Задания для самостоятельной работы по истории для студентов 3-х курсов
учебно-методический материал на тему

Афанасьева Лариса Аркадьевна

Самостоятельные работы содержат задания направленные на изучение дат, понятий и терминов, характеристик исторических деятелей, на работу с картами и составление конспекта. Они помогут студентам наверстать пропущенные темы, подготовиться к текущему и итоговому контролю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_kurs.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930 -е годы

I. Указать даты событий:

- установление дипломатических отношений между СССР и США;

- принятие СССР в Лигу Наций;

- подписание советско-германского пакта о ненападении.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- И.В. Сталин;

- В.М. Молотов;

- А.Гитлер;

- И.Риббентроп.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- система коллективной безопасности – это…

IV. Работа с картой:

- показать территории, о которых шла речь в советско-германских договорах 1939 года.

V. План письменного ответа:

1) изменение международного положения СССР в 1930-e гг.;

2) основные направления внешней политики СССР;

3) Коминтерн и борьба за создание единого антифашистского фронта;

4) помощь СССР республиканской Испании;

5) Мюнхенское соглашение и формирование предпосылок для изменения внешнеполитического курса советского руководства;

6) дальневосточная политика СССР;

7) советско-германские договоры 1939 г. и их оценка историками;

8) итоги внешней, политики СССР в 1930-е годы.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Начало Великой Отечественной войны, периодизация.

I. Указать даты событий:

- нападение Германии на СССР, начало Великой Отечественной войны;

- первый период войны;

- начало контрнаступления Красной Армии под Москвой;

- период коренного перелома;

- завершающий период Великой Oтечественной войны;

- война СССР против Японии.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

-И.В. Сталин;

- В.М. Молотов;

- Г.К. Жуков;

- С.К. Тимошенко.

III. Работа с картой:

- показать направления главных ударов немецкой армии по СССР;

- линию фронта к декабрю 1941 года.

IV. План письменного ответа:

1) причины Великой Отечественной войны;

2) план «Барбаросса»;

3) нападение Германии на СССР;

4) периодизация Великой Отечественной войны;

5) мероприятия по отпору врагу;

6) военные операции первых месяцев войны;

7) итоги начального периода Великой Отечественной войны.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Битва за Москву и ее историческое значение.

I. Указать даты событий:

- начало контрнаступления Красной Армии под Москвой.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- И.В. Сталин;

- Г.К. Жуков;

- И.В. Панфилов;

- В.Г. Клочков.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- коренной поворот в ходе военной кампании – это…

- блицкриг – это…

IV. Работа с картой:

- показать линию советско-германского фронта к 5 декабря 1941 г.;

- действия советских войск под Москвой в ходе контр наступательной операции.

V. План письменного ответа:

1) Москва в стратегических планах немецкого командования;

2) причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны;

3) мероприятия по отпору врагу на московском направлении;

4) герои-защитники Москвы;

5) контрнаступление советских войск под Москвой;

6) итоги и историческое значение победы Красной Армии под Москвой.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Сталинградская битва и ее историческое значение

I. Указать даты событий:

- начало контрнаступления Красной Армии под Сталинградом.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- И.В. Сталин;

- Г.К. Жуков;

- А.В. Василевский.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- коренной перелом – это…

IV. Работа с картой:

- показать крупнейшие военные события летней кампании 1942 г.,

- действия советских войск в ходе контрнаступательной операции под Сталинградом.

V. План письменного ответа:

1) летняя кампания 1942 г. и причины поражения Красной Армии на сталинградском направлении;

2) завершение перевода советской экономики на военный лад;

3) периодизация Сталинградской битвы;

4) оборонительный этап;

5) контрнаступление советских войск под Сталинградом;

6) начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны;

7) историческое значение Сталинградской битвы.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Курская битва и ее историческое значение.

I. Указать даты событий:

- начало битвы на Курской дуге.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

-Г.К. Жуков;

- К.К. Рокоссовский.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- коренной перелом – это…

IV. Работа с картой:

- показать действия советских войск на Курской дуге и их переход в контрнаступление.

V. План письменного ответа:

1) силы и планы сторон перед летней кампанией 1943 г.;

2) сражение на Курской дуге, танковое сражение под Прохоровкой;

3) форсирование Днепра;

4) историческое значение Курской битвы.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Битва за Берлин и ее историческое значение.

I. Указать даты событий:

- окончательный разгром гитлеровской Германии.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Г.К. Жуков;

- К.К. Рокоссовский;

- И.С. Конев.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- безоговорочная капитуляция – это…

IV. Работа с картой:

- показать действия советских войск в ходе Берлинской операции.

V. План письменного ответа:

1) силы и планы сторон к началу 1945 г.;

2) Крымская конференция;

3) Берлинская операция;

4) военное поражение Германии;

5) историческое значение падения Берлина и поражения Германии.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Массовый героизм в годы Великой Отечественной войны.

I. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

-А.М. Матросов;

- Н.Ф. Гастелло;

- В.В. Талалихин;

- А.П. Маресьев;

- А.И. Покрышкин;

- В.Г. Клочков.

II. Дать определения основным терминам и понятиям:

- массовый героизм.

III. План письменного ответа:

1) истоки массового героизма советских людей;

2) героизм на фронте;

3) героизм в тылу;

4) герои-партизаны;

5) героизм населения оккупированных территорий;

6) героизм – один из важнейших источников победы.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Советский тыл в годы Великой Отечественной войны

I. Указать даты событий:

- завершение перевода экономики страны на военный лад.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- С.А. Чаплыгин;

- М.В. Келдыш;

- А.Ф. Иоффе.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- перевод экономики страны на военные рельсы.

IV. Работа с картой:

- показать основные промышленные центры, оказавшиеся к лету 1942 г. в оккупации;

- показать направления эвакуации населения, производственных мощностей и материальных ценностей.

V. План письменного ответа:

1) советская экономика в начальный период войны;

2) завершение перевода экономики на военный лад;

3) система образования в годы войны;

4) отечественная наука – фронту;

5) деятели культуры – фронту;

6) церковь в годы войны.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны

I. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- С.А. Чаплыгин;

- К.П. Пономаренко;

- С.А. Ковпак;

- А.Ф. Федоров.

II. Дать определения основным терминам и понятиям:

- партизанское движение – это…

III. Работа с картой:

- показать районы действий партизан в годы войны.

IV. План письменного ответа:

1) всенародный характер войны;

2) деятельность партийных и государственных органов по организации подполья и партизанских отрядов в тылу врага;

3) массовый характер партизанского движения;

4) герои-партизаны и подпольщики;

5) роль партизанских соединений в разгроме войск противника.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Внешняя политика СССР в годы Великой Отечественной войны

I. Указать даты событий:

- Тегеранская конференция лидеров СССР, США и Великобритании;

- Крымская (Ялтинская) конференции «большой тройки»;

- Берлинская (Потсдамская) конференция лидеров стран-победительниц.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- И.В. Сталин;

- Ф.Рузвельт;

- У.Черчилль.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- антигитлеровская коалиция – это...

- ленд-лиз – это…

- «большая тройка» – это…

IV. Работа с картой:

- показать Тегеран, Ялту, Потсдам.

V. План письменного ответа:

1) цели и задачи советской внешней политики в годы войны;

2) основные направления внешней политики;

3) начало формирования антигитлеровской коалиции;

4) СССР и Организация Объединенных Наций;

5) ленд-лиз;

6) Тегеранская конференция;

7) Ялтинская конференция;

8) Потсдамская конференция;

9) итоги и значение советской внешней политики в годы войны.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Послевоенное восстановление хозяйства. Жизнь и быт людей.

I. Указать даты событий:

- четвертый пятилетний план;

- отмена карточной системы;

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- И.В. Сталин;

- Н.А. Вознесенский;

- И.В. Курчатов;

- С.П. Королев.

III. План письменного ответа:

1) людские и материальные потери в войне;

2) экономические дискуссии, возврат к довоенной экономической системе;

3) восстановление промышленности, четвертая пятилетка;

4) сельское хозяйство;

5) отмена карточной'системы;

6) денежная реформа;

7) повседневный быт людей.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: СССР в системе послевоенных международных отношений. «Холодная война».

4

I. Указать даты событий:

- образование Коминформа;

- образование Совета Экономической Взаимопомощи

- образование НАТО;

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- И.В. Сталин;

- В.М. Молотов;

- Г.Трумэн;

- У.Черчилль;

- Мао Цзэдун;

- Ким Ир Сен.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- «холодная война» – это …

- Коминформ – это …

- страны народной демократии – это…

IV. Работа с картой:

- показать изменение границ европейских стран после Второй мировой войны,

- показать страны народной демократии.

V. План письменного ответа:

1) территориальные изменения после Второй мировой войны;

2) политические изменения после войны;

3) причины раскола антигитлеровской коалиции;

4) «холодная война»: истоки, сущность, проявления;

5) «план Маршалла» и позиция СССР;

6) формирование социалистического лагеря;

7) война в Корее;

8) ядерный фактор в послевоенном мире.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Политическое развитие СССР в 1945-1953 гг.

I. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- И.В. Сталин;

- Г.М. Маленков;

- Л.П. Берия;

- А.А. Жданов;

- Н.А. Вознесенский.

II. План письменного ответа:

1) упразднение ГКО и других чрезвычайных органов военного времени;

2) выборы в Верховный Совет СССР;

3) проекты Конституции СССР и Программы КПСС;

4) продолжение политики репрессий;

5) «ленинградское дело», «дело врачей»;

6) борьба за власть в окружении Сталина.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Духовная жизнь советского общества

I. Указать даты событий:

- постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград»;

- разгром генетики на сессии ВАСХНИЛ.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- А.А. Жданов;

- Т.Д. Лысенко;

- М.М. Зощенко;

- А.А. Ахматова;

- С.М. Эйзенштейн;

- А.Т. Твардовский;

- А.А. Фадеев;

- В.И. Пудовкин;

- И.А. Пырьев;

- С.С. Прокофьев;

- А.И. Хачатурян.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- космополитизм – это …

- формализм – это…

IV. План письменного ответа:

1) причины ужесточения идеологического контроля в первые послевоенные годы;

2) дискуссии в биологии, языкознании, экономической науке;

3) постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» И «Ленинград»;

4) постановление ЦК ВКП (б) о «формализме» в музыке;

5) постановления по развитию кинематографии;

6) кампания по «борьбе с космополитизмом»;

7) итоги идеологических кампаний.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: ХХ съезд КПСС и его значение. Политические реформы.

I. Указать даты событий:

- Н. С. Хрущев во главе КПСС и СССР;

- ХХ съезд КПСС

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Г.М. Маленков;

- Л.П. Берия;

- Н.С. Хрущев;

- Л.И. Брежнев;

- А.Н. Косыгин.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- реабилитация – это…

- десталинизация – это…

- культ личности – это…

IV. План письменного ответа:

1) смерть И.В. Сталина и борьба за власть, дело Берия;

2) начало реабилитации: причины, масштабы, последствия;

3) ХХ съезд КПСС и его значение;

4) новая Программа КПСС;

5) проект Конституции СССР 1962 г.;

6) Н.С. Хрущев, противоречивый характер его личности и политического курса.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: «Оттепель» и ее влияние на духовную атмосферу советского общества.

I. Указать даты событий:

- XX съезд КПСС;

- VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Н.С. Хрущев;

- И.Г. Эренбург;

- Д.А. Гранин;

- М.А. Шолохов;

- А.Т. Твардовский;

- Ю.В. Бондарев;

- А.П. Петров;

- А.Г. Шнитке;

- Г.В. Свиридов;

- Р.Р. Фальк;

- П.Ф. Никонов;

- С.Ф. Бондарчук;

- Л.И. Гайдай;

- Г.Н. Чухрай;

- А.А. Тарковский;

- А.И. Солженицын;

- Ч.Айтматов;

- Е.В. Образцова.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- «оттепель – это…

- демократизация – это…

- десталинизация – это…

IV. План письменного ответа:

1) предпосылки десталинизации духовной жизни советского общества;

2) ХХ съезд КПСС и начало десталинизации;

3) постановления ЦК КПСС в области литературы;

4) постановления ЦК КПСС в области музыкальной кулылуры;

5) постановления в области национальной политики;

6) влияние «оттепели» на духовное состояние общества.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964 годах.

I. Указать даты событий:

- начало освоения целинных и залежных земель;

- построение в СССР экономических основ индустриального общества.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Г.М. Маленков;

- Н.С. Хрущев.

III. План письменного ответа:

1) необходимость проведения масштабных социально-экономических преобразований;

2) экономическая программа Г.М. Маленкова;

3) освоение целинных и залежных земель;

4) развитие промышленности;

5) развитие сельского хозяйства;

6) социальная политика: реформа образования, программа жилищного строительства, ценовая политика;

7) противоречия в развитии отечественной экономики в 1953-1964 годов.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг. и ее итоги.

I. Указать даты событий:

- создание Организации Варшавского Договора;

- ввод советских войск в Венгрию;

- Берлинский кризис;

- Карибский кризис.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Н. С. Хрущев;

- В. М. Молотов;

- А. А. Громыко.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- мирное сосуществование – это…

- Берлинский кризис – это…

- Карибский кризис – это…

IV. Работа с картой:

- показать Венгрию, Кубу, Берлин, Китай, страны социализма, США, Египет.

V. План письменного ответа:

1) политика мирного сосуществования;

2) отношения с Западом, проблемы разоружения, Берлинский и Карибский кризисы;

3) СССР и страны социализма, образование Организации Варшавского Договора, венгерские события 1956 г., раскол в мировом коммунистическом движении;

4) отношения СССР со странами «третьего мира»;

5) итоги внешней политики СССР в 1953-1964 годах.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Политическое развитие СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.

I. Указать даты событий:

- Л. И. Брежнев во главе КПСС и СССР;

- принятие новой Конституции СССР.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Л.И. Брежнев;

- Ю.В. Андропов;

- Д.Ф. Устинов.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- движение диссидентов – это…

- развитой социализм – это…

- обострение идеологической борьбы – это…

IV. План письменного ответа:

1) причины отстранения от власти Н.С. Хрущева;

2) усиление позиций партийно-государственной номенклатуры;

3) усиление роли армии и органов государственной безопасности;

4) Конституция СССР 1977 г.;

5) политическое развитие СССР в 1983-1984 годах.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Социально-экономическое развитие СССР в 1965-1984 гг.

I. Указать даты событий:

- аграрная реформа;

- реформа в промышленности.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Л.И. Брежнев;

- А.Н. Косыгин.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- интенсификация производства – это…

- мелиорация – это…

- научно-технический прогресс – это…

- застой – это…

IV. План письменного ответа:

1) предпосылки экономических реформ;

2) А.Н. Косыгин;

3) аграрная реформа 1965 г. и ее результаты;

4) реформа 1965 г. в промышленности и ее результаты;

5) научно-технический прогресс;

6) социальная политика;

7) причины застойных явлений;

8) попытки экономических преобразований в конце 70-х - начале 80-х гг.;

9) результаты социально-экономического развития страны в 1965-1984 гг.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Духовная жизнь СССР в середине 1960-х – середине 1980-x гг.

I. Указать даты событий:

- разработка концепции развитого социализма;

- начало движения диссидентов.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Л.И. Брежнев;

- М.А. Суслов;

- А.Д. Сахаров;

- А.И. Солженицын;

- В.П. Аксенов;

- В.Н. Войнович;

- М.Л. Ростропович;

- В.Г. Распутин;

- В.М. Шукшин;

- Г.А. Товстоногов;

- А.В. Эфрос;

- О.Н. Ефремов;

- Е.А. Лебедев;

- К.Ю. Лавров;

- Р.Я. Плятт;

- М.А. Ульянов;

- Н.В. Мордюкова;

- С.Ф. Бондарчук;

- С.И. Ростоцкий;

- Э.А. Рязанов;

- Л.И. Гайдай;

- М.М. Плисецкая;

- М.Э. Лиепа;

- Р.Х. Нуреев;

- Е.В. Образцова;

- Г.П. Вишневская;

- И.С. Глазунов.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- развитой социализм – это…

- движение диссидентов – это…

IV. План письменного ответа:

1) особенности духовной жизни СССР в середине 60-х - середине 80-х гг.;

2) концепция «развитого социализма»;

3) противоречия в развитии художественной культуры;

4) диссидентское движение;

5) нарастание противоречий между властью и обществом;

6) итоги развития духовной сферы в 60-е - начале 80-х гг.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Советская внешняя политика в середине 1960-х – середине 1980-х гг.

I. Указать даты событий:

- ввод советских войск в Чехословакию;

- заключение договора между СССР и ФРГ;

- заключение советско-американских договоров по ограничению стратегических наступательных вооружений (OCB-l) и ограничению систем противоракетной обороны (ПРО);

- подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе;

- ввод советских войск в Афганистан.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Л.И. Брежнев;

- А.А. Громыко.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- мирное сосуществование – это…

- политика разрядки – это…

- программа мира – это…

IV. Работа с картой:

- показать Чехословакию, Афганистан, страны Варшавского договора.

V. План письменного ответа:

1) изменение международной ситуации к середине 60-х гг.;

2) основные цели и направления внешней политики СССР в 1965-1984 гг.;

3) отношения с Западом;

4) отношения со странами социализма, ввод войск в Чехословакию;

5) отношения со странами третьего мира, ввод войск в Афганистан;

6) Хельсинкское совещание, политика разрядки международной напряженности;

7) причины нового обострения международной обстановки в начале 80-х гг.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Экономические реформы в СССР в 1985-1991 гг.

I. Указать даты событий:

- проведение экономической реформы;

- разработка программы «500 дней».

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- М.С. Горбачев;

- Н.И. Рыжков;

- Л.И. Абалкин;

- С.С. Шаталин;

- Г.Я. Явлинский.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- ускорение социально-экономического развития – это…

- программа «500 дней» – это…

IV. План письменного ответа:

1) предпосылки экономических реформ;

2) стратегия ускорения социально-экономического развития;

3) экономическая реформа 1987 г.;

4) причины разработки и основные направления правительственной программы перехода к рынку;

5) программа «500 дней»;

6) социально-экономическая ситуация 1991 г.: причины и последствия.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Политические реформы в СССР в 1985-1991 гг.

I. Указать даты событий:

- М.С. Горбачев во главе КПСС и СССР;

- принятие программы политической реформы;

- выборы народных депутатов СССР;

- выборы народных депутатов союзных республик;

- отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС в советском обществе, начало реальной многопартийности.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- М.С. Горбачев;

- А.Д. Сахаров;

- Б.Н. Ельцин.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- перестройка – это…

- гласность – это…

- демократизация – это…

IV. План письменного ответа:

1) М.С. Горбачев;

2) кадровая революция;

3) политическая реформа 1988 г.;

4) выборы народных депутатов СССР (1989) и РСФСР (1990);

5) возрождение много партийности;

6) межнациональные отношения и национальная политика;

7) власть и церковь;

8) августовский политический кризис 1991 г.;

9) распад СССР: причины и последствия.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Национальная политика и межнациональные отношения в СССР в 1985-1991 гг.

I. Указать даты событий:

- начало массовых выступлений на национальной почве;

- выборы народных депутатов союзных республик;

- принятие деклараций о государственном суверенитете союзных республик, распад СССР.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- М.С. Горбачев;

- Б.Н. Ельцин;

- Л.М. Кравчук;

- С.С. Шушкевич;

- Н.А. Назарбаев.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- федерализм – это…

- право наций на самоопределение – это…

IV. Работа с картой:

- показать границы СССР и союзных республик.

V. План письменного ответа:

1) истоки оживления национального самосознания;

2) межнациональные конфликты;

3) формирование массовых национальных движений;

4) выборы 1990 г. в союзных республиках;

5) разработка нового союзного договора;

6) августовский политический кризис 1991 г. и его последствия;

7) распад СССР: причины и последствия;

8) образование СНГ.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Духовная жизнь советского общества в 1985-1991 годах

I. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- М. С. Горбачев;

- А. Н. Яковлев.

II. Дать определения основным терминам и понятиям:

- гласность – это…

- демократизация – это…

- реабилитация- это…

III. План письменного ответа:

1) предпосылки перемен в духовной жизни советского общества;

2) политика «гласности»;

3) переоценка исторического прошлого;

4) начало реабилитации;

5) противоречия в развитии художественной культуры;

6) роль средств массовой информации в «революции умов»;

7) противоречивый характер духовной жизни страны в годы «перестройки».

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Внешняя политика СССР в 1985-1991 годах

I. Указать даты событий:

- формирование концепции «нового мышления» во внешней политике СССР; - подписание договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности;

- договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений;

- распад ОВД и СЭВ.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- М. С. Горбачев;

- Э. А Шеварднадзе.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- «новое политическое мышление» – это…

IV. План письменного ответа:

1) концепция «нового политического мышления»;

2) изменение целей и основных направлений внешней политики;

3) отношения СССР с США и Западом;

4) начало ядерного разоружения;

5) отношения со странами социализма, причины распада социалистической системы;

6) разблокирование региональных конфликтов;

7) результаты и последствия политики «нового мышления».

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Политические реформы в России в 1990-е годы

I. Указать даты событий:

- принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР;

- избрание первым президентом России Б. Н. Ельцина;

- принятие Конституции России;

- избрание В. В. Путина президентом России.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Б. Н. Ельцин;

- В. В. Путин;

- Г.А Зюганов;

- В. В. Жириновский;

- Р. И. Хасбулатов;

- С. К. Шойгу;

- Е. М. Примаков;

- Ю.М. Лужков;

- С. В. Кириенко;

- Г. А Явлинский.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- демократизация – это…

- суверенитет – это…

- федерализм – это…

IV. План письменного ответа:

1) выборы народных депутатов РСФСР 1990 г.;

2) провозглашение государственного суверенитета РСФСР;

3) избрание первого президента России, Б. Н. Ельцин;

4) октябрьский политический кризис 1993 г. и демонтаж системы власти Советов;

5) Конституция РФ 1993 г.;

6) формирование и функционирование новой политической системы России; 7) власть и церковь;

8) итоги политического развития России в 90-е годы.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Экономические реформы в России в 1990-е годы

I. Указать даты событий:

- начало экономической реформы Е. Т. Гайдара;

- начало приватизации;

- финансовый кризис в России.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Е.Т. Гайдар;

- В.С. Черномырдин;

- Е.М. Примаков.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- «шоковая терапия» – это…

- приватизация – это…

- рыночная экономика – это…

- конвертируемая валюта – это…

IV. План письменного ответа:

1) концепция реформирования российской экономики;

2) экономический курс Е.Т. Гайдара;

3) приватизация: замысел и результаты;

4) формирование рынка труда, товаров и услуг, валютного, жилья и т. п.;

5) финансовый кризис 1998 г. и его последствия;

6) место России в мировой экономике;

7) последствия экономических преобразований.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Национальная политика и межнациональные отношения в Российской Федерации в 1990-е годы

I. Указать даты событий:

- подписание Федеративного договора.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Б.Н. Ельцин;

- М.Шаймиев;

- Д.Дудаев;

- В.В. Путин.

III. Дать определения основным терминам и понятиям:

- демократизация – это…

- федерализм – это…

IV. План письменного ответа:

1) центр и регионы после распада СССР;

2) Федеративный договор 1992 г.;

3) нарастание противоречий между центром и регионами;

4) Чеченская война;

5) национальный вопрос в современной России.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Духовная жизнь общества. Российское образование, наука и кулылура в 1990-е годы

I. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- С.В. Бодров;

- Н.С. Михалков;

- В.П. Аксенов;

- В.П. Астафьев;

- Е.А. Евтушенко;

- Ю.М. Нагибин;

- А.И. Солженицын;

- Ф.А. Искандер;

- В.Г. Распутин;

- А.М. Шилов;

- И.С. Глазунов.

II. Дать определения основным терминам и понятиям:

- постмодернизм – это…

- концептуализм – это…

- символизм – это…

III. План письменного ответа:

1) характер перемен в духовной жизни после распада СССР;

2) усиление влияния религии и церкви на общественное сознание;

3) культура в условиях рынка;

4) наука и образование в новых условиях.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


Тема: Внешняя политика Российского государства в 1990-е годы

I. Указать даты событий:

- договор СНВ-2;

- договор о коллективной безопасности стран СНГ;

- заключение союзного договора России и Беларуси.

II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:

- Б. Н. Ельцин;

- А. В. Козырев;

- В. В. Путин.

III. Работа с картой:

- показать границы России после 1991 г.

IV. План письменного ответа:

1) изменение геостратегического положения России и выработка нового внешнеполитического курса;

2) отношения со странами Запада;

3) Балканский кризис 1999 г. и его последствия для отношений с Западом;

4) отношения России со странами Востока;

5) Россия и страны СНГ;

6) итоги и противоречия внешней политики России в 90-е годы.

Литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.

Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для самостоятельной работы студентов Дисциплина Общая экология для специальности 280711Рациональное использование природоохранных комплексов

использовать для самостоятельной работы студентовДисциплина Общая экологиядля специальности280711Рациональное использование природоохранных комплексов...

Сборник заданий для самостоятельной работы обучающихся по специальностям СПО по дисциплине «История»

В методической разработке представлены все разделы: пояснительная записка, содержание (задания) аудиторной самостоятельной работы студента, порядок оформления работы, приложение, список литературы.В п...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по математике для студентов I курса

Цель данных методических указаний – ознакомить  с общими положениями о самостоятельной работе студентов по математике, с методикой организации самостоятельной работы студентов при изучении нового...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ « МАТЕМАТИКА» (тема «Интегральное исчисление») Специальность 100701 Коммерция (по отраслям)

Учебная дисциплина «Математика» является образовательной учебной дисциплиной в цикле математических и общих естественно - научных дисциплин, которая обеспечивает необходимый уровень подготовки специал...

Методические указания и задания внеаудиторной самостоятельной работы по Математике 2 курс

Учебное пособие «Методические указания и задания внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Математика» для студентов 2 курса» содержит  указания по выполнению внеаудиторных самостоятель...

Задания для самостоятельной работы по истории для студентов 2 курсов

Задания для самостоятельной работы позволят изучить пропущенный материал и подготовиться к зачету....

Задания для самостоятельной работы по истории для студентов 1 курсов

Самостоятельная работа способствует углублению и расширению теоретических знаний, содействует формированию самостоятельности мышления. Самостоятельная работа содержит задания направленные на изучение ...