«Методические рекомендации для пе-дагогов начальных классов по форми-рованию гражданской идентичности младших школьников в условиях по-ликультурного, поликонфессиональ-ного общества на ступени в начальной школе ФГОС» .
методическая разработка

система дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prosveshchenie.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 6

Авторская  разработка занятий  в системе дополнительного образования по тематическому  циклу занятий «Куклы календарного круга», реализуемом на основе комплекта учебно - наглядных и методических пособий «Рукотворная кукла». Данный тематический цикл занятий интегрирован с содержанием предмета «Окружающий мир», (1-4 класс) по темам, связанным с проблемами «Семья» и  «Народный календарь». И предназначен для формирования гражданской  идентичности младших школьников в ходе приобщения их к традициям народной культуры.

Примером такой деятельности является поурочная разработка цикла занятий, объединенных темой  «В единстве сила народная», посвященных празднику День народного единства и традиционному народному празднику Кузьминки. Автор - Загрекова Ю.В., педагог дополнительного образования ГОУ СОШ № 698 г. Москва.

           Тематический цикл «В единстве сила народная» состоит из 3 самостоятельных занятий. Цель их - последовательное раскрытие  содержания и смысла праздников, которые  побуждают детей к дружбе, братству, единению и формируют устойчивую мотивацию к совместной деятельности.

Программа занятий построена на тесной взаимосвязи одного занятия с другим. Они проводятся в течение продолжительного времени (3- 4 недели), что обеспечивает  эффективную работу с детьми благодаря использованию комплекса различных методов и организационных форм.

Занятия проводятся в преддверии праздников, включенных в тематический цикл для того, чтобы дети заранее были ориентированы и подготовлены к ним. Рекомендуемые даты занятий и их периодичность приведены в таблице:

занятия

Название и дата праздника

Тема занятия

Рекомендуемый период проведения

1

Праздник «День народного единства»,

04 ноября

«День народного единства. История праздника и создание его художественного образа»

Последняя неделя октября

2

Народный праздник «Кузьминки» (осенний), 14 ноября

«Народный праздник «Кузьминки»: традиции и обычаи»

Первая неделя ноября

3

Праздник «Наше Единство» в школе: (новые традиции - День добрых дел и заботы о людях)

«Школьные посиделки: ссыпная каша»

Вторая-третья неделя ноября

Тематический план цикла занятий «В единстве сила народная»  в системе дополнительного образования:

Занятие №1

Тема: «День народного единства. История праздника и создание его художественного образа»

Цель:

формирование гражданской идентичности младших школьников на историческом примере деятельности гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и значимости народного единения на Руси.

Задачи:

- воспитание любви и уважения к национальным героям;

- формирование позитивного образа активного гражданина своей страны;

- раскрытие смысла современного содержания праздника «День народного единства» в его связи с историческим прошлым.

Оборудование:

- Презентация «День народного единства»;

- музыкальная подборка:  Кабалевский Д. «Походный марш», «Кавалерийская»; Струве Г. «Моя Россия», Тиличеева Е. «Марш», Прокофьев С. «Марш»;

- интерактивная доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему занятия - беседа  «Что означает – народное единство?».

3. Работа над новым материалом:

- «День народного единства»: кто такие Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, какова их роль в истории народа и страны (презентация).

4. Сюжетно-ролевая игра  с элементами реконструкции исторического события 1612 года.

7. Подведение итогов и рефлексия

(цветовая диагностика).

Занятие №2

Тема: «Народный праздник «Кузьминки». Традиции и обычаи российского народа»

Цель:

приобщение детей к народным традициям и обычаям страны через ознакомление с особенностями проведения праздников народного календаря  на примере «Кузьминок» (проводы осени и встреча зимы).

Задачи:

- Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного праздника;

- воспитывать интерес и уважение к нему как части фольклорного наследия;

- стимулировать положительную мотивацию к изучению народной культуры.

Оборудование:

- комплект учебно- наглядных и методических пособий «Рукотворная кукла»;

- пословицы и поговорки про осень, стихи, иллюстрации. (В Жуковский: «Родного неба милый свет», К. Ушинский: «Наше Отечество», А Прокофьев: «Родина», С. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная…»);

- проектор, экран,  интерактивная доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему занятия – игра «Времена года – Осень и зима».

3. Работа над новым материалом:

- народный праздник «Кузьминки»: традиции и обычаи празднования (презентация).

4. Конкурс пословиц и поговорок про дружбу разных народов,  их взаимовыручку и народных героев.

5. Введение в тему занятия – народные представления о святых братьях Косьме и Дамиане – бессеребренниках. Идея бескорыстия. День праздника – именины Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, принявшего перед кончиной имя Косьма в честь своего соратника.

6. Работа над новым материалом:

- знакомство с народными куклами «Демьян и Кузьма», история их появления, значения и схема изготовления (презентация);

7. Изготовление символа праздника – куклы народного календаря «Кузьма и Демьян».

8. Подведение итогов и рефлексия – презентация по темам 1 и 2 занятий.

Занятие № 3

Тема: «Школьные посиделки»

Цель:

воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну на примере создания художественного образа государственного праздника «День народного единства» и  праздника народного календаря  «Кузьминки».

Задачи:

- расширить представление о мире внешнем и мире внутреннем на примере значения для страны исторических личностей Минина и Пожарского;

- формировать нравственные качества: трудолюбие, доброту, дружелюбие, заботу о ближних;

- развивать любовь к народной культуре, способствовать возрождению забытых традиций русского народа и рукотворчества;

- введение новой традиции в жизнь школы: праздник «Единства»  - «День добрых дел и заботы о людях».

Оборудование:

- рекомендуемое помещение - кабинет Технологии;

-  проектор, экран;

 - куклы-образцы «Кузьма и Демьян», (изготовленные детьми на занятии №2),

-  различная крупа, принесенная детьми для приготовления «ссыпной каши» к общей трапезе.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему занятия –  вспомним о Кузьме и Демьяне.

3. Создание «хоровода дружбы» с помощью изготовленных кукол, всех участников занятия и гостей, приглашенных на праздник;

5. Посиделки «Кузьминки – об осени поминки»:

- приготовление «ссыпной каши»  для совместной трапезы;

- одаривание готовой кашей   всех присутствующих и совместная трапеза «Дружба» ;

7. Подведение итогов и рефлексия – «наш хоровод дружбы».

                                                                                                                          

После анализа работы по циклу занятий «В единстве сила народная» педагог-психолог К.А. Воробьева разработала психолого-педагогические рекомендации для педагогов дополнительного образования по сопровождению духовно-нравственного развития младших школьников в трех основных направлениях: мировоззрение, ценности, отношения; побуждения и мотивы; эмоционально-волевая сфера.

        

 Мировоззрение, ценности, отношения

Рекомендации психолога для учащихся 1 классов:

- наблюдение и индивидуальный контроль личностного опыта ученика;

- развитие представления об «образе мира» через проектную и исследовательскую деятельность;

- деятельность по поддержанию интереса к формированию образа мира (исследование, диалог);

- построение учебного процесса с акцентом на формировании ценностных установок детей.

Рекомендации психолога для учащихся 2 класса:

- эффективное «проблемное» обучение;

- задания,  позволяющие реализовать творческие способности;

- разнообразие содержания деятельности.

- задания, направленные на оценку своих поступков.        

- деятельность по развитию рефлексивных способностей (дать алгоритм рефлексии);

- пополнение словарного запаса;

- организация процесса общения как процесса познания и обучения.

Рекомендации психолога для учащихся 3 класса:

- задания, направленные на  актуализацию у ученика нравственных чувств и переживаний;

- использование проектного и исследовательского метода для формирования ценностей ребенка и его мировоззрения;

- предоставление возможности соотносить свои действия с моральным эталоном;

- включение в урок аналитической деятельности (от анализа текста до анализа событий и явлений);        

- развитие творческих способностей и реализация их;

- предоставление возможности для развития активности  школьников;

- создание условий для возможности действовать самостоятельно и ответственно;

- использование проектного и исследовательского метода для формирования ценностей ребенка и его мировоззрения.

Рекомендации психолога для учащихся 4 класса:

- деятельность по осмыслению собственного жизненного опыта;

- создание условий для развития умений ребенка и наполнение их нравственным содержанием;

- формирование позитивного рефлексивного отношения  к себе и миру через исследование, диалоги-сравнения;        

- обучение техникам эффективного общения на основе нравственно-духовных ценностей;

- расширение познавательного интереса.

Побуждения и мотивы

Рекомендации психолога для учащихся 1 классов:

- создание условий для формирования потребности к духовно-нравственному совершенствованию;

- поддержание и закрепление приобретенных качеств через игровые  методы;

- организация деятельности по формированию осознанного сотрудничества;

- обучение способности получать радость от безвозмездного труда;        

- пробуждение желания учиться через трудовую деятельность;

- использование  метода ролевой игры для коррекции мотивационно- потребностной сферы.

Рекомендации психолога для учащихся 2 классов:

- организация совместной деятельности по типу диалога, дискуссии;

- организация деятельности по формированию смыслообразующих мотивов нравственного поведения через моделирование ситуаций, эвристические беседы и т.д.

- обучение способности получать радость от дарения;

- обучение способности презентовать себя через моделирование ситуаций;

- организация работы по исследованию отдельных явлений через игры,  загадки;

- создание условий для сочувствия и сопереживания.

Рекомендации психолога для учащихся 3 класса:

- организация совместной деятельности по типу рефлексивного наблюдения за собой и другими;

- обучение способности получать радость от заботы о другом;

- поощрять инициативу ребенка поступать нравственно;

- обеспечение условий для раскрытия, распознавания  и словесного обозначения нравственных  поступков;

 - взаимодействие с ребенком на основе нравственных принципов;

- организация обратной связи в виде одобрений.

Рекомендации психолога для учащихся 4 класса:

- организация совместной деятельности по типу вероятностного анализа и проб нового поведения;        

- создание условий для творческого созидания;

- создание условий для рефлексии результатов;

- использование игровых методов для коррекции мотивационной  сферы.

Эмоционально-волевая регуляция

Рекомендации психолога для учащихся 1 класса:

- организация пространства по обретению опыта размышления над событиями и вещами через активное взаимодействие с учителем;        

- создание условий для развития чуткости и осведомленности ребенка через диалоги, эвристические беседы и игровую деятельность;

- развитие чуткости, осведомленности ребенка через игровую деятельность;

- использование загадок-притч.

Рекомендации психолога для учащихся 2 класса:

- организация пространства по обретению опыта размышления  и проникновения в глубину вещей, событий и явлений;

- поддержание и развитие активности ребенка без конкуренции за внимание взрослого;

- организация совместной деятельности по типу драматизации;

-  развитие наблюдательности, внимательности, осмысленности действий;

- демонстрация образцов социально одобряемого поведения.

Рекомендации психолога для учащихся 3 класса:

- организация пространства по обретению опыта созерцания вещей, событий и явлений;

- организация совместной деятельности по типу рефлексивного наблюдения за собой  и другими;

- нравственные уроки  с элементами игры;

- создание условий для совершенствования волевых действий;        

- мероприятия по уменьшению уровня тревожности и беспокойства;

- создание совместно с детьми перечня правил, позволяющих справиться с негативными эмоциями и  поведением;

- использование для этого  интерпретации загадок-притч.

Рекомендации психолога для учащихся 4 класса:

- организация совместной проектно-исследовательской деятельности по типу творческих работ;

- разработка инструктивных заданий по перенесению опыта урока в реальную жизнь;

- развитие ответственного взаимодействия сверстников друг с другом;

- развитие ответственного взаимодействия старших и младших;

- создание условий по регуляции агрессивно-обвинительного поведения.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ДОУ 2017 Организация конструктивной познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

Дополнительная образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на формирование и удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся 2-4 курсов, получающих о...

Презентация "Формирование духовно - нравственных качеств личности младших школьников в условиях ГПД"

Основные направления работы:- спортивно - оздоровительная- общекультурная- духовно - нравственная- социальная деятельность- проектная деятельность...

«Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что «Чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если ...

Курсовая работа. Тема: Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы

Курсовая работа. Тема: Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы...

Статья на тему"Патриотическое воспитание младших школьников в условиях историко-литературного музея."

Статья, посвящена актуальной проблеме воспитания патриотизма и патриотической культуры у деьтей младшего школьного возраста. Предлагает модель формирования ПК в условиях музея....

Статья с презентацией на тему "Формирование учебных умений, самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС"

Важность формирования учебных умений, самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС и пути их достижения....

Проектная деятельность как средство достижения планируемых результатов младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской ...