Задания для самостоятельной работы по истории для студентов 1 курсов
учебно-методический материал на тему
Самостоятельная работа способствует углублению и расширению теоретических знаний, содействует формированию самостоятельности мышления. Самостоятельная работа содержит задания направленные на изучение основных разделов Отечественной истории. Выполняя задания, студенты изучают исторические факты, процессы и явления, даты событий. Знакомятся с терминами и понятиями, с выдающимися деятелями истории. В процессе написания конспекта учатся анализировать, устанавливать причинно-следственные связи событий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 206 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Восточные славяне в VI-VIII веках.
I. Указать даты событий:
- Великое переселение народов;
- возникновение у восточных славян первой формы государственности (племенного княжения).
II. Дать определения основным терминам и понятиям:
- Великое переселение народов – это…
- государство – это…
- племенные союзы – это…
- родовая и соседская община – это…
III. Работа с картой:
- показать территорию расселения восточнославянских племен и племенных объединений.
IV. План письменного ответа:
1) происхождение славян;
2) письменные источники о восточных славянах;
3) территория расселения;
4) хозяйственный и общественный строй;
5) религиозные верования;
6) отношения с другими племенами и народами;
7) предпосылки образования государства.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Формирование Древнерусского государства в IX-X веках.
I. Указать даты событий:
- покорение Новгородом Киева, образование Древнерусского государства;
- русско-визатийский договор.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Рюрик;
- Аскольд;
- Дир;
- Олег;
- Игорь;
- Ольга;
- Святослав.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- государство – это…
- норманнская теория – это…
IV. Работа с картой:
- показать границы Древней Руси, ее столицу;
- показать основные походы первых русских князей.
V. План письменного ответа:
1) предпосылки образования Древнерусского государства;
2) норманнская теория;
3) поход Олега на Киев в 882 г.;
4) Русь при первых князьях;
5) походы первых князей;
6) значение образования Древнерусского государства.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Русь в конце Х - первой половине XII века
I. Указать даты событий:
- принятие христианства на Руси;
- распад Древнерусского государства.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Владимир Святой;
- Ярослав Мудрый;
- Владимир Мономах.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- погосты – это…
- уроки – это…
- дань – это…
- смерд – это…
- холоп – это…
- закуп – это…
- рядович – это…
- изгой – это…
IV. Работа с картой:
- показать границы государства в Х-ХII вв.,
- показать крупнейшие княжества в ХII веке.
V. План письменного ответа:
1) экономический строй Древней Руси;
2) социальный строй;
3) политический строй;
4) расцвет Древней Руси при Ярославе Мудром.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Культура и быт Древней Руси.
I. Указать даты событий:
- первые берестяные грамоты на Руси;
- древнейшее из дошедших до нас произведений русской литературы – «Слово о законе и благодати» Иллариона;
- сооружение Софийских соборов в Киеве и Новгороде, Спасского собора в Чернигове.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Владимир Святой;
- Ярослав Мудрый;
- Владимир Мономах;
- Илларион;
- Нестор.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- летопись – это…
- зернь – это…
- скань – это…
- перегородчатая эмаль – это…
IV. План письменного ответа:
1) исторические условия развития культуры;
2) основные достижения в развитии культуры Древней Руси;
3) повседневный быт и обычаи населения;
4) историческое значение культуры Древней Руси.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Политическая раздробленность Руси (Новгород Великий, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество).
I. Указать даты событий:
- Любечский съезд князей;
- княжение Владимира Мономаха;
- княжение Мстислава Великого.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Ярослав Мудрый;
- Владимир Мономах;
- Мстислав Великий.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- политическая раздробленность – это…
- усобицы – это…
- наместник – это…
- вече – это…
IV. Работа с картой:
- показать крупнейшие княжества на территории Руси в XII-ХIII веках.
V. План письменного ответа:
1) предпосылки политической раздробленности Руси;
2) межкняжеские усобицы после смерти Ярослава Мудрого;
3) значение раздробленности;
4) территория, хозяйственный и политический строй отдельных земель (Новгородская земля, Владимирское, Галицко-Волынское княжества).
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Нашествие Батыя на Русь.
I. Указать даты событий:
- образование Монгольской державы, провозглашение Темучина Чингисханом;
- битва на реке Калке;
- начало похода Батыя на Северо-Восточную Русь;
- битва на реке Сити;
- поход Батыя на Юго-Западную Русь.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Чингисхан;
- Батый;
- Юрий Всеволодович;
- Даниил Романович;
- Евпатий Коловрат.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- темник – это…
- нойон – это…
- нукер – это…
- орда – это…
- иго – это…
IV. Работа с картой:
- показать территорию Монгольской империи,
- направления походов Чингисхана в Восточной и Центральной Азии,
- направления вторжений войск Батыя на Русь.
V. План письменного ответа:
1) образование Монгольской державы;
2) походы Чингисхана в Азии;
3) битва на реке Калке;
4) нашествие Батыя на Северо-Восточную Русь;
5) поход Батыя на Юго-Западную Русь и в Западную Европу;
6) последствия нашествия для русских земель.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада. Александр Невский
I. Указать даты событий:
- начало экспансии крестоносцев в Прибалтике;
- Невская битва;
- Ледовое побоище.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Александр Невский.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- экспансия – это…
- орден – это…
- рыцари – это…
IV. Работа с картой:
- показать место Невской битвы,
- показать место Ледового побоища.
V. План письменного ответа:
1) завоевания немцев, шведов и датчан в Прибалтике;
2) Невская битва;
3) Ледовое побоище;
4) историческое значение победы русских войск над шведскими и немецкими рыцарями в Прибалтике.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Москва – центр объединения русских земель.
I. Указать даты событий:
- образование Московского княжества;
- княжение Ивана Калиты;
- княжение Дмитрия Донского;
- Куликовская битва.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Даниил Александрович;
- Иван Калита;
- Дмитрий Донской;
- Иван III;
- Василий III.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- политический центр – это…
- ярлык на княжение – это…
- слобода – это…
IV. Работа с картой:
- показать границы Московского княжества на момент его создания и территорию расширения княжества в XIV-XV веках.
V. План письменного ответа:
1) политические и социально-экономические предпосылки возвышения Москвы;
2) основные этапы развития Московского княжества;
3) значение возвышения Москвы и объединения вокруг нее русских земель.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Золотая Орда в ХIII-XV веках.
I. Указать даты событий:
- образование Золотой Орды;
- расцвет Золотой Орды при ханах Узбеке и Джанибеке, принятие ислама;
- распад Золотой Орды.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Батый;
- Ногай;
- Узбек;
- Джанибек;
- Мамай;
- Тохтамыш;
- Едигей.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- хан – это…
- курултай – это…
- баскак – это…
- диван – это…
- мурза – это…
IV. Работа с картой:
- показать территорию Золотой Орды, ее столицу, территории образовавшихся на ее землях ханств.
V. План письменного ответа:
1) причины образования Золотой Орды;
2) социальный и экономический строй;
3) политический строй;
4) расцвет Золотой Орды;
5) причины и последствия распада Золотой Орды.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Особенности культурного развития русских земель в ХIII-ХV веках
I. Указать даты событий:
- завершение строительства Успенского собора Московского Кремля.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Аристотель Фиораванти;
- Феофан Грек;
- Андрей Рублев;
- Даниил Черный;
- Дионисий;
- Прохор с Городца.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- новгородский стиль в архитектуре – это…
- эпос – это…
- историческая песня – это…
IV. План письменного ответа:
1) исторические условия развития культуры русских земель в XIII-XV вв.;
2) основные достижения культуры: фольклор, литература, архитектура, живопись;
3) значение русской культуры этого периода.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Прекращение зависимости Руси от Орды. Иван III
I. Указать даты событий:
- правление Ивана III;
- присоединение к Москве Новгорода Великого;
- ликвидация ордынского владычества.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям
- Иван III;
- Ахмат.
III. Дать определения основным терминам и понятиям
- «стояние на Угре» – это…
- централизованное государство – это…
IV. Работа с картой:
- показать расширение границ Московского государства,
- место «стояния на Угре»
V. План письменного ответа:
1) предпосылки свержения ордынского господства;
2) Иван III;
3) стояние на реке Угре;
4) значение ликвидации ордынского владычества.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Завершение политического объединения русских земель
I. Указать даты событий:
- правление Ивана III;
- правление Василия III;
- присоединение Новгорода к Москве;
- присоединение Твери к Москве;
- присоединение Пскова к Москве.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Иван III;
- Василий III.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- собирание земель – это…
- политическое объединение – это…
- централизованное государство – это…
IV. Работа с картой:
- показать рост территории Московского государства во II половине XV-начале XVI века.
V. План письменного ответа:
1) предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы;
2) Иван III;
3) ликвидация ордынского владычества;
4) Судебник 1497 г.;
5) значение политического объединения.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Культура и быт во второй половине XV-XVI веке
I. Указать даты событий:
- выход в свет первой русской датированной печатной книги;
- завершение строительства Архангельского собора Московского Кремля;
- завершение строительства Грановитой палаты;
- завершение строительства Покровского собора на Красной площади (Храм Василия Блаженного).
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Иван Федоров;
- Максим Грек;
- Иван Пересветов;
- Андрей Курбский;
- Аристотель Фиораванти;
- Антон Фрязин;
- Алевиз Новый;
- Федор Конь;
- Дионисий.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- миниатюра – это…
- «Москва - третий Рим» – это…
- шатровый стиль в архитектуре – это…
- книгопечатание – это…
IV. План письменного ответа:
1) исторические условия развития культуры;
2) основные достижения в развитии культуры (фольклор, литература, книгопечатание, общественная мысль; архитектура; живопись);
3) быт, обычаи;
4) историческое значение развития культуры в XV-XVI вв.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Иван IV. реформы 1550-х годов. Избранная рада
I. Указать даты событий:
- венчание Ивана IV на царство;
- издание Судебника Ивана IV, ограничение местничества, организация стрелецкого войска;
- отмена системы кормлений.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Иван IV;
- Сильвестр;
- Алексей Адашев;
- митрополит Макарий.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- реформа – это…
- сословно-представительная монархия – это…
- Земский собор – это…
- приказ – это…
- Боярская дума – это…
IV. Работа с картой:
1) начало царствования Ивана IV;
2) венчание Ивана на царство;
3) Избранная рада;
4) Судебник 1550 г.;
5) Стоглавый собор;
6) формирование приказной системы;
7) реформа местного управления;
8) военная реформа;
9) ограничение местничества;
10) значение реформ.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Опричнина. Становление самодержавия
I. Указать даты событий:
- окончание деятельности Избранной рады;
- учреждение опричнины;
- отмена опричнины;
- смерть Ивана Грозного.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Иван Грозный;
- Андрей Курбский;
- Малюта Скуратов.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- опричнина – это…
- самодержавие – это…
- сословно-представительная монархия – это…
- земщина – это…
- заповедные лета – это…
- террор – это…
IV. Работа с картой:
- показать границы земщины и опричнины;
- Новгород; Александрову слободу.
V. План письменного ответа:
1) причины падения Избранной рады и введения опричнины;
2) дискуссии о сущности опричнины;
3) опричный террор;
4) отмена опричнины;
5) цели и значение опричнины;
6) итоги царствования Ивана Грозного.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Внешняя политика Ивана Грозного и ее итоги
I. Указать даты событий:
- взятие Казани;
- взятие Астрахани;
- Ливонская война;
- поход Ермака в Сибирь.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Иван Грозный;
- Стефан Баторий;
- Андрей Курбский;
- Ермак;
- Кучум.
III. Работа с картой:
- показать территории Казанского, Астраханского, Сибирского ханств, Ливонию;
- показать ход основных военных действий с участием русских войск.
IV. План письменного ответа:
1) цели и задачи внешней политики России во второй половине XVI в.;
2) походы на Казань и Астрахань;
3) Ливонская война;
4) начало покорения Сибири;
5) итоги внешней политики России во второй половине XVI века.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Культура и быт в XVI веке
I. Указать даты событий:
- церковь Вознесения в Коломенском;
- строительство Покровского собора на Красной площади в Москве;
- напечатана первая русская датированная книга «Апостол».
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Барма и Постник;
- Федор Конь;
- Дионисий;
- Иван Федоров и Петр Мстиславец;
- Макарий;
- Иван Пересветов;
- Андрей Курбский.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- шатровый стиль – это…
- книгопечатание – это…
- публицистика – это…
IV. Работа с картой:
1) Москва – центр русской культуры
2) архитектура;
3) живопись;
4) просвещение;
5) начало книгопечатания;
6) литература;
7) общественная мысль;
8) изменения в быту.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Россия на рубеже XVI-XVII веков. Смута.
I. Указать даты событий:
- правление Бориса Годунова;
- правление Лжедмитрия I;
- правление Василия Шуйского;
- первое ополчение;
- второе ополчение;
- избрание Михаила Романова на царство;
- Столбовский мир со Швецией;
- Деулинское перемирие с Польшей.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Борис Годунов;
- Лжедмитрий I;
- Иван Болотников;
- Лжедмитрий II;
- Василий Шуйский;
- Михаил Романов;
- Филарет;
- Дмитрий Пожарский;
- Кузьма Минин.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- патриаршество – это…
- автокефальная церковь – это…
- посад – это…
- урочные лета – это…
- самозванец – это…
- Смута – это…
IV. Работа с картой:
- показать направление наступления войск Лжедмитрия I на Москву;
- основные районы крестьянского восстания И.Болотникова;
- направления движений I и II ополчений.
V. План письменного ответа:
1) причины Смуты;
2) Лжедмитрий I и польский фактор;
3) Крестьянское восстание И.Болотникова;
4) Василий Шуйский и Лжедмитрий II, временный союз со Швецией;
5) «семибоярщина»;
6) первое ополчение;
7) второе ополчение;
8) освобождение Москвы от поляков; воцарение Михаила Романова.
Тема: Социальный и национальный фактор в Смуте. Восстание И.Болотникова.
I. Указать даты событий:
- восстание Ивана Болотникова.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Иван Болотников;
- Василий Шуйский;
- Лжедмитрий II;
- Прокопий Ляпунов;
- Илья Горчаков;
- Иван Заруцкий.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- восстание – это…
- война – это…
- ополчение – это…
IV. Работа с картой:
- показать поход И.Болотникова на Москву, действия его отрядов под Калугой и Тулой.
V. План письменного ответа:
1) причины восстания;
2) состав участников;
3) цели восставших;
4) поход на Москву;
5) боевые действия под Калугой и Тулой;
6) причины поражения и значение восстания.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Политический строй России при первых Романовых.
I. Указать даты событий:
- воцарение Михаила Федоровича Романова;
- принятие Соборного уложения;
- последний Земский собор.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Михаил Федорович;
- патриарх Филарет;
- Алексей Михайлович;
- Федор Алексеевич.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- местничество – это…
- самодержавие – это…
- абсолютизм – это…
IV. Работа с картой:
- показать границы России по Столбовскому миру и Деулинскому перемирию.
V. План письменного ответа:
1) основные направления перемен в политическом строе;
2) Земские соборы;
3) Боярская дума;
4) приказная система;
5) местное управление;
6) Соборное уложение 1649 г.;
7) начало оформления абсолютизма.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Экономическое и социальное развитие России при первых Романовых
I. Указать даты событий:
- Соборное уложение;
- принятие Таможенного устава;
- принятие Новоторгового устава.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Алексей Михайлович;
- А.Л. Ордин-Нащокин;
- В.В. Голицын;
- Федор Алексеевич.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- мелкотоварное ремесло – это…
- кооперация – это…
- мануфактура – это…
- ярмарка – это…
- всероссийский рынок – это…
- протекционизм – это…
- крепостное право – это…
IV. Работа с картой:
- показать присоединенные к России земледельческие территории;
- показать основные центры скотоводства, земледелия, ремесла; главные ярмарки страны; важнейшие порты России.
V. План письменного ответа:
1) новые черты в экономике России ХVII в.;
2) развитие сельского хозяйства и новых форм землевладения;
3) развитие промышленности;
4) начало формирования рыночных отношений и всероссийского рынка;
5) утверждение крепостного права;
6) основные итоги социально-экономического развития страны в ХVII веке.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Народы России в XVII веке
I. Указать даты событий:
- воссоединение Украины с Россией.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Алексей Михайлович;
- Богдан Хмельницкий.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- народность – это…
IV. Работа с картой:
- показать территорию Левобережной Украины;
- вошедшие в состав России сибирские земли и основанные там города и селения.
V. План письменного ответа:
1) Россия – многонациональное государство;
2) русский народ;
3) украинцы;
4) народы Поволжья и Приуралья;
5) народы Кавказа;
6) народы Сибири;
7) значение формирования многонационального государства.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Освоение Сибири в XVII веке
I. Указать даты событий:
- основание Якутского острога;
- основание Иркутского острога;
- Нерчинский договор.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Алексей Михайлович;
- Федор Алексеевич;
- С.И. Дежнев;
- В.Д. Поярков;
- Е.П. Хабаров.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- первопроходцы – это…
- экспедиции – это…
IV. Работа с картой:
- показать маршруты экспедиций первопроходцев в Сибири и на Дальнем Востоке;
- показать первые крепости и остроги в Сибири.
V. План письменного ответа:
1) народы Сибири в начале ХVII в.;
2) экспедиции русских первопроходцев;
3) основание крепостей и острогов в Сибири и на Дальнем Востоке;
4) значение присоединения сибирских и дальневосточных земель к России.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Самодержавие и церковь в XVII веке. Патриарх Никон. Церковный раскол
I. Указать даты событий:
- реформа патриарха Никона.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- патриарх Никон;
- Алексей Михайлович;
- протопоп Аввакум.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- самодержавие – это…
- церковный раскол – это…
IV. Работа с картой:
- показать основные центры старообрядчества.
V. План письменного ответа:
1) церковь после Смуты, патриарх Филарет;
2) патриарх Никон, церковная реформа;
3) церковный раскол и его последствия;
4) обострение противоречий между церковной и светской властью: причины, проявления, последствия;
5) Церковный собор 1666-1667 гг.;
6) старообрядчество, протопоп Аввакум;
7) значение церковной реформы для развития светской и духовной власти.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Народные движения в XVII веке
I. Указать даты событий:
- «соляной» бунт;
- «медный» бунт;
- восстание под руководством С. Разина.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Алексей Михайлович;
- Степан Разин.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- восстание – это…
- война – это…
- бунт – это…
IV. Работа с картой:
- показать территорию, охваченную крестьянским восстанием С. Разина.
V. План письменного ответа:
1) причины народных выступлений;
2) особенности народных выступлений в ХVII в.;
3) «соляной» бунт;
4) «медный» бунт;
5) восстание С. Разина;
6) выступления старообрядцев;
7) значение народных движений ХVII века.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Внешняя политика России в XVII веке
I. Указать даты событий:
- Смоленская война;
- война с Польшей;
- крымские походы русской армии.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Алексей Михайлович;
- М.Б. Шеин;
- Б.Хмельницкий;
- В.В. Голицын.
IV. Работа с картой:
- показать ход боевых действий, территориальные изменения в результате войн с Польшей;
- показать Левобережную Украину, направления походов русских армий в Крым, основные остроги в Сибири.
V. План письменного ответа:
1) основные цели и направления внешней политики России в XVII в.;
2) Смоленская война;
3) воссоединение Украины с Россией;
4) русско-польская война 1654-1667 гг.;
5) борьба с Турцией и Крымом;
6) освоение Сибири.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Культура и быт России в XVII веке
I. Указать даты событий:
- постройка Теремного дворца в Московском Кремле;
- завершение строительства Новоиерусалимского монастыря.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- А.Л. Ордин-Нащокин;
- В.В. Голицын;
- С. Полоцкий;
- А. Палицын;
- Ю. Крижанич;
- протопоп Аввакум;
- С. Ушаков.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- обмирщение культуры – это…
- нарышкинское барокко – это…
- парсуна – это…
- сатира – это…
IV. План письменного ответа:
1) исторические условия развития культуры;
2) основные достижения в развитии культуры: просвещение, научные знания, географические открытия, общественная мысль, литература, архитектура, живопись;
3) сословный быт;
4) историческое значение развития культуры в ХVII веке.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Личность Петра I. Предпосылки петровских преобразований
I. Указать даты событий:
- рождение Петра I;
- правление царевны Софьи;
- царствование Петра I.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Алексей Михайлович;
- Федор Алексеевич;
- Петр I;
- Софья Алексеевна;
- Иван Алексеевич;
- А.Л. Ордин-Нащокин;
- В.В. Голицын;
- Ф.Я. Лефорт.
III. Работа с картой:
- показать направления крымских походов В.В. Голицына.
IV. План письменного ответа:
1) усиление иностранного влияния на Россию в ХVII в.
2) реформы А.Л. Ордин-Нащокина;
3) реформаторские проекты В.В. Голицына;
4) детство Петра;
5) двоецарствие, царевна Софья;
6) начало царствования Петра.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Реформы Петра I
I. Указать даты событий:
- Северная война;
- образование Сената;
- указ о единонаследии;
- Табель о рангах;
- губернская реформа;
- городская реформа.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Петр I;
- А. Д. Меншиков;
- Феофан Прокопович;
- П.И. Ягужинский.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- реформа – это…
- Великое посольство – это…
- «потешные полки» – это…
- «кумпанства» – это…
- рекрутская система – это…
IV. Работа с картой:
- показать Москву и Санкт-Петербург,
- деление России на губернии по указу 1708 года.
V. План письменного ответа:
1) предпосылки реформ;
2) влияние Северной войны на реформирование страны;
3) военная реформа;
4) реформа центрального управления;
5) реформа местного управления;
6) реформа церковного управления;
7) указ о единонаследии;
8) значение петровских реформ.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Внешняя политика Петра I. Северная война
I. Указать даты событий:
- Северная война;
- поражение под Нарвой;
- Полтавская битва;
- победа русского флота у мыса Гангут;
- Ништадтский мир.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Петр I;
- Карл XII;
- А.Д. Меншиков;
- Б.П. Шереметев;
- Н.П. Репнин.
III. Работа с картой:
- показать места основных сражений Северной войны: Нарву, Полтаву, м.Гангут, о.Гpeнгам.
IV. План письменного ответа:
1) основные задачи и направления внешней политики Петра I;
2) причины Северной войны, силы, цели и задачи сторон;
3) Нарвское сражение;
4) Полтавская битва;
5) морские сражения;
6) каспийский поход;
7) основные итоги и значение внешней политики Петра I.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Перемены в культуре и быте при Петре I
I. Указать даты событий:
- введение гражданского шрифта;
- начало выпуска первой официальной русской печатной газеты;
- открытие первого российского музея;
- открытие первой в стране научной библиотеки;
- указ об учреждении Академии наук;
- введение нового летоисчисления.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Петр I;
- Я.В. Брюс;
- Л.Ф. Магницкий;
- А.К. Нартов;
- Д. Трезини;
- Б. Растрелли.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- ассамблея – это…
- кунсткамера – это…
- петровское барокко – это…
IV. План письменного ответа:
1) исторические условия развития культуры в первой четверти ХVIII в.;
2) достижения в развитии отечественной науки и культуры: научные знания, образование, техническая мысль, архитектура, живопись;
3) изменения в повседневном быту основных категорий населения;
4) сословный характер культуры;
5) значение перемен в культурной жизни петровского времени.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Россия в эпоху дворцовых переворотов
I. Указать даты событий:
- смерть Петра I,
- воцарение Екатерины I;
- воцарение Петра II;
- воцарение Анны Иоанновны;
- провозглашение императором Ивана Антоновича;
- воцарение Елизаветы Петровны;
- воцарение Петра III;
- воцарение Екатерины II.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Екатерина I;
- Петр II;
- А.Д. Меншиков;
- Анна Иоанновна;
- Э. Бирон;
- Иван VI;
- Анна Леопольдовна;
- Елизавета Петровна;
- Петр III;
- Екатерина II.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- дворцовые перевороты – это…
- фаворитизм – это…
- дворянская гвардия – это…
- кондиции – это…
- «бироновщина» – это…
IV. План письменного ответа:
1) причины и сущность дворцовых переворотов;
2) Екатерина I;
3) Петр II, Верховный Тайный совет;
4) Анна Иоанновна и «бироновщина»;
5) правление Елизаветы Петровны;
6) правление Петра III.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Внутренняя политика Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм»
I. Указать даты событий:
- правление Екатерины II;
- ликвидaция гетманского правления на Украине;
- работа Уложенной комиссии;
- губернская реформа;
- Жалованные грамоты дворянству и городам.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Екатерина II;
- Г.Г. Орлов;
- Г.А. Потемкин;
- Н.И. Панин.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- «просвещенный абсолютизм» – это…
- фаворитизм – это…
- Уложенная комиссия – это…
- жалованная грамота – это…
- секуляризация – это…
IV. Работа с картой:
- показать территориальное расширение границ России при Екатерине II.
V. План письменного ответа:
1) личность Екатерины II, дворцовый переворот 1762 г.;
2) основные цели и задачи политики Екатерины II;
3) основные направления и противоречия внутренней политики Екатерины II;
4) политика «просвещенного абсолютизма»: содержание и основные направления;
5) реформирование государственного управления;
6) Уложенная комиссия;
7) губернская реформа;
8) введение крепостного права и отмена гетманского правления на Украине;
9) Жалованные грамоты дворянству и городам;
10) причины ужесточения внутренней политики;
11) итоги внутренней политики Екатерины II.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Социально-экономическое развитие России в 1762-1796 годах
I. Указать даты событий:
- манифест о разрешении всем желающим заниматься предпринимательством.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Екатерина II.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- мануфактура – это…
- наемный труд – это…
- посессионные крестьяне – это…
- приписные крестьяне – это…
- подушная подать – это…
- протекционизм – это...
- дворянская монополия – это…
IV. Работа с картой:
- показать основные промышленные и сельскохозяйственные районы страны в XVIII в.
V. План письменного ответа:
1) территория и население России;
2) характер социального и экономического строя;
3) сельское хозяйство;
4) промышленность;
5) торговля и финансы;
6) основные противоречия в экономическом развитии;
7) итоги социально-экономического развития России в 1762-1796 годах.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Восстание под предводительством Е. Пугачева: причины, цели, состав участников, основные этапы, итоги, значение
I. Указать даты событий:
- крестьянское восстание под предводительством Е.И. Пугачева.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Е.И. Пугачев;
- Салават Юлаев;
- И.Н. Белобородов;
- А.Т. Хлопуша;
- И.Н. Чика-Зарубин;
- А.И. Бибиков;
- И.И. Михельсон;
- П.И. Панин.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- восстание – это…
- война – это…
- «прелестные грамоты» – это…
- самозванство – это…
IV. Работа с картой:
- показать территорию, охваченную восстанием, направления движения восставших, захваченные ими населенные пункты.
V. План письменного ответа:
1) причины крестьянских и национальных выступлений;
2) личность Пугачева, требования восставших;
3) основные этапы восстания;
4) расправа с восставшими;
5) причины поражения и значение восстания.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Внутренняя и внешняя политика Павла I
I. Указать даты событий:
- правление Павла I;
- дворцовый переворот, убийство Павла I.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Павел I;
- великий князь Александр;
- П.А. Пален;
- П.А. Зубов.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- просвещение – это…
- абсолютизм – это…
- деспотия – это…
IV. План письменного ответа:
1) личность Павла I;
2) основные направления внутренней политики: изменение порядка престолонаследия, политика в отношении крестьянства, кодификация законодательства, политика в отношении дворянства;
3) основные направления внешней политики Павла I;
4) дворцовый переворот 11 марта 1801 г.: причины и последствия;
5) итоги и значение внутренней и внешней политики Павла I.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Русско-турецкие войны второй половины XVIII века
I. Указать даты событий:
- русско-турецкая война;
- Чесменское сражение;
- Кючук-Кайнарджийский мир;
- присоединение Крыма к России;
- русско-турецкая война;
- сражение под Кинбурном;
- взятие Очакова;
- победа русского флота у мыса Калиакрия;
- Ясский мир.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Г.А. Потемкин;
- П.А. Румянцев;
- Г.А. Спиридов;
- А.В. Суворов;
- Ф.Ф. Ушаков.
III. Работа с картой:
- показать направления походов русской армии и флота в ходе русско-турецких войн;
- территориальные приобретения России по Кючук-Кайнарджийскому и Ясскому мирным договорам;
- места крупнейших сражений: у Фокшан, Кинбурна, Измаила, Очакова, в Чесменской бухте, у мыса Калиакрия, на реках: Ларге, Кагуле, Рымнике.
IV. План письменного ответа:
1) причины русско-турецких войн XVIII в.;
2) русско-турецкая война 1768-1774 гг., Кючук-Кайнарджийский мир;
3) русско-турецкая война 1787-1791 гг., Ясский мир;
4) русское военное искусство;
5) итоги и значение русско-турецких войн.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Итоги и последствия внешней политики России в XVIII веке
I. Указать даты событий:
- русско-турецкая война;
- первый раздел Польши;
- присоединение Крыма к России;
- русско-турецкая война;
- второй раздел Польши;
- оформление первой антифранцузской коалиции;
- третий раздел Польши;
- Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Екатерина II;
- Г.А. Потемкин;
- П. А. Румянцев;
- А.В. Суворов;
- Ф.Ф. Ушаков;
- А.А. Безбородко.
III. Работа с картой:
- показать территориальные приобретения России: Новороссию, Прибалтику, польские земли, Русскую Америку.
IV. План письменного ответа:
1) основные цели и задачи внешней политики во второй половине ХVIII в.;
2) расширение границ Российского государства;
3) превращение России в великую европейскую державу;
4) усиление влияния России на политическую ситуацию в Азии, Америке;
5) последствия внешнеполитических успехов России.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)
Интернет-ресурсы.
Тема: Культура и быт во второй половине XVIII века
I. Указать даты событий:
- открытие Московского университета;
- учреждение Вольного экономического общества.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- М.В. Ломоносов;
- И.И. Шувалов;
- В.И. Беринг;
- В.Н. Татищев;
- В.К. Тредиаковский;
- А.П. Сумароков;
- Г.Р. Державин;
- Д. И. Фонвизин;
- В. И. Баженов;
- М.Ф. Казаков;
- И.Е. Старов;
- Ф.С. Рокотов;
- Д.Г. Левицкий;
- В.Л. Боровиковский;
- Ф.И. Шубин;
- И.И. Ползунов;
- И.П. Кулибин.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- сентиментализм – это…
- классицизм – это…
- барокко – это…
- романтизм – это…
IV. План письменного ответа:
1) исторические условия и особенности развития культуры во II половине XVIII в.;
2) становление отечественной науки и техники;
3) развитие системы образования;
4) литература и общественная мысль;
5) архитектура, скульптура, живопись;
6) географические открытия;
7) перемены в быту;
8) значение развития культуры второй половины XVIII в.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.: Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/08/picture-338306-1383932802.jpg)
Задания для самостоятельной работы студентов Дисциплина Общая экология для специальности 280711Рациональное использование природоохранных комплексов
использовать для самостоятельной работы студентовДисциплина Общая экологиядля специальности280711Рациональное использование природоохранных комплексов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-502211-1413733555.jpg)
Сборник заданий для самостоятельной работы обучающихся по специальностям СПО по дисциплине «История»
В методической разработке представлены все разделы: пояснительная записка, содержание (задания) аудиторной самостоятельной работы студента, порядок оформления работы, приложение, список литературы.В п...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по математике для студентов I курса
Цель данных методических указаний – ознакомить с общими положениями о самостоятельной работе студентов по математике, с методикой организации самостоятельной работы студентов при изучении нового...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/07/picture-620346-1428400818.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ « МАТЕМАТИКА» (тема «Интегральное исчисление») Специальность 100701 Коммерция (по отраслям)
Учебная дисциплина «Математика» является образовательной учебной дисциплиной в цикле математических и общих естественно - научных дисциплин, которая обеспечивает необходимый уровень подготовки специал...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/26/picture-65798-1435313310.jpg)
Методические указания и задания внеаудиторной самостоятельной работы по Математике 2 курс
Учебное пособие «Методические указания и задания внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Математика» для студентов 2 курса» содержит указания по выполнению внеаудиторных самостоятель...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/17/picture-528081-1416198338.jpg)
Задания для самостоятельной работы по истории для студентов 3-х курсов
Самостоятельные работы содержат задания направленные на изучение дат, понятий и терминов, характеристик исторических деятелей, на работу с картами и составление конспекта. Они помогут студентам наверс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/17/picture-528081-1416198338.jpg)
Задания для самостоятельной работы по истории для студентов 2 курсов
Задания для самостоятельной работы позволят изучить пропущенный материал и подготовиться к зачету....