Задания для самостоятельной работы по истории для студентов 1 курсов
учебно-методический материал на тему

Афанасьева Лариса Аркадьевна

Самостоятельная работа способствует углублению и расширению теоретических знаний, содействует формированию самостоятельности мышления. Самостоятельная работа содержит задания направленные на изучение основных разделов Отечественной истории. Выполняя задания, студенты изучают исторические факты, процессы и явления, даты событий. Знакомятся с терминами и понятиями, с выдающимися деятелями истории. В процессе написания конспекта учатся анализировать, устанавливать причинно-следственные связи событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_dlya_samostoyatelnoy_raboty_po_istorii_1_kurs.doc206 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Восточные славяне в VI-VIII веках.

I. Указать даты событий:

- Великое переселение народов;

- возникновение у восточных славян первой формы государственности (племенного княжения).

II. Дать определения основным терминам и понятиям:

- Великое переселение народов – это…

- государство – это…

- племенные союзы – это…

- родовая и соседская община – это…

III. Работа с картой:

- показать территорию расселения восточнославянских племен и племенных объединений.

IV. План письменного ответа:

1) происхождение славян;

2) письменные источники о восточных славянах;

3) территория расселения;

4) хозяйственный и общественный строй;

5) религиозные верования;

6) отношения с другими племенами и народами;

7) предпосылки образования государства.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Формирование Древнерусского государства в IX-X веках.

I. Указать даты событий:

- покорение Новгородом Киева, образование Древнерусского государства;

- русско-визатийский договор.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Рюрик;

- Аскольд;

- Дир;

- Олег;

- Игорь;

- Ольга;

- Святослав.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- государство – это…

- норманнская теория – это…

IV. Работа с картой:

- показать границы Древней Руси, ее столицу;

- показать основные походы первых русских князей.

V. План письменного ответа:

1) предпосылки образования Древнерусского государства;

2) норманнская теория;

3) поход Олега на Киев в 882 г.;

4) Русь при первых князьях;

5) походы первых князей;

6) значение образования Древнерусского государства.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Русь в конце Х - первой половине XII века

I. Указать даты событий:

- принятие христианства на Руси;

- распад Древнерусского государства.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Владимир Святой;

- Ярослав Мудрый;

- Владимир Мономах.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- погосты – это…

- уроки – это…

- дань – это…

- смерд – это…

- холоп – это…

- закуп – это…

- рядович – это…

- изгой – это…

IV. Работа с картой:

- показать границы государства в Х-ХII вв.,

- показать крупнейшие княжества в ХII веке.

V. План письменного ответа:

1) экономический строй Древней Руси;

2) социальный строй;

3) политический строй;

4) расцвет Древней Руси при Ярославе Мудром.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Культура и быт Древней Руси.

I. Указать даты событий:

- первые берестяные грамоты на Руси;

- древнейшее из дошедших до нас произведений русской литературы – «Слово о законе и благодати» Иллариона;

- сооружение Софийских соборов в Киеве и Новгороде, Спасского собора в Чернигове.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Владимир Святой;

- Ярослав Мудрый;

- Владимир Мономах;

- Илларион;

- Нестор.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- летопись – это…

- зернь – это…

- скань – это…

- перегородчатая эмаль – это…

IV. План письменного ответа:

1) исторические условия развития культуры;

2) основные достижения в развитии культуры Древней Руси;

3) повседневный быт и обычаи населения;

4) историческое значение культуры Древней Руси.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Политическая раздробленность Руси (Новгород Великий, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество).

I. Указать даты событий:

- Любечский съезд князей;

- княжение Владимира Мономаха;

- княжение Мстислава Великого.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Ярослав Мудрый;

- Владимир Мономах;

- Мстислав Великий.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- политическая раздробленность – это…

- усобицы – это…

- наместник – это…

- вече – это…

IV. Работа с картой:

- показать крупнейшие княжества на территории Руси в XII-ХIII веках.

V. План письменного ответа:

1) предпосылки политической раздробленности Руси;

2) межкняжеские усобицы после смерти Ярослава Мудрого;

3) значение раздробленности;

4) территория, хозяйственный и политический строй отдельных земель (Новгородская земля, Владимирское, Галицко-Волынское княжества).

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Нашествие Батыя на Русь.

I. Указать даты событий:

- образование Монгольской державы, провозглашение Темучина Чингисханом;

- битва на реке Калке;

- начало похода Батыя на Северо-Восточную Русь;

- битва на реке Сити;

- поход Батыя на Юго-Западную Русь.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Чингисхан;

- Батый;

- Юрий Всеволодович;

- Даниил Романович;

- Евпатий Коловрат.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- темник – это…

- нойон – это…

- нукер – это…

- орда – это…

- иго – это…

IV. Работа с картой:

- показать территорию Монгольской империи,

- направления походов Чингисхана в Восточной и Центральной Азии,

- направления вторжений войск Батыя на Русь.

V. План письменного ответа:

1) образование Монгольской державы;

2) походы Чингисхана в Азии;

3) битва на реке Калке;

4) нашествие Батыя на Северо-Восточную Русь;

5) поход Батыя на Юго-Западную Русь и в Западную Европу;

6) последствия нашествия для русских земель.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада. Александр Невский

I. Указать даты событий:

- начало экспансии крестоносцев в Прибалтике;

- Невская битва;

- Ледовое побоище.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Александр Невский.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- экспансия – это…

- орден – это…

- рыцари – это…

IV. Работа с картой:

- показать место Невской битвы,

- показать место Ледового побоища.

V. План письменного ответа:

1) завоевания немцев, шведов и датчан в Прибалтике;

2) Невская битва;

3) Ледовое побоище;

4) историческое значение победы русских войск над шведскими и немецкими рыцарями в Прибалтике.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Москва – центр объединения русских земель.

I. Указать даты событий:

- образование Московского княжества;

- княжение Ивана Калиты;

- княжение Дмитрия Донского;

- Куликовская битва.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Даниил Александрович;

- Иван Калита;

- Дмитрий Донской;

- Иван III;

- Василий III.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- политический центр – это…

- ярлык на княжение – это…

- слобода – это…

IV. Работа с картой:

- показать границы Московского княжества на момент его создания и территорию расширения княжества в XIV-XV веках.

V. План письменного ответа:

1) политические и социально-экономические предпосылки возвышения Москвы;

2) основные этапы развития Московского княжества;

3) значение возвышения Москвы и объединения вокруг нее русских земель.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Золотая Орда в ХIII-XV веках.

I. Указать даты событий:

- образование Золотой Орды;

- расцвет Золотой Орды при ханах Узбеке и Джанибеке, принятие ислама;

- распад Золотой Орды.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Батый;

- Ногай;

- Узбек;

- Джанибек;

- Мамай;

- Тохтамыш;

- Едигей.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- хан – это…

- курултай – это…

- баскак – это…

- диван – это…

- мурза – это…

IV. Работа с картой:

- показать территорию Золотой Орды, ее столицу, территории образовавшихся на ее землях ханств.

V. План письменного ответа:

1) причины образования Золотой Орды;

2) социальный и экономический строй;

3) политический строй;

4) расцвет Золотой Орды;

5) причины и последствия распада Золотой Орды.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Особенности культурного развития русских земель в ХIII-ХV веках

I. Указать даты событий:

- завершение строительства Успенского собора Московского Кремля.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Аристотель Фиораванти;

- Феофан Грек;

- Андрей Рублев;

- Даниил Черный;

- Дионисий;

- Прохор с Городца.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- новгородский стиль в архитектуре – это…

- эпос – это…

- историческая песня – это…

IV. План письменного ответа:

1) исторические условия развития культуры русских земель в XIII-XV вв.;

2) основные достижения культуры: фольклор, литература, архитектура, живопись;

3) значение русской культуры этого периода.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Прекращение зависимости Руси от Орды. Иван III

I. Указать даты событий:

- правление Ивана III;

- присоединение к Москве Новгорода Великого;

- ликвидация ордынского владычества.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям

- Иван III;

- Ахмат.

III. Дать определения основным терминам и понятиям

- «стояние на Угре» – это…

- централизованное государство – это…

IV. Работа с картой:

- показать расширение границ Московского государства,

- место «стояния на Угре»

V. План письменного ответа:

1) предпосылки свержения ордынского господства;

2) Иван III;

3) стояние на реке Угре;

4) значение ликвидации ордынского владычества.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Завершение политического объединения русских земель

I. Указать даты событий:

- правление Ивана III;

- правление Василия III;

- присоединение Новгорода к Москве;

- присоединение Твери к Москве;

- присоединение Пскова к Москве.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Иван III;

- Василий III.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- собирание земель – это…

- политическое объединение – это…

- централизованное государство – это…

IV. Работа с картой:

- показать рост территории Московского государства во II половине XV-начале XVI века.

V. План письменного ответа:

1) предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы;

2) Иван III;

3) ликвидация ордынского владычества;

4) Судебник 1497 г.;

5) значение политического объединения.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Культура и быт во второй половине XV-XVI веке

I. Указать даты событий:

- выход в свет первой русской датированной печатной книги;

- завершение строительства Архангельского собора Московского Кремля;

- завершение строительства Грановитой палаты;

- завершение строительства Покровского собора на Красной площади (Храм Василия Блаженного).

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Иван Федоров;

- Максим Грек;

- Иван Пересветов;

- Андрей Курбский;

- Аристотель Фиораванти;

- Антон Фрязин;

- Алевиз Новый;

- Федор Конь;

- Дионисий.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- миниатюра – это…

- «Москва - третий Рим» – это…

- шатровый стиль в архитектуре – это…

- книгопечатание – это…

IV. План письменного ответа:

1) исторические условия развития культуры;

2) основные достижения в развитии культуры (фольклор, литература, книгопечатание, общественная мысль; архитектура; живопись);

3) быт, обычаи;

4) историческое значение развития культуры в XV-XVI вв.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Иван IV. реформы 1550-х годов. Избранная рада

I. Указать даты событий:

- венчание Ивана IV на царство;

- издание Судебника Ивана IV, ограничение местничества, организация стрелецкого войска;

- отмена системы кормлений.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Иван IV;

- Сильвестр;

- Алексей Адашев;

- митрополит Макарий.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- реформа – это…

- сословно-представительная монархия – это…

- Земский собор – это…

- приказ – это…

- Боярская дума – это…

IV. Работа с картой:

1) начало царствования Ивана IV;

2) венчание Ивана на царство;

3) Избранная рада;

4) Судебник 1550 г.;

5) Стоглавый собор;

6) формирование приказной системы;

7) реформа местного управления;

8) военная реформа;

9) ограничение местничества;

10) значение реформ.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Опричнина. Становление самодержавия

I. Указать даты событий:

- окончание деятельности Избранной рады;

- учреждение опричнины;

- отмена опричнины;

- смерть Ивана Грозного.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Иван Грозный;

- Андрей Курбский;

- Малюта Скуратов.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- опричнина – это…

- самодержавие – это…

- сословно-представительная монархия – это…

- земщина – это…

- заповедные лета – это…

- террор – это…

IV. Работа с картой:

- показать границы земщины и опричнины;

- Новгород; Александрову слободу.

V. План письменного ответа:

1) причины падения Избранной рады и введения опричнины;

2) дискуссии о сущности опричнины;

3) опричный террор;

4) отмена опричнины;

5) цели и значение опричнины;

6) итоги царствования Ивана Грозного.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Внешняя политика Ивана Грозного и ее итоги

I. Указать даты событий:

- взятие Казани;

- взятие Астрахани;

- Ливонская война;

- поход Ермака в Сибирь.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Иван Грозный;

- Стефан Баторий;

- Андрей Курбский;

- Ермак;

- Кучум.

III. Работа с картой:

- показать территории Казанского, Астраханского, Сибирского ханств, Ливонию;

- показать ход основных военных действий с участием русских войск.

IV. План письменного ответа:

1) цели и задачи внешней политики России во второй половине XVI в.;

2) походы на Казань и Астрахань;

3) Ливонская война;

4) начало покорения Сибири;

5) итоги внешней политики России во второй половине XVI века.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Культура и быт в XVI веке

I. Указать даты событий:

- церковь Вознесения в Коломенском;

- строительство Покровского собора на Красной площади в Москве;

- напечатана первая русская датированная книга «Апостол».

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Барма и Постник;

- Федор Конь;

- Дионисий;

- Иван Федоров и Петр Мстиславец;

- Макарий;

- Иван Пересветов;

- Андрей Курбский.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- шатровый стиль – это…

- книгопечатание – это…

- публицистика – это…

IV. Работа с картой:

1) Москва – центр русской культуры

2) архитектура;

3) живопись;

4) просвещение;

5) начало книгопечатания;

6) литература;

7) общественная мысль;

8) изменения в быту.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Россия на рубеже XVI-XVII веков. Смута.

I. Указать даты событий:

- правление Бориса Годунова;

- правление Лжедмитрия I;

- правление Василия Шуйского;

- первое ополчение;

- второе ополчение;

- избрание Михаила Романова на царство;

- Столбовский мир со Швецией;

- Деулинское перемирие с Польшей.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Борис Годунов;

- Лжедмитрий I;

- Иван Болотников;

- Лжедмитрий II;

- Василий Шуйский;

- Михаил Романов;

- Филарет;

- Дмитрий Пожарский;

- Кузьма Минин.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- патриаршество – это…

- автокефальная церковь – это…

- посад – это…

- урочные лета – это…

- самозванец – это…

- Смута – это…

IV. Работа с картой:

- показать направление наступления войск Лжедмитрия I на Москву;

- основные районы крестьянского восстания И.Болотникова;

- направления движений I и II ополчений.

V. План письменного ответа:

1) причины Смуты;

2) Лжедмитрий I и польский фактор;

3) Крестьянское восстание И.Болотникова;

4) Василий Шуйский и Лжедмитрий II, временный союз со Швецией;

5) «семибоярщина»;

6) первое ополчение;

7) второе ополчение;

8) освобождение Москвы от поляков; воцарение Михаила Романова.

Тема: Социальный и национальный фактор в Смуте. Восстание И.Болотникова.

I. Указать даты событий:

- восстание Ивана Болотникова.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Иван Болотников;

- Василий Шуйский;

- Лжедмитрий II;

- Прокопий Ляпунов;

- Илья Горчаков;

- Иван Заруцкий.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- восстание – это…

- война – это…

- ополчение – это…

IV. Работа с картой:

- показать поход И.Болотникова на Москву, действия его отрядов под Калугой и Тулой.

V. План письменного ответа:

1) причины восстания;

2) состав участников;

3) цели восставших;

4) поход на Москву;

5) боевые действия под Калугой и Тулой;

6) причины поражения и значение восстания.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Политический строй России при первых Романовых.

I. Указать даты событий:

- воцарение Михаила Федоровича Романова;

- принятие Соборного уложения;

- последний Земский собор.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Михаил Федорович;

- патриарх Филарет;

- Алексей Михайлович;

- Федор Алексеевич.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- местничество – это…

- самодержавие – это…

- абсолютизм – это…

IV. Работа с картой:

- показать границы России по Столбовскому миру и Деулинскому перемирию.

V. План письменного ответа:

1) основные направления перемен в политическом строе;

2) Земские соборы;

3) Боярская дума;

4) приказная система;

5) местное управление;

6) Соборное уложение 1649 г.;

7) начало оформления абсолютизма.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Экономическое и социальное развитие России при первых Романовых

I. Указать даты событий:

- Соборное уложение;

- принятие Таможенного устава;

- принятие Новоторгового устава.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Алексей Михайлович;

- А.Л. Ордин-Нащокин;

- В.В. Голицын;

- Федор Алексеевич.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- мелкотоварное ремесло – это…

- кооперация – это…

- мануфактура – это…

- ярмарка – это…

- всероссийский рынок – это…

- протекционизм – это…

- крепостное право – это…

IV. Работа с картой:

- показать присоединенные к России земледельческие территории;

- показать основные центры скотоводства, земледелия, ремесла; главные ярмарки страны; важнейшие порты России.

V. План письменного ответа:

1) новые черты в экономике России ХVII в.;

2) развитие сельского хозяйства и новых форм землевладения;

3) развитие промышленности;

4) начало формирования рыночных отношений и всероссийского рынка;

5) утверждение крепостного права;

6) основные итоги социально-экономического развития страны в ХVII веке.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Народы России в XVII веке

I. Указать даты событий:

- воссоединение Украины с Россией.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Алексей Михайлович;

- Богдан Хмельницкий.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- народность – это…

IV. Работа с картой:

- показать территорию Левобережной Украины;

- вошедшие в состав России сибирские земли и основанные там города и селения.

V. План письменного ответа:

1) Россия – многонациональное государство;

2) русский народ;

3) украинцы;

4) народы Поволжья и Приуралья;

5) народы Кавказа;

6) народы Сибири;

7) значение формирования многонационального государства.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Освоение Сибири в XVII веке

I. Указать даты событий:

- основание Якутского острога;

- основание Иркутского острога;

- Нерчинский договор.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Алексей Михайлович;

- Федор Алексеевич;

- С.И. Дежнев;

- В.Д. Поярков;

- Е.П. Хабаров.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- первопроходцы – это…

- экспедиции – это…

IV. Работа с картой:

- показать маршруты экспедиций первопроходцев в Сибири и на Дальнем Востоке;

- показать первые крепости и остроги в Сибири.

V. План письменного ответа:

1) народы Сибири в начале ХVII в.;

2) экспедиции русских первопроходцев;

3) основание крепостей и острогов в Сибири и на Дальнем Востоке;

4) значение присоединения сибирских и дальневосточных земель к России.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Самодержавие и церковь в XVII веке. Патриарх Никон. Церковный раскол

I. Указать даты событий:

- реформа патриарха Никона.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- патриарх Никон;

- Алексей Михайлович;

- протопоп Аввакум.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- самодержавие – это…

- церковный раскол – это…

IV. Работа с картой:

- показать основные центры старообрядчества.

V. План письменного ответа:

1) церковь после Смуты, патриарх Филарет;

2) патриарх Никон, церковная реформа;

3) церковный раскол и его последствия;

4) обострение противоречий между церковной и светской властью: причины, проявления, последствия;

5) Церковный собор 1666-1667 гг.;

6) старообрядчество, протопоп Аввакум;

7) значение церковной реформы для развития светской и духовной власти.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Народные движения в XVII веке

I. Указать даты событий:

- «соляной» бунт;

- «медный» бунт;

- восстание под руководством С. Разина.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Алексей Михайлович;

- Степан Разин.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- восстание – это…

- война – это…

- бунт – это…

IV. Работа с картой:

- показать территорию, охваченную крестьянским восстанием С. Разина.

V. План письменного ответа:

1) причины народных выступлений;

2) особенности народных выступлений в ХVII в.;

3) «соляной» бунт;

4) «медный» бунт;

5) восстание С. Разина;

6) выступления старообрядцев;

7) значение народных движений ХVII века.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Внешняя политика России в XVII веке

I. Указать даты событий:

- Смоленская война;

- война с Польшей;

- крымские походы русской армии.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Алексей Михайлович;

- М.Б. Шеин;

- Б.Хмельницкий;

- В.В. Голицын.

IV. Работа с картой:

- показать ход боевых действий, территориальные изменения в результате войн с Польшей;

- показать Левобережную Украину, направления походов русских армий в Крым, основные остроги в Сибири.

V. План письменного ответа:

1) основные цели и направления внешней политики России в XVII в.;

2) Смоленская война;

3) воссоединение Украины с Россией;

4) русско-польская война 1654-1667 гг.;

5) борьба с Турцией и Крымом;

6) освоение Сибири.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Культура и быт России в XVII веке

I. Указать даты событий:

- постройка Теремного дворца в Московском Кремле;

- завершение строительства Новоиерусалимского монастыря.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- А.Л. Ордин-Нащокин;

- В.В. Голицын;

- С. Полоцкий;

- А. Палицын;

- Ю. Крижанич;

- протопоп Аввакум;

- С. Ушаков.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- обмирщение культуры – это…

- нарышкинское барокко – это…

- парсуна – это…

- сатира – это…

IV. План письменного ответа:

1) исторические условия развития культуры;

2) основные достижения в развитии культуры: просвещение, научные знания, географические открытия, общественная мысль, литература, архитектура, живопись;

3) сословный быт;

4) историческое значение развития культуры в ХVII веке.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Личность Петра I. Предпосылки петровских преобразований

I. Указать даты событий:

- рождение Петра I;

- правление царевны Софьи;

- царствование Петра I.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Алексей Михайлович;

- Федор Алексеевич;

- Петр I;

- Софья Алексеевна;

- Иван Алексеевич;

- А.Л. Ордин-Нащокин;

- В.В. Голицын;

- Ф.Я. Лефорт.

III. Работа с картой:

- показать направления крымских походов В.В. Голицына.

IV. План письменного ответа:

1) усиление иностранного влияния на Россию в ХVII в.

2) реформы А.Л. Ордин-Нащокина;

3) реформаторские проекты В.В. Голицына;

4) детство Петра;

5) двоецарствие, царевна Софья;

6) начало царствования Петра.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Реформы Петра I

I. Указать даты событий:

- Северная война;

- образование Сената;

- указ о единонаследии;

- Табель о рангах;

- губернская реформа;

- городская реформа.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Петр I;

- А. Д. Меншиков;

- Феофан Прокопович;

- П.И. Ягужинский.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- реформа – это…

- Великое посольство – это…

- «потешные полки» – это…

- «кумпанства» – это…

- рекрутская система – это…

IV. Работа с картой:

- показать Москву и Санкт-Петербург,

- деление России на губернии по указу 1708 года.

V. План письменного ответа:

1) предпосылки реформ;

2) влияние Северной войны на реформирование страны;

3) военная реформа;

4) реформа центрального управления;

5) реформа местного управления;

6) реформа церковного управления;

7) указ о единонаследии;

8) значение петровских реформ.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Внешняя политика Петра I. Северная война

I. Указать даты событий:

- Северная война;

- поражение под Нарвой;

- Полтавская битва;

- победа русского флота у мыса Гангут;

- Ништадтский мир.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Петр I;

- Карл XII;

- А.Д. Меншиков;

- Б.П. Шереметев;

- Н.П. Репнин.

III. Работа с картой:

- показать места основных сражений Северной войны: Нарву, Полтаву, м.Гангут, о.Гpeнгам.

IV. План письменного ответа:

1) основные задачи и направления внешней политики Петра I;

2) причины Северной войны, силы, цели и задачи сторон;

3) Нарвское сражение;

4) Полтавская битва;

5) морские сражения;

6) каспийский поход;

7) основные итоги и значение внешней политики Петра I.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Перемены в культуре и быте при Петре I

I. Указать даты событий:

- введение гражданского шрифта;

- начало выпуска первой официальной русской печатной газеты;

- открытие первого российского музея;

- открытие первой в стране научной библиотеки;

- указ об учреждении Академии наук;

- введение нового летоисчисления.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Петр I;

- Я.В. Брюс;

- Л.Ф. Магницкий;

- А.К. Нартов;

- Д. Трезини;

- Б. Растрелли.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- ассамблея – это…

- кунсткамера – это…

- петровское барокко – это…

IV. План письменного ответа:

1) исторические условия развития культуры в первой четверти ХVIII в.;

2) достижения в развитии отечественной науки и культуры: научные знания, образование, техническая мысль, архитектура, живопись;

3) изменения в повседневном быту основных категорий населения;

4) сословный характер культуры;

5) значение перемен в культурной жизни петровского времени.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Россия в эпоху дворцовых переворотов

I. Указать даты событий:

- смерть Петра I,

- воцарение Екатерины I;

- воцарение Петра II;

- воцарение Анны Иоанновны;

- провозглашение императором Ивана Антоновича;

- воцарение Елизаветы Петровны;

- воцарение Петра III;

- воцарение Екатерины II.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Екатерина I;

- Петр II;

- А.Д. Меншиков;

- Анна Иоанновна;

- Э. Бирон;

- Иван VI;

- Анна Леопольдовна;

- Елизавета Петровна;

- Петр III;

- Екатерина II.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- дворцовые перевороты – это…

- фаворитизм – это…

- дворянская гвардия – это…

- кондиции – это…

- «бироновщина» – это…

IV. План письменного ответа:

1) причины и сущность дворцовых переворотов;

2) Екатерина I;

3) Петр II, Верховный Тайный совет;

4) Анна Иоанновна и «бироновщина»;

5) правление Елизаветы Петровны;

6) правление Петра III.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Внутренняя политика Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм»

I. Указать даты событий:

- правление Екатерины II;

- ликвидaция гетманского правления на Украине;

- работа Уложенной комиссии;

- губернская реформа;

- Жалованные грамоты дворянству и городам.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Екатерина II;

- Г.Г. Орлов;

- Г.А. Потемкин;

- Н.И. Панин.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- «просвещенный абсолютизм» – это…

- фаворитизм – это…

- Уложенная комиссия – это…

- жалованная грамота – это…

- секуляризация – это…

IV. Работа с картой:

- показать территориальное расширение границ России при Екатерине II.

V. План письменного ответа:

1) личность Екатерины II, дворцовый переворот 1762 г.;

2) основные цели и задачи политики Екатерины II;

3) основные направления и противоречия внутренней политики Екатерины II;

4) политика «просвещенного абсолютизма»: содержание и основные направления;

5) реформирование государственного управления;

6) Уложенная комиссия;

7) губернская реформа;

8) введение крепостного права и отмена гетманского правления на Украине;

9) Жалованные грамоты дворянству и городам;

10) причины ужесточения внутренней политики;

11) итоги внутренней политики Екатерины II.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Социально-экономическое развитие России в 1762-1796 годах

I. Указать даты событий:

- манифест о разрешении всем желающим заниматься предпринимательством.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Екатерина II.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- мануфактура – это…

- наемный труд – это…

- посессионные крестьяне – это…

- приписные крестьяне – это…

- подушная подать – это…

- протекционизм – это...

- дворянская монополия – это…

IV. Работа с картой:

- показать основные промышленные и сельскохозяйственные районы страны в XVIII в.

V. План письменного ответа:

1) территория и население России;

2) характер социального и экономического строя;

3) сельское хозяйство;

4) промышленность;

5) торговля и финансы;

6) основные противоречия в экономическом развитии;

7) итоги социально-экономического развития России в 1762-1796 годах.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Восстание под предводительством Е. Пугачева: причины, цели, состав участников, основные этапы, итоги, значение

I. Указать даты событий:

- крестьянское восстание под предводительством Е.И. Пугачева.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Е.И. Пугачев;

- Салават Юлаев;

- И.Н. Белобородов;

- А.Т. Хлопуша;

- И.Н. Чика-Зарубин;

- А.И. Бибиков;

- И.И. Михельсон;

- П.И. Панин.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- восстание – это…

- война – это…

- «прелестные грамоты» – это…

- самозванство – это…

IV. Работа с картой:

- показать территорию, охваченную восстанием, направления движения восставших, захваченные ими населенные пункты.

V. План письменного ответа:

1) причины крестьянских и национальных выступлений;

2) личность Пугачева, требования восставших;

3) основные этапы восстания;

4) расправа с восставшими;

5) причины поражения и значение восстания.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Внутренняя и внешняя политика Павла I

I. Указать даты событий:

- правление Павла I;

- дворцовый переворот, убийство Павла I.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Павел I;

- великий князь Александр;

- П.А. Пален;

- П.А. Зубов.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- просвещение – это…

- абсолютизм – это…

- деспотия – это…

IV. План письменного ответа:

1) личность Павла I;

2) основные направления внутренней политики: изменение порядка престолонаследия, политика в отношении крестьянства, кодификация законодательства, политика в отношении дворянства;

3) основные направления внешней политики Павла I;

4) дворцовый переворот 11 марта 1801 г.: причины и последствия;

5) итоги и значение внутренней и внешней политики Павла I.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Русско-турецкие войны второй половины XVIII века

I. Указать даты событий:

- русско-турецкая война;

- Чесменское сражение;

- Кючук-Кайнарджийский мир;

- присоединение Крыма к России;

- русско-турецкая война;

- сражение под Кинбурном;

- взятие Очакова;

- победа русского флота у мыса Калиакрия;

- Ясский мир.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Г.А. Потемкин;

- П.А. Румянцев;

- Г.А. Спиридов;

- А.В. Суворов;

- Ф.Ф. Ушаков.

III. Работа с картой:

- показать направления походов русской армии и флота в ходе русско-турецких войн;

- территориальные приобретения России по Кючук-Кайнарджийскому и Ясскому мирным договорам;

- места крупнейших сражений: у Фокшан, Кинбурна, Измаила, Очакова, в Чесменской бухте, у мыса Калиакрия, на реках: Ларге, Кагуле, Рымнике.

IV. План письменного ответа:

1) причины русско-турецких войн XVIII в.;

2) русско-турецкая война 1768-1774 гг., Кючук-Кайнарджийский мир;

3) русско-турецкая война 1787-1791 гг., Ясский мир;

4) русское военное искусство;

5) итоги и значение русско-турецких войн.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Итоги и последствия внешней политики России в XVIII веке

I. Указать даты событий:

- русско-турецкая война;

- первый раздел Польши;

- присоединение Крыма к России;

- русско-турецкая война;

- второй раздел Польши;

- оформление первой антифранцузской коалиции;

- третий раздел Польши;

- Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Екатерина II;

- Г.А. Потемкин;

- П. А. Румянцев;

- А.В. Суворов;

- Ф.Ф. Ушаков;

- А.А. Безбородко.

III. Работа с картой:

- показать территориальные приобретения России: Новороссию, Прибалтику, польские земли, Русскую Америку.

IV. План письменного ответа:

1) основные цели и задачи внешней политики во второй половине ХVIII в.;

2) расширение границ Российского государства;

3) превращение России в великую европейскую державу;

4) усиление влияния России на политическую ситуацию в Азии, Америке;

5) последствия внешнеполитических успехов России.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., учебник «История России с древнейших времен до XVI века» (М.: Просвещение, 2010)

Интернет-ресурсы.

Тема: Культура и быт во второй половине XVIII века

I. Указать даты событий:

- открытие Московского университета;

- учреждение Вольного экономического общества.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- М.В. Ломоносов;

- И.И. Шувалов;

- В.И. Беринг;

- В.Н. Татищев;

- В.К. Тредиаковский;

- А.П. Сумароков;

- Г.Р. Державин;

- Д. И. Фонвизин;

- В. И. Баженов;

- М.Ф. Казаков;

- И.Е. Старов;

- Ф.С. Рокотов;

- Д.Г. Левицкий;

- В.Л. Боровиковский;

- Ф.И. Шубин;

- И.И. Ползунов;

- И.П. Кулибин.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- сентиментализм – это…

- классицизм – это…

- барокко – это…

- романтизм – это…

IV. План письменного ответа:

1) исторические условия и особенности развития культуры во II половине XVIII в.;

2) становление отечественной науки и техники;

3) развитие системы образования;

4) литература и общественная мысль;

5) архитектура, скульптура, живопись;

6) географические открытия;

7) перемены в быту;

8) значение развития культуры второй половины XVIII в.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 1.: Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для самостоятельной работы студентов Дисциплина Общая экология для специальности 280711Рациональное использование природоохранных комплексов

использовать для самостоятельной работы студентовДисциплина Общая экологиядля специальности280711Рациональное использование природоохранных комплексов...

Сборник заданий для самостоятельной работы обучающихся по специальностям СПО по дисциплине «История»

В методической разработке представлены все разделы: пояснительная записка, содержание (задания) аудиторной самостоятельной работы студента, порядок оформления работы, приложение, список литературы.В п...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по математике для студентов I курса

Цель данных методических указаний – ознакомить  с общими положениями о самостоятельной работе студентов по математике, с методикой организации самостоятельной работы студентов при изучении нового...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ « МАТЕМАТИКА» (тема «Интегральное исчисление») Специальность 100701 Коммерция (по отраслям)

Учебная дисциплина «Математика» является образовательной учебной дисциплиной в цикле математических и общих естественно - научных дисциплин, которая обеспечивает необходимый уровень подготовки специал...

Методические указания и задания внеаудиторной самостоятельной работы по Математике 2 курс

Учебное пособие «Методические указания и задания внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Математика» для студентов 2 курса» содержит  указания по выполнению внеаудиторных самостоятель...

Задания для самостоятельной работы по истории для студентов 3-х курсов

Самостоятельные работы содержат задания направленные на изучение дат, понятий и терминов, характеристик исторических деятелей, на работу с картами и составление конспекта. Они помогут студентам наверс...

Задания для самостоятельной работы по истории для студентов 2 курсов

Задания для самостоятельной работы позволят изучить пропущенный материал и подготовиться к зачету....