Категория одушевленности-неодушевленности существительных
план-конспект урока

Бондарева Ирина Владимировна

В конспекте урока собран материал на тему :"Категория одушевленности-неодушевленности существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kategoriya_odushevlennosti-neodushevlennosti.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Категория одушевленности-неодушевленности»

Цели:

  1. Закрепить понятия одушевленности, неодушевленности
  2. Развивать мышление, речь, учить сопоставлять языковой материал
  3. Воспитывать активность, стремление самостоятельно решать теоретические задачи, добывать знания

Ход урока

I. Повторение.

  • Что такое имя существительное?
  • Расскажите о категории рода имен существительных
  • Расскажите о категории числа имен существительных
  • Расскажите о категории падежа имен существительных
  • Что вы знаете о склонении имен существительных?

II. Постановка учебной задачи.

2. Просклоняйте существительные стол и слон

 - Почему у сущ. стол окончания им. падежа совпадают, а у сущ. слон нет?

  • А может это явление наблюдается только у сущ. м. р.? (сосны, птицы)
  • С чем это связано?
  • Что же такое категория одушевленности- неодушевленности?

Одушевленные (Кто?)                                             Неодушевленные (Что?)

Р=В                                                                           И=В

(м.р/ ед.ч) (ж.р/ мн.ч.)

Легко определить одушевленность и неодушевленность у существительных?

III Решение учебной задачи.

Работа в группах

Группа 1.

1. Определите значение одушевленности-неодушевленности у выделенных существительных. Проверьте, правильно ли вы выполнили задания, просклоняв существительные.

1) Там чудеса: там леший бродит,

   Русалка на ветвях сидит;  

   Там на ведомых дорожках

   Следы невиданных зверей…

   Прибежали  в избу дети,

   Второпях зовут отца

Вот на шахматную доску,

Рать солдатиков из воску

Он расставил в стройный ряд.

Грозно куколки сидят,  

Подбоченясь на лошадках…

Группа 2

1. Определите значение одушевленности-неодушевленности у выделенных существительных. Проверьте, правильно ли вы выполнили задания, просклоняв существительные.

 2) Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая душу мне.

Вся деревня за старцем калуером

Отправилась тотчас на кладбище;

Там могилу прохожего разрыли,

Видят, - труп румяный и свежий, -

Ногти выросли, как вороньи когти,

А лицо обросло бородою,

Алой кровью вымазаны губы, -

Полна крови глубокая могила.

Бедный Марко колом замахнулся,

Но мертвец завизжал и проворно

Из могилы в лес бегом пустился

Группа 3

1. Определите значение одушевленности-неодушевленности у выделенных существительных. Проверьте, правильно ли вы выполнили задания, просклоняв существительные.

3) Кольцо катиться и звенит,

Жених дрожит, бледнея,

Смутились гости. – Суд гласит:

«Держи, вязать злодея

…Печальный терем всем открыт;

Толпа волнуется, валит  

Туда, где на одре высоком,

На одеяле парчевом     Княжна лежит во сне глубоком…

Группа 4

1. Определите значение одушевленности-неодушевленности у выделенных существительных. Проверьте, правильно ли вы выполнили задания, просклоняв существительные.

4) Ваня стал, - шагнуть не может.

Боже! думает бедняк,  

Это, верно, кости гложет

Красногубый вурдалак.

Народ, восторгом упоенный,

Толпиться с кликами кругом.

 

Группа 5

1. Определите значение одушевленности-неодушевленности у выделенных существительных. Проверьте, правильно ли вы выполнили задания, просклоняв существительные.

5) Король ходит большими шагами

Взад и вперед по палатам;

Люди спят – королю лишь не спится.

Исполнились мои желанья. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

 Группа 6

1. Определите значение одушевленности-неодушевленности у выделенных существительных. Проверьте, правильно ли вы выполнили задания, просклоняв существительные.

6) Тогда я демонов увидел черный рой,

Подобный издали ватаге муравьиной –  

И бесы тешились проклятою игрой

И дале мы пошли – и страх обнял меня.

Бесенок, под себя поджав копыто,

Крутил ростовщика у адского огня.

- Легко ли было определить одушевленность-неодушевленность? (Оказывается мало задать вопрос)

- Какова цель нашаего урока?

- Каким способом можно определить одушевленность-неодушевленность

2. Определите одушевленными или неодушевленными являются имена существительные

Собрание (неодуш), туз (одуш), цветок (неодуш), вирус (неодуш), армия (неодуш), ферзь (одуш), микроб (неодуш), покойник (одуш), молодняк (неодуш).

3. Превратите неодушевленные существительные в одушевленные.

Сила, труба, цирк, защита, помощь, баловство, барабан, гардероб, разведка, Москва, Уфа, гармонь, актив, журнал.

4. Может ли одно и то же существительное в разных значениях выступать как одушевленное и как неодушевленное.

   

Пень (глупый человек)  -   пень

Бас (певец)   - бас (голос)

Тюфяк (безвольный) – тюфяк (матрас)

Петрушка (кукла) – петрушка  (растение)

Шляпа (вялый, безынициативный) – шляпа (головной убор)

Олицетворения.

1)  Зачем ты, месяц, укатился

     И в небе светлом утонул?

2) В воротах вьюга вяжет сеть из густо падающих хлопьев…

3) Лазурь небесная смеется,

    Ночной омытая грозой…

4) Месяц слушал, волны пели,

    И, навесясь с гор крутых,

    Замки рыцарей глядели

    С сладким ужасом на них.

5) Зима еще хлопочет

    И на весну ворчит.

IV. Обобщение.

Что такое категория одушевленности неодушевленности?

Как определить одушевленность-неодушевленность имен существительных?

V. Подведение итогов.

Оцените свою работу. Поставьте оценки самым активным членам ваших групп.

VI/ Дом. задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по русскому языку по теме "Имя существительное"

Самостоятельная работа по русскому языку по теме "Имя существительное" для 5 класса...

Последовательность работы по ознакомлению старших дошкольников с многозначными существительными (педагогический проект)

Одним из очень интересных аспектов лексической работы с детьми старшего дошкольного возраста является ознакомление с многозначностью слов родного языка, в частности - существительных. Данная ра...

Значение и проблема определения категории рода имён существительных

Статья посвящена одной из сложных проблем в современном русском языке - категории рода имени существительного. Автор рассматривает способы определения этой категории и её роль в построении текста....

Рабочая программа переподготовки с категории "В" на категорию "С"

Рабочая программа профессиональной переподготовки водителей транспортных средств с категории "B" на категорию "C" (далее - рабочая программа) разработана в соответствии с требовани...

Рабочая программа переподготовки водителей с категории "С" на категорию "В"

Рабочая программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенций объем практики.Рабочая программа может быть использована для разработки рабоче...