"История капитана Врунгеля". Занятие по робототехнике.
презентация к уроку

Карагод Светлана Анатольевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по конструированию для детей подготовительной к школе группы с элементами экспериментирования.

Тема: «История капитана Врунгеля»

Цель: конструирование модели механического парусника с элементами программирования.

Задачи:

Образовательные:

·        закреплять навыки конструирования с использованием пошаговой инструкции;

·        продолжать формировать навыки программирования созданной модели с целью ее испытания;

·        обогащать словарный запас специальными терминами: коммутатор, мотор, датчик наклона, зубчатое колесо, ось, случайное число, цикл, штурман, радист, кораблестроитель, парусник, сигнал SOS, морзянка, бутылочная почта, шторм.

Развивающие:

·        развивать познавательный интерес к робототехнике;

·        развивать навыки конструирования;

·        развивать память, внимание, логическое мышление;

·        развивать мелкую моторику рук;

·        развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Воспитательные:

·        воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;

·        формировать навыки сотрудничества: работа в  малой группе (в паре);

·        воспитывать трудолюбие, умение  доводить начатое дело до конца.

Методы и приемы: вопросы, беседа, объяснение, упражнение, практическая работа, исследование.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Морская профессия

Слайд 3

Капитан

Слайд 4

Старший помощник

Слайд 5

Штурман

Слайд 6

Радист

Слайд 7

Кок

Слайд 8

Кораблестроитель

Слайд 9

Он на мостике стоит, И в бинокль морской глядит, Не страшит девятый вал — Крепко держит он штурвал. Он на судне — царь и пан. Кто же это? Загадка

Слайд 11

ПО БЕДА

Слайд 13

История капитана Врунгеля



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Прохладненский многопрофильный колледж»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по конструированию для детей подготовительной к школе группы

с элементами экспериментирования

Тема: «История капитана Врунгеля»

Составитель: Карагод С.А.,

 преподаватель спецдисциплин

г. Прохладный,

                                               2019 год

Тема: «История капитана Врунгеля»

Тип занятия: закрепление полученных ранее знаний.

Вид занятия: комбинированное.

Цель: конструирование модели механического парусника с элементами программирования.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять навыки конструирования с использованием пошаговой инструкции;
  • продолжать формировать навыки программирования созданной модели с целью ее испытания;
  • обогащать словарный запас специальными терминами: коммутатор, мотор, датчик наклона, зубчатое колесо, ось, случайное число, цикл, штурман, радист, кораблестроитель, парусник, сигнал SOS, морзянка, бутылочная почта, шторм.

Развивающие:  

  • развивать познавательный интерес к робототехнике;
  • развивать навыки конструирования;
  • развивать память, внимание, логическое мышление;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
  • формировать навыки сотрудничества: работа в  малой группе (в паре);
  • воспитывать трудолюбие, умение  доводить начатое дело до конца.

Методы и приемы: вопросы, беседа, объяснение, упражнение, практическая работа, исследование.


Материалы и оборудование:

  • Демонстрационный:  мультимедийная презентация, звуковые сигналы: SOS, шторм на море, песня из кинофильма «Дети капитана Гранта», песня из мультипликационного фильма «Приключения капитана Врунгеля».
  • Раздаточный: набор цветных корабликов – зелёного, жёлтого, красного цветов.
  • Оборудование: ноутбук  с установленным программным обеспечением LEGO EducationWeDo, проектор, набор LEGO Education WeDo  9580 базовый (на 2 детей).

 Предварительная работа: подвижная игра «Море волнуется…», чтение стихотворения М.В. Исаковского «Поезжай за моря-океаны», рассматривание дидактического альбома «По синему морю, бегущей волне», просмотр многосерийного мультфильма «Приключения капитана Врунгеля».

Ожидаемые результаты:

Дети способны конструировать по предложенной схеме,

умеют работать в паре, владеют элементарными навыками программирования – составляют простейшие алгоритмы.


Ход НОД:

  1.  Вводная (организационно-мотивационная). 

Слайд 1

Воспитатель: Ребята, здравствуйте.

Звучит сигнал SOS

Воспитатель: Знаете ли вы, что означает этот  сигнал? 

(Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: Это сигнал бедствия, переданный при помощи  азбуки Морзе. Такие сигналы используют мореплаватели. «Морзянка» — способ передачи сообщений посредством звуков. Алфавит радистов состоит из коротких и длинных звуков, в письменном виде обозначаемых с помощью точек и тире. Тире соответствует длинному звуку, а точка — короткому. Кто-то просит нас о помощи. 

Слайд 2

Давайте вспомним профессии, связанные с морем.

Упражнение «Морская профессия»

Слайд 3

Кто управляет кораблём? (капитан);

Слайд 4

Кто помогает капитану?  (старший помощник);

Слайд 5

Кто следит за маршрутом, работает с картой? (штурман);

Слайд 6

Кто обеспечивает связь корабля с берегом? (радист);

Слайд 7

Как называют повара на корабле?  (кок);

Слайд 8

Как называют людей, которые строят корабли?  (кораблестроитель).

Попробуйте догадаться, кому из этих людей сегодня нужна ваша помощь.

Слайд 9

Сначала  отгадайте загадку:

Он на мостике стоит, 
И в бинокль морской глядит, 
Не страшит девятый вал — 
Крепко держит он штурвал. 
Он на судне — царь и пан. 
Кто же это?
  

Дети: (Капитан)

Воспитатель: Так ли это, ответ будет музыкальным.

Звучит песня  «Жил отважный капитан»

На корабле главный человек — капитан! Обязательно есть на корабле боцман и матросы. Но капитан — самый главный. Его слушается вся команда. Он все знает про корабль, про волны и шторм. Он знает много разных наук: астрономию, географию, механику и, конечно, морское дело! В плавании могут встретиться разные опасности. И капитан должен сделать все, чтобы спасти корабль! Если команде корабля нужна помощь, радист посылает сигнал SOS, используя азбуку Морзе.

Моряки также используют бутылочную почту.

Воспитатель: Кто знает, что такое «бутылочная почта»?

Слайд 10

Дети: (Отправка письма по воде в бутылке.)

Воспитатель: Так вот кому нужна наша помощь – капитану. Попробуйте догадаться, как его имя. Этот капитан решил совершить кругосветное путешествие на парусной яхте с экипажем из двух человек.

Слайд 11

Яхта, названная «Победа», в результате аварии на старте потеряла две первые буквы названия  и переименовалась в …..

Дети: (ПО-БЕДА - БЕДА)

Воспитатель: С каким капитаном и его командой случались самые невероятные приключения, которые они преодолевали благодаря дружбе и отваге?

Слайд 12

Дети: (C капитаном Врунгелем и его помощниками Ломом и матросом Фуксом)

Слайд 13

Воспитатель: Наше занятие называется «История капитана Врунгеля»

Слайд 14

Звучит сигнал SOS

Воспитатель: Теперь понятно кто нас просит о помощи,  посылает сигналы.

(Тянет верёвку, на которой прикреплена пластмассовая бутылка, достаёт из неё письмо.)

А вот  ещё и письмо -  бутылка с посланием. Посмотрим, что внутри?

Слайд 15

Читает: «Я капитан дальнего плавания Врунгель Христофор Бонифатьевич. Мои верные помощники Лом  и Фукс находятся на необитаемом острове. Спешу к ним на выручку. Попал в шторм. Прошу помощи». 

Слайд 16

Воспитатель:  Сможем  мы с вами помочь Христофору Бонифатьевичу? Как?

(Дети предлагают варианты - сконструировать и запрограммировать непотопляемый  парусник, который будет покачиваться в стороны; провести испытания и послать свои парусники на помощь капитану и его команде).

Воспитатель: Молодцы! Я знала, что вы откликнитесь и сможете помочь отважному капитану и его команде.

Свежий ветер в лицо, размеренная качка палубы, привкус соли на губах. Кто хоть однажды не мечтал стать капитаном корабля, плывущего навстречу приключениям?

Представьте себя капитаном. Постройте собственную модель парусника по схеме. Испытайте свою модель парусника в солнечную погоду, а затем во время шторма.

Слайд 17

Чтобы работа спорилась, давайте сделаем физминутку.

Физминутка «Кораблик»

Ветер по морю гуляет

(Руки наверху раскачиваем, ноги поочереди сгибаем)

И кораблик подгоняет

(Дуем)

Он бежит себе в волнах

на раздутых парусах.   

(Руки на пояс и легким бегом)

Начался вдруг сильный шторм,

Прогремел на небе гром.

(Сильно раскачиваем руками и делаем круговые движения с поднятыми руками)

Наш кораблик закачался,

 

(Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся, будто  сейчас упадем)

Вверх с волной сперва умчался,

(Руки волнообразно поднимает вверх, вправо, влево)

А потом упал он вниз.

(Сели)

Вверх-вниз, вверх-вниз.

(Приседаем)

  1. Основная (деятельностная) часть 

(Воспитатель распределяет обязанности, предлагает собрать модель, следуя пошаговым инструкциям, оказывает помощь при затруднении).

Слайд 18

Воспитатель: Посмотрите внимательно на модель парусника. Какие детали вы будете использовать для сборки парусника?

Дети: Балки с шипами красного цвета и разного размера, белые пластины с отверстиями, кирпичи для перекрытия, круглый кирпич светло-зелёного цвета, втулки серые для крепления балок, соединительные штифты, оси, зубчатые колёса – большое и малое.

Слайд 19

Воспитатель: При помощи, каких механизмов ваш парусник будет качаться на волнах?

Дети: Это  лего - коммутатор, мотор, датчик наклона.

Слайд 20

Самостоятельная работа в парах.

Дети в парах конструируют парусник, опираясь на технологическую карту при помощи программы Lego WeDo.

Воспитатель: Уважаемые капитаны, модель парусника готова?

Трудно ли было создавать эту модель? 
Что вам помогало в работе?

 (Ответы детей)

Слайд 21

Воспитатель: Прежде чем отправиться в плавание, давайте разомнёмся.

Физминутка  «Что там чудится в тумане?»

Что там чудится в тумане?

Дети вытягивают руки вперёд.

Волны плещут в океане.

Дети машут руками, изображая волны.

Это мачты кораблей.

Дети вытягивают руки вверх.

Пусть плывут сюда скорей!

Дети приветственно машут руками.

Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем,

Ходьба на месте.

Ищем ракушки в песке

Наклоны.

И сжимаем в кулаке.

Дети сжимают кулачки.

Чтоб побольше их собрать, —
Надо чаще приседать.

Приседания.

Программирование.

(Дети составляют простейший алгоритм, предложенный в инструкции по сборке)

Использование блоков Палитры: «Начало», «Мотор-мощность 2», «Случайное число», «Мотор – мощность 6», «Случайное число», «Цикл».

Воспитатель: В грозу в открытом море очень опасно, тем более  что такое лёгкое судёнышко, как парусник, легко потопить одной большой волной. Но наш парусник из конструктора Lego непотопляемый, поэтому давайте запрограммируем его так, чтобы он смог легко перенести шторм и выдержать все удары стихии.  Для этого нужно усложнить конструкцию и добавить датчик наклона. Предлагаю вам самим продумать и составить алгоритм движения парусника в шторм с использованием датчика наклона.

(Дети составляют новый алгоритм, добавляя блоки «Звук», «Датчик наклона» и проводят испытания и находят подтверждение того, что собранный ими парусник выдержит любой шторм.)

Слайд 22

Воспитатель: Если кто-то затрудняется, может воспользоваться алгоритмом на экране

Воспитатель: Молодцы! Какие замечательные парусники получились, им не страшны ни гроза, ни шторм. Я уверена, что капитан Врунгель не остался без помощи. Придумайте название для своего парусника и почувствуйте себя настоящими капитанами.

(Дети придумывают названия своим парусникам.)

Христофор Бонифатьевич за ваши добрые дела и мастерство в кораблестроении шлёт вам морской привет!

Слайд 23 (Песня капитана Врунгеля из мультипликационного фильма «Приключения капитана Врунгеля»)

  1. Заключительная (рефлексивно-оценочная) часть.

Воспитатель:

Что у вас получилось лучше всего?

Что у вас не получилось и почему?

Что вы сделаете, чтобы в следующий раз получилось?

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?

Что вам было интереснее делать: конструировать парусник или составлять алгоритм, приводящий парусник в движение?

Понравилось ли вам работать в паре?

Кого бы вы хотели поблагодарить за работу на занятии?

(Дети отвечают на вопросы.)

Слайд 24

Воспитатель: Возьмите один из цветных корабликов, который соответствует вашему настроению, и расположите его в водоёме.

На столе в группе лежит обруч синего цвета, ребятам предлагается набор из зеленых, желтых и красных корабликов, сделанных в стиле оригами:

Зеленый кораблик – у меня все получилось, я молодец!

Желтый кораблик – у меня не все получилось, но я доволен своей работой.

Красный кораблик – я ничего не собрал, на занятии мне было очень сложно.

(Дети выбирают кораблики в зависимости от того, как они чувствовали себя на занятии, насколько им было комфортно, и располагают их в обруче.)

В следующий раз нас ждёт новая история о захватывающих приключениях отважного капитана Врунгеля.

Уборка рабочего места

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Вы знаете, что после работы необходимо выключить компьютеры и убрать своё рабочее место

(Дети убирают свои рабочие места)


Информационные ресурсы

  1. Загадка о капитане. [Текст] – Режим доступа: http://slavclub.ru/zagadki/razniezagadki/1562-zagadki-pro-kapitana.html
  2. Азбука Морзе. [Текст] – Режим доступа:

http://vyzhivaj.ru/ekstrennaya-pomocsh/azbuka-morze-kak-podat-signal-bedstviya

  1. Сигнал SOS.  [Изображение] – Режим доступа: https://go.mail.ru/search_images?rf=11956636&sbmt=1517171465308&fm=1&gp=811138&q=%D1%81%D0%B8%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D0%BB+%D1%81%D0%BE%D1%81#urlhash=9005751328806725054 
  2. Штурман.  [Изображение] – Режим доступа: http://kartik.ru/wp-content/uploads/2018/01/original-2.jpg 
  3. Капитан.  [Изображение] – Режим доступа: https://cdnfr1.img.sputniknews.com/images/102073/27/1020732792.jpg 
  4. Старший помощник капитана.  [Изображение] – Режим доступа: http://osk.fondrosflot.ru/wp-content/uploads/2017/05/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%BD%D0%B8%D0%BA2.jpg 
  5. Борт корабля. [Изображение] – Режим доступа:

http://www.miniflot.ru/Modeli_korabley/Inger/foto/Inger5_1b.jpg 

  1. Кораблик. [Изображение] – Режим доступа:

https://go.mail.ru/search_images?rf=11956636&fm=1&gp=811138&q=%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA#urlhash=1499345372127772493 

  1. Песня о капитане «Жил отважный капитан». [Звук] – Режим доступа:

 https://vkmusic.me/%D0%B6%D0%B8%D0%BB-%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD 

  1. Сигнал SOS. [Звук] – Режим доступа:

 https://ru123.iplayer.info/song/32212949/15_Signal_SOS_-_sos/ 

  1. Шторм. [Звук] – Режим доступа:

http://noisefx.ru/skachat-zvuki-uragana.html 

  1. Песня капитана Врунгеля. [Звук] – Режим доступа:

 http://muz-color.ru/?s=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0%20%D0%B2%D1%80%D1%83%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8F


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материнский капитал

Оформление материнского капитала...

УМК - История 1 курс. Занятия 3-4 + самостоятельная работа

Учебно-методический комплект (далее УМК) «Цивилизации Древнего мира» соответствует содержанию рабочей программы дисциплины «История» для специальностей «Сестринское дело», «Фармация» на базе основного...

Сценарий "Сентябрьские именинники" (КАПИТАН ВРУНГЕЛЬ)

В море синем, как в аптеке,Всё имеет суть и вес -Кораблю, как человеку,Имя нужно позарез.Имя вы не зря даёте,Я скажу вам наперёд:Как вы яхту назовёте,Так она и поплывёт!→http://songspro.ru/15/Pri...

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ «СТРАНА РОБОТОТЕХНИКИ» на базе электронного конструктора «ЗНАТОК»

Конспект представляет собой сценарий открытого урока, который является итоговым занятием по теме «Электротехника» на базе электронного конструктора «Знаток».Помимо алгоритма пр...

Презентация к занятию по робототехнике

Материал для демонстрации на экране во время урока по робототехнике....

Рабочая программа по дисциплине "История" для специальности "Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям)"

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» предназначена для изучения истории в ГОБПОУ «Липецкий политехнический техникум», реализующего образовательную...

Методическая разработка сценария сказочного представления Новогодний онлайн-спектакль фантазия "Новогоднее дело Капитана Врунгеля" Составители-педагоги:Такмакова И.А., Ларина Т.А.,концертмейстеры: Егиазарян С.С.(педагог-организатор), Кошелева О.Н.

ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Московского районаМузыкальный отделМетодическая разработка сценариясказочного представленияНовогодний онлайн-спектакль фантазия "Новогоднее дел...