Статья "Театральное искусство как элемент образовательного процесса"
статья

Павлович Елена Борисовна

В статье показывается возможности внеклассной работы для развития "человеческого в человеке" с помощью таких инструмантов как театральные технологии. Театр оказывает эстетическое воздействие и на тех, кто непосредственно им занимается,  и на тех, кто является пассивным зрителем. анализируются различные театральные формы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театральное искусство как элемент образовательного процесса

Павлович Елена Борисовна

Санкт-Петербург ГБПОУ

«Колледж Петербургской моды»

        Одной из проблем современного общества в целом и образования в частности, является проблема дегуманизации. В широком смысле это утрата духовных и нравственных ценностей; отказ от мировоззрения, основанного на справедливости, внимании и уважении к личности, к индивидуальным качествам человека. Всеохватывающая компьютеризация общества, замена реального человеческого общения на виртуальное, отчуждение молодежи от духовных и нравственных ценностей является следствием кризиса человеческого общения. Происходит снижение общей культуры межличностного и общественного диалога, потребительское отношение к жизни, которое культивируется в массовом сознании на всех уровнях общественного информационного поля. Тестовая система оценки знаний, которая имеет благую цель унифицировать и демократизировать образование, провоцирует побочный эффект в виде рационализации и обезличивания получаемых знаний. На первый план выходит не экспериментальное, аналитическое мышление, а схематичное воспроизведение информации, механизация обратной связи. Важнейшая составляющая формирования личности – развитие у учеников образного мышления, творческого воображения, эстетического вкуса и формирование опыта эмоциональных впечатлений, нравственных ценностей.  

            Поэтому в современном обществе должна повышаться ценность гуманитарного знания.  Опросы самих учащихся говорят о том, что они считают, что гуманитарные предметы необходимы для формирования у человека представления о мире, о проблемах, с которыми молодые люди могут столкнуться в своей жизни.

     Гуманитарные предметы помогают сформироваться человеку как личности,  определиться с целью в жизни и ответить самому себе на вопросы: «Кто я такой?», «Зачем я живу?». Изучение гуманитарных предметов способствует развитию навыков общения, установлению контактов с людьми, развитию логики мышления.

     В реальной жизни мы видим, что в системе НПО/СПО количество часов, отводимых на такие важные предметы, как литература, история, русский язык неуклонно сокращается. Отменен экзамен по литературе. В зависимости от изучаемых предметов, нет экзамена по истории. Перестали проводиться городские олимпиады по истории и обществознанию. Когда я пришла работать в систему НПО в 1984, был, например, такой предмет как эстетика, одна из задач которого была воспитание чувств. А сейчас с каждым годом все больше нарастает формализация образовательного процесса. Более важным считаются правильно заполненные отчеты, журналы, чем непосредственная работа с детьми. Да и при аттестации педагога не учитывается кропотливая работа с детьми на уровне учебного заведения, которая как раз, на мой взгляд, является более важной, чем победы на городских конкурсах единичных талантливых учеников.

     Мой опыт работы в системе НПО позволяет утверждать, что через внеклассную работу может частично исправлять недостатки современного образования..

Идеальным инструментом для развития и сохранения "человеческого в человеке" является искусство. Наиболее открытая, доступная форма искусства, воздействующая на эмоциональную сферу личности ребенка и взрослого, -  это  театр.

           Театр – уникальный вид творчества, принципиально не подлежащий тиражированию, основанный на межличностном общении. Драматическое искусство развивает творческое мышление, навыки командной работы и коммуникативные качества. Театр  оказывает эстетическое воздействие и на тех, кто занимается им непосредственно, и на тех, кто причастен к нему лишь в качестве зрителя. Посещение театра – образовательный и воспитывающий процесс встречи с искусством, которое требует душевного напряжения, работы ума и сердца.

           То есть, театральные формы могут быть разнообразны. Я начинала с элементов драматизации на уроках, организовывала урок-игру, литературно-музыкальные композиции в честь памятных дат и для участия в городских конкурсах.  Кроме этих форм, я стала учащихся водить в театр. Нам повезло, что за весьма умеренную плату нас приглашают в Театр на  Литейном. Выяснилось, что многие оказывались в театре  впервые, и это посещение производило неизгладимые впечатления. Меня очень радовало, когда через несколько дней ребята подходили ко мне и интересовались, когда мы ещё пойдем в театр. Но посещение театра стало результатом личных связей, а не договора между учебным заведением и руководства театром. Отсутствует системность в этих взаимоотношениях.

            Просмотр спектакля в театре в качестве зрителя очень важен. В отличие от массовой культуры, потребление которой не требует каких-то мыслительных усилий, театр требует от зрителя личного внимания, раздумий над смыслом спектакля, желания обсудить увиденное, поделиться мыслями. Хороший спектакль воспринимается как личная встреча с героями увиденной пьесы. Человек оказывается невольно вовлеченным  в проигрываемые ситуации, соотносит их со своими обстоятельствами. Театр – лучший способ вовлечения в решение каких-то психологических проблем, обсуждение актуальных жизненных тем.

             Театр мы можем рассматривать и как то, чем мы можем заниматься с ребятами. В отличие от живописи, музыки, он самый доступный вид творчества. Чтобы рисовать, петь, нужен специфический талант. А попробовать сыграть хоть небольшую роль в отрывке из пьесы – это важно и возможно для любого человека с целью самопознания и самовыражения. Инстинкт игры свойственен каждому человеку. Поэтому на базовом уровне

Это сделать несложно. Важно, чтобы организатор этого дела обладал начальными режиссерскими навыками и искренним желанием работать с детьми. Занятие театральным искусством  дает нам механизм налаживания коммуникативных связей, позволяет нашим воспитанникам развивать опыт человеческого общения.        

      Создаваемый спектакль – это коллективное искусство, он дает опыт коллективной работы, а в сегодняшнем мире это очень важно. Причем, мне кажется, важен сам процесс работы, независимо от результата. Во время репетиций ребята придумывают ситуации, занимаются анализом характеров, мотивацией своих героев. Им нравится осознавать, что еще вчера они не могли прочитать ни строчки со сцены, а сегодня у них уходит страх, раскрывается голос. Они входят во вкус работы на сцене.  Мы обходимся без особого реквизита. Все что надо для перевоплощения, приносим из дома или находим в мастерских.

       Мне нравится создавать спектакли, посвященные Дню полного снятия блокады Ленинграда. В группах I курса я читаю стихи о блокаде, которые мне очень нравятся, рассказываю об этих событиях, предлагаю самим принести тексты, которые хотели бы поставить на сцене. Ребята чувствуют мою искренность, поэтому всегда откликаются и начинают приносить рабочий материал. В прошлом году мы поставили отрывок из пьесы «Мой бедный Марат». Играли несколько раз для ветеранов с большим энтузиазмом.

       Два года назад делали спектакль по воспоминаниям детей, переживших блокаду. Прочитали рассказ Кира Булычева «Можно попросить Нину?», который вызвал много эмоций, и придумали подобную историю, когда наша однокурсница, позвонив подружке, попадает в блокадный Ленинград и разговаривает с девочкой, умирающей от голода. Сами сочиняли диалоги, придумывали сценарий.

       Дети раскрываются в первую очередь, не сидя на уроках, а на подобных мероприятиях. Образовательный процесс это не только усвоение какой-то суммы знаний, но и познание мира, воспитание чувств. Театрализация в образовательном процессе позволяет личности стать главным действующим персонажем. Дума, нет ни одного ученика, который бы этого не хотел. Большая часть детей, которые приходят к нам на первый курс, уже заражена последствиями техногенной цивилизации. Они не выпускают из рук телефонов, планшетов. Им кажется, что техника спасет их от всего. Но выясняется, что они не умеют общаться, выражать свои мысли и чувства.    

      Участие в театральной жизни дает возможность диалога с ярко оформленными чувствами. Дети начинают лучше понимать прежде всего себя. Уже несколько лет занимаюсь с учащимися I курса подготовкой и проведением Дня толерантности. Здесь также они вовлекаются в театральные формы: танцуют, поют, готовят инсценировки.

      Мне повезло, что я оказалась всю свою преподавательскую деятельность связана с группами, которые получают специальности портных, закройщиков, художников по костюму, парикмахеров. Внесение элементов театрализации в преподавание гуманитарных дисциплин, в частности истории и обществознания, а также во внеклассную работу дает колоссальную мотивацию для повышения успехов во всех сферах деятельности.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии - основа образовательного процесса в образовательном учреждении

Цель данного материала - рассмотреть роль здоровьесберегающего режима в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения....

Использование в образовательном процессе образовательных технологий

В деятельности педагога важным является использование современных педагогических технологий: продуктивного, дифференцированного, развивающего и проектного обучения, реализации личностно-ориентированно...

Применение прогрессивных образовательных технологий в образовательном процессе

Роль наовых технологий в повышении качества и результативности образования...

Методическое пособие. Применение элементов игрового моделирования в образовательном процессе

Основы применение элементов игрового моделирования образовательного процесса. Для улучшения академической успеваемости, воспитания самоуважения, укрепления дружбы в группе, изменения отношен...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР на тему: "Применение элементов игрового моделирования в образовательном процессе"

Активные методы обучения позволяют реализовать в учебном процессе современные теории и идеи педагогической науки. Через использование в процессе обучения инновационных методов происходит реальное рефо...

«МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

Методическая разработка для преподавателей и мастеров СПО, содержащая информацию о методиках преподавания специальных предметов....