"организация самостоятельной работы студентов на практических занятиях при изучении курса гигиены экологии человека"
статья

В ходе проведения практического занятия  происходит процесс использования знаний – свободного владения языком соответствующей темы, умение оперировать формулировками, понятиями, определениями. Студенты учатся выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть умениями и навыками, устанавливать и решать интеллектуальные проблемы и задачи, доказывать и опровергать, отстаивать свою точку зрения, демонстрировать достигнутый уровень теоретической подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_organizatsiya_samostoyatelnoy_raboty_studentov.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

А. И. Восквицова

Государственное автономное

профессиональное образовательное

учреждение Тюменской области

«Тюменский медицинский колледж»

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЯХ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА.

В учебном процессе основной и ведущей функцией практических (семинарских) занятий является функция познавательная. При хорошей подготовке занятия в процессе обсуждения конкретных проблем вырисовываются их новые аспекты, углубляется их обоснование, выдвигаются положения, не привлекшие ранее внимания студентов.

Практические (семинарские) занятия призваны развить творческое и профессиональное мышление, познавательную мотивацию и профессиональное применение знаний в учебном процессе. Семинар является продолжением лекционных форм обучения, и служит для осмысления и более глубокого изучения теоретических проблем, а также отработки использования знаний.

В ходе подготовки семинара происходит процесс использования знаний – свободного владения языком соответствующей темы, умение оперировать формулировками, понятиями, определениями. На занятиях студенты должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть умениями и навыками, устанавливать и решать интеллектуальные проблемы и задачи, доказывать и опровергать, отстаивать свою точку зрения, демонстрировать достигнутый уровень теоретической подготовки.

Семинар в сравнении с другими формами обучения требует от студентов высокого уровня самостоятельности, умения работать с литературными источниками, сравнивать, обобщать полученные результаты и делать выводы.

Важным элементом семинара выступает дискуссия – публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. При этом обсуждаемый вопрос должен быть сложным, важным, неоднозначным по подходу и толкованию, т.е. предполагать альтернативные ответы.

Функция контроля за содержательностью, глубиной и систематичностью самостоятельной работы студентов раскрывает сильные и слабые стороны в достижении поставленной цели перед студентами, что дает преподавателю возможность систематически анализировать и оценивать как уровень работы группы в целом, так и каждого студента в отдельности и соответствующим образом реагировать на негативные стороны в освоении дисциплины. Сказанное не исключает возможности и других форм контроля, например, индивидуальных собеседований.

На семинарских  занятиях функция учета и контроля проявляет себя в различной степени:

при менее сложных формах, рассчитанных на менее подготовленную группу, функция контроля проявляется в большей мере (например, при развернутой беседе), при использовании же более сложных форм (выступления с рефератами) - в меньшей. Познавательная, воспитательная функции и функция контроля и учета выступают в единстве и взаимосвязи; в зависимости от типов и форм занятий изменяется лишь их соотношение при определяющей познавательной функции.

В рамках дисциплины «гигиены и экологии человека» темы семинаров определены для следующих разделов: пищевой рацион и рациональное питание, пищевые отравления, профессиональные заболевания, урбанизация населенных мест и другое. Выбор определенного раздела для семинарского занятия продиктован трудностью усвоения и значительным объемом информации.

Целью семинарского занятия, проводимого в форме дискуссии, является формирование важных личностных убеждений, взглядов, умения аргументировать выводы. Успех семинара во многом зависит от преподавателя, т.к. результативность доклада и дискуссии обусловлена конкретизацией цели и задач, формулированием вопросов для обсуждения, конструктивными замечаниями и дополнениями.

Преподаватель вводным словом изучаемой темы начинает семинарское занятие, формулирует цель и основные задачи занятия, дает краткую характеристику темы, подчеркивает его практическую значимость.

Далее предоставляется слово докладчику.

Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков:

•Проследить связь выступления с предшествующей темой или вопросом.

•Раскрыть сущность проблемы.

•Показать методологическое значение для профессиональной и практической деятельности.

Обязательным требованием к выступающему является демонстрация плана выступления, доклада, реферата, что достигается хорошим результатом при использовании технических ресурсов, например презентации.

Из опыта работы формируется следующий вывод - многие студенты, содержательно выступив по какому-либо вопросу, часто затрудняются кратко изложить основные положения своего доклада. Многие студенты не могут систематизировать выступление.

При определенных трудностях в подготовке заявленной темы можно рекомендовать студенту осветить лишь один или два пункта его доклада с достаточно глубоким осмыслением, что формирует гибкость мышления, способность переключать внимание, быстроту переориентировки. Такая форма подготовки исключает поверхностный подход к выполнению задания.

Важнейшее требование к докладам – самостоятельный подбор фактического материала и его анализ, а также умение приводить примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них. И наконец, дискуссия позволяет в интересах лучшего усвоения использовать даже ошибочные или явно неправильные высказывания, делая их предметом дискуссии. Именно в дискуссии разрешимы проблемы оптимального соотношения между глубиной проникновения в обсуждаемую проблему и шириной охвата вопросов для обсуждения, ибо логика говорит о необходимости разобраться в одном главном вопросе, нежели поверхностно затронуть второстепенные.

Положительная сторона дискуссии – в умении  коллективно размышлять.

Для стимулирования самостоятельного мышления могут использоваться различные активные методики обучения: проблемные ситуации, задания «закончить предложение», тесты.

При совместном обсуждении итогов занятия студенты проводят самооценку собственных знаний, выявляют «белые пятна» в системе своих знаний, преподаватель исправляет допущенные ими ошибки, указывает на недостатки, и мотивирует желание выступить на следующем семинаре, поддерживает стремление слабых студентов, а также минимально участвующих в дискуссии, укрепляя их веру в свои силы, что определит в дальнейшем их заинтересованность и активность.

По окончании семинара преподаватель выставляет оценки за основные выступления, за ответы на дополнительные вопросы.

Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Громов Е.В. Методика организации реферативного обучения на семинарских занятиях / Е.В. Громов. - М., 2001. - 325 с.

3. Макеева И.В. Роль семинарского занятия в подготовке специалиста и методика управления дискуссией / И.В. Макеева // Советская педагогика. – 2003. - № 5. - 61 с.

4. Педагогика : учебник для студентов педагогических вузов / под ред. П.И. Пидкасистого. - М. : Педагогическое Общество России, 2002. - 608 с.

5. Реан А.Л. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента / А.Л. Реан // Вопросы психологии.- 2001. - № 5. - 76 с.

6. Розман Г. Организация самостоятельной работы студентов / Г. Розман // Высшее образование в России.- 2003. - № 1. - 87 с.

7. Формирование учебной деятельности студентов / под ред. В.Я. Ляудис. - М. : Изд-во МГУ, 2002. - 482 с. 179 Л.В. Труфанова, Л.Л. Петрова, А.Б. Салмина