Технология проблемного обучения на уроках математики
статья
Урок родился около четырехсот лет назад. Л. А. Каменский считается отцом его и учредителем. Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Он претерпевает изменения, но они происходят плавно, без резких движений. Урок всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Дидактическим стержнем урока должна являться деятельность учащихся по наблюдению, сравнению, классификации, выявлению закономерностей. Иными словами, действия с учебным материалом должны носить преобразующий характер, захватывающий личность.
Учителя постоянно беспокоит вопрос: как построить урок наиболее рационально для развития общеучебных и предметных умений.
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.
Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль в этом отводится технологии проблемного обучения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения на уроках математики
Урок родился около четырехсот лет назад. Л. А. Каменский считается отцом его и учредителем. Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Он претерпевает изменения, но они происходят плавно, без резких движений. Урок всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Дидактическим стержнем урока должна являться деятельность учащихся по наблюдению, сравнению, классификации, выявлению закономерностей. Иными словами, действия с учебным материалом должны носить преобразующий характер, захватывающий личность.
Учителя постоянно беспокоит вопрос: как построить урок наиболее рационально для развития общеучебных и предметных умений.
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.
Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль в этом отводится технологии проблемного обучения.
Учебная проблема существует в двух основных формах:
- Как тема урока.
- Как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который будет новое знание, являющееся темой урока.
Приемы проблемного изложения знаний происходят на трех этапах уроков:
- Актуализация знаний.
- Постановка проблемы.
- «Открытие» детьми нового знания.
«Открытие» детьми нового знания строится на основе некоторой мыслительной операции, поэтому в этап актуализации знаний надо включить задания, тренирующие эту мыслительную операцию. Мышление необходимо привести в «форму». Поэтому в актуализацию знаний надо включить задания типа: найди лишнее, раздели на группы, сравни и укажи отличие, задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти и т.д.
В последнем задании запланировано «затруднение». Завершение этапа актуализации знаний связано с фиксацией «затруднения» в деятельности. Существует три возможности постановки проблемы на уроке:
- Создание проблемной ситуации
- Подводящий диалог
- Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема
Первый путь создания проблемной ситуации.
Наиболее характерной является проблемная ситуация с «затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала.
Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы.
Второй путь постановки учебной проблемы на уроке – подводящий диалог.
В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока.
Третий путь постановки учебной проблемы
Сообщение темы урока в готовом виде, но с мотивирующим пятном. Есть два приема: «яркое пятно» и «актуальность». Первый заключается в сообщении ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента художественной литературы). Второй состоит в обнаружении смысла значимости темы для самих учеников.
Главный психологический смысл звена постановки учебной проблемы состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению новых знаний. Кроме того первые два пути обеспечивают определенный эффект: побуждающий диалог формирует творческие способности учащихся, подводящий – логическое мышление, и оба активно развивают речь.
На уроках математики используются рассмотренные нами приемы создания проблемной ситуации с «затруднением». Типичным для данных уроков является также прием создания проблемной ситуации с «удивлением», где:
- сталкиваются разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;
- обнажается житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на «ошибку», потом предъявляется научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
Первое, с чем надо определиться учителю: какова тема урока (в некоторых случаях она может стать учебной проблемой) и в чем именно заключается новое знание (которое предстоит открыть).
Желательно для себя также уяснить тип вводимого знания – факт, правило, понятие, закономерность. Поиск решения может идти классическим методом через выдвижение гипотез и побуждающий к гипотезам диалог. Заканчивается поиск решения формулировкой темы урока или вопроса.
В задачу современной школы входит не только вооружить учащихся знаниями, но и научить их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать, делать самим выводы и обобщения. Современные приёмы обучения должны способствовать осуществлению познавательной деятельности.
На уроках математики в начальных классах дети сталкиваются с многочисленными проблемными ситуациями. Проблемность при обучении математики возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и половина других упражнений, представленных в учебниках математики, и есть своего рода проблема, над решением которых ученик должен задуматься, чтобы не превращать их выполнение в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому, данному учителем образцу.
Приведём примеры создания разных проблемных ситуаций на уроках математики:
1.Пример создание проблемной ситуации методом Побуждающего от проблемной ситуации диалога
УМК «Гармония», урок математики, 2 класс, вторая часть,
Тема: «Умножение на нуль и на единицу»,стр.57.
Анализ | Учитель | Ученики |
Задание на известный материал Задание на новый материал побуждение к осознанию Побуждение к проблеме | -На доске записаны два столбика выражений 8*2 8*0 7*4 6*1 9*3 15*0 -Замени умножение сложением и вычисли значения произведений в первом столбике - Замени умножение сложением и вычисли значения произведений во втором столбике -Вы смогли выполнить задание? -В чем затруднение? - Чем выражения второго столбика отличаются от выражений первого столбика? -Значит, какая сегодня тема урока? | Выполняют задание Испытывают затруднение(возникает проблемная ситуация) -Нет не смогли. -Не знаем как умножение заменить сложением. -Во втором столбике записаны выражения, в которых умножение на нуль и на единицу.(осознание противоречия) -Умножение на нуль и на единицу.(учебная проблема как тема) |
2. Пример создание проблемной ситуации методом подводящего к теме диалога.
УМК «Гармония», урок математики, 2класс, Вторая часть,
Тема: «Трёхзначные числа», стр.27.
Анализ | Учитель | Ученики |
Подводящий к теме диалог Тема | -Сколько однозначных чисел ты знаешь? -Назови наименьшее однозначное число -Сколько двузначных чисел ты знаешь? -Назови самое большое двузначное число -По какому признаку можно разбить числа 7,38,50,6,4,78,87,92,3,0 На две группы? -Какое число «лишнее»? 83,54,49,100,32,23,94 -Знаете ли вы ,как оно называется? -Значит, какая сегодня будет тема урока? | -10. -0. -90. -99. -Однозначные и двузначные. -100. -сто. -Трёхзначные числа. |
3. Пример создание проблемной ситуации методом сообщения темы с мотивирующим приёмом.
УМК «Гармония», урок математики, 2 класс, первая часть, Тема: «Квадрат», стр.91
Учитель: Сегодня мы начнем новую тему, я какую- вы легко догадаетесь сами, прослушав стихотворение: Познакомитесь, вот…….! Он знакомству очень рад! В нем угла уже четыре. Нет его ровнее в мире: Стороны четыре в нем, Две скрепляются углом. Круг в нем может разместиться, В куб он сможет превратиться. - Кто догадался, о какой геометрической фигуре идет речь в стихотворении? Верно. Квадрат – тема нашего урока. |
В ходе работы постановки проблемных ситуаций по трем методам мы пришли к выводу, что в учебнике УМК «Гармония» уже рассмотрены проблемные ситуации, т.к. они разработаны в соответствии с ФГОС НОО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....

Методическая разработка «Проблемное обучение на уроках математики»
Методическая разработку практического занятия по теме: «Решение систем линейных уравнений по правилу Крамера» по дисциплине «Математика» 2 курс, для специальности 140448 «Техническая экспл...

Методическая разработка «Проблемное обучение на уроках математики»
Методическая разработку практического занятия по теме: «Решение систем линейных уравнений по правилу Крамера» по дисциплине «Математика» 2 курс, для специальности 140448 «Техническая экспл...
статья "Технология проблемного обучения на уроках обществознания и истории"
Проблемную ситуацию можно создать на различных этапах урока: при изучении нового материала, закреплении знаний. На уроках обществознания и истории данный метод можно применять т...

«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ, МДК 03.02 «Хоровой класс и управление хором»
В докладе для преподавателей освещается тема проблемного обучения на уроках МДК03.02 "Хоровой класс и управление хором"...

Применение технологии проблемного обучения на уроках физики
Применение технологии проблемного обучения на уроках физики является эффективным средством повышения познавательной активности обучающихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, ...
статья Использование технологии проблемного обучения на уроках математики
Использование технологии проблемного обучения на уроках математики...
