Задания для самостоятельной работы по истории для студентов 3-х курсов
учебно-методический материал на тему
Самостоятельные работы содержат задания направленные на изучение дат, понятий и терминов, характеристик исторических деятелей, на работу с картами и составление конспекта. Они помогут студентам наверстать пропущенные темы, подготовиться к текущему и итоговому контролю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930 -е годы
I. Указать даты событий:
- установление дипломатических отношений между СССР и США;
- принятие СССР в Лигу Наций;
- подписание советско-германского пакта о ненападении.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- И.В. Сталин;
- В.М. Молотов;
- А.Гитлер;
- И.Риббентроп.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- система коллективной безопасности – это…
IV. Работа с картой:
- показать территории, о которых шла речь в советско-германских договорах 1939 года.
V. План письменного ответа:
1) изменение международного положения СССР в 1930-e гг.;
2) основные направления внешней политики СССР;
3) Коминтерн и борьба за создание единого антифашистского фронта;
4) помощь СССР республиканской Испании;
5) Мюнхенское соглашение и формирование предпосылок для изменения внешнеполитического курса советского руководства;
6) дальневосточная политика СССР;
7) советско-германские договоры 1939 г. и их оценка историками;
8) итоги внешней, политики СССР в 1930-е годы.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Начало Великой Отечественной войны, периодизация.I. Указать даты событий:
- нападение Германии на СССР, начало Великой Отечественной войны;
- первый период войны;
- начало контрнаступления Красной Армии под Москвой;
- период коренного перелома;
- завершающий период Великой Oтечественной войны;
- война СССР против Японии.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
-И.В. Сталин;
- В.М. Молотов;
- Г.К. Жуков;
- С.К. Тимошенко.
III. Работа с картой:
- показать направления главных ударов немецкой армии по СССР;
- линию фронта к декабрю 1941 года.
IV. План письменного ответа:
1) причины Великой Отечественной войны;
2) план «Барбаросса»;
3) нападение Германии на СССР;
4) периодизация Великой Отечественной войны;
5) мероприятия по отпору врагу;
6) военные операции первых месяцев войны;
7) итоги начального периода Великой Отечественной войны.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Битва за Москву и ее историческое значение.I. Указать даты событий:
- начало контрнаступления Красной Армии под Москвой.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- И.В. Сталин;
- Г.К. Жуков;
- И.В. Панфилов;
- В.Г. Клочков.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- коренной поворот в ходе военной кампании – это…
- блицкриг – это…
IV. Работа с картой:
- показать линию советско-германского фронта к 5 декабря 1941 г.;
- действия советских войск под Москвой в ходе контр наступательной операции.
V. План письменного ответа:
1) Москва в стратегических планах немецкого командования;
2) причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны;
3) мероприятия по отпору врагу на московском направлении;
4) герои-защитники Москвы;
5) контрнаступление советских войск под Москвой;
6) итоги и историческое значение победы Красной Армии под Москвой.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Сталинградская битва и ее историческое значениеI. Указать даты событий:
- начало контрнаступления Красной Армии под Сталинградом.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- И.В. Сталин;
- Г.К. Жуков;
- А.В. Василевский.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- коренной перелом – это…
IV. Работа с картой:
- показать крупнейшие военные события летней кампании 1942 г.,
- действия советских войск в ходе контрнаступательной операции под Сталинградом.
V. План письменного ответа:
1) летняя кампания 1942 г. и причины поражения Красной Армии на сталинградском направлении;
2) завершение перевода советской экономики на военный лад;
3) периодизация Сталинградской битвы;
4) оборонительный этап;
5) контрнаступление советских войск под Сталинградом;
6) начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны;
7) историческое значение Сталинградской битвы.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Курская битва и ее историческое значение.I. Указать даты событий:
- начало битвы на Курской дуге.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
-Г.К. Жуков;
- К.К. Рокоссовский.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- коренной перелом – это…
IV. Работа с картой:
- показать действия советских войск на Курской дуге и их переход в контрнаступление.
V. План письменного ответа:
1) силы и планы сторон перед летней кампанией 1943 г.;
2) сражение на Курской дуге, танковое сражение под Прохоровкой;
3) форсирование Днепра;
4) историческое значение Курской битвы.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Битва за Берлин и ее историческое значение.I. Указать даты событий:
- окончательный разгром гитлеровской Германии.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Г.К. Жуков;
- К.К. Рокоссовский;
- И.С. Конев.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- безоговорочная капитуляция – это…
IV. Работа с картой:
- показать действия советских войск в ходе Берлинской операции.
V. План письменного ответа:
1) силы и планы сторон к началу 1945 г.;
2) Крымская конференция;
3) Берлинская операция;
4) военное поражение Германии;
5) историческое значение падения Берлина и поражения Германии.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Массовый героизм в годы Великой Отечественной войны.I. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
-А.М. Матросов;
- Н.Ф. Гастелло;
- В.В. Талалихин;
- А.П. Маресьев;
- А.И. Покрышкин;
- В.Г. Клочков.
II. Дать определения основным терминам и понятиям:
- массовый героизм.
III. План письменного ответа:
1) истоки массового героизма советских людей;
2) героизм на фронте;
3) героизм в тылу;
4) герои-партизаны;
5) героизм населения оккупированных территорий;
6) героизм – один из важнейших источников победы.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Советский тыл в годы Великой Отечественной войныI. Указать даты событий:
- завершение перевода экономики страны на военный лад.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- С.А. Чаплыгин;
- М.В. Келдыш;
- А.Ф. Иоффе.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- перевод экономики страны на военные рельсы.
IV. Работа с картой:
- показать основные промышленные центры, оказавшиеся к лету 1942 г. в оккупации;
- показать направления эвакуации населения, производственных мощностей и материальных ценностей.
V. План письменного ответа:
1) советская экономика в начальный период войны;
2) завершение перевода экономики на военный лад;
3) система образования в годы войны;
4) отечественная наука – фронту;
5) деятели культуры – фронту;
6) церковь в годы войны.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Партизанское движение в годы Великой Отечественной войныI. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- С.А. Чаплыгин;
- К.П. Пономаренко;
- С.А. Ковпак;
- А.Ф. Федоров.
II. Дать определения основным терминам и понятиям:
- партизанское движение – это…
III. Работа с картой:
- показать районы действий партизан в годы войны.
IV. План письменного ответа:
1) всенародный характер войны;
2) деятельность партийных и государственных органов по организации подполья и партизанских отрядов в тылу врага;
3) массовый характер партизанского движения;
4) герои-партизаны и подпольщики;
5) роль партизанских соединений в разгроме войск противника.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Внешняя политика СССР в годы Великой Отечественной войныI. Указать даты событий:
- Тегеранская конференция лидеров СССР, США и Великобритании;
- Крымская (Ялтинская) конференции «большой тройки»;
- Берлинская (Потсдамская) конференция лидеров стран-победительниц.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- И.В. Сталин;
- Ф.Рузвельт;
- У.Черчилль.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- антигитлеровская коалиция – это...
- ленд-лиз – это…
- «большая тройка» – это…
IV. Работа с картой:
- показать Тегеран, Ялту, Потсдам.
V. План письменного ответа:
1) цели и задачи советской внешней политики в годы войны;
2) основные направления внешней политики;
3) начало формирования антигитлеровской коалиции;
4) СССР и Организация Объединенных Наций;
5) ленд-лиз;
6) Тегеранская конференция;
7) Ялтинская конференция;
8) Потсдамская конференция;
9) итоги и значение советской внешней политики в годы войны.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Послевоенное восстановление хозяйства. Жизнь и быт людей.I. Указать даты событий:
- четвертый пятилетний план;
- отмена карточной системы;
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- И.В. Сталин;
- Н.А. Вознесенский;
- И.В. Курчатов;
- С.П. Королев.
III. План письменного ответа:
1) людские и материальные потери в войне;
2) экономические дискуссии, возврат к довоенной экономической системе;
3) восстановление промышленности, четвертая пятилетка;
4) сельское хозяйство;
5) отмена карточной'системы;
6) денежная реформа;
7) повседневный быт людей.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: СССР в системе послевоенных международных отношений. «Холодная война».4
I. Указать даты событий:
- образование Коминформа;
- образование Совета Экономической Взаимопомощи
- образование НАТО;
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- И.В. Сталин;
- В.М. Молотов;
- Г.Трумэн;
- У.Черчилль;
- Мао Цзэдун;
- Ким Ир Сен.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- «холодная война» – это …
- Коминформ – это …
- страны народной демократии – это…
IV. Работа с картой:
- показать изменение границ европейских стран после Второй мировой войны,
- показать страны народной демократии.
V. План письменного ответа:
1) территориальные изменения после Второй мировой войны;
2) политические изменения после войны;
3) причины раскола антигитлеровской коалиции;
4) «холодная война»: истоки, сущность, проявления;
5) «план Маршалла» и позиция СССР;
6) формирование социалистического лагеря;
7) война в Корее;
8) ядерный фактор в послевоенном мире.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Политическое развитие СССР в 1945-1953 гг.
I. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- И.В. Сталин;
- Г.М. Маленков;
- Л.П. Берия;
- А.А. Жданов;
- Н.А. Вознесенский.
II. План письменного ответа:
1) упразднение ГКО и других чрезвычайных органов военного времени;
2) выборы в Верховный Совет СССР;
3) проекты Конституции СССР и Программы КПСС;
4) продолжение политики репрессий;
5) «ленинградское дело», «дело врачей»;
6) борьба за власть в окружении Сталина.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Духовная жизнь советского обществаI. Указать даты событий:
- постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград»;
- разгром генетики на сессии ВАСХНИЛ.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- А.А. Жданов;
- Т.Д. Лысенко;
- М.М. Зощенко;
- А.А. Ахматова;
- С.М. Эйзенштейн;
- А.Т. Твардовский;
- А.А. Фадеев;
- В.И. Пудовкин;
- И.А. Пырьев;
- С.С. Прокофьев;
- А.И. Хачатурян.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- космополитизм – это …
- формализм – это…
IV. План письменного ответа:
1) причины ужесточения идеологического контроля в первые послевоенные годы;
2) дискуссии в биологии, языкознании, экономической науке;
3) постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» И «Ленинград»;
4) постановление ЦК ВКП (б) о «формализме» в музыке;
5) постановления по развитию кинематографии;
6) кампания по «борьбе с космополитизмом»;
7) итоги идеологических кампаний.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: ХХ съезд КПСС и его значение. Политические реформы.I. Указать даты событий:
- Н. С. Хрущев во главе КПСС и СССР;
- ХХ съезд КПСС
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Г.М. Маленков;
- Л.П. Берия;
- Н.С. Хрущев;
- Л.И. Брежнев;
- А.Н. Косыгин.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- реабилитация – это…
- десталинизация – это…
- культ личности – это…
IV. План письменного ответа:
1) смерть И.В. Сталина и борьба за власть, дело Берия;
2) начало реабилитации: причины, масштабы, последствия;
3) ХХ съезд КПСС и его значение;
4) новая Программа КПСС;
5) проект Конституции СССР 1962 г.;
6) Н.С. Хрущев, противоречивый характер его личности и политического курса.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: «Оттепель» и ее влияние на духовную атмосферу советского общества.I. Указать даты событий:
- XX съезд КПСС;
- VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Н.С. Хрущев;
- И.Г. Эренбург;
- Д.А. Гранин;
- М.А. Шолохов;
- А.Т. Твардовский;
- Ю.В. Бондарев;
- А.П. Петров;
- А.Г. Шнитке;
- Г.В. Свиридов;
- Р.Р. Фальк;
- П.Ф. Никонов;
- С.Ф. Бондарчук;
- Л.И. Гайдай;
- Г.Н. Чухрай;
- А.А. Тарковский;
- А.И. Солженицын;
- Ч.Айтматов;
- Е.В. Образцова.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- «оттепель – это…
- демократизация – это…
- десталинизация – это…
IV. План письменного ответа:
1) предпосылки десталинизации духовной жизни советского общества;
2) ХХ съезд КПСС и начало десталинизации;
3) постановления ЦК КПСС в области литературы;
4) постановления ЦК КПСС в области музыкальной кулылуры;
5) постановления в области национальной политики;
6) влияние «оттепели» на духовное состояние общества.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964 годах.I. Указать даты событий:
- начало освоения целинных и залежных земель;
- построение в СССР экономических основ индустриального общества.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Г.М. Маленков;
- Н.С. Хрущев.
III. План письменного ответа:
1) необходимость проведения масштабных социально-экономических преобразований;
2) экономическая программа Г.М. Маленкова;
3) освоение целинных и залежных земель;
4) развитие промышленности;
5) развитие сельского хозяйства;
6) социальная политика: реформа образования, программа жилищного строительства, ценовая политика;
7) противоречия в развитии отечественной экономики в 1953-1964 годов.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг. и ее итоги.I. Указать даты событий:
- создание Организации Варшавского Договора;
- ввод советских войск в Венгрию;
- Берлинский кризис;
- Карибский кризис.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Н. С. Хрущев;
- В. М. Молотов;
- А. А. Громыко.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- мирное сосуществование – это…
- Берлинский кризис – это…
- Карибский кризис – это…
IV. Работа с картой:
- показать Венгрию, Кубу, Берлин, Китай, страны социализма, США, Египет.
V. План письменного ответа:
1) политика мирного сосуществования;
2) отношения с Западом, проблемы разоружения, Берлинский и Карибский кризисы;
3) СССР и страны социализма, образование Организации Варшавского Договора, венгерские события 1956 г., раскол в мировом коммунистическом движении;
4) отношения СССР со странами «третьего мира»;
5) итоги внешней политики СССР в 1953-1964 годах.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Политическое развитие СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.I. Указать даты событий:
- Л. И. Брежнев во главе КПСС и СССР;
- принятие новой Конституции СССР.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Л.И. Брежнев;
- Ю.В. Андропов;
- Д.Ф. Устинов.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- движение диссидентов – это…
- развитой социализм – это…
- обострение идеологической борьбы – это…
IV. План письменного ответа:
1) причины отстранения от власти Н.С. Хрущева;
2) усиление позиций партийно-государственной номенклатуры;
3) усиление роли армии и органов государственной безопасности;
4) Конституция СССР 1977 г.;
5) политическое развитие СССР в 1983-1984 годах.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Социально-экономическое развитие СССР в 1965-1984 гг.I. Указать даты событий:
- аграрная реформа;
- реформа в промышленности.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Л.И. Брежнев;
- А.Н. Косыгин.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- интенсификация производства – это…
- мелиорация – это…
- научно-технический прогресс – это…
- застой – это…
IV. План письменного ответа:
1) предпосылки экономических реформ;
2) А.Н. Косыгин;
3) аграрная реформа 1965 г. и ее результаты;
4) реформа 1965 г. в промышленности и ее результаты;
5) научно-технический прогресс;
6) социальная политика;
7) причины застойных явлений;
8) попытки экономических преобразований в конце 70-х - начале 80-х гг.;
9) результаты социально-экономического развития страны в 1965-1984 гг.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Духовная жизнь СССР в середине 1960-х – середине 1980-x гг.I. Указать даты событий:
- разработка концепции развитого социализма;
- начало движения диссидентов.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Л.И. Брежнев;
- М.А. Суслов;
- А.Д. Сахаров;
- А.И. Солженицын;
- В.П. Аксенов;
- В.Н. Войнович;
- М.Л. Ростропович;
- В.Г. Распутин;
- В.М. Шукшин;
- Г.А. Товстоногов;
- А.В. Эфрос;
- О.Н. Ефремов;
- Е.А. Лебедев;
- К.Ю. Лавров;
- Р.Я. Плятт;
- М.А. Ульянов;
- Н.В. Мордюкова;
- С.Ф. Бондарчук;
- С.И. Ростоцкий;
- Э.А. Рязанов;
- Л.И. Гайдай;
- М.М. Плисецкая;
- М.Э. Лиепа;
- Р.Х. Нуреев;
- Е.В. Образцова;
- Г.П. Вишневская;
- И.С. Глазунов.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- развитой социализм – это…
- движение диссидентов – это…
IV. План письменного ответа:
1) особенности духовной жизни СССР в середине 60-х - середине 80-х гг.;
2) концепция «развитого социализма»;
3) противоречия в развитии художественной культуры;
4) диссидентское движение;
5) нарастание противоречий между властью и обществом;
6) итоги развития духовной сферы в 60-е - начале 80-х гг.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Советская внешняя политика в середине 1960-х – середине 1980-х гг.I. Указать даты событий:
- ввод советских войск в Чехословакию;
- заключение договора между СССР и ФРГ;
- заключение советско-американских договоров по ограничению стратегических наступательных вооружений (OCB-l) и ограничению систем противоракетной обороны (ПРО);
- подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе;
- ввод советских войск в Афганистан.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Л.И. Брежнев;
- А.А. Громыко.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- мирное сосуществование – это…
- политика разрядки – это…
- программа мира – это…
IV. Работа с картой:
- показать Чехословакию, Афганистан, страны Варшавского договора.
V. План письменного ответа:
1) изменение международной ситуации к середине 60-х гг.;
2) основные цели и направления внешней политики СССР в 1965-1984 гг.;
3) отношения с Западом;
4) отношения со странами социализма, ввод войск в Чехословакию;
5) отношения со странами третьего мира, ввод войск в Афганистан;
6) Хельсинкское совещание, политика разрядки международной напряженности;
7) причины нового обострения международной обстановки в начале 80-х гг.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Экономические реформы в СССР в 1985-1991 гг.I. Указать даты событий:
- проведение экономической реформы;
- разработка программы «500 дней».
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- М.С. Горбачев;
- Н.И. Рыжков;
- Л.И. Абалкин;
- С.С. Шаталин;
- Г.Я. Явлинский.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- ускорение социально-экономического развития – это…
- программа «500 дней» – это…
IV. План письменного ответа:
1) предпосылки экономических реформ;
2) стратегия ускорения социально-экономического развития;
3) экономическая реформа 1987 г.;
4) причины разработки и основные направления правительственной программы перехода к рынку;
5) программа «500 дней»;
6) социально-экономическая ситуация 1991 г.: причины и последствия.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Политические реформы в СССР в 1985-1991 гг.I. Указать даты событий:
- М.С. Горбачев во главе КПСС и СССР;
- принятие программы политической реформы;
- выборы народных депутатов СССР;
- выборы народных депутатов союзных республик;
- отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС в советском обществе, начало реальной многопартийности.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- М.С. Горбачев;
- А.Д. Сахаров;
- Б.Н. Ельцин.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- перестройка – это…
- гласность – это…
- демократизация – это…
IV. План письменного ответа:
1) М.С. Горбачев;
2) кадровая революция;
3) политическая реформа 1988 г.;
4) выборы народных депутатов СССР (1989) и РСФСР (1990);
5) возрождение много партийности;
6) межнациональные отношения и национальная политика;
7) власть и церковь;
8) августовский политический кризис 1991 г.;
9) распад СССР: причины и последствия.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Национальная политика и межнациональные отношения в СССР в 1985-1991 гг.I. Указать даты событий:
- начало массовых выступлений на национальной почве;
- выборы народных депутатов союзных республик;
- принятие деклараций о государственном суверенитете союзных республик, распад СССР.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- М.С. Горбачев;
- Б.Н. Ельцин;
- Л.М. Кравчук;
- С.С. Шушкевич;
- Н.А. Назарбаев.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- федерализм – это…
- право наций на самоопределение – это…
IV. Работа с картой:
- показать границы СССР и союзных республик.
V. План письменного ответа:
1) истоки оживления национального самосознания;
2) межнациональные конфликты;
3) формирование массовых национальных движений;
4) выборы 1990 г. в союзных республиках;
5) разработка нового союзного договора;
6) августовский политический кризис 1991 г. и его последствия;
7) распад СССР: причины и последствия;
8) образование СНГ.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Духовная жизнь советского общества в 1985-1991 годахI. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- М. С. Горбачев;
- А. Н. Яковлев.
II. Дать определения основным терминам и понятиям:
- гласность – это…
- демократизация – это…
- реабилитация- это…
III. План письменного ответа:
1) предпосылки перемен в духовной жизни советского общества;
2) политика «гласности»;
3) переоценка исторического прошлого;
4) начало реабилитации;
5) противоречия в развитии художественной культуры;
6) роль средств массовой информации в «революции умов»;
7) противоречивый характер духовной жизни страны в годы «перестройки».
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Внешняя политика СССР в 1985-1991 годахI. Указать даты событий:
- формирование концепции «нового мышления» во внешней политике СССР; - подписание договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности;
- договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений;
- распад ОВД и СЭВ.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- М. С. Горбачев;
- Э. А Шеварднадзе.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- «новое политическое мышление» – это…
IV. План письменного ответа:
1) концепция «нового политического мышления»;
2) изменение целей и основных направлений внешней политики;
3) отношения СССР с США и Западом;
4) начало ядерного разоружения;
5) отношения со странами социализма, причины распада социалистической системы;
6) разблокирование региональных конфликтов;
7) результаты и последствия политики «нового мышления».
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Политические реформы в России в 1990-е годыI. Указать даты событий:
- принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР;
- избрание первым президентом России Б. Н. Ельцина;
- принятие Конституции России;
- избрание В. В. Путина президентом России.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Б. Н. Ельцин;
- В. В. Путин;
- Г.А Зюганов;
- В. В. Жириновский;
- Р. И. Хасбулатов;
- С. К. Шойгу;
- Е. М. Примаков;
- Ю.М. Лужков;
- С. В. Кириенко;
- Г. А Явлинский.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- демократизация – это…
- суверенитет – это…
- федерализм – это…
IV. План письменного ответа:
1) выборы народных депутатов РСФСР 1990 г.;
2) провозглашение государственного суверенитета РСФСР;
3) избрание первого президента России, Б. Н. Ельцин;
4) октябрьский политический кризис 1993 г. и демонтаж системы власти Советов;
5) Конституция РФ 1993 г.;
6) формирование и функционирование новой политической системы России; 7) власть и церковь;
8) итоги политического развития России в 90-е годы.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Экономические реформы в России в 1990-е годыI. Указать даты событий:
- начало экономической реформы Е. Т. Гайдара;
- начало приватизации;
- финансовый кризис в России.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Е.Т. Гайдар;
- В.С. Черномырдин;
- Е.М. Примаков.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- «шоковая терапия» – это…
- приватизация – это…
- рыночная экономика – это…
- конвертируемая валюта – это…
IV. План письменного ответа:
1) концепция реформирования российской экономики;
2) экономический курс Е.Т. Гайдара;
3) приватизация: замысел и результаты;
4) формирование рынка труда, товаров и услуг, валютного, жилья и т. п.;
5) финансовый кризис 1998 г. и его последствия;
6) место России в мировой экономике;
7) последствия экономических преобразований.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Национальная политика и межнациональные отношения в Российской Федерации в 1990-е годыI. Указать даты событий:
- подписание Федеративного договора.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Б.Н. Ельцин;
- М.Шаймиев;
- Д.Дудаев;
- В.В. Путин.
III. Дать определения основным терминам и понятиям:
- демократизация – это…
- федерализм – это…
IV. План письменного ответа:
1) центр и регионы после распада СССР;
2) Федеративный договор 1992 г.;
3) нарастание противоречий между центром и регионами;
4) Чеченская война;
5) национальный вопрос в современной России.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Духовная жизнь общества. Российское образование, наука и кулылура в 1990-е годыI. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- С.В. Бодров;
- Н.С. Михалков;
- В.П. Аксенов;
- В.П. Астафьев;
- Е.А. Евтушенко;
- Ю.М. Нагибин;
- А.И. Солженицын;
- Ф.А. Искандер;
- В.Г. Распутин;
- А.М. Шилов;
- И.С. Глазунов.
II. Дать определения основным терминам и понятиям:
- постмодернизм – это…
- концептуализм – это…
- символизм – это…
III. План письменного ответа:
1) характер перемен в духовной жизни после распада СССР;
2) усиление влияния религии и церкви на общественное сознание;
3) культура в условиях рынка;
4) наука и образование в новых условиях.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
Тема: Внешняя политика Российского государства в 1990-е годыI. Указать даты событий:
- договор СНВ-2;
- договор о коллективной безопасности стран СНГ;
- заключение союзного договора России и Беларуси.
II. Дать краткую характеристику историческим деятелям:
- Б. Н. Ельцин;
- А. В. Козырев;
- В. В. Путин.
III. Работа с картой:
- показать границы России после 1991 г.
IV. План письменного ответа:
1) изменение геостратегического положения России и выработка нового внешнеполитического курса;
2) отношения со странами Запада;
3) Балканский кризис 1999 г. и его последствия для отношений с Западом;
4) отношения России со странами Востока;
5) Россия и страны СНГ;
6) итоги и противоречия внешней политики России в 90-е годы.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., учебник «История» для профессий СПО часть 2.
Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/08/picture-338306-1383932802.jpg)
Задания для самостоятельной работы студентов Дисциплина Общая экология для специальности 280711Рациональное использование природоохранных комплексов
использовать для самостоятельной работы студентовДисциплина Общая экологиядля специальности280711Рациональное использование природоохранных комплексов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-502211-1413733555.jpg)
Сборник заданий для самостоятельной работы обучающихся по специальностям СПО по дисциплине «История»
В методической разработке представлены все разделы: пояснительная записка, содержание (задания) аудиторной самостоятельной работы студента, порядок оформления работы, приложение, список литературы.В п...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по математике для студентов I курса
Цель данных методических указаний – ознакомить с общими положениями о самостоятельной работе студентов по математике, с методикой организации самостоятельной работы студентов при изучении нового...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/07/picture-620346-1428400818.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ « МАТЕМАТИКА» (тема «Интегральное исчисление») Специальность 100701 Коммерция (по отраслям)
Учебная дисциплина «Математика» является образовательной учебной дисциплиной в цикле математических и общих естественно - научных дисциплин, которая обеспечивает необходимый уровень подготовки специал...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/26/picture-65798-1435313310.jpg)
Методические указания и задания внеаудиторной самостоятельной работы по Математике 2 курс
Учебное пособие «Методические указания и задания внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Математика» для студентов 2 курса» содержит указания по выполнению внеаудиторных самостоятель...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/17/picture-528081-1416198338.jpg)
Задания для самостоятельной работы по истории для студентов 2 курсов
Задания для самостоятельной работы позволят изучить пропущенный материал и подготовиться к зачету....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/17/picture-528081-1416198338.jpg)
Задания для самостоятельной работы по истории для студентов 1 курсов
Самостоятельная работа способствует углублению и расширению теоретических знаний, содействует формированию самостоятельности мышления. Самостоятельная работа содержит задания направленные на изучение ...