Технология проблемного обучения на уроках математики
статья

Витушкина Елизавета Сергеевна

Урок родился около четырехсот лет назад. Л. А. Каменский считается отцом его и учредителем. Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Он претерпевает изменения, но они происходят плавно, без резких движений. Урок всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Дидактическим стержнем урока должна являться деятельность учащихся по наблюдению, сравнению, классификации, выявлению закономерностей. Иными словами, действия с учебным материалом должны носить преобразующий характер, захватывающий личность.

         Учителя постоянно беспокоит вопрос: как построить урок наиболее рационально для развития общеучебных и предметных умений.

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.

Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль в этом отводится технологии проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsia_urokov_matematiki_s_elementami_prob_1.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

      Технология проблемного обучения на уроках математики

Урок родился около четырехсот лет назад. Л. А. Каменский считается отцом его и учредителем. Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Он претерпевает изменения, но они происходят плавно, без резких движений. Урок всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Дидактическим стержнем урока должна являться деятельность учащихся по наблюдению, сравнению, классификации, выявлению закономерностей. Иными словами, действия с учебным материалом должны носить преобразующий характер, захватывающий личность.

         Учителя постоянно беспокоит вопрос: как построить урок наиболее рационально для развития общеучебных и предметных умений.

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.

Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль в этом отводится технологии проблемного обучения.

Учебная проблема существует в двух основных формах:

  • Как тема урока.
  • Как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который будет новое знание, являющееся темой урока.

Приемы проблемного изложения знаний происходят на трех этапах уроков:

  • Актуализация знаний.
  • Постановка проблемы.
  • «Открытие» детьми нового знания.

«Открытие» детьми нового знания строится на основе некоторой мыслительной операции, поэтому в этап актуализации знаний надо включить задания, тренирующие эту мыслительную операцию. Мышление необходимо привести в «форму». Поэтому в актуализацию знаний надо включить задания типа: найди лишнее, раздели на группы, сравни и укажи отличие, задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти и т.д.

В последнем задании запланировано «затруднение». Завершение этапа актуализации знаний связано с фиксацией «затруднения» в деятельности. Существует три возможности постановки проблемы на уроке:

  • Создание проблемной ситуации
  • Подводящий диалог
  • Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема

Первый путь создания проблемной ситуации.

Наиболее характерной является проблемная ситуация с «затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала.

Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы.

Второй путь постановки учебной проблемы на уроке – подводящий диалог.

В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока.

Третий путь постановки учебной проблемы

Сообщение темы урока в готовом виде, но с мотивирующим пятном. Есть два приема: «яркое пятно» и «актуальность». Первый заключается в сообщении ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента художественной литературы). Второй состоит в обнаружении смысла значимости темы для самих учеников.

Главный психологический смысл звена постановки учебной проблемы состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению новых знаний. Кроме того первые два пути обеспечивают определенный эффект: побуждающий диалог формирует творческие способности учащихся, подводящий – логическое мышление, и оба активно развивают речь.

На уроках математики используются рассмотренные нами приемы создания проблемной ситуации с «затруднением». Типичным для данных уроков является также прием создания проблемной ситуации с «удивлением», где:

  1. сталкиваются разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;
  2. обнажается житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на «ошибку», потом предъявляется научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

Первое, с чем надо определиться учителю: какова тема урока (в некоторых случаях она может стать учебной проблемой) и в чем именно заключается новое знание (которое предстоит открыть).

Желательно для себя также уяснить тип вводимого знания – факт, правило, понятие, закономерность. Поиск решения может идти классическим методом через выдвижение гипотез и побуждающий к гипотезам диалог. Заканчивается поиск решения формулировкой темы урока или вопроса.

В задачу современной школы входит не только вооружить учащихся знаниями, но и научить их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать, делать самим выводы и обобщения. Современные приёмы обучения должны способствовать осуществлению познавательной деятельности.

На уроках математики в начальных классах дети сталкиваются с многочисленными проблемными ситуациями. Проблемность при обучении математики возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и половина других упражнений, представленных в учебниках математики, и есть своего рода проблема, над решением которых  ученик  должен  задуматься, чтобы не превращать их выполнение в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому, данному учителем образцу.

Приведём примеры создания разных проблемных ситуаций на уроках математики:

1.Пример создание проблемной ситуации методом Побуждающего от проблемной ситуации диалога

УМК «Гармония», урок математики, 2 класс, вторая часть,

Тема: «Умножение на нуль и на единицу»,стр.57.

Анализ

Учитель

Ученики

Задание на известный материал

Задание на новый материал побуждение к осознанию

Побуждение к проблеме

-На доске записаны два столбика выражений

8*2           8*0

7*4           6*1

 9*3          15*0

-Замени  умножение сложением и вычисли значения  произведений в первом столбике

- Замени  умножение сложением и вычисли значения  произведений

во втором столбике

-Вы смогли выполнить задание?

-В чем затруднение?

- Чем выражения второго столбика отличаются от выражений первого столбика?

-Значит, какая  сегодня тема урока?

Выполняют задание

Испытывают затруднение(возникает проблемная ситуация)

-Нет не смогли.

-Не знаем как умножение заменить сложением.

-Во втором столбике записаны выражения, в которых умножение на нуль и на единицу.(осознание противоречия)

-Умножение на нуль и на единицу.(учебная проблема как тема)

2. Пример создание проблемной ситуации методом подводящего к теме диалога.

УМК «Гармония», урок математики, 2класс, Вторая часть,

Тема: «Трёхзначные числа», стр.27.

Анализ

Учитель

Ученики

Подводящий к теме диалог

Тема

-Сколько однозначных чисел ты знаешь?

-Назови наименьшее однозначное число

-Сколько двузначных чисел ты знаешь?

-Назови самое большое двузначное число

-По какому признаку можно разбить числа 7,38,50,6,4,78,87,92,3,0

На две группы?

-Какое число «лишнее»?

83,54,49,100,32,23,94

-Знаете ли вы ,как оно называется?

-Значит, какая сегодня будет тема урока?

-10.

-0.

-90.

-99.

-Однозначные и двузначные.

-100.

-сто.

-Трёхзначные числа.

3. Пример создание проблемной ситуации методом сообщения темы с мотивирующим приёмом.

УМК «Гармония», урок математики, 2 класс, первая часть, Тема: «Квадрат», стр.91

Учитель: Сегодня мы начнем новую тему, я какую- вы легко догадаетесь сами, прослушав стихотворение:

 Познакомитесь, вот…….!

Он знакомству очень рад!

В нем угла уже четыре.

Нет его ровнее в мире:

Стороны четыре в нем,

Две скрепляются углом.

Круг в нем может разместиться,

В куб он сможет превратиться.

- Кто догадался, о какой геометрической фигуре идет речь в стихотворении? Верно. Квадрат – тема нашего урока.

В ходе работы постановки проблемных ситуаций по трем методам мы пришли к выводу, что в учебнике УМК «Гармония» уже рассмотрены проблемные ситуации, т.к. они разработаны в соответствии с ФГОС НОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....

Методическая разработка «Проблемное обучение на уроках математики»

Методическая разработку практического занятия по теме: «Решение систем линейных уравнений по правилу  Крамера» по дисциплине «Математика» 2 курс, для специальности  140448 «Техническая экспл...

Методическая разработка «Проблемное обучение на уроках математики»

Методическая разработку практического занятия по теме: «Решение систем линейных уравнений по правилу  Крамера» по дисциплине «Математика» 2 курс, для специальности  140448 «Техническая экспл...

План бинарного урока (литература +история) на тему "Отражение революции в творчестве В.В. Маяковского"с применением технологии проблемного обучения

На данном уроке применяется технология проблемного обучения, используются активные формы и методы обучения, элемент технологии критического мышления, позволяющие быстро включиться в работу, сделать вы...

статья "Технология проблемного обучения на уроках обществознания и истории"

Проблемную ситуацию можно создать на различных этапах урока: при изучении нового материала, закреплении знаний. На уроках обществознания и истории данный метод   можно применять  т...

«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ, МДК 03.02 «Хоровой класс и управление хором»

В докладе для преподавателей освещается тема проблемного обучения на уроках МДК03.02 "Хоровой класс и управление хором"...

Применение технологии проблемного обучения на уроках физики

Применение технологии проблемного обучения на уроках физики является эффективным средством повышения познавательной активности обучающихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, ...