презентация "Раздражимость и движение клеток"
электронный образовательный ресурс
Презентация для УД "Биология" для студентов специальности "Сестринское дело"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные процессы в клетке 1. Обмен веществ 2.Деление клетки 3.Рост 4.Развитие Свойства клеток 1. Раздражимость - способность отвечать на воздействия. 2. Возбудимость – способность переходить в активное состояние в ответ на раздражение.
Под раздражимостью и возбудимостью понимают присущую всему живому способность реагировать на действие какого-либо раздражителя: на изменения химического состава среды, температуры, на действие света, звука, электрического тока, на механическое воздействие и другие факторы
Способность живого отвечать на раздражение называется возбудимостью. Свойство возбудимости позволяет организмам приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Раздражения воспринимаются или всей цитоплазмой, или специализированными рецепторами (светочувствительные глазки, хеморецепторы, терморецепторы и др.); у более высокоорганизованных животных возникают специализированные органы чувств (глаз, ухо, орган обоняния и др.). По отношению к раздражителю ответные реакции могут быть положительными (движение к раздражителю) и отрицательными (движение от него).
Формы ответных реакций различны, но на всякое раздражение организмы отвечают движением, поэтому раздражимость и движение взаимосвязаны. И то и другое обязательно связано с расходом энергии. Подвижные одноклеточные растения и простейшие животные отвечают на раздражение низшими формами раздражимости - таксисами (хемотаксисы, термотаксисы, фототаксисы и др.).
У высших растений реакции на внешние раздражения проявляются в форме тропизмов - направленного движения в сторону раздражителя или от него. Например, корень по отношению к центру тяжести Земли проявляет положительный геотропизм, а стебель - отрицательный.
У некоторых растений и неподвижных животных, лишенных нервной системы, раздражимость проявляется в виде ненаправленных действий по отношению к раздражителю; называемых настиями: например, открывание и закрывание венчиков у цветков, ловчего аппарата у росянки, опускание листьев у стыдливой мимозы.
Различают еще ростовые движения, лежащие в основе тропизмов; тургорные движения на основе ряда настий, которые сопровождаются изменением тургорного состояния клеток (например, венчиков цветков); амебоидные движения, происходящие путем переливания цитоплазмы (амебы, лейкоциты); мерцательные - с помощью жгутиков и ресничек (мерцательный эпителий дыхательных путей, одноклеточные жгутиковые, инфузории). У других клеток ответная реакция проявляется путем образования мембран, у третьих - путем активации биосинтеза.
Высшая форма раздражимости - рефлекс: это сложная ответная реакция живого организма на действие раздражителя с участием нервной системы. В основе рефлекса лежит рефлекторная дуга, включающая рецептор, центростремительный нейрон, центральную нервную систему, центробежный нейрон, рабочий орган. Рефлекс завершается мышечным движением, обусловленным способностью мышечных белков к сокращению.
Рефлекс в широком смысле — это вторичное явление, вызываемое другим явлением, т.е. отражение, следствие по отношению к чему-то первоначальному. В физиологии рефлекс - это ответная реакция организма на поступающий сигнал, источник которого находится за пределами психики, когда запускающий сигнал (раздражитель) является первичным явлением, а реакция на него - вторичным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по теме: "Физико-химические свойства клеток: плазмолиз в растительной клетке, действие каталазы на пероксид водорода"
Доказать каталитическое действие белков - ферментов , пронаблюдать плазмолиз и деплазмолиз клетки...
Методические рекомендации к проведению лабораторной работы № 1 Тема:Изучение строения животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом; работа с моделью (аппликацией) строения клетки.
Цели работы:ознакомление с многообразием и особенностями строения клеток разных представителей живых организмов (в том числе по готовым микропрепаратам) в связи с выполняемыми функциями, способом пита...
Методическая разработка занятия по теме: "Физико-химические свойства клеток: плазмолиз в растительной клетке, действие каталазы на пероксид водорода"
Доказать каталитическое действие белков - ферментов , пронаблюдать плазмолиз и деплазмолиз клетки.......

презентация «Блокаторы Н1-гистаминовых рецепторов и стабилизаторы мембран тучных клеток»
Система организма, выполняющая защиту от чужеродных белковых систем – иммунная система. Иммунитет это защитная функция организма, которая обнаруживает, распознает, инактивирует и удаляет чуждые ...

Методическая разработка Конспект занятия с использованием ЭОР «История дорожного движения» к образовательной программе «Пешеходная грамота», раздел III Виды движения. Р.3. Т.1. Виды движения. История дорожного движения.
В работе представлен Конспект занятия с использованием ЭОР «История дорожного движения» к образовательной программе «Пешеходная грамота», раздел III Виды движения: Дорожное, во...

Презентация "Путешествие на машине времени" к занятию с использованием ЭОР «История дорожного движения» к образовательной программе «Пешеходная грамота», раздел III Виды движения. Р.3. Т.1. Виды движения. История дорожного движения.
В работе представлена Презентация "Путешествие на машине времени" к занятию с использованием ЭОР «История дорожного движения» к образовательной программе «Пешеходная г...
