УМК - История 1 курс. Занятия 3-4 + самостоятельная работа
учебно-методический материал на тему

Иваненко Ольга Николаевна

Учебно-методический комплект (далее УМК) «Цивилизации Древнего мира» соответствует содержанию рабочей программы дисциплины «История» для специальностей «Сестринское дело», «Фармация» на базе основного общего образования.

УМК состоит из методических разработок двух комбинированных занятий, проводимых в форме путешествия и методических рекомендаций для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

При изучении раздела представление о разных цивилизациях раскрывается через такие признаки, как:

- накопление в материальной и духовной жизни элементов, образующих преемственность в развитии общества (зарождение и развитие «общецивилизационных начал»);

- ценности, присущие цивилизации (наличие сравнительно-оценочного или ценностного аспекта);

- развитие общества на основе предпосылок, созданных трудом человека; зависимость человека не столько от природы (хотя связь с природой остается весьма существенной), сколько от исторически созданных условий (т. е. от результатов предшествующего труда);

- развитие самого человека как результат развития цивилизации (гуманистический аспект).

УМК разработан таким образом, что позволяет вычленить наиболее крупные достижения каждой конкретной цивилизации, которые пополняют сокровищницу мировой цивилизации в целом.

Данный методический комплект разработан преподавателем Иваненко О.Н. и может быть рекомендован для реализации в учебном процессе медицинского колледжа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методическая карта (план) занятия №

3

Дисциплина

История

Тема занятия

«Ранние цивилизации, их отличительные черты. Религии Древнего мира и культурное наследие древних Цивилизаций»

Время

90 минут

Вид занятия (тип урока)

Занятие - путешествие

Цели занятия

учебная

Ознакомить с возникновением ранних цивилизации (Египет. Передняя

Азия. Индия. Китай) Охарактеризовать материальную и духовную

культуру, экономику, социальный строй, политическую и военную

организацию  ранних цивилизаций

развивающая

Формировать понятийный аппарат, логическое мышление

студентов,   прививать навыки анализа

                          и сопоставления исторических событий, их взаимосвязи.

воспитательная 

Формировать интерес к изучению истории

Межпред-метные связи

обеспечивающие

Биология, обществознание, литература

обеспечиваемые

Жизнь, философия, обществознание, литература

Внутренние связи

«Цивилизации Древнего мира»

Обеспечение занятия

А.Наглядные пособия

 

Б. Раздаточный материал

В.Технические средства обучения

                Мультимедийная установка

Г. Место проведения

           Аудитория

Д. Литература:

Основная

Волобуев О.В. Россия и мир. 10 класс. – М.: Дрофа, 2006

Дополнитель-ная

Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории России. ХХ- начало ХХI вв.– М.: ВАКО, 2005.

Арсланов Р.А., Блохин В.В.  История отечества с древнейших времен до конца ХХ века. В 2-х ч. Ч.2. – М.: Поматур, 2002.

Гринин Л. Е. История России XX века. - Волгоград: Учитель, 1994

3аrладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. - М.: ООО ТИД Pycское слово, 2008.

Милов Л.В. История России ХХ – ХХI века. – М.: Эксмо, 2007.

Сахаров А.Н. История России ХХ век. – М.: АСТ, 2001.

Кириллов В.В.  Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2005. 


План занятия

I.Организационный момент – 2 мин.

II.Мотивация – 2 мин.

III.Актуализация базовых данных – 12 мин.

IV. Организация и управление учебно-познавательной деятельностью студентов – 60 мин.

V.Контроль усвоения знаний – 16 мин.

VI.Подведение итогов- 1 мин.

VII.Домашнее задание – 2 мин.

Содержание занятия

№ эле-

мента

Элементы занятия, учебные вопросы

Время

Формы, методы

обучения и контроля.

Примечания

I

Организационный момент

  1. Приветствие студентов.

  1. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.

  1. Знакомство с темой занятия: «Введение»
  2. Знакомство целями и задачами занятия

Занятие путешествие – раскроет основные причины районы возникновения первых цивилизации, их отличительные черты, позволит увидеть материальное и духовное наследие древних Цивилизаций, особенности быта.

2

мин.

Традиционное приветствие уч-ся

Отметить отсутствующих в журнале

Запись темы в тетрадях

(Презентация, слайд 1-2)

II

Мотивация

Проблемность изучения нового материала:

       На столе предметы: песочные часы, календарь, буквы алфавита, цифры от 0 до 9.

(?) - Посмотрите на предметы и скажите, пользуемся ли мы в современном мире всеми этими предметами?

(?) - Могли ли все эти предметы появиться в первобытном обществе? Почему?

(?) - Может ли цивилизованный человек обходиться без каких-либо из этих вещей?

(Нет, умение писать, считать, вести счет времени – это умения цивилизованного человека)

(?) - Как вы думаете, когда могли появиться эти предметы?

(При переходе от первобытного общества к цивилизованному обществу; в эпоху Древнего мира)

2

мин.

Слова преподавателя

III

Актуализация базовых знаний учащихся

План

  1. Проверка домашнего задания

- Рисунок на тему «Жизнь первобытного человека» (формат А-4).

- ряд интересных фактов о жизни первобытного человека. Оформить подобранный материал на листе формата А-4 и вложить в исторический альбом

  1. Вопросы, направленные на актуализацию личного опыта уч-ся и повторение ранее изученного материала:

(?) – Дайте определение, что такое цивилизация?

цивилизация - это тот или иной исторический тип общества со всей присущей ему определенной культурой. 

 (?) – Чем одна цивилизация отличается от другой?

(образцы как материальной, так и духовной культуры общества: орудия, с помощью которых люди создают жизненные блага; жилища, в которых они живут; быт и знания, которыми они пользуются; искусство, который они украшают свою жизнь; социальные ценности и нормы, которые упорядочивают эту жизнь).

12

мин

Выставка рисунков

Рассказы студентов

IY

Организация и управление

учебно-познавательной деятельностью студентов

План

I. Хронологические и географические рамки истории Древнего мира

II. Ранние цивилизации

1. Египет

3. Истоки слабости деспотий древности

4. Военные деспотии Древнего мира.

Средняя Азия.

5. Древняя Индия

6. Китай в эпоху древности

60

мин.

Рассказ преподавателя, сопровождающийся беседой и конспектированием основного материала, демонстрацией презентации

(см. содержание лекции)

Y

Контроль усвоения знаний

1. Вопросы:

(?) - В каких регионах мира сложились первые гocудapcтвeнныe образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних гocудapcтв?

(?) - Укажите, в чем отличия гoсударственной власти от родоплемeннoгo устройства.

(?) - Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) была присуща всем древним гocудapcтвaм? Каким было положение рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства.

(?) - Подумайте, почему правители восточных гocудapcтв провозглашались живыми богами. Какое место в общественной иерархии занимали жрецы? Почему строительству пирамид и другим погребальным обрядам придавалось большое значение в Древнем Египте?

(?) - Расскажите о культурных достижениях Древнего Египта.

(?) - Укажите причины слабости деспотических гocyдapcтв дpeвности. Как долго существовало Древнеегипетское государство? В чем причины eгo упадка?
(?) - Какие отношения регyлировали древнейшие системы правовых норм? Кто из древних восточных владык впервые подкрепил свою власть силой закона?

(?) - Какие военные деспотии возникли на территории Передней Азии? Почему они распадались сравнительно быстро?

(?) - Расскажите об особенностях развития Древней Индии. Что такое варны и касты?

(?) - Расскажите об особенностях развития Древнего Китая.

(?) - Расскажите о культурных достижениях Древнего Китая.

(?) - Сделайте вывод об отличиях новых религий от прежних верований.

16

мин.

Фронтальная беседа, при необходимости – записи в тетради

YI

Подведение итогов

Оценивание  работы группы  на занятии, при необходимости отдельным учащимся выставление оценок.

1

мин.

Выставление оценок

YII

Домашнее задание

Заполнить таблицу:

Духовное наследие древних цивилизаций

Религии

Основные идеи

зороастризм

буддизм

индуизм

Конфуцианство

иудаизм

2

 мин.

Письменное задание


Дисциплина: «История»

Занятие  3

Тема: «Ранние цивилизации, их отличительные черты. Религии древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций»

План (Презентация, слайд 2)

I. Хронологические и географические рамки истории Древнего мира

II. Ранние цивилизации

1. Египет

3. Истоки слабости деспотий древности 

4. Военные деспотии Древнего мира. Средняя Азия.

5. Древняя Индия

6. Китай в эпоху древности

Содержание занятия

I. Хронологические и географические рамки истории Древнего мира

(?) – Какое место занимает Новейшее время во всемирной истории?      

(Презентация, слайд 3)

 Древний мир                    

Средние века

Новое время

Новейшее время

3

2

1

1

2

3

4

5                      

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

До нашей

эры

Наша эра

Время, начавшееся с возникновения первых гocyдарств, называют эпохой Древнего мира.

Первые цивилизации называют «речными».  Они сложились в субтропиках, в долинах таких рек, как Нил, Тигp и Евфрат, Инд, Хуанхэ. В речных долинах развивалось ирригационное земледелие (искусственное орошение земель). (Презентация, слайд 4)

II. Ранние цивилизации

1. Египет

 (?) – Посмотрите на карту. Как вы думаете, почему первое государство  образовалось именно здесь?

(Презентация, слайд 5) Климат в той части Африки, где протекает Нил, сухой и жаркий. Дожди бывают очень редко. Большая часть земель представляет собой каменистую пустыню. Каждый год в июле Нил разливается. Во время разлива воды реки затопляют широкую полосу земли вдоль ее берегов.

(?) – Можно ли назвать Египет «даром Нила»?

Жизнь древних египтян во многом зависела от реки, поэтому они называли Нил богом Хапи, считая свою землю даром этого бога.

Слава тебе, Нил, приходящий  чтобы оживить Египет.

Орошающий пустыню далеко от воды,

Владыка рыб и птиц, и травы для скота,

Приносящий всякую пищу и хлеб.

Если он медлит, жизнь прекращается и люди гибнут.

Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости.

Еда появляется после его разлива.

Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле.

 (Презентация, слайд 6) Ил, остающийся на полях после разлива реки, служил питательным веществом для роста растений. В долине Нила почва после разлива становилась настолько мягкой, что не требовала никакой обработки. Земледельцы просто бросали зерно в илистый грунт, а затем пускали скот, который втаптывал семена в эту плодородную почву. Даже без особых затрат труда земля давала хороший урожай. Обилие влаги и исключительное плодородие почвы в сочетании с теплым климатом позволяли получать несколько богатых урожаев в год.

(Презентация, слайд 7) С середины ноября наступал период пахоты. Землю вспахивали сохой или деревянным плугом с бронзовым лемехом. В плуг впрягали волов. В Древнем Египте очень долго не знали о существовании лошадей. Они появились здесь вместе с кочевниками-завоевателями только через полторы тысячи лет после возникновения древнеегипетской цивилизации. Египтяне выращивали пшеницу и ячмень. На их огородах росли разные овощи - фасоль, горох, огурцы, лук, чеснок. Урожай собирали в марте - апреле. Пшеницу и ячмень жали серпами с лезвиями из заостренных кусочков кремня.

(Презентация, слайд 8) Древние египтяне были искусными садоводами. В их садах зрели финики, инжир, гранаты, а в виноградниках - разные сорта винограда. Коровы, овцы, козы давали молоко, мясо, шкуры. В водоемах плавали домашние гуси и утки. Рыбу египтяне ловили сетями, на крючок или ловушками. Для производства тканей выращивали лен.

(Презентация, слайд 9) Древний Египет считался житницей Древнего мира. Он продавал зерно и продукты питания в другие страны.

(Презентация, слайд 10-11) На берегах Нила росло удивительное растение - папирус. Из него можно было строить лодки. Из специально обработанных стеблей папируса люди получали прекрасный материал для письма, который тоже называли папирусом.

(Презентация, слайд 12)

 (?) - Внимательно рассмотрите слайд. Как в древнем Египте проходили земледельческие работы?

Все это требовало проведения крупномасштабных ирригационных работ, строительства дамб и каналов. Создание и использование системы ирригационных сооружений, регулирование потока воды, подаваемой на поля, строительство оборонительных укреплений требовали коллективных усилий многих людей.

(Презентация, слайд 13) Один вождь не мог справиться с организацией подобных работ. Общество делится по новому признаку - на управляемых и управляющих. Возникает новая группа людей - чиновников, судей, военных, олицетворяющих собой власть, действующих от ее имени. Им  помогают стражники, учетчики, писцы и т.д. Степень близости к правителю определяла положение, обязанности, права и привилегии чиновников. Основная масса населения доступа к власти не имела. 

Правитель, обладавший абсолютной властью, являлся и верховным собственником всей земли. Права правителя на все подвластные ему земли закреплялись религиозными традициями, обычаями и  законами.

Соблюдение закона обеспечивается вооруженной силой. Законы и традиции определяли место каждого социального слоя (и человека, к нему относящегося) внутри своеобразной социальной пирамиды.

(Презентация, слайд 14)

(?) - Давайте представим  египетское общество в виде весов - и на одну чашу поставим всех богатых (знать), а на другую - остальных людей (бедноту).

(Презентация, слайд 15)

(?) - Как вы  думаете, какая  чаша перевесит и почему?

(Презентация, слайд 16)

(?) - Подумайте, как можно уравновесить весы? А как можно стабилизировать общество?

(Презентация, слайд 17)

«Государство» - помогает  одной группе людей держать в подчинении остальную часть общества.

(?) - На самом деле мы  с вами рассмотрели модель древнеегипетского государства.

А теперь попробуйте определить, что такое государство?

«Государство – это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка» (Геллнер)

Госуда́рство - особая организация общества, объединённого общими социокультурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

(Презентация, слайд 18) В условиях деспотии происходило обожествление правителя. Египетский фараон считался воплощением одного из главных богов, а китайского императора титуловали не иначе как Сын Неба, признавая за ним божественное происхождение. Наместниками фараона чаще всего  назначались его родственники. Они управляли провинциями и одновременно, владея пожалованными или принадлежащими им землями, являлись крупными собственниками. Это придавало египетской деспотии патриархальный характер.

В Египте были сильными традиции матриархата. Первоначально право на престол передавалось по женской линии, и многие фараоны вынуждены были заключать браки со своими родными или двоюродными сестрами, чтобы их власть признавалась законной.

(Презентация, слайд 19) Значительным влиянием пользовались жрецы – посредники между богами и людьми. 

Они вели наблюдения за погодой, солнечными и лунными затмениями, их благословение считал ось необходимым при любом начинании. В Древнем Египте особое значение придавалось похоронным ритуалам, что также обеспечивало особое уважение к жрецам. Они были не только служителями культов, но и хранителями знаний. Строительство пирамид, как и проведение ирригационных работ, расчеты времени разливов Нила требовали довольно сложных математических выкладок.

 (Презентация, слайд 20) Большую роль в обществе Древнего Египта играли чиновники, осуществляющие сбор налогов, непосредственно управляющие имуществом фараона и его приближенных, отвечающие за строительство.

(Презентация, слайд 21) Поселения на берегах Нила сначала объединились в небольшие города-государства - номы. Их было более сорока. Ирригационные работы в верховьях рек влияли на условия земледелия ниже по течению, плодородная земля стала цeнностью. Номы воевали между собой, так как каждый из них хотел присвоить себе земли другого. Наконец образовались два царства: в верхнем течении Нила - южное царство - Верхний Египет; в нижнем течении Нила - северное царство - Нижний Египет. Войны между двумя царствами закончились победой Верхнего Египта. Его царь Мина объединил страну и короновался сразу двумя коронами - белой и красной. Это произошло примерно в 3000 году до н. э. Столицей государства стал город Мемфис. Впоследствии правители Египта неоднократно переносили свои столицы в другие города.

Древний Египет переживал периоды разрушения государства, народных восстаний. Многократно он подвергался нашествиям врагов. Но и фараоны стремились расширить границы своего царства, завоевать чужие земли. Для поддержания власти фараонов внутри страны, отпора врагам и увеличения территории государства правителям Египта нужна была армия.

(?) - Определите по карте с кем Египет вел войны?

К 1500 г.до н.э. при фараоне Тутмосе египтяне завоевывают Сирию, Палестину, Ливию, Нубию. Из каждого похода армия возвращалась с богатой добычей.

(Презентация, слайд 22) В египетской армии воины-пехотинцы были вооружены копьями, луками и стрелами, дротиками, топорами, булавами. Щиты были деревянными. Тело защищали доспехи из кожаных полос, иногда укрепленных бронзовыми пластинками. Каждый отряд сражался одним или двумя видами оружия. Были отряды копейщиков, лучников. Солдаты проходили суровую школу. По жаре они совершали марши на далекие расстояния. Начальники могли подвергать их побоям. Фараоны имели отборные отряды телохранителей. Их, как правило, набирали не из египтян, а за плату из наемников - жителей Нубии - страны, расположенной к югу от Египта.

(Презентация, слайд 23) Вы уже знаете, что лошадь в Египте появилась лишь после завоевания его кочевниками примерно в 1500 году до н. э. После освобождения страны от власти этих чужеземцев и восстановления государства началась эпоха Нового царства - время наибольшего могущества Египта. В египетской армии были созданы отряды воинов, сражавшихся на колесницах. Колесницы были легкими. На двух колесах со спицами крепилась площадка для воинов. На колеснице их было двое - возничий и воин, вооруженный луком или дротиками.

(Презентация, слайд 24) Фараоны возглавляли свою армию во время войны. Они выступали на колесницах впереди войска. На голову фараон надевал голубую боевую корону. За фараоном выстраивались ряды колесниц. Потом следовало пешее войско. В первых рядах были самые опытные воины. Отряды имели свои штандарты - изображения богов и знаков отряда на высоких шестах. Египтяне умели штурмовать крепости, используя лестницы. Свои военные лагеря египтяне укрепляли защитными насыпями и оградой.

Фараон Рамсес II вел в Азии войны с могущественным царством хеттов. Войска Рамсеса II и хеттского царя сошлись в сражении неподалеку от города Кадеш. Это произошло в первой четверти 13 века до н. э. С каждой стороны в битве участвовало по 20 тысяч воинов. Тучи стрел, казалось, затмевали солнце. Рамсес II едва избежал плена, однако он считал, что одержал победу. Фараон приказал увековечить свою победу в памятных надписях. Но и хеттский царь считал, что в битве при Кадеше победа была на его стороне. Так в битве при Кадеше оказалось два победителя. Только через двадцать лет был заключен мирный договор между египетским фараоном и царем хеттов. Это был первый дошедший до нас мирный международный договор.

В эпоху Нового царства Египет превратился в могущественную военную державу. Фараоны собирали дань с покоренных народов - золото, серебро, медь, дорогие ткани, ценную древесину, изделия ремесленников, зерно, скот. Тысячи пленных угонялись в рабство. Так, в ходе одной из войн Верхнего Египта с Нижним было захвачено 120 тыс. человек, обращенных в рабство. Раба называли «живой убитый». Ему сохраняли жизнь, но он не имел никаких прав. Рабов использовали на тяжелых работах: для проведения ирригационных работ, строительства дворцов и пирамид.. Однако нередко мужчин-военнопленных убивали. Рабы превратились в товар, в «говорящее орудие», которое продавалось и покупалось. При этом рабы, обладающие навыком ремесла, письма, молодые женщины ценились выше. Женщины-рабыни были заняты в домашнем хозяйстве.

Рабовладельческий строй – общественная формация, основанная на угнетении человеком человека.

(Презентация, слайд 25)

(?) – Как еще человек мог попасть в рабство?

(Презентация, слайд 26) Большую хозяйственную роль в древних государствах имело общинное землевладение. Влияние кровнородственных связей на обеспечение единства общины постепенно уменьшалось. Более важным было совместное пользование землей и выполнение общих повинностей (уплаты податей, службы в войсках фараона во время походов, выполнения ирригационных и иных работ).

Принадлежность к общине давала определенные привилегии. Сохранялось оставшееся со времен родоплеменногo строя общинное самоуправление. Члены общины пользовались ее защитой, она коллективно отвечала за совершенные ими проступки.

(Презентация, слайд 27) Уникальна культура египтян. Наибольшую известность культура Древнего Египта приобрела благодаря усыпальницам фараонов - пирамидам. Как полагают ученые, их сооружение началось в ХХVII веке до н.э. при фараоне Джосере.

(Презентация, слайд 28) В Египте насчитывается около 2000 разных пирамид. Самая крупная из пирамид - Хеопса - считалась в античные времена одним из чудес света. Ее высота составляет 146,6 м, ширина каждой стороны - 230 м, общий вес каменных глыб, из которых сооружена пирамида, - около 5 млн., 750 тыс., тонн.

(Презентация, слайд 29) Внутри пирамид размещалась сложная система проходов, ведущих к гробнице фараона.

(Презентация, слайд 30) После его смерти тело бальзамировали, мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики-саркофаги. Чем знатнее был умерший тем больше было саркофагов, вставляемых друг в друга. Мумия фараона Тутанхамона помещалась в 9 саркофаговВерхним саркофагам придавались черты умершего. Считалось, что после смерти душа фараона продолжает жить вместе с богами.

(Презентация, слайд 31) Пирамиды столь велики, что даже в ХХ веке многим казалось немыслимым, чтобы их могли соорудить древние жители Египта. Рождались гипотезы об инопланетянах, высказывались предположения, что пирамиды строились в Новое время, а вся хронология Древнего мира ошибочна. Между тем, если учесть, что каждая пирамида строилась два-три десятилетия (работа над ней начиналась при воцарении нового фараона и должна была завершиться ко времени его смерти), а в распоряжении строителей находились все ресурсы довольно крупного государства, создание пирамид не представляется невозможным.

Гигантские размеры пирамид, производящие впечатление даже на людей ХХI века, подавляли современников своим величием и масштабами, они служили наглядной демонстрацией безграничности власти фараонов. В глазах земледельцев, пленных рабов те, по воле которых воздвигались такие махины, действительно должны были быть сродни богам.

Согласно верованиям египтян, человек состоял из тела (Хет), души (Ба), тени (Хайбет), имени (Рен) и невидимого двойника (Ка). Считалось, что если душа после смерти отправляется в загробный мир, то Ка остается на земле и вселяется в мумию покойного или его статую, продолжая вести подобие жизни и нуждаясь в питании (жертвоприношениях). При недостаточном к нему внимании Ка мoг выйти из захоронения и начать бродить среди живых, причиняя им мучения и принося болезни. Страх перед мертвыми определял особое внимание к похоронным ритуалам.

(Презентация, слайд 32) Вера в загробную жизнь отражалась и в религиозных воззрениях древних египтян. Они верили в существование богов, олицетворяющих собой различные силы природы, главным из них считался бог Солнца Ра. Однако любимым богом был Осирис, который, согласно египетской мифологии, научил людей земледелию, обработке руды, хлебопечению. Злой бог пустыни Сет, согласно легенде, погубил Осириса, но он воскрес и стал царем загробного мира.

(Презентация, слайд 33-36) Каждому из богов посвящались отдельные храмы, и, в зависимости от предстоящих дел, им требовалось вознести молитву, сделать жертвоприношение. Кроме того, наряду с богами, почитавшимися во всем Египте, в отдельных провинциях сохранялись свои, местные, верования.

(Презентация, слайд 37) В XIV веке до н.э. при фараоне Аменхотепе IV (Эхнатоне) была предпринята попытка провести реформу культов и утвердить веру в единого бога, но она встретила сопротивление жрецов и завершилась неудачей.

(?) - Какую цель на самом деле преследовал Эхнатон?

«Один бог на небе - один фараон на земле» (Эхнатон). Египтяне привыкли поклоняться многим богам, поэтому реформа не удалась.

(Презентация, слайд 38) Египтяне широко применяли живописные изображения для украшения храмов, дворцов, свитков папируса. В росписях стен появляются наряду с религиозными сюжетами, сцены обычной жизни - охота, развлечения. Они помогают узнать быт египтян.

(Презентация, слайд 39) В Древнем Египте высочайшего расцвета достигла скульптура. Самым знаменитым творением стало изображение Нефертити- жены Эхнатона. Скульптура выполнена из золотистого песчаника и искусно раскрашена. Нефертити стала символом женской красоты.

(Презентация, слайд 40-41) Широко была распространена грамотность. Египтяне использовали иероглифическую систему письма (употребление отдельных знаков для написания каждого слова).

Иероглифы древних египтян сохранились на стенах храмов, гробницах, обелисках, статуях, папирусах (бумажных свитках из тростника), захороненных в гробницах. Долгое время считалось, что секрет этой письменности утерян. Однако в 1799 г. вблизи города Розетта была найдена плита, где рядом с надписью иероглифами давался ее перевод на греческом языке.

(Презентация, слайд 42) Французский ученый Жан Франсуа Шампольон (1790 - 1832) сумел понять значение иероглифов, что дало ключ к прочтению и других надписей.

(Презентация, слайд 43-44) 3начительного развития в Египте достигла медицина. Египтяне изготавливали медицинские инструменты из бронзы. Методы лечения зачастую основывались на здравом смысле, а не на научных познаниях. Медицина развивалась в тесной связи с религиозными верованиями. Широко использовались лекарства растительного и животного происхождения, косметические средства. Были накоплены знания в области хирургии и стоматологии.

(?) - Подумайте, в каких научных знаниях появилась потребность с развитием хозяйства в Египте?

(Презентация, слайд 45) Астрономия- наука изучающая движение планет и звезд.

Наблюдая за движением солнца египтяне создали солнечный календарь.

(Презентация, слайд 46) Математика развивалась в Египте не только для подсчета времени подъема воды в Ниле, площадей посевных полей и подсчета урожайности, ее широко использовали в строительстве храмов и гробниц Фараонов.

(Презентация, слайд 47-48) Начала развиваться техника мореплавания, хотя она и уступала финикийской. Египтяне умели строить корабли длиной до 50 м, которые ходили под парусом и на веслах. Они плавали не только по Нилу, но и по морю, хотя при слабом развитии навигации не удалялись далеко от берега.

2. Месопотамия

(?) – Какие ранние государства еще можете назвать?

(Презентация, слайд 49-55) Месопотамия, в междуречье Тигpа и Евфрата (eгo иногда нaзывают также Двуречьем) - один из крупнейших культурных очагов Древнего Востока, создавшийся первоначально на базе искусственного орошения в нижнем течении Евфрата (затем для ирригации стали использоваться и воды Тигра). В конце 3 тыс. до н. э. здесь существовали древние государства Аккад, Ур и др.; в начале 2  тыс. до н. э. в южной части Месопотамии сложилось государство Вавилония. В дальнейшем она  входила в состав Ассирии (9—7 вв. до н. э.), Нововавилонского царства (7—6 вв. до н. э.), державы Ахеменидов (6—4 вв. до н. э.), империи Александра Македонского (4 в. до н. э.), государства Селевкидов (4—2 вв. до н. э.), Парфии (3 в. до н. э. — 3 в. н. э.), государства Сасанидов (3—7 вв.), с 7 в. — Арабского халифата. В 11 в. М. была завоёвана сельджуками, в 13 в. — монголами, в начале 16 в. попала под власть Сефевидов, в 17 в. — 1918 — в составе Османской империи. После 1 мировой войны большая часть входит в государство Ирак, остальные части — в состав Сирии и Турции.

На рубеже III - II тысячелетий до н.э. возникают первые государственные образования в Индии, Китае, Палестине. Финикия (находилась на территории нынешнего Ливана) стала основным центром средиземноморской торговли.

3. Истоки слабости деспотий древности 

Во II-I тысячелетиях до н.э. первые государства Древнего мира вступили в полосу упадка. В то же время в этот период возникли новые государственные образования, возросло многообразие социальной, духовной, культурной жизни народов.

Древнеегипетское государство просуществовало более двух тысяч лет, что в динамичное Новое и особенно Новейшее время представляется почти невероятным. Необходимо, однако, учитывать характер общественного развития в Древнем мире. Жизнь цивилизаций шла как бы по замкнутому кругу, подчиняясь природному ритму, циклу сельскохозяйственных работ. Незначительные улучшения техники изготовления посуды, инструментов не могли качественно изменить сложившийся уклад. Если и появлялись новые знания, то они становились достоянием узкого круга жрецов, которые сохраняли их в секрете, используя для укрепления влияния своих храмов.

Исключительно редкими были выступления рабов, слуг фараона и знати против своего зависимого положения. Пленные из других земель понимали, что протест или побег не вернет их в родное племя, отдаленное сотнями километров пустынных земель, господствующие религиозные воззрения побуждали воспринимать невзгоды жизни как немилость судьбы и высших сил.

Притеснения со стороны власть имущих были типичным явлением. Значительную часть переписки в Древнем Египте и Шумере составляли жалобы на поборы и произвол чиновников.

В то же время в государствах древности уже сложилась система правовых норм, которые обеспечивали определенную защиту всем слоям нaceления, в том числе и малоимущим. Многие из них отражали племенные традиции, сформировавшиеся в глубокой древности.

(Презентация, слайд 56) Первые дошедшие до наших времен писаные законы были изданы в Шумере в ХХ веке до н.э. Наибольшую известность приобрели законы вавилонского царя Хаммурапи (правил в 1792- 1750 до н.э.), создавшего в Месопотамии мощную державу.

(Презентация, слайд 57)

(?) - Внимательно прочитайте законы. Чьи интересы они защищали?

Законы делили население Вавилонии на такие категории, как свободные общинники, люди, работающие в государственном (царском) хозяйстве, и рабы. За одинаковые преступления устанавливались разные наказания, наиболее суровые - для рабов.

При этом рабы не были бесправными: они могли жаловаться на жестокость cвoeгo хозяина. Им дозволялось иметь свой дом и свою семью. Рабы не платили податей. Обеспечение их едой, жильем, одеждой было обязанностью их собственника (храма, вельможи или государства).

Основную угрозу стабильности древних деспотий представляли сепаратизм (стремление к отделению) отдельных провинций, борьба знати за высшую власть, конфликты между светскими и духовными властителями, резко обострявшиеся при внешних вторжениях.

В XVIII веке до н.э. Египет подвергся нашествию кочевников гиксосов, разгромивших войска фараона и поселившихся в плодородной долине Нила. Единое государство распалось на соперничающие провинции (номы). Лишь через два века власть фараонов была восстановлена, В ХII веке до н.э. в Египет вторглись ливийские племена и так называемые «народы моря», живущие на Балканском полуострове и в Малой Азии. Они уже овладели мастерством изготовления оружия из железа и были грозным противником, Египту удалось отбить это нападение, но его силы были подорваны. Начался упадок центральной власти. Страна вновь распалась на два царства - Нижний и Верхний Египет, которые были завоеваны более сильными соседями.

4. Военные деспотии Древнего мира. Средняя Азия.

С наступлением железного века - появлением первых орудий из железа - производительность труда земледельцев возросла. Стало возможно распахивать земли, которые раньше не поддавались обработке, а использовались как пастбища. Земледельцы начали теснить coceдние пастушеские племена.

Расширяющиеся земледельческие территории необходимо было охранять от набегов кочевников, что требовало создания новых государств. В отличие от первых царств древности их функции не были связаны с организацией орошения земли. С этой задачей, благодаря более совершенным орудиям труда, сельские общины уже справлялись.

Новые государственные образования представляли собой вoeнные деспотии, Они обеспечивали земледельческим общинам, peмecленникам и торговцам городов защиту от внешних врагов. Собираемые налоги шли на содержание армии, аппарата управления, придворной знати. Чем больше земель контролировала военная деспотия, тем большие средства оказывались в распоряжении ее повелителей. Это стимулировало постоянную экспансию. Войны во имя расширения территории велись непрерывно.

(Презентация, слайд 58) Возникавшие империи были непрочными, опирались лишь на военную силу. Хозяйственная, религиозная разнородность входящих в них земель, стремление местной знати к самостоятельности при серьезных военных поражениях приводили к их распаду. Центрами первых военных деспотий стали государства, образовавшиеся в Малой Азии, на Иранском Haгopьe (держава хеттов, Acсирия, Урарту).

Между ними развернулась борьба за контроль над плодородными землями Месопотамии. В XIV-XIII вв, до н.э. наибольших успехов добились хетты, небезуспешно воевавшие с египтянами. Затем на роль первой военной деспотии выдвинулась Accирия. Она еще с XIX века до н.э. соперничала с Вавилоном за господство над плодородными землями Междуречья. В Х - VII вв, до н.э. Ассирия распространила свою власть на всю Малую Азию, покорила не только Вавилон, но и Финикию, Дамасское царство, Иудейское и Израильское царства в Палестине, Египет, земли хеттов, персидских и мидийских племен.

В VII веке до н.э. союз мидийских племен отказался подчиняться Ассирии и начал против нее войну. Ослаблением Ассирии воспользовался Вавилон, захвативший большую часть ее владений.

В VI веке до н.э. началось возвышение Персидской державы. Персы, при царе Кире II (правил в 558-5ЗО до н.э.) освободившиеся от власти Мидии, начали завоевательные походы. Им удалось покорить Месопотамию, Сирию, Палестину, Финикию, Малую Азию. При царе Камбизе они овладели Египтом. При царе Дарии 1 (правил в 522-486 до н.э.), завоевавшем запад Индии, сложилась новая административная система управления. Его империя была разделена на 20 провинций (сатрапий), каждая из которых платила подати в зависимости от размера и плодородия обрабатываемой земли. Для удобства расчетов и торговли впервые в мире началась чеканка серебряной монеты, в качестве платежного средства использовались также слитки серебра. Ежегодно в казну Дария поступало около 400 т серебра.

Персидская империя оказалась непрочной: после поражения в войне с гoродами-государствами Греции, в IV веке до н.э. она pухнула под ударами войск Македонии.

С наступлением железного века, совершенствованием орудий труда степень зависимости человека от природы уменьшилась. Это привело к падению влияния религий, основанных на обожествлении ее стихийных сил. В то же время таинство смерти по-прежнему оставалось загадкой для человека. Это способствовало возникновению и подъему новых религий - зороастризма, буддизма, конфуцианства, иудаизма. При больших различиях между ними выделялась общая черта: жизненный путь человека на Земле рассматривался как своего рода испытание, и тот, кто достойно проходил eгo, получал вознаграждение после смерти.

(Презентация, слайд 59) Иудаизм утвердился в древнееврейском государстве Палестине в X-VII вв., до н.э. Он строился на вере в единого бога Яхве, который обещал спасение избранному им народу Израиля в случае, если он будет следовать заветам, изложенным в священных книгах, Согласно Ветхому Завету, Страшный суд постигнет всех живых и мертвых. Праведники же обретут вечную жизнь, в отличие от верований прошлого, которые предполагали, что человек может лишь молить о поддержке у высших сил, умиротворяя их жертвоприношениями, новые религии ставили судьбу человека в зависимость от eгo действий, в том числе и по отношению к окружающим. Это было отражением возросшей роли социальных факторов развития человечества.

(Презентация, слайд 60) Распространение зороастризма связывается с учением Зороастра (Заратуштры), (VII-VI вв., до н.э.), жившего в Иране. Согласно eгo взглядам, в мире идет борьба двух сил - Добра и Зла. Человек рассматривался как порождение сил Добра, но при этом считалось, что, обладая свободой воли, он может выбрать и путь Зла, на который eгo толкают темные силы. Люди, вступившие на путь Добра, после смерти попадали в рай. Те, кто предались Злу, обрекали себя на вечные муки в аду. Зороастризм предполагал победу сил Добра и утверждение на земле идеального царства. Учение Зороастра широко распространилось среди иранских племен в III-VII вв.

5. Древняя Индия

(Презентация, слайд 61-62) Огромный полуостров Индостан - родина многих древних цивилизаций. Две великие реки текут по земле Индии - Ганг и Инд. Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии до сих пор считают священными. Климат в Индии очень жаркий, влажный.

(Презентация, слайд 63) Значительная часть ее территории была покрыта непроходимыми лесами - джунглями, в которых водилось множество зверей и птиц.

(Презентация, слайд 64) Жителям Индии удалось приручить слонов. Слоны перевозили тяжести, таскали бревна. Специально обученные слоны участвовали в сражениях. На их спинах находились воины, которые поражали врагов стрелами. Боевые слоны затаптывали противников. Жители Индии почитали слонов как животных, наделенных божественной силой. Они даже изображали бога мудрости с головой слона.

(Презентация, слайд 65) Жители деревень выращивали пшеницу, ячмень, овощи. Там, где было много воды, возделывали рис. Они научились выращивать хлопчатник. Из него выделывалась пряжа, из которой производились легкие, удобные в жарком климате ткани. 

(Презентация, слайд 66) Из сахарного тростника получали сладкий порошок - сахар. Это был самый древний сахар в мире. Разные растения и цветы использовались для получения пряностей и благовоний, каких не было больше нигде. Не случайно в Индию устремлялись торговцы из разных стран, чтобы заполучить эти удивительные вещества, стоившие очень дорого.

 (Презентация, слайд 67) В Индии также сменилось несколько крупных государственных образований. В III- II вв., до н.э. большую часть ее территории контролировала империя Маурьев.

После ее распада начался длительный период соперничества небольших государств, завершившийся лишь в IV веке, когда расширились границы державы династии Гуптов. Однако под ударами кочевых племен в VI веке распалась и эта империя. На территории Индии вновь возникло множество мелких государств.

(Презентация, слайд 68) Большую роль играла в Индии уникальная система общественных отношений. 

Жители Древней Индии поклонялись многим богам. Древняя религия - индуизм - сохранилась до наших дней. Большинство населения Индии и сегодня является приверженцами индуизма.

Индуизм определял устройство индийского общества, его деление на особые разряды - варны. Варна на санскрите означала «цвет». Потом этим словом стали называть те группы, на которые было разделено общество в Древней Индии.

Возникновение варн индийцы связывали со своими представлениями о происхождении первого человека Пуруши. Боги создали его тысячеглазым и повелели ему быть «родителем всех родителей». От Пуруши произошли все люди.

(Презентация, слайд 69) Из его рта вышли брахманы - жрецы. Они занимали самое высокое положение. Брахманы знали священное учение и служили богам. Существовала поговорка: «Все в мире повинуется богам, а боги повинуются брахманам». Убить брахмана означало совершить самое ужасное преступление.

(Презентация, слайд 70) Из рук Пуруши произошли кшатрии - воины, те, кто обладал властью. К кшатриям относились раджи (цари, князья), знатные воины и члены их семей.

(Презентация, слайд 71) Из бедер Пуруши родились вайшьи - земледельцы, а также те, кто делал другую уважаемую в обществе работу.

(Презентация, слайд 72) Из ступеней Пуруши произошли шудры - слуги. Они обслуживали представителей более высоких варн.

(Презентация, слайд 73) Отдельно стояли неприкасаемые.

Представители первых трех варн назывались «дважды рожденными», ибо, проходя посвящение, они как бы обретали второе рождение.

Когда мальчик из семьи одной из первых трех варн достигал определенного возраста, над ним совершался обряд посвящения. В ходе обряда на мальчика надевали священный шнур – «упавита» ребенок символически родился второй раз как член данной варны. Над шудрами такой обряд не совершался.

Представители каждой варны имели право носить одежду определенного цвета: брахманы - белого, воины - красного, земледельцы - желтого, а шудры - черного.

Люди, принадлежавшие к одной варне, вели сходный образ жизни, имели похожие жилища, ели одинаковую пищу.

Варновое устройство общества казалось древним индийцам вечным и неизменным. Ни один человек не мог перейти из одной варны в другую. Браки между членами разных варн запрещались. Нарушившие эти установления карались смертью.

Деление на варны сохранялось тысячи лет. Постепенно варны стали подразделяться на более мелкие разряды - касты. Так, например, из варны вайшьев выделились касты ремесленников и торговцев. По отношению к членам каждой касты действовали такие же строгие ограничения, как и к представителям варн. Самой низкой кастой были парии.

(Презентация, слайд 74) Сначала индийцы обожествляли животных- слонов, коров, а затем их сменили Боги, с головами животных.

(Презентация, слайд 75) Постепенно из множества богов на главное место в индуизме выдвинулись три бога. Они образуют неразрывное единство. Бог Брахма - создатель и правитель мира. Он дал людям законы. Бог Вишну спасает людей от разных бедствий, например от потопа. Бог Шива - грозный носитель космической энергии, которая и созидает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Индийцы любили и бога-пастушка Кришну.

(Презентация, слайд 76) Возникновение буддизма. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама.

Гаутама происходил из варны кшатриев Он родился в 6 веке до н. э. в одном из индийских государств к югу от Гималаев. Царем этого государства был его отец. Принц Гаутама станет одним из величайших религиозных учителей человечества. Он жил в роскошном дворце, не зная ничего о мире за дворцовыми стенами.

Но однажды Гаутама покинул дворец и и стал скитальцем-отшельником. Он был поражен тем, как тяжело, в печали и страданиях, живут многие люди. Он встретил дряхлого старика и узнал, что существует старость. Приблизившись к больному, принц постиг, что людей терзают болезни. Увидев похоронную процессию, Гаутама содрогнулся, поняв, что все люди смертны.

И открылись ему четыре благородные истины:

 все в мире страдают;

 причина страдания - привязанности и желания человека, его стремление к

приятному;

 может быть достигнуто состояние, свободное от страданий - нирвана;

 существуют пути достижения нирваны - мудрость, правильное поведение, отказ

от насилия в любой форме, совершенствование души.

Когда Гаутаме открылись эти истины, он был назван Буддой, что означает «просветленный». Будда не одобрял разделение людей на варны.

У Будды появились последователи. Они создали общину буддистов. Будда проповедовал равенство всех людей, милосердие, сострадание. Он утверждал, что любой человек, следуя по правильному пути, может достичь просветленного состояния.

Учение Будды распространилось по всей Индии, но не вытеснило индуизма. Спустя века ему стали следовать во многих других странах. Буддизм в I-II вв, широко распространился не только в Индии, но и в Китае, Корее, Японии.

(Презентация, слайд 77) Древние индийцы верили, что не только человек, но и животные, и растения имеют душу. Душа каждого существа вечна. Она может переселяться после его смерти в другое тело. Что будет с душой человека после смерти, зависит от его поведения при жизни. Так, душа кровожадного и жестокого воина может переселиться в тело тигра. Легкомысленный человек может перевоплотиться в стрекозу или в другое насекомое. Обманщик и кривляка в следующей жизни может стать обезьяной.

Таким обрапзом, после смерти человека ждет новое возрождение, форма которого определяется законом кармы (воздаяния) за дела, совершенные в этой и предыдущих жизнях, грешник может возродиться в теле животного или насекомого, праведник - в ребенке высшей касты.

Достижение абсолютной праведности ведет к нирване - прекращению цикла перерождений, вечному блаженству. 

6. Китай в эпоху древности

(Презентация, слайд 78) На Дальнем Востоке также существовали древние цивилизации. На рубеже 3-2 тысячелетий до н. э. между реками Янцзы и Хуанхэ (Желтой реки) возникли первые городские поселения. Так было положено начало Древнекитайской цивилизации.

(Презентация, слайд 79) Климат здесь более суровый, чем в Месопотамии или в Египте, бывают очень холодные зимы, дуют резкие ветры. Почвы труднее поддаются обработке. В Древнем Китае научились строить ирригационные сооружения, осушать и увлажнять пахотные земли позже, чем в Древнем Шумере и Древнем Египте. Китайцы пришли к орошаемому земледелию только в 1 тысячелетии до н. э.

(Презентация, слайд 80) После нескольких столетий непрекращающихся войн китайские земли были объединены в единое государство с огромной территорией. Правила этим государством династия Цинь. Царь из этой династии принял новый титул «хуанди» - император. Он вошел в историю как Цинь Шихуанди – «первый император Цинь». Император называл себя «Сыном Неба», а управляемая им империя получила название Поднебесной. Такое название означало, что Китайская империя находится под покровительством неба и, следовательно, является главной на земле. Поднебесная была настоящей восточной деспотией, в которой вся земля и власть принадлежали правителю.

Новый император провел ряд реформ для закрепления завоеванного. Во-первых, город Сиань назначил столицей всей своей империи. Ввел жесткие стандарты на все: деньги, меры веса и длины, письменность, строительство, даже ширину оси для телег, чтобы повозки беспрепятственно могли добраться из одного конца могучей империи в другой. За образец, естественно, были взяты стандарты царства Цинь. Вся предыдущая история была объявлена не актуальной. В 213 г. до н.э. древние летописи и книги всех побежденных царств были сожжены. Закопали живыми в землю более 460 ученых заподозренных в нелояльности к новому режиму.

С помощью огромной армии чиновников император контролировал жизнь своих подданных. Никто не был свободен ни в своих поступках, ни даже в мыслях. Если император был недоволен своим приближенным, то посылал несчастному меч, тем самым повелевая ему покончить жизнь самоубийством. Всех, кто вызывал недовольство существующими порядками, казнили. В Поднебесной процветало доносительство. Даже за небольшие преступления следовала жестокая кара. Человек мог быть обращен в рабство или подвергнут увечью. Виновного могли заживо сварить в котле. Наказанию нередко подвергались даже родственники и дети виновного.

Военнопленных в Поднебесной убивали или превращали в рабов. Рынки рабов помещались в загонах вместе со скотом.

Подозрительность императора не знала границ. Он переезжал из одного дворца в другой, никогда не спал в одной комнате две ночи подряд. Ему все время чудились заговоры и предательства.

К моменту создания империи Цинь Шихуанди было сорок лет это немалый возраст для тех древних времен. Настало время заняться поисками бессмертия - беспокоили старые раны, сказывался возраст, а царствовать планировалось еще тысячу лет. В поисках чудесного эликсира он исследовал древние рукописи, допрашивал мудрецов, посылал экспедиции на больших кораблях в поисках волшебной травы, по преданиям даровавшей бессмертие. 

В конце концов, Цинь Шихуанди издал указ о том, что император будет жить вечно. Смерть же императора оказалась какой-то несуразной. Как и всякий восточный правитель, Цинь Шихуанди имел гарем, и в нем было несколько тысяч наложниц. Одна из них и убила первого императора Китая, воткнув ему во время сна в ухо большую иглу. Ему было 48 лет.

(Презентация, слайд 81) Уже с момента восхождения на престол Цинь Шихуанди отдал приказ начинать строительство своей гробницы. И в 30 километрах от города Сианя за 38 лет 700 тысяч рабочих построили целый погребальный город - огромный подземный комплекс.  По своему великолепию эта гробница может соперничать с самыми богатыми захоронениями египетских фараонов.

В 1974 году археологи вскрыли гробницу Цинь Шихуанди. Вечный сон властелина охраняли 6 тысяч воинов, вылепленных из глины в полный человеческий рост. Они были в полном воинском вооружении и построены в боевом порядке. Пол и стены гробницы были облицованы разноцветными каменными плитами, покрытыми лаком, В гробнице находились уменьшенные копии императорских дворцов, расположенных среди искусственных гор и рощ, озер и водоемов, наполненных блестящей ртутью, которая должна была изображать воду. По искусственной водной глади плавали птицы, сделанные из золота и серебра. Потолок гробницы украшали небесные светила. Вместе с императором были погребены его жены, слуги, кони.

(Презентация, слайд 82) Для охраны императора и его богатств в 1,5 км к востоку от царской гробницы были захоронены терракотовые воины. Первоначально Цинь Шихуанди собирался закопать 4000 настоящих воинов, но такая попытка могла стоить жизни и ему самому, и его империи. И советникам таки удалось убедить императора создать глиняных, числом более 8000, а так же около 200 лошадей. Сбруя, оружие, детали вооружения этой загадочной армии были настоящими. Фигуры лепились с реальных воинов, для того чтобы после смерти души воинов могли переселиться в скульптуры и продолжить свою службу Императору.

Все войны были обращены лицами на восток. Именно там находились царства, разгромленные великим тираном. Статуи были выполнены с ювелирной точностью и удивительным старанием. Невозможно найти ни одного одинакового лица. Среди воинов не только китайцы, но и монголы, уйгуры, тибетцы и многие другие национальности. Единственное отступление от реальности скульпторы допустили в росте. Высота статуи 1,90-1,95 метра. Такими высокими солдаты Циня, конечно, не были. Вес воина – около 135 килограммов. Готовые изваяния обжигались мастерами в огромных печах при температуре 1 000 градусов. Затем лучшие художники раскрашивали их в естественные цвета в соответствии с табелью о рангах. Все детали одежды или прически строго соответствуют моде того времени. Обувь, доспехи воспроизведены с поразительной точностью.

Чтобы установить эту армию, был выкопан котлован размером с футбольное поле, а когда армия заняла свои места, сверху древние мастера положили цельные стволы деревьев, на них циновки, потом 30 см цемента и 3 м земли. Затем посеяли траву, и армия исчезла. Исчезла насовсем, о ней не узнал ни один летописец, ни один грабитель. 

После смерти Цинь Шихуанди похоронили в золотом гробу и установили его посреди моря из ртути. Мастера изготовили и зарядили самострелы, чтобы они стреляли в тех, кто попытается пробраться в усыпальницу. Наследник престола приказал похоронить заживо всех жен и 3 тыс. наложниц императора, тысячи его рабов, танцоров, музыкантов и акробатов, а так же 17 сыновей и некоторых министров. Затем туда согнали 70 тысяч рабочих, которые оборудовали и сооружали склеп со своими семьями, слуг, которые знали о его местоположении. И тогда закрылись нефритовые двери... Вход замуровали, насыпали сверху холм высотой 120 метров, посадили на холме кусты и деревья, чтобы никто не догадался, как туда проникнуть. Раскопки длятся уже больше 25 лет, и конца им не видно. 

(Презентация, слайд 83) Цинь Шихуанди провозгласил себя основателем династии «десяти тысяч поколений» и хранителем «вечного мира». Однако на самом деле Цинь Шихуанди все время вел войны с соседними государствами. Его армия дошла до Восточно-Китайского моря и подчинила себе прибрежные земли. Отсюда вывозили рис, изделия ремесленников, слоновую кость.

На завоеванных землях создавались военные поселения. У местного населения отбирали урожай и заставляли работать на себя. Поднебесную особенно беспокоили нападения кочевников - гуннов. Низкорослые гунны как будто срослись со своими небольшими, но выносливыми лошадьми. Казалось, они всю жизнь проводили в седле. Питались гунны молоком и сырым мясом. Их жилищами были легко сворачивавшиеся шатры из войлока.

(Презентация, слайд 84) Гунны совершали стремительные набеги на врагов и тут же исчезали в степи. Их было очень трудно догнать, а в бою они были бесстрашными и жестокими воинами. Снарядив огромную армию, Цинь Шихуанди удалось оттеснить гуннов на север. Для защиты от их набегов император повелел построить огромную стену.

Для строительства этого заградительного сооружения согнали сотни тысяч рабов, военнопленных, крестьян. День и ночь они трудились под плетьми надсмотрщиков, укладывая огромные камни, кирпичи, утрамбовывая землю. Множество людей погибло при строительстве.

Великая Китайская стена протянулась более чем на 5 тысяч км. Местами ее высота достигала 10 м. Ширина стены позволяла разъехаться двум конным повозкам. (высота - от 6,6 до 10 м, толщина в нижней части - 6,5 м, в вepxней - 5,5 м)

Через определенные промежутки на стене возвышались укрепленные башни. Они охранялись воинскими отрядами. Когда наблюдатели замечали передвижение врагов, они зажигали на башне огонь. По этому знаку срочно прибывали дополнительные силы. Зажженный огонь видели и с соседних башен. На них, в свою очередь, зажигали костры. Так на многие километры передавался сигнал об опасности. Великая Китайская стена была построена с таким мастерством и запасом прочности, что она сохранилась до сих пор.

Но ни Великая стена, ни жестокость правления не помогли династии Цинь. Через несколько лет после смерти первого китайского императора разразилось мощное народное восстание. Династия Цинь была свергнута.

Государственный опыт империи Цинь, однако, не был утрачен. Его развила и приумножила новая империя Хань. Она образовалась в конце 3 века до н. э. и просуществовала более четырехсот лет. В империи Хань китайцы в полной мере осознали себя единым народом. И сегодня китайцы называют себя ханьцами.

Китай был единственной страной Древнего мира, где предпринимались попытки ослабить значение знати, в частности освободить государственный аппарат от ее влияния. Получила распространение практика, при которой назначение на государственную должность требовало определенных знаний, сдачи экзамена. К нему допускались выходцы из всех слоев населения. За службу чиновники нaгpаждались не землей, а получали регулярное жалованье.

Но, злоупотребления чиновников властью, казнокрадство и низкая эффективность их деятельности (в частности, пришла в упадок ирригационная система реки Хуанхэ, что стало причиной наводнений и голода), постоянный рост налогов (средства тратились на содержание государственного аппарата) привели в 1 веке к восстанию, вошедшему в историю как движение «красных бровей». Оно было подавлено с большим трудом, однако политика властей не изменилась.

Древние китайцы почитали ученых людей. В 6 веке до н. э. в одном из китайских государств жил мудрец Лао Цзы. Он создал учение о дао - пути природы и человека. Это учение называют даосизм. Лао Цзы учил, что человек должен жить в соответствии с законами природы, не совершать зла. Он осуждал угнетение одних людей другими, выступал против богатства и роскоши. Мудрец считал, что правители должны заботиться о своих подданных.

(Презентация, слайд 85) Его младший современник Конфуций (по-китайски - Кун Цзы) был самым знаменитым мудрецом в истории Китая. До сих пор многие китайцы следуют его наставлениям. Учение Конфуция называется конфуцианством.

(Презентация, слайд 86) Самое главное в учении Конфуция - правила поведения человека. Конфуций учил, что в мире существует незыблемый порядок, в котором каждый человек должен найти свое место. Человек обязан наилучшим образом исполнять свои обязанности. «Правитель должен быть правителем, отец - отцом, сын – сыном», - говорил Конфуций.

(Презентация, слайд 87) Очень важно почитать старших. Надо следовать тем правилам, которые выработали предки. Дети должны слушаться родителей, уважать их. С особым почтением следует относиться к старикам, помогать им во всем. Долголетие - это благословение небес. В старости человек становится мудрым. Мудрость стариков защищает людей от ошибок. Конфуций настаивал на почитании предков. Каждая семья должна была иметь домашний храм, где размещались таблички, символизирующие предков. Здесь совершались религиозные обряды. Предкам приносились жертвы.

Конфуций учил, что благородный человек не должен бояться того, что угрожает ему извне. Самое страшное - это зло и зависть в душе.

(Презентация, слайд 88-89) Особое значение Конфуций придавал образованию. Он открыл школу и записал множество изречений. Своим ученикам он толковал старинные книги, приобщая к мудрости древних.

Эти нормы он считал обязательными для соблюдения всеми уважающими себя людьми. Они включали строгое соблюдение традиций, почтительность к старшим, повиновение власти, соблюдение порядка, установленного высшими силами, Небом. Государство рассматривалось Конфуцием как большая семья, в которой старшие, т.е., власти, должны проявлять заботу о народе, управлять не с помощью принуждения, а на основе добродетели. Многие последователи Конфуция считали, что народ имеет право на восстание против власти, если она ущемляет eгo права, прибегает к произволу.

(Презентация, слайд 90) Изобретения и открытия древних китайцев. Еще в древности китайцы заметили, что шелковичные черви (гусеницы бабочки шелкопряда) плетут свои коконы из красивых и прочных нитей. Они стали разводить шелковичных червей, разматывать их коконы, а из нитей ткать тончайшую блестящую ткань - шелк.

Изысканные китайские шелковые ткани мечтали заполучить правители и богатые красавицы во многих странах. Эти ткани стоили очень дорого. Долгими месяцами, а иногда даже годами везли их из Китая через Центральную и Среднюю Азию в страны Ближнего Востока, а потом и дальше - в Средиземноморье. Великий шелковый путь пролегал через горные хребты и равнины, пустыни и реки. Терпеливо двигались по нему караваны верблюдов, лошади, нагруженные ценной поклажей. Торговцы рассчитывали получить хорошие прибыли в далеких землях.

Нередко на караваны нападали грабители, тогда купцам и погонщикам приходилось защищать свой товар с оружием в руках. Великий шелковый путь в течение многих столетий связывал Китай со многими странами и народами.

(Презентация, слайд 91) Из растений, камней, глины китайцы делали яркие и прочные краски. Художники с удивительным мастерством создавали картины на шелке, дереве. Они открыли секрет лака, которым покрывали деревянные изделия, зонтики, даже обувь, делая их блестящими и водонепроницаемыми.

(Презентация, слайд 92) Китайцы, как вы уже знаете, изобрели бумагу. Секрет ее производства они хранили в тайне от чужеземцев. Бумага была намного дешевле, чем шелк. Вскоре бумага стала основным писчим материалом в Китае.

(Презентация, слайд 93) Еще в середине 1 тысячелетия до н. э. китайцы использовали для фейерверков  и сигнальных ракет удивительное изобретение - порох. Порох использовали даже в медицине. Прошло несколько столетий, и они поняли, что порох может быть страшным оружием. Соединение его с огнем приводило к взрыву.

(Презентация, слайд 94) В своих путешествиях китайцы ориентировались не только по звездам или по природным приметам. Они изобрели древнейший компас. В центр листа из полированной бронзы помещали ложку, сделанную из магнитной породы. Ложка вращалась и затем застывала на месте. Ее ручка указывала на север.

В Китае нередко случались землетрясения. Китайцы создали прибор, предсказывающий землетрясения.

(Презентация, слайд 95) Китайские крестьяне были очень трудолюбивы. Они вывели новые сорта овощей и плодовых деревьев, научились выращивать чайные кусты, собирать и хранить их листья. Золотистый напиток - чай - считали целебным, придающим человеку силы.



Отличия древних цивилизаций Запада и Востока

Западная и восточная цивилизации имеют много отличий, прежде всего в путях развития, перехода от первобытности к древности, в культуре, отношении к религии и философии.

Под восточной цивилизацией подразумевается прежде всего Древняя Индия, Древний Китай и Древняя Япония.

1. Первая особенность Востока от Запада состоит в устойчивости его цивилизации. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (древность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур.

Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем. Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" (кочевых племен, живших на границах Китая и переживавших период разложения первобытнообщинного строя) не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования... И даже в северной части страны, где образовались "варварские" королевства, эти королевства очень скоро перестали быть "варварскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию.
Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми.

2. Второй важной особенностью Востока являлось то, что общество здесь с развитием цивилизации не утеряло связи с природой. Любимым доводом европейских колонизаторов в пользу завоеваний было утверждение, что они облагодетельствовали людей Востока тем, что те были неспособны создать сами (машинами, новейшим оружием и т.д.). Обычно в этом видят лишь примитивную попытку оправдаться. Однако большинство европейцев были в свое время свято в этом убеждены. Так в чем же здесь дело? Разгадка в принципиальной разнице психологии представителей двух цивилизаций.
Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем. Свое несовершенство и слабость перед силами природы они начали возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо было одолеть, победить, поставить себе на службу. Убедив себя, что человек есть венец творения и все в этом мире создано исключительно для него, европейцы принялись перекраивать природу на свой лад и расхищать ее богатства, не считаясь ни с загрязнением окружающей среды, ни с другими потерями. Еще бы - природа ведь "не храм, а мастерская", повыражению Базарова в романе Тургенева "Отцы и дети".

В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей. А раз так, то цель человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться не противоречить им. Так, философы Востока считали, что народы и государства должны развиваться естественным (природным) образом, беря пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лишнего, случайного. Стили различных боевых искусств Востока сложились в результате наблюдений за движениями диких зверей (тигра, медведя, обезьяны и т.д.) Досконально изучив окружающую среду, человек Востока знал, как она воздействует на его организм. Например, эффективность ударов (в боевых искусствах) в различные точки тела рассчитывалась в зависимости от времени дня. Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек может совершенствовать мир, когда путем совершенствования обретет гармонию и цельность в себе самом. Ибо ему полностью чужды зло и стремление разрушать. Культура Древнего Китая достигла высокого уровня. Уже в очень давние времена ученые Китая сделали многие важные открытия в области астрономии, математики, медицины и других наук. Во 2 тысячелетии до н.э. в Китае существовала уже иероглифическая письменность. Несколько позднее были изобретены компас, а затем сейсмограф. В середине первого тысячелетия до н.э. был составлен первый в мире звездный каталог, насчитывавший 800 светил.

3. Третьей особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом "золотом" веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.
Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства.

Человеку европейского Средневековья в голову не могло прийти писать в стиле Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встретить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д. Любое неоправданное нарушение традиций (даже самых незначительных) воспринималось как сущий кошмар. Так, великий китайский философ Конфуций повествует об одном сановнике, устраивавшем "в храме танцы, в которых танцоры выстраивались в восемь рядов". Поскольку в древности такие праздники мог давать только император, Конфуций с возмущением заявляет: "Если это можно вынести, то что же тогда нельзя выносить?!". Он же создал целую теорию (до сих пор имеющую на Востоке огромное влияние) о том, что общество должно жить по раз и навсегда установленному ритуалу поведения. Без ритуала, по его мнению, обесценивается все. "Почтительность без ритуала приводит к суете. Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь. Смелость без ритуала выглядит грубостью". Ритуал властвует не только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и увядание. Свою теорию Конфуций также воспринимал не чем-то новым, а лишь возрождением учений прежних веков. "Излагаю, но не создаю. С любовью и верой отношусь к древности".

4. Отношение к религии является одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации. На Востоке оно весьма отличается от западного. Да и сами религии здесь разнообразны и непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство. Его называют религией, но это скорее набор правил и норм, определяющих жизнь человека в обществе. Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.
Боги не очень-то волновали Конфуция. Они, конечно, установили эти самые правила в незапамятные времена. Но этим, в общем-то, и ограничились их контакты с миром людей. "Богов я почитаю, но держусь от них подальше"- вот жизненный принцип Конфуция. Основные взгляды Конфуция (Кун-цзы, родился приблизительно 551 - умер 479 до н.э.) изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь юй"), которая представляет собой запись изречений и бесед Конфуция с его ближайшими учениками и последователями.

5. Примечательно то, что полностью отсутствует на Востоке столь ценимое западной цивилизацией понятие свободы. Так же, как и демографический образ правления. Восточный человек не свободен, а обязан. Причем обязанностью этой не тяготится, а признает ее вполне естественной. Обязан соблюдать традиции, ритуалы, системы подчинения (родители - дети, муж - жена, вышестоящий - нижестоящий). Долгом этим связаны все, от государя до самого последнего из его подданных. Человек обязан жить строго определенным образом, в противном случае лучше ему умереть. В этом плане показателен пример японских самураев - военного сословия. При любом нарушении самураем "кодекса чести" он обязан был покончить жизнь самоубийством, сделав себе харакири. Таким образом, человек тут был не волен ни жить, ни умереть иначе, чем по установленному обычаю.

Вообще надо иметь в виду, что несмотря на общие для всей восточной цивилизации моменты, между странами, входящими в нее, были и существенные отличия в традициях, образе мышления, путях развития. Даже общий для всех стран Востока буддизм и даосизм (Китай, Япония) в каждой из стран принимали свои особые, неповторимые формы. Что общего между японским самурайством, презиравшим нижестоящие сословия, и странствующими рыцарями Китая, считавшими своим долгом вступаться за обиженных и отстаивать справедливость?

Наконец, если Индия и Китай развивались исключительно самобытно, то Япония во многом шла путями заимствования и преобразования на свой лад их философии, военного искусства, традиций, наук и т.д.

Итак, цивилизация Востока была жизнеспособна, пока ей приходилось сталкиваться с варварскими народами. Она защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая на свой лад. Однако, встретившись с цивилизацией Европы, технически более развитой, несущей совершенно иную программу и стремящейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял.

Древние цивилизации - не угасшие миры, свет от которых еще идет к нам. Их достижения являются частью современной культуры. Мы обращаемся к ним не только ради эстетического наслаждения шедеврами литературы и искусства. Уроки прошлого призваны служить благородным целям современности - взаимопониманию и взаимообогащению народов, взаимному уважению и осознанию себя наследниками общего богатства древних цивилизаций.


Конспект студента

Занятие  3

Тема: «Ранние цивилизации, их отличительные черты. Религии древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций»

План

I. Хронологические и географические рамки истории Древнего мира

II. Ранние цивилизации

1. Египет

3. Истоки слабости деспотий древности 

4. Военные деспотии Древнего мира. Средняя Азия.

5. Древняя Индия

6. Китай в эпоху древности

Содержание занятия

I. Хронологические и географические рамки истории Древнего мира

Время, начавшееся с возникновения первых гocyдарств, называют эпохой Древнего мира.

Первые цивилизации называют «речными».  

II. Ранние цивилизации

1. Египет - Нил

2. Месопотамия - Тигpа и Евфрата (Двуречье)

3. Истоки слабости деспотий древности 

Жизнь цивилизаций шла как бы по замкнутому кругу, подчиняясь природному ритму, циклу сельскохозяйственных работ. 

Незначительные улучшения техники изготовления посуды, инструментов не могли качественно изменить сложившийся уклад.

Если и появлялись новые знания, то они становились достоянием узкого круга жрецов, которые сохраняли их в секрете, используя для укрепления влияния своих храмов.

Исключительно редкими были выступления рабов, слуг фараона и знати против своего зависимого положения.

Господствующие религиозные воззрения побуждали воспринимать невзгоды жизни как немилость судьбы и высших сил.

Притеснения со стороны власть имущих 

Первые дошедшие до наших времен писаные законы были изданы в Шумере в ХХ веке до н.э. - царь Хаммурапи 

Борьба знати за высшую власть

Соперничество между соседями.

4. Военные деспотии Древнего мира. Средняя Азия.

Новые государственные образования представляли собой вoeнные деспотии.

Деспотия - форма государственного устройства и правления, при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве.

Возникновение религий - зороастризма, буддизма, конфуцианства, иудаизма. 

5. Древняя Индия - полуостров Индостан - Ганг и Инд. 

6. Китай -  Янцзы и Хуанхэ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по написанию реферата (внеаудиторная самостоятельная работа) ОП.04 История архитектуры и искусств Раздел 2 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

Представленные методические указания по написанию реферата для студентов специальности 270101 Архитектура по дисциплине История архитектуры и искусств разработана в рамках учебной программы для помощи...

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ Практикум для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Практикум для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы содержит основные вопросы по темам дисциплины, рекомендованные для самостоятельного изучения, прикладные задания для ...

Задания для самостоятельной работы по истории для студентов 3-х курсов

Самостоятельные работы содержат задания направленные на изучение дат, понятий и терминов, характеристик исторических деятелей, на работу с картами и составление конспекта. Они помогут студентам наверс...

Задания для самостоятельной работы по истории для студентов 2 курсов

Задания для самостоятельной работы позволят изучить пропущенный материал и подготовиться к зачету....

Задания для самостоятельной работы по истории для студентов 1 курсов

Самостоятельная работа способствует углублению и расширению теоретических знаний, содействует формированию самостоятельности мышления. Самостоятельная работа содержит задания направленные на изучение ...

"организация самостоятельной работы студентов на практических занятиях при изучении курса гигиены экологии человека"

В ходе проведения практического занятия  происходит процесс использования знаний – свободного владения языком соответствующей темы, умение оперировать формулировками, понятиями, определения...

Организация и управление самостоятельной работой студентов специальностей «Дизайн», «Реклама» в рамках реализации ФГОС на занятиях по общепрофессиональной дисциплине «История изобразительного искусства»

В данной статье рассказывается как организована самостоятельная работа студентов на занятиях общепрофессиональной дисицплины "История изобразительного искусства"...