» большее воздействие будет от слов «веди руку влево, а теперь вправо». Хорошо работают выражения «согни руку» и «разогни руку». Если ребёнок усвоит эти движения - будет неплохая основа для штриха «деташе». Добившись освобождения правой руки в кистевом суставе – правильное движение получите непроизвольно, и не будет своеобразной «клюшки» у колодочки, когда он реагирует на выражение «сгибая кисть»:

Выражение «освободи руку в кисти» даст результат ощутимее: кисть будет сгибаться в нужном направлении и в нужных пропорциях.

Обратимся к левой руке «крепче, чётче, ставь пальцы»- не ведёт ли это замечание к «зажатости ученика».

Думаю, выражение «отпусти пальцы», чтобы он легко упал на гриф» поможет ученику в ощущении опоры пальца на струну, будет основой для воспитания естественной и чёткой техники.

При интонационных неудачах ученика во время переходов из позиции в позицию срывается: «на эту ноту ты не попадаешь», замечала, что это выражение порождает у ребёнка неуверенность и даже боязнь этого места, сковываются движения.

Пробовала выражение «плохо берёшь эту ноту», а лучше более позитивным: «нотку следует взять точнее» - реакция психологически нужная и результат значительно лучше.

Желая организовать внимание ученика, советуют: «следи за смычком, следи, как ставить пальцы, от этого зона внимания становиться очень узкой, действия ученика приобретают механический характер. Убедилась, лучше пользоваться замечаниями, носящими периодический характер, типа «взгляни на смычок», «обрати внимание…», «проконтролируй…»

Не стоит требовать: «это место надо поиграть медленно», во- первых движения в быстром и медленном темпе различны, во- вторых, медленная игра не способствует развитию активности мышления. По рекомендации В. Григорьева советую: «поиграй в замедленном темпе», т.е. в том темпе, в котором ученик может выполнить задание достаточно качественно. На этой грани и нужно учить произведение, постепенно подвигаясь к необходимому темпу.

В работе с учениками следует отдавать предпочтение                     «позитивности». Педагогический разбор произведения педагогу не желательно сопровождать словами «у тебя не получается это место» и т.п, а отметить удачу и перейти к пожеланиям типа «это надо сделать следующим образом» или «пожалуй, так будет лучше». Таким образом, вырабатывается у ученика уверенность в собственных силах. Что, ошибки устранимы, и он способен хорошо сыграть это произведение.

Указания педагога должны и конкретно отражать суть действий учащегося. Неумелое применение слова, недостаточное контролирование на начальном этапе обучения ведёт к возникновению недостатков, искоренять которые приходится в скором будущем. Значит, слово и выражение способствует достижению необходимого результата.

Очень результативен ассоциативный образ, ведь его можно варьировать, учитывая степень подготовленности, уровень развития, интересы учащегося. При помощи ассоциаций возможно добиться правильных игровых ощущений, а также предупреждать возникающие недостатки. Цепочки правильно подобранных словесных образов дают возможность влиять на действия учащегося.

Психологические представления помогают: так, если ученик, начиная движение смычком вверх, включает плечо, то откорректировать это движение может представление, что не рука ведёт смычок, а смычок - руку, т.е. рука идёт за смычком.

Очень часто ученики, приступившие к изучению смен позиций, останавливают движения смычка в момент перехода. Работаю с подобным укоренившемся недостатком, при помощи ассоциативного представления, что руки через систему блоков связаны между собой прочным канатом. При переходе в верхние позиции правая рука как бы подтягивает вперёд левую, при переходе в нижние – осторожно спускает её.

Использование ассоциаций также помогает уточнению движений при изучении штрихов и переходов со струны на струну, усвоению различных приёмов звукооизвлечения, исполнению аккордов.

 Для исполнения акцента, а затем и штриха martele полезно представить движение, которое необходимо придавать руке для завода шнурком лодочного мотора или детской игрушки типа «летающий пропеллер». Сначала рука очень собрана, шнур натянут – всё готово к началу движения (у скрипача - рука хорошо опирается на смычок, который плотно контактирует со струной), затем энергичное быстрое движение по инерции.

Для того, чтобы начинающий ученик яснее представил себе и правильно выполнил движение правой руки, необходимое для перехода со струны на струну, говорю ему, что во время перехода на более высокую по строю струну к его локтю как бы подвешивают гирьку, которая естественно тянет всю руку вниз. А в момент перехода на более низкую струну в это место прикрепляют воздушный шарик, наполненный лёгким газом, который приподнимет руку вверх.

Ассоциация с постепенной и плавной посадкой самолёта, совершаемая лётчиком-ассом, работает в случае, если взять ноту или начать произведение нужно довольно сочно и одновременно мягко. Резкое, грубое начало, когда смычок «шлёпается» на струну сравнивая с действиями неопытного пилота.

Исполнению аккордов мне помогает такое образное сравнение: кисть и пальцы как бы «дышат». Когда мы готовимся к аккорду и подносим смычок к струне, они находятся в состоянии «вдоха», т.е. расслабляются, а в момент взятия аккорда - «выдоха» - мышцы руки собираются.

При начальном обучении игре на скрипке практическое оформление ощущений перестаёт быть основным фактором.

Всё большее значение в развитии двигательных навыков приобретает сочетание действия и слова.

Благодаря интенсивной, многосторонней и постоянной практике в речевом обучении ребёнок подготавливается к многовариантному ответу действием на большинство словесных инструкций, которые поступают от педагога.

Подбор педагогом речевых средств является  самостоятельной методической задачей при работе с детьми, решение которой призвано обеспечить внешний и внутренний план активности формирующегося музыканта.

Список рекомендуемой методической литературы

  1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. М., «Музыка», 1965.
  2. Безродный Игорь. Искусство, мысли, образ. ООО «Века-ВС», 2010.
  3. Беленький Б. - Эльбойм Э. Педагогические принципы Л.М. Цейтлина. М., «Музыка», 1990.
  4. «Как учить игре на скрипке в школе». Составитель Берлянчик М. Сборник статей. М., «Классика ХХI», 2006.
  5. «Вопросы совершенствования  преподавания  на оркестровых инструментах». Сборник статей. Составитель Берлянчик М. - М., «Музыка», 1978.
  6. В.Ю. Григорьев «Методика обучения игре на скрипке» Классика -ХХI, Москва 2006г.
  7. Ю.Янкелевич Педагогическое наследие: Сборник/ Сост. Е.И.    Янкелевич, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Музыка, 2009. 
  8. П.Казальс «Педагогическое наследие».

9. В.Ю.Григорьев «Методика обучения игре на скрипке» Классика  ХХI, Москва, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: "Роль трудового воспитания в социализации подростков"

Особое внимание в докладе уделяется вопросам трудового обучения и трудового воспитания как наиболее социально значимым....

Доклад на тему "Роль русской классической литературы в нравственном воспитаниии обучающихся"

Выступление на методическом совещании с докладом на тему "Роль русской классической литературы в нравсвенном воспитаниии обучающихся"...

Методическая разработка по теме «Роль компьютера и интернета в жизни человека» по дисциплине Иностранный язык (английский)

Пояснительная записка Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык (английский)» и соответствует требованиям Федерального Государствен...

Методическая работа на тему "Роль позиционной игры в техническом развитии начинающих пианистов"

В методической работе отражена проблема: техническое развитие начинающих пианистов. Большое внимание уделяется конкретному применению позиционной игры в изучении гамм, затрагиваются разные вопросы пиа...

Методические рекомендации на тему "Роль куратора группы в формировании у студентов позитивной «Я-концепции», общих и ключевых компетенций"

Особая роль в воспитании здоровой личности, обладающей общими и ключевыми компетенциями, отводится куратору, наставнику учебной группы, который должен уметь правильно использовать свои педагогические ...

Доклад на тему "Роль мастера по вождению в подготовке квалифицированных водителей".

   Качество подготовки и допуска водителей к управлению автомобилем является одним из звеньев в цепи задач, которые необходимо решить для повышения безопасности дорожного движения. В ...