Методические рекомендации на тему "Роль куратора группы в формировании у студентов позитивной «Я-концепции», общих и ключевых компетенций"
методическая разработка на тему

Баженова Елена Андреевна

Особая роль в воспитании здоровой личности, обладающей общими и ключевыми компетенциями, отводится куратору, наставнику учебной группы, который должен уметь правильно использовать свои педагогические возможности и различные ресурсы образовательной организации для достижения данной цели.
Вашему вниманию представлены методические рекомендации, в которых объясняется не только сам процесс становления личности студента, а также предлагаются механизмы для формирования здорового социально-психологического климата в студенческом коллективе, формированию позитивной "Я -концепции" студента подростка, и стимулирования его к дальнейшему развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_e.a._bazhenova.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Роль куратора группы в формировании у студентов позитивной
«Я-концепции», общих и ключевых компетенций

Основной целью профессиональной образовательной организации является подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных кадров. В настоящее время при поиске потенциальных сотрудников работодатель наряду с профессиональными качествами (образование, опыт работы) хочет видеть в сотрудниках здоровую сформировавшуюся личность, стрессоустойчивую, способную работать в команде, нести ответственность и уметь применять творческий подход к делу.

Особая роль в воспитании здоровой личности, обладающей такими общими и ключевыми компетенциями, отводится куратору, наставнику учебной группы, который должен уметь правильно использовать свои педагогические возможности и различные ресурсы образовательной организации для достижения данной цели.

У студента подростка наблюдается высокая готовность к обучению и развитию тогда, когда он убежден, что у него все в порядке, он не преуменьшает свои потенциальные возможности, а также находится в благоприятной психологической среде. Поэтому, куратор как наставник и воспитатель должен уделять особое внимание формированию здоровой личности студента, позитивному развитию «Я-концепции» и формированию комфортного социально-психологического климата в учебной группе.

«Я-концепция» – это развивающаяся система обобщенных представлений индивида о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т.п. Важнейшей функцией «Я-концепции» является обеспечение внутренней согласованности личности и относительной устойчивости ее поведения. В структуре «Я-концепции» выделяют: самооценку и социально-психологический статус [2].

Самооценка – центральный компонент самосознания, включающий наряду со знанием о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. Она выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми (общая удовлетворенность собой) [6]. Самооценка формируется в зависимости от успехов и неудач в деятельности и личностной значимости этого результата для субъекта, может быть выражена как отношение: Самооценка = Успех / Притязание.

Существует 2 основных пути развития самооценки:
- через сравнение себя с другими;
- путем соотнесения результатов своей, прежде всего, учебной деятельности с поставленной целью, т.е. соотнесения «Я-реального» и «Я-идеального» [1].

Когда исследуют самооценку, выделяют ее уровни и адекватность (низкая адекватная, средняя адекватная, высокая адекватная, неадекватная низкая и неадекватная высокая), которые определяются путем сопоставления оценок личности, входящих в представление «Я-идеальное» и «Я-реальное» [4].

Установление самооценки – процесс не конечный, поскольку личность находится в постоянном развитии. Поступая в колледж подросток уже обладает определенным представлением о себе, у него сформировалось отношение к себе, которое является результатом трансляции отношения других к нему и усвоения этой трансляции. Способности и склонности подростка в данном возрасте обычно оцениваются с точки зрения положения дел в образовательной организации, одобрении со стороны сверстников и его популярности. Успехи в различных сферах деятельности студента становятся главным критериям самооценки. Очень часто оценка, которую получает подросток проецируется на самооценку, поэтому отстающие в той или иной сфере подростки чувствуют свою неполноценность, колледж становится главным социальным и психологическим условием формирования самооценки.

Особенность самооценки подростков определяется формированием тех или иных черт личности. Если у подростка адекватный уровень самооценки, то как правило, он уверен в себе, способен здраво оценивать свои силы, настойчив и самокритичен. При неадекватной самооценке, наоборот, некритичен, излишне самоуверен или нерешителен. Нетрудно рассмотреть прямую связь между самооценкой, учебной и общественной жизнью студента. Студенты с адекватной самооценкой имеют хорошую успеваемость, они активны, стараются участвовать в различных мероприятиях, с удовольствием посещают кружки, в следствие имеют более высокий общественный и личный статус. Они ориентированы на познание других и себя в процессе межличностных контактов, которые умеренны и целесообразны. Подростки с завышенной самооценкой высокомерны, проявляют ограниченность в деятельности, имеют тенденцию к малосодержательному общению. Подростки, обладающие повышенной или высокой агрессивностью, характеризуются крайней самооценкой (либо максимально завышенной, либо максимально заниженной), повышенной тревожностью, страхом перед широким социальным контактом, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций. Подростки с низкой самооценкой отличаются депрессивными тенденциями, наблюдается высокий риск деструктивного поведения по отношению к самим себе [6].

Переживая неудовлетворенность собой, подросток надеется на новое рождение, на благополучный исход. Этот исход должен компенсировать все прошлые неудачи и воплотить все представления в «Я-идеальном» в жизнь [3]. Когда подросток поступает в колледж, он переходит в качественно новую среду, что, несомненно, будет определять дальнейшее развитие и его «Я-концепции», его восприятие, сознание, самопознание, самооценку и социометрический статус.

Социометрический статус – положение человека в социальной группе, в системе межличностных отношений, определяющего его права, обязанности и привилегии, а также степень его авторитета в глазах остальных участников группы [2].

Значительные изменения коснуться потребностно – мотивационной, эмоционально волевой сфер, скорректируются ценности, появятся новые потребности и новые возможности их решения. Очень важно на этом этапе выявить негативные отклонения развития «Я-концепции» подростка корректируя его самооценку и формируя его социометрического статуса в группе.

Для определения особенностей «Я-концепции» и самооценки студента куратор группы может обратиться за помощью к педагогу - психологу колледжа, в рамках групповой или индивидуальной психологической диагностики студентов. Как правило, для психологической диагностики педагог-психолог использует личностный опросник авторов Е. Пирса и Д. Харриса «Изучение особенностей Я-концепции» (опросник включает 80 утверждений, касающихся отношения к своему «Я» в тех или иных обстоятельствах и ситуациях, связанных с проявлением самоотношения) [5] и «Методику исследования самооценки личности» С.А. Буддаси. (количественное исследование самооценки методом ранжирования) [7]. Помимо этого, куратор группы может делать собственные выводы, которые формируются за счет возможности осуществлять пролонгированное наблюдение за студентами и периодически проводить с ними беседы.

После того, как будет определены те или иные особенности «Я-концепции» куратор должен решить, какие инструменты будут способствовать становлению здоровой личности и гармоничной «Я-концепции». Одним из таких инструментов является система дополнительного образования колледжа: Совет самоуправления студентов, творческие, спортивные или другие объединения.  Но для того, чтобы процесс был эффективным и комфортным для студента необходимо выявить его интересны, склонности, предпочтения. Для этого куратор группы может использовать обычный опросник или провести анкетирование. Не бывает неталантливых детей, есть задатки, которых педагог не увидел и не смог развить. Когда будут выявлены предпочтения студента, необходимо предложить ему объединение, которое будет способствовать дальнейшему развитию и становлению личности студента, формированию у него общих и ключевых компетенций.

Далее идет процесс знакомства с новой группой, здесь очень важно с первого дня создать комфортный психологический климат и постараться создать хорошее первое впечатление каждого участника. Рекомендуется активно использовать игровые технологии, т.к. игра является наиболее естественной формой взаимодействия между людьми, именно в игре личность развивается свободно, стремительно и гармонично. Игра –источник развития сознания, произвольности поведения, особая форма моделирования отношений [4].

Для первого знакомства можно использовать игру «Снежный ком»: все студенты группы встают в круг, первый (любой) называет свое имя, второй студент называет имя первого, затем свое, третий называет имя первого, потом второго, затем свое. Таким образом, этот «Снежный ком» собирается от одного студента к другому. Данная игра позволяет не только познакомить студентов между собой, но это еще и заявка на имя, которым студента будут называть в группе, например, Саша, Шурик или Алекс.

Далее можно использовать игры на командообразование. Большое количество интересных игр в помощь куратору можно найти в пособии «Игра в тренинге. Личный помощник тренера» Е.А. Левановой, А.Н. Соболева.

Когда все члены команды сплотились, необходимо разработать индивидуальный вектор развития каждого студента группы, для того чтобы он смог максимально эффективно использовать свои способности. Таким образом происходит коррекция самооценки в зависимости от приобретаемых навыков и получения результатов.

Постепенно у каждого обучающегося в группе формируется свой социометрический статус, который можно выявить путем тайного или открытого голосования за того или иного кандидата при выборе по конкурсу [8]. Сложность коррекции социометрического статуса состоит в том, что педагогические возможности несколько ограничены, педагог занимает позицию руководителя и находится вне группы. Однако, если он работает с активным меньшинством и учитывает межличностное влияние в процессе деятельности и общения, то вполне можно стать инициатором такого изменения.

Проявляя заботу о социально-психологическом состоянии группы, куратор должен помнить о том, что стабильность статуса студента (даже если он высокий) может отрицательно повлиять как на конкретного подростка, так и на общее состояние группы. Поэтому куратору следует планировать определенную динамику межличностных отношений, которая позволит каждому подростку побывать на разных уровнях социальной лестницы и, соответственно, учиться вырабатывать различные стратегии поведения. Для того, чтобы повысить статус студента, следует предоставить ему шанс для проявления и реализации потенциальных возможностей. Самые успешные в учебе, общественной деятельности подростки, имеющие достижение в различных видах деятельности, без особых трудностей укрепляют уверенность в себе, что привлекает к ним внимание, повышенный интерес и симпатии одногруппников и преподавателей.

В целях коррекции социального статуса студента куратор может использовать различные внеурочные мероприятия и разнообразные виды деятельности, чтобы каждый студент получил возможность показать свои способности перед другими участниками группы. Например, можно использовать известный психологический прием «Отсвет от звезды», когда высокостатусному члену группы поручается выполнить важное задание совместно с низкостатусным. В таком случае важно придумать повод для сотрудничества, чтобы оно воспринималось подростками как естественно необходимое для решения подобной задачи. В случае успешного решения задачи (задание должно быть потенциально решаемым) популярность высокостатусного члена группы передается низкостатусному и отношение сверстников к нему изменяется на благожелательное.

Своевременное информирование студентов группы об успехах их одногруппников в каких-либо других сферах деятельности (спортивные, творческие достижения, героический поступок и т.д.). также позволяет повысить статус таких студентов и становится мотивацией для остальных. Если, не смотря на усилие куратора, социальный статус отдельного студента остается низким, необходимо провести системно ситуационный психологический анализ причин его отверженности или изолированности. Такими причинами могут быть низкий коммуникативный навык или даже неопрятный внешний вид. Обратите внимание: чем больше доверия вызывает педагог у студента, тем больше влияния он может оказать на его восприятие и повлиять на причину его отторжения группой или изолированности. Куратор не должен забывать, что эмпатическое отношение придает подростку ощущение того, что он не одинок, а положительное отношение к подростку – это базовая вера в то, что у него есть потенциальные возможности для понимания и изменения себя в позитивном направлении. Принятие подразумевает и осознание трудностей, и понимание ограниченности возможностей. Нельзя объяснить успех одной только случайностью, следует выяснить истоки этих успехов. Причины неудач также должны быть исследованы и приняты к сведению. Для этого куратору следует заниматься трезвым анализом достижений и неудач студентов своей группы.

 В конечном счете, основная цель развития «Я-концепции» заключается в том, чтобы помочь подростку самому стать для себя источником поддержки, мотивации и поощрения. Куратор должен помочь выработать у студентов внутренние установки и адекватные к ним притязания. Если куратор уделяет должное внимание группе, у студентов повышается готовность учиться и развиваться. А это главное условие формирования позитивной «Я-концепции», общих, ключевых компетенций и успешности человека.

Использованные источники:

1. Бернес Р. Развитие Я-концепции и воспитание // пер. с англ. М.: Когито-центр. – 2006. - 432с.

2. Большой психологический словарь // под.ред.Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко, М.: АСТ. – 2009. – 485с.

3. Демидов Д.Н. Соотношение образов Я-идеальное и Я-реальное и проблемы подростков. Автореф. дис. конд. психол. наук // Санкт-Петербург. - 2001. - 22с.

4. Леванова Е.А., Соболева А.Н. Игра в тренинге. Личный помощник тренера // Санкт- Петербург: Питер. – 2011. – 368с.

5. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста // М.: АНО «ПЭБ». – 2007. – 188 с.

6. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология // Санкт- Петербург: Питер. – 2001. – 416с.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум // Ростов н/Д. – 2003. – 426 с.

8. Психология подростка. Полное руководство // Под общей редакцией А.А. Реана. Санкт-Петербург: Прайм – ЕВРОЗНАК. – 2008. -108с.