Научно-познавательная литература для детей
учебно-методический материал

Лекция на тему "Научно-познавательная литература для детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно-познавательная литература для детей

В детской литературе различают, как правило, художественную и научно-познавательную. Относительно других типов детской литературы, выделяемых по социальному назначению, необходимы дополнительные исследования. В качестве разновидностей научно-познавательной литературы называли публицистическую, справочную, «деловую» (преобразованную производственно-практическую - практические советы в помощь самодеятельному творчеству).

Детская научно-познавательная литература - это литература, которая  не только должна донести до ребенка специальные знания в доступной форме, но и увлечь его чем-то интересным, необычным и труднообъяснимым; приобщить ребенка к удовольствию творческого поиска, ответов на умные вопросы.

Кроме того, научно-познавательная  литература может содержать в себе не только теоретические сведения, но и описания всевозможных опытов и экспериментов, стимулируя тем самым активное познание действительности.

Нобелевский лауреат по физике Альберт Эйнштейн как-то заметил, что если ученый не в состоянии объяснить ребенку суть своей работы на доступном для того уровне, это свидетельствует о его профессиональной непригодности.

Жанры и стили познавательной литературы очень разнообразны. Так, природоведческая тема помимо задач научно-популярного характера открывает большие возможности для постановки нравственных и философских проблем. Поэтому наблюдение за миром природы находит отражение в рассказах, описаниях, сказ­ках. Историческая тематика часто лежит в основе повестей или рассказов из исторического прошлого. Судьбе знаменитой в истории или науке личности посвящаются биографические жанры. Географические сведения облекаются часто в форму путешествий. Популяризация научно-технических знаний тяготеет к жанру познавательных бесед с яркими примерами и доступной манерой изложения.

Столь же разнообразны виды изданий познавательной литературы: от книжек-картинок, книжек с наклейками, книжек-игрушек, сборников рассказов и сказок до справочников и мно­готомных энциклопедий. Приемы и виды литературы, популяризирующей знания для детей, постоянно пополняются, неко­торые из них рождаются на наших глазах, другие имеют давнюю историю.

История познавательной литературы для детей началась чуть ли не раньше самой детской литературы: авторы первых детских книг XVII —XVIII веков брались за перо в поисках путей популяризации знаний. Так возникли беседы и разговоры на познавательные темы, географические путешествия, исторические рассказы. Иногда писателей подводила неосведомленность в вопросах науки, зато книги, написанные талантливыми учеными-популяризаторами, обладали всеми достоинствами хорошей познавательной литературы. Например, известный натуралист XIX века М. Богданов был не только светилом науки, но и блестяще владел литературным слогом.

Но по-настоящему возможности познавательной литературы раскрылись в первые десятилетия XX века, и толчком для этого послужили резкие перемены в социальной жизни страны после революции 1917 года. Популяризация знаний стала лозунгом советского времени, как и идея активного освоения природы человеком. Писать о науке и технике в те годы приходилось для чита­теля, не имевшего элементарных знаний. Новая читательская аудитория и новые просветительские задачи толкали не к повторению литературных форм, а к экспериментам. Они уводили порой далеко от утилитарных целей в мир настоящих литературных открытий. Поэтому многие познавательные книги 20 — 30-х годов XX века сохраняют свое художественное значение вплоть до сегодняшнего дня.

За основу были взяты популярные в детской литературе формы и приемы, в основе которых — остросюжетное повествование, живая беседа, увлекательный рассказ. Например, в новом качестве предстал жанр путешествий. Герои познавательных книг отправлялись в мир науки и техники, и открывался он не в экзотических странах, а в знакомых лесах и полях, рабочих мастерских и лабораториях ученых. Даже обычная комната могла стать объектом познавательного путешествия, если о предметах в ней рассказывает ученый-инженер. В книге М.Ильина «Сто тысяч почему» (1929), которая знакомит читателя со сведениями из области физико-технических наук, есть раздел «Путешествие по комнате». Он открывается интригующим вступлением:

 Мы с интересом читаем о путешествиях по далеким, неисследованным странам и не догадываемся, что в двух шагах от нас, а то и ближе лежит незнакомая, удивительная, загадочная страна, которая называется «наша комната».

Толчком для познавательного путешествия служат вопросы-загадки («Бывают ли стены из воздуха?», «Почему вода не горит?»). Ответы на них требуют научных знаний, в поисках которых читатель отправляется с автором в воображаемое путешествие.

Такое путешествие зачастую оказывается путешествием в прошлое, там популяризатор находит предысторию какого-либо изоб­ретения или научно-технического открытия. Так, книга Е.Данько «Китайский секрет» (1925), посвященная истории фарфоровой чашки, представляет собой ряд увлекательных историй из далекого прошлого.

Но сама история — тоже наука со своими особенностями научно-исторического исследования. С ними знакомят ребенка популярные произведения, написанные учеными-историками. Как правило, речь в них идет об открытии какого-либо исторического документа. В знаменитой книге С.Лурье «Письмо греческого мальчика» (1930) рассказывается о том, как ученые смогли прочитать на клочке древнего папируса письмо, написанное на древнегреческом языке.

На службу познавательным целям были поставлены и такие популярные в детской литературе жанры, как сказки, рассказы, повести и даже фантастические романы. Создавали писатели и совсем оригинальные произведения. Например, познавательная книга Б.Житкова «Что я видел» (1939) написана от лица ребенка, или «Лесная газета» В.Бианки (1928), написанная в виде годового выпуска газеты.

Созданная в начале XX века традиция познавательной литературы продолжалась во второй половине века, теперь за перо брались ученики и последователи знаменитых популяризаторов. Примером такого ученичества может служить школа писателей-нату­ралистов, вдохновителем которой был Виталий Бианки. Вообще в 50 —80-е годы XX века заметно выдвинулась на первый план природоведческая литература. Это было неслучайно. Радость торжества человека над покоренной природой сменилась озабоченностью нынешним состоянием окружающего мира.

Характерной особенностью познавательной литературы для детей второй половины XX века является сложность научного материала, который в ней излагается. Она рассчитана на грамотного и эрудированного читателя, каким является современный ребенок. Его знакомят с техникой, основами химии, физики и электроники. Популярные сведения из русской и советской истории излагаются в жанре исторического рассказа. Наиболее издаваемыми во второй половине XX века были книги С.Алексеева, посвященные в основном героическим страницам национальной истории («Сто рассказов о войне», 1982). Исторические деятели в них оказывались рядом с вымышленными персонажами — людьми из народа, которые, по представлению писателя, и есть главные двигатели исторического процесса.

В современной познавательной книге для детей возрастает тяготение к энциклопедичности. Отсюда такая популярность детских энциклопедий, книг справочного характера. Знаменитая детская энциклопедия «Почемучка», которая увидела свет в 1988 году и не раз переиздавалась, являет собой блестящий образец отечественной познавательной литературы. Сказки, беседы, рассказы, загадки, стихотворные истории, ее составляющие, вводят ребенка в мир разнообразных знаний.

Вопросы и задания

1. В чем отличие познавательной литературы от учебной и художественной?

2. Как складывалась отечественная познавательная литература и что отличает современные издания познавательных книг для детей?



Предварительный просмотр:

Природоведческая литература для детей и ее особенности

К природоведческой литературе относят произведения самого разного характера. Это познавательные беседы по зоологии и биологии, рассказы и повести о животных, описание явлений природы, природоведческие сказки, практические рекомендации юным любителям природы. Популярность природоведческих тем объяснить нетрудно — с животными и растениями ребенок встречается на каждому шагу, и интерес к ним сохраняется на протяжении всех детских лет. С объяснения явлений природы начинается для ребенка путь к научному познанию мира. Но объяснениями природоведческая тема ограничивается редко, довольно часто она выходит в область духовно-нравственных идей. Они связаны с осмыслением места человека в мире и воспитанием в нем бережного отношения ко всему живому. Несомненно и патриотическое звучание такой литературы: она прививает любовь к своей стране и родному краю. Читая книги талантливых писателей-натуралистов, мы не только узнаем окружающий мир, но и начинаем лучше понимать жизнь. Именно на таком значении природоведческой литературы настаивал Виталий Бианки:

 

...задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных («объективных») знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, растения, даже неодушевленного предмета...

 

Тогда читателю откроется «чистейшая "правда", глубоко верное изображение действительности...». Причем речь идет не только о «правде» из мира животных или растений. Сравним два коротких рассказа Геннадия Снегирева. В заметке «Ворон» из книги «Птицы наших лесов» описывается жизнь воронов:

 

Лесные вороны живут парами. А живут они по двести и больше лет. Летит пара воронов над тайгой и внимательно осматривает каждую полянку, каждый ручеек. Если заметят добычу: остатки оленя, которого загрыз медведь, или мертвую рыбину на берегу, — сразу дадут знать другим воронам. «Крук-кррук-кррук», — несется над тайгой крик ворона, он оповещает других воронов, что нашел добычу.

 

Картинка очень выразительна, да к тому же оживлена звуковой игрой. Теперь читатель-дошкольник сможет отличить среди птиц наших лесов ворона. Совсем иначе описан ворон в другом рассказе Снегирева. Черная одинокая птица кружит над землей в поисках добычи, вызывая у всех страх и неприязнь.

 

Ворон возвращается ни с чем: он очень стар. Он сидит на скале и греет больное крыло. Ворон отморозил его лет сто, а может, и двести назад. Кругом весна, и он совсем один.

 

Больное крыло и неудачная охота — это не только зарисовка с натуры, но и образ печальной одинокой старости, которая вызывает у читателя ассоциации с человеческой жизнью и связанные с этим эмоции и раздумья.

Гуманистический пафос, характерный для природоведческих книг, выделяет их на фоне остальной познавательной литературы. Писатели часто открыто обращаются к юному читателю, призывая его бережно относиться к природе. Но сила литературы не в призывах. Любовь к природе начинается с живого интереса к ней, и задача писателя-натуралиста пробудить этот интерес средствами литературы. Немалую роль здесь играют интересные факты и наблюдения из мира природы, способные поразить воображение читателя. Писатель берет их из научных книг по биологии, но чаще он опирается на собственные наблюдения, полученные в экспедициях и путешествиях. Но факты сами по себе не могут составить содержание природоведческой книжки. Важнее оказывается то, как рассказывает о них писатель.

Авторы многих природоведческих книг пишут в форме познавательной беседы, используя все преимущества этого жанра: разговорную манеру, эмоциональный тон, яркие сравнения, шутливые замечания. Особенно отличаются этим книги Игоря Акимушкина. Они пестрят выражениями «интересно узнать», «поразительное открытие», которыми сопровождается рассказ о научных фактах. Писатель словно призывает читателя разделить с ним восхищенное удивление перед чудесами природы. Одна из книг Акимушкина для малышей так и называется «Природа-кудесница» (1990), и каждое описание в ней полно эмоций, например, о каракатице сказано:

 

Живет она в море, а плавает — диво дивное! — наоборот. Не так, как все животные. Головой не вперед, а назад!

 

В книгах для подростков писатель прибегает к другому приему: он остроумно сопоставляет повадки животных с жизнью современного человека. Поэтому кенгуру («Мир животных», 1971):

 

переговариваются с родичами по беспроволочному телеграфу, такого же типа, как у кроликов и зайцев — стучат лапами по земле.

 

Пробудить интерес читателя к миру природы помогают и такие испытанные в литературе приемы, как загадки, тайны, интриги. Автор умеет так расположить материал, что он вызывает интерес у читателя, интригует его. При этом не теряются из вида научная логика и объективность. Многие книги Акимушкина знакомят с классификацией животных. Но писатель постоянно играет с научной логикой, удивляя читателя тем, что вместе оказываются столь не похожие по внешнему виду звери. Особенно это заметно в книгах для маленьких. Их названия звучат интригующе — «Это все кошки» (1975), «Это все собаки» (1976), «Это все антилопы» (1977). Видовая классификация превращается в увлекательную игру-загадку — попробуй, догадайся о родстве столь разных животных. Композиция книги может следовать и другому принципу — показать различие в повадках животных, которые объясняются разной средой обитания. В книге Юрия Дмитриева «Здравствуй, белка! Как живешь, крокодил?» (1986) рассказы посвящены тому, как слышат, чувствуют, передвигаются разные животные. Иногда кажется, что все эти приемы призваны позабавить читателя, «подсластить» ему горький корень учения. Но это далеко не так. Не меньший интерес вызывает личность писателя-натуралиста, человека, влюбленного в природу. Мы обращаемся к книгам И.Акимушкина, Ю.Дмитриева, В.Бианки или Н.Сладкова не только для того, чтобы узнать что-то новое про природу, но и для того, чтобы вместе с ними пережить чувство радости от встречи с удивительным и прекрасным миром. Разумеется, это относится не только к авторам отечественной природоведческой литературы, но и к замечательным зарубежным писателям, таким как Эрнест де Сетон-Томпсон или Джералд Даррелл.

 

Вопросы и задания

1. Какие задачи стоят перед природоведческой литературой для детей и как она их решает? Покажите это на примере книг И. Акимушкина и Ю.Дмитриева.

2. Какими средствами решают эти задачи писатели-натуралисты?

Сказки В.Бианки

Сказка — самый популярный в детском чтении жанр, и попытки использовать его преимущества в природоведческой литературе для детей делались не раз. Однако сделать это непросто, поскольку сказочная фантастика не должна искажать факты науки. Не должны искажать их и моральные представления о добре и зле, которым не соответствуют царящие в природе законы. Поэтому традиционный тип сказки, содержащей «добрым молодцам урок», для природоведческой тематики мало подходит. Речь в такой сказке идет об «уроках» другого рода, а животные в них не превращаются в аллегории человеческих достоинств и недостатков, как это происходит в баснях.

Создателем природоведческой сказки по праву считают Виталия Бианки (1894—1959). Под его пером сказка перестала быть только носительницей морально-этических идей, она наполнилась естественнонаучными знаниями (поэтому свои произведения Бианки называл «сказки-несказки»). Сказочная фантастика не была для писателя просто развлекательным приемом, в понимании Бианки художественно-поэтическая форма познания мира не менее важна, чем научно-реалистическая.

В рассказе «Глупые вопросы» (1944) описывается разговор между отцом-ученым и его маленькой дочерью. Предметом спора между ними стало разное восприятие природы: отец познает окружающий мир в категориях объективного научного знания и учит этому свою дочь. Но девочке мало точных определений и научных классификаций. Расспрашивая про птиц, она задает отцу вопросы, в которых отражен поэтический взгляд на мир («Отчего зуёк кланяется, а плиска хвостиком кивает? Это они здороваются?»). Отцу такой ненаучный подход кажется глупостью («Какие пустяки! Разве птицы здороваются?»). И только когда отец ловит себя на мысли, что «глупые» вопросы дочери натолкнули его на интересные открытия, он признает значение поэтического взгляда на мир. Этот взгляд позволяет познать природу во всей ее глубине. Вот почему сказка, по словам Бианки, «самый глубинный вид литературы».

Важным достоинством сказки Бианки считал ее остросюжетность, эмоциональную насыщенность и близость к живой разговорной речи — наследство народной сказочной традиции. К ней писатель обращался в собственном творчестве, называя «эмоции, фабульность, простоту языка» тремя китами своей поэтики.

Связь с народной сказкой в произведениях Бианки не была прямолинейной, ведь перед ним стояли иные, познавательные задачи. Но, рассказывая о законах природного мира, писатель не раз обращался к отдельным мотивам и приемам народной сказки, а также пользовался разговорной речью с характерным для нее метким словом. Но не только этим отличаются сказки Бианки. В них есть напряженный повествовательный ритм, художественная игра со звуком и словом, яркая образность — все это характерно для поэтической культуры начала XX века, на которой Бианки воспитывался и сформировался как писатель. Традиция двух культур — народной и литературной — определила своеобразие природоведческих сказок Бианки.

Материалом для них послужили наблюдения над жизнью различных животных. Особенно много Бианки писал о птицах (его отец был известным орнитологом, и в своих научных интересах писатель шел по стопам отца). Но о чем бы ни писал Бианки, он придерживался правила: изображать жизнь животных не в виде отдельных разрозненных фактов, а в глубокой взаимосвязи с общими законами природы. От этого зависят внешний вид и повадки животного, и задача писателя — показать действие этих общих законов на примере конкретных представителей из мира птиц и животных. Сохраняя общее в своих персонажах, писатель избегает безликости, которая чужда самой природе литературного героя.

Индивидуальность начинается с того, что персонаж получает имя. Случайных имен у Бианки нет, каждое имя говорит о принадлежности персонажа к тому или иному виду животных, и в то же время характеризует его. Иногда для имени достаточно большой буквы (ласточка Береговушка) или легкого изменения слова (Муравьишка). Часто встречаются у Бианки имена, которые обыгрывают внешний облик животного (куропатка Оранжевое горлышко). Не редкость у Бианки и звукоподражательные имена (мышонок Пик, воробей Чик). Что же касается черт характера героев, то они писателем только намечены. Гораздо важнее, что они — маленькие, и такая близость к миру детства всегда вызывает живой отклик у читателей.

Сказка «Лесные домишки» (1924) — одна из самых популярных среди произведений Бианки. Причину такого успеха писатель связывал с образом главной героини сказки — ласточки Береговушки.

 

Отовсюду слышу, что «Лесные домишки» — любимейшая книжка дошколят. Что в ней угадано для маленьких? Мне кажется — большая уютность: все домики, и один другого лучше, уютнее. Маленький герой — еще «глупенький», ничего в большом мире не знающий, всюду тыкающийся носом, как и сами читатели. Может быть, то доброе, что встречает Береговушку, — слабую и беспомощную в этом огромном, но уже не чужом ей мире.

 

Действительно, история странствий Береговушки в поисках домика для ночлега похожа на рассказ о заблудившемся ребенке. Сходство с миром детства обнаруживается уже в первых словах сказки:

 

Высоко над рекой, над крутым обрывом, носились молодые ласточки-береговушки. Гонялись друг за другом с визгом и писком: играли в пятнашки.

 

Чем не детские игры? Но игра продолжается и потом, когда ласточка посещает птичьи гнезда, каждое из которых чем-то похоже на игрушечный домик. Ни один из них не нравится маленькой страннице, и только достигнув родного дома, Береговушка сладко засыпает в своей кроватке.

Детская игра в маленькие домики не исчерпывает содержания сказки. Сюжет о странствованиях Береговушки позволяет Бианки развернуть широкую картину жизни птиц на примере рассказа о птичьих гнездах. Их описания точны и достоверны, но каждый раз наблюдательность орнитолога дополняется взглядом художника. Вот одно из описаний:

 

Висит на березовой ветке крошечный, легкий домик. Такой уютный домик и похож на розу, сделанную из тонких листков серой бумаги.

 

Каждое слово эмоционально окрашено и приближено к детскому видению мира. Поэтому гнезда птиц называются то «воздушной колыбелькой», то «шалашиком», то «плавучим островком». Ни один из этих милых домиков не привлекает Береговушку — чем не привередница из сказки «Гуси-лебеди»? Но Бианки исподволь подводит читателей к тому, что не капризный характер мешает Береговушке найти подходящий домик, а зависимость каждой птицы от определенной среды обитания. На это указывают факты, которые есть в описаниях всех сказочных домиков.

Детские черты есть и в герое сказки «Мышонок Пик» (1927). Его приключения описываются в духе популярных в детском чтении робинзонад. Отсюда интригующие названия глав («Как мышонок стал мореплавателем», «Кораблекрушение»), которые напоминают об опасных морских приключениях. Несмотря на то что сопоставление мышонка с Робинзоном комично, рассказ о его злоключениях не превращается в шутку или пародию. Речь идет о реальных отношениях в мире природы, участником которых оказывается герой Бианки. Эти отношения достаточно суровы, и сказка служит иллюстрацией существующей в природе борьбе за жизнь. Так, страшный соловей-разбойник — это сорокопут-жулан, гроза мышей, который «хоть и певчая птица, а промышляет разбоем». Сам мышонок — представитель определенного биологического вида. Поэтому домик он строит так, «как строили все мыши его породы», а от верной смерти его спасает не чудо, а «желто-бурая шерстка, точь-в-точь под цвет земли». Рассказывая мышиную робинзонаду, Бианки не выходит за пределы природных законов. Это не мешает читателю видеть в мышонке бесстрашного мореплавателя и переживать за исход его приключений. Они завершаются главкой под названием «Хороший конец», и такой конец — важное условие для детской книжки.

Такая же приближенность к миру детства есть и в сказке «Приключения Муравьишки» (1936). Ее герой должен поспеть в муравейник до захода солнца — факт из жизни муравьев. В то же время в поведении героя есть явное сходство с ребенком, который торопится домой до наступления темноты и жалостливо просит о помощи у взрослых. Этим он вызывает сочувствие у всех персонажей сказки, которые готовы помочь попавшему в беду малышу. Кроме того, Муравьишка похож на хитрецов народных сказок о животных: с помощью ловкости и хитрости они неизменно одерживают победу, и герой Бианки в нужную минуту к таким хитростям прибегает. А вот описание того, как ходит или летает каждый из персонажей, к традиции народной сказки отношения не имеет: речь у Бианки идет о строении насекомых и способах их передвижения. Но, рассказывая о них, писатель не порывает со сказкой — все описания из мира художественной образности. Поэтому крылья у жука «точно два перевернутых корыта», жужжит он, «словно мотор заводит», а на нитке, что гусеница дала, можно весело покачаться, как на настоящих качелях. Сравнения, которыми часто пользуется Бианки, не только соотносят неизвестное с известным ребенку, но и вносят в повествование элемент игры. Игра продолжается и в звукоподражании, а также в использовании метафорических выражений и поговорок. О закате сказано: «Солнышко уже краем землю зацепило», а о переживаниях героя: «Хоть вниз головой бросайся». Все это позволяет сохранить в повествовании на познавательную тему атмосферу настоящей сказки.

Из народной сказочной традиции взял Бианки тип героя-хвастуна. Такой хвастунишка — щенок в сказке «Первая охота» (1924). Он посрамлен тем, что все животные и птицы сумели от него скрыться. Рассказ о том, как животные укрываются от врагов в природе, похож на описание детской игры в прятки, только играют в нее не дети, а звери. И «играют» они по правилам, подсказанным самой природой. Рассказано об этих правилах в образных сравнениях.

 

Удод припал к земле, крылья распластал, хвост раскрыл, клюв вверх поднял. Смотрит Щенок: нет птицы, а лежит на земле пестрый лоскут, и торчит из него кривая игла.

 

Совсем другой хвастун в сказке «Росянка — комариная смерть» (1925). Это типично сказочный герой, хвастливо распевающий песню о своей неуязвимости. И если глупого щенка автор пожалел (уж больно в нем много детского), то хвастливый комар наказан, но вполне естественным образом — он стал жертвой болотного растения.

Не раз обращался Бианки к характерному приему народной сказки — загадке. Иногда загадка звучит уже в заголовке («Кто чем поет?», «Чьи это ноги?»). Разгадать их не просто, потому что загадка усложняется игрой в парадоксы. Сказка «Кто чем поет?» (1923) начинается с парадокса: «Вот послушай, чем и как поют безголосые». А разве безголосые могут петь? Так возникает новая загадка. «Слышно с земли: будто в вышине барашек запел, заблеял». Поющий в небе барашек — это бекас. Но тут же новая загадка: чем он поет? И новый парадокс — хвостом. На читателя обрушивается целый хор голосов, которые Бианки воспроизводит средствами звуковой игры и ритмическим построением фразы. «То тише, то громче, то реже, то чаще трещотка трещит деревянная» (это об аисте). «Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилковатыми жесткими крылышками, словно струна гудит» (это о шмеле). Но звуковая игра имеет и самостоятельное значение. «Прумб-бу-бу-бумм» — это кто? Не обязательно сразу искать реалистическое объяснение, это говорит на своем языке чудесный мир природы. Передача звуков животных в сказках Бианки не сводится к натуралистическому звукоподражанию (хотя на этом основывается). Не менее важны для писателя поэтическое и игровое преображение мира. В сказке «Птичьи разговоры» (1940) звуки птичьих голосов легко переходят в стишки и прибаутки, которыми густо пересыпано повествование.

Многие народные сказки о животных повествуют о спорах зверей за первенство, и выглядят они как непрерывный диалог между спорщиками. Немало таких споров и в сказках Бианки. Аргументами в них служат природные закономерности («Чей нос лучше?», 1924).

Об этих закономерностях Бианки рассказывает во многих сказках. Одна из них — «Теремок» (1929) — написана в традиции народных кумулятивных сказок. Для этой разновидности сказок характерно присоединение одинаковых звеньев, завершающееся гротескным финалом. Однако сказка Бианки не повторяет народный «Теремок». Писатель откровенно играет с традицией: его «теремок» оказывается дуплом лесного дуба, в котором находят временное пристанище обитатели леса. Так народная сказка в изложении Бианки становится иллюстрацией природных закономерностей. Как и сказка «Сова» (1927), рассказывающая о неразумном желании человека прогнать сову. Словно в кумулятивной сказке здесь выстраивается цепочка, но в соединении ее звеньев есть объективная логика: ведь речь идет о пищевой цепочке. Так сказочный парадокс (улетят совы — не будет молока) получает вполне научное подтверждение.

Есть у Бианки сказки, в которых тому или иному природному явлению дается не научное, а мифологическое объяснение. Традиция таких сказок восходит к мифологическим рассказам. Некоторые из них Бианки слышал и записывал сам во время своих поездок. В цикле «Сказки зверолова» (1935) нашли отражение записи сказочного фольклора, которые Бианки сделал у живущих на Крайнем Севере остяков. В сказке «Люля» рассказывается о том, почему у этой птички, обитающей на севере, красные глаза и клюв. Народная мифология связала внешний вид птицы с происхождением суши. Маленькая бесстрашная птичка, ныряя на большую глубину, достала со дна моря щепотку земли и спасла тем самым все живое.

Некоторые сказки Бианки посвящены описанию годового природного цикла. Картина годового цикла есть в сказочном «романе» «Оранжевое горлышко» (1941), рассказывающем о жизни куропаток. Бианки называл это произведение «маленьким гимном Родине», тесно связывая знание природы с чувством любви к родной земле.

 

Вопросы и задания

1. Как традиции народной сказки живут в сказках В. Бианки?

2.В чем своеобразие героев сказок В. Бианки?

3. Приведите примеры словесной игры из сказок В. Бианки.

 

Рассказы о животных

 

Рассказы о животных очень популярны в детском чтении. Среди их авторов не только детские писатели, но и признанные классики русской литературы. Тематика большинства произведений связана с идеями гуманного отношения человека к «меньшим братьям», вот почему героем многих рассказов о животных является человек. В его общении с животными раскрываются истинные свойства характера. Писатели любят приводить примеры заботливого отношения людей к животным, особенно в рассказах о дружбе детей и животных. Общение с животным много значит и для взрослого человека, который видит в нем верного и преданного друга. Но даже если в мир животных писателя-натуралиста влечет исключительно познавательный интерес, то и в этом случае мы довольно много узнаем о человеке, наблюдающем природу.

Но присутствие человека не заслоняет в рассказах о животных самих животных, будь то гигантский слон или маленькая лесная пичужка. Такое преувеличенное внимание в литературе к «мелочам» имеет свое объяснение — в каждом из зверей отражен мир природы, и это придает значительность происшествиям, связанным с ними. В рассказах для детей об этой значительности говорится прямолинейно — описываются случаи, в которых звери или птицы проявляют сообразительность и находчивость. «Разумными» могут быть как домашние животные, так и дикие, с которыми человек встретился в их естественной среде или наблюдал их в зоопарке. О способностях животных рассказывают также истории, написанные известными дрессировщиками (например, В. Дуровым) про своих четвероногих воспитанников.

Многие рассказы о животных близки к документальной литературе (использование фотографий в их оформлении — не редкость), но и те из них, которые относятся к литературе художественного вымысла, отличаются достоверностью описания животных и их повадок. Как правило, писатели опираются на реальные наблюдения и собственный жизненный опыт. Сошлемся на свидетельство В. Бианкипо поводу его «Маленьких рассказов» (1937):

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-познавательная конференция по теме: «Принципы рациональной антибактериальной терапии. Методы определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам»

Данная тема изучается студентами МСО и ФО, согласно рабочей программе по дисциплине «Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии»....

Опыт работы: «Деятельностный подход в приобщении детей дошкольного возраста к художественной литературе».

Процесс общения ребенка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. От взрослого в большой степени зависит, и то, станет ли ребенок настоящим, увлечением читателя или встреча с кн...

Знакомство с художественной литературой детей средней группы.

Знакомство с художественной литературой детей средней группы.№ занятияНазвание занятияПрограммное содержаниеОборудованиеБеседа по содержаниюЗанятие 1.Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»Восп...

Методическая разработка для проведения внеаудиторного мероприятия (научно-познавательная конференция) по экологии "Дом, в котором живет человек"

Данная методическая разработка представляет собой описание проведения научно-познавательной конференции по экологии со сценарным планом и заранее подготовленными выступлениями участников. Рассчитоно н...

Детская литература. Произведения о детях и для детей в творчестве писателей конца XIX начала XX в. Стихи Саши Чёрного

Это ваш слуга покорный, он зовётся «Саша Чёрный» … Приветствую всех, кто заглянул на эту WEB -  страничку!       На этой странице сайта ...

Детская литература. Произведения о детях и для детей в творчестве писателей конца XIX начала XX в. Стихи Константи́на Дми́триевича Бальмо́нта

К.Д. Бальмонт поэт-символист, о котором М.И.Цветаева сказала: «Творец-ребенок».  Приветствую всех, кто заглянул на эту WEB -  страничку!       На эт...