Граждане как субъекты гражданского права
учебно-методическое пособие

Практическое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota_po_pso_grazhdane.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие по дисциплине

Гражданское право,

 специальность: 40.02.01

 «Право и организация социального обеспечения»

по теме:

«Граждане (физические лица), как субъекты гражданского права».

Практическое занятие

«Граждане (физические лица), как субъекты гражданского права»

        

        Цели урока: 

1.Дидактическая (познавательная):

  • Обеспечить усвоение содержания нормативных правовых актов, регулирующих вопросы,  связанных с ограничением гражданина в дееспособности, признании гражданина недееспособным, безвестно отсутствующим.

2.Развивающая:

  • Развивать навыки самостоятельной работы  с нормативными правовыми актами.
  • Развивать точность и аргументированность толкования нормативных правовых актов, и правильность их применения при решении практических ситуаций.
  • Развивать способность анализировать действующее  гражданское законодательство, способность использования периодических и специальных изданий, справочной литературы в профессиональной деятельности. 

Освоение:

ПК 1.1.Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.

3.Воспитательная: Воспитывать навыки организации собственной деятельность, определения методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Освоение:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

Учебно-наглядные пособия:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) .
  2. Основы законодательства Российской Федерации нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1
  3. Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (принят ГД ФС РФ 22.10.1997)

Раздаточный материал: Пример решения профессиональной ситуации.

Задание для выполнения – задачи.

Литература:

Основная: Гомола А.И. Гражданское право: учебник: Допущено Минобразованием России. – 10-е изд., испр. и доп. – М.: «Издательский центр «Академия», 2012 - 416 с.  

Дополнительная: Рассолова Т. М. Гражданское право. – М.: «Юнити» 2010 – 848 с.

        В ходе практического занятия студенты приобретают умения, предусмотренные рабочей программой УД, учатся использовать нормы гражданского законодательства, и применять их  для решения практических ситуаций; анализировать и делать выводы, опираясь на теоретические знания.

Задачи составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования  и способствуют профессиональной подготовке и формированию профессиональных компетенций обучающихся.

Задача № 1 разбирается на доске, остальные задачи выполняются в тетрадях для практических работ. Преподаватель может выборочно проверить выполнение практического задания отдельными обучающимися.

По итогам практического занятия преподаватель анализирует ошибки и выставляет оценки.

Критерии оценки выполнения практических заданий:

Оценка 5 (Отлично) 

самостоятельно разрешил спорную ситуацию, используя положения нормативно-правовых актов и материалы судебной практики, принимал верные, фактически и юридически обоснованные решения.

Оценка 4 (Хорошо) 

самостоятельно разрешил спорную ситуацию, используя положения нормативно-правовых актов и материалы судебной практики, допускал незначительные ошибки при принятии решений.

Оценка 3 (Удовлетворительно) 

использовал помощь преподавателя или другого студента, уже выполнившего данный вид работы, выполнил работы самостоятельно, однако принимаемые решения не были однозначными и обоснованными.

Оценка 2 (Неудовлетворительно) 

не участвовал в решении задач или в выполнении самостоятельной работы.

Ход урока

Элементы внешней структуры урока

Элементы внутренней (дидактической) структуры урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формирование

ОК и ПК

  1. Вводная часть

Организационный момент.

Целевая установка. Актуализация знаний и опыта обучающихся.

 Проверка готовности аудитории к уроку, явки студентов по журналу; наличие нормативного и раздаточного материала.

Постановка цели урока перед обучающимися.

 Дежурный сообщает об отсутствующих.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

2.Основная часть

Решение практического задания.

Студентам предлагаются ситуационные задачи по теме.

Студенты решают задачи с пользованием Закона. Решение оформляют  в тетрадях для практических работ.

Одна задача разбирается на доске совместно с преподавателем. Остальные -студенты выполняют самостоятельно и сдают их на проверку.

ПК 1.1.Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.

3.Заключительная часть

 Подведение итогов урока.

Преподаватель подводит итоги занятия.

Оценивает

Ответы на тестовое задание.

Анализирует ошибки.

Задает

домашнее задание:

Повторить тему.

Записывают домашнее задание

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

Пример решения профессиональной ситуации.

     20-летний Николай Воронцов под влиянием плохой компании пристрастился к спиртным напиткам, стал приходить домой в нетрезвом состоянии, полностью пропивать зарплату, плохо справляться с работой.

     Родители Николая, стараясь спасти сына от губительного воздействия алкоголя, обратились в суд с просьбой об ограничении дееспособности Николая, в особенности о лишении его права самому получать зарплату и  продавать принадлежащие ему вещи. Отец просил суд назначить его попечителем Николая и заявил при этом о своем намерении не расходовать на семейные нужды заработок сына, а перечислять его в банк на имя сына, но без права пользования вкладом, без разрешения отца.

     Подлежит ли удовлетворению просьба родителей Николая Воронцова?

     Решение

     В предложенной ситуации речь идет о попытке ограничить гражданина в дееспособности. Данный вопрос рассматривается  в теме «Граждане как субъекты гражданского права».

    Для разрешения данной ситуации должны быть использованы положения Главы 3 ГК РФ.

     Согласно положениям п.1 ст. 30 ГК гражданин в судебном порядке  может быть ограничен в дееспособности при наличии двух условий в совокупности:

  1. злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами =>
  2. тяжелое материальное положение семьи данного гражданина.

     Из предложенных условий задачи следует, что в данном случае имеет место только одно необходимое условие – злоупотребление спиртными напитками гражданином Воронцовым. Второе условие – тяжелое материальное положение семьи гражданина Воронцова – отсутствует, т.к. отец Воронцова в ходе судебного разбирательства заявил о своем намерении не расходовать на семейные нужды заработок сына, а перечислять его в банк на имя сына.

     На основании вышеизложенного и в соответствии с положениями п.1 ст. 30 ГК РФ просьба родителе Николая Воронцова удовлетворению не подлежит.

Задача № 1

     Супруги Ибрагимовы, решив расторгнуть брак, составили письменное соглашение о том, что Ибрагимов не будет претендовать на раздел квартиры, покинет Санкт-Петербург, и будет постоянно проживать со своей матерью в Твери. Ибрагимова, со своей стороны, обязалась не вступать в новый брак до окончания института их дочерью – студенткой первого курса. За удостоверением достигнуто соглашения, Ибрагимовы обратились к нотариусу. Последний отказался удостоверить соглашение, которое, по его мнению, противоречит законодательству.

     Прав ли нотариус? Обоснуйте свой ответ.

Задача № 2

    10-летний Олег Соловьев с письменного согласия своих родителей заключил договор банковского вклада. Олег неоднократно пополнял вклад небольшими суммами, сэкономленными из денег, которые он получал от родителей для различных покупок. Когда на счете оказалось 20 тыс. руб., он решил снять эту сумму и приобрести для себя игровую компьютерную приставу. Операционист банка отказалась выдать ему указанную сумму, сообщив, что Олег сможет получить деньги со своего вклада только по достижении совершеннолетия.  

     Прав ли операционист? Какие положения закона нарушены в данной ситуации.

Задача № 3

     Государственная регистрационная палата отказала гражданину Маркову в оформлении документов по продаже им квартиры, ссылаясь на то, что, на момент совершения сделки Макарову еще не исполнилось 18 лет, и, следовательно, он не был дееспособным в полном объеме. В ответ Марков уверял, что давно работает, и имеет постоянный доход, демонстрируя при этом копию трудовой книжки. ГРП не приняла в расчет доводы Маркова. Верное ли решение было принято?

Задача № 4

     22-летний гражданин Спиридонов под влиянием плохой компании пристрастился к употреблению спиртных напитков, стал пропивать свою заработную плату и продавать свои вещи. Его родители, стараясь спасти его от пагубного влияния алкоголя, обратились с иском в суд с просьбой ограничить его в праве самостоятельно тратить свою заработную плату. В ходе судебного заседания отец просил назначить его попечителем и пояснил, что не собирается расходовать денежные средства на нужды семьи, будет перечислять их на счет, открытый на имя сына в банке.

     Подлежит ли просьба отца Спиридонова удовлетворению?

Задача № 5

     Гражданка Смирнова предъявила иск в суд. В исковом заявлении она просила признать ничтожной сделку по купле-продаже, совершенную её родной сестрой С.Киреевой. В обоснование своих требований Смирнова пояснила, во-первых, дом продан по заниженной цене; во-вторых, что ее сестра страдает сильными головными болями, в результате чего является инвалидом II группы; в-третьих, она, т.е. Смирнова, фактически выполняет в отношении сестры функции по попечительству и, следовательно, сделка должна была быть совершена с её согласия.

     Будет ли иск Смирновой удовлетворен?

Задача № 6

    Супруги Клёновы оформили опеку в отношении своих малолетних племянников 7 лет и 10 лет. Через три года они обратились в органы опеки и попечительства с просьбой заключить с ними договор о передаче этих же детей в приемную семью.

     Подлежит ли их просьба удовлетворению?

Задача № 7

     Гражданка Веселова обратилась в суд с заявлением об объявлении умершим её брата на основании того, что уже 5 лет о нем нет никаких сведений. Суд отказал Веселовой, объяснив свое решение тем, что её брат не был в свое время признан безвестно отсутствующим.

     Правомерно ли решение суда?

Задача № 8

     В суд обратилась гражданка Кириенко с заявлением об установлении факта смерти своего супруга. При этом она утверждала, что тот уже больше года не появляется дома, а накануне его исчезновения ему неоднократно поступали угрозы физической расправы. В связи с этим она считает, что налицо была реальная угроза его жизни и поэтому через 6 месяцев можно считать его умершим.

     Правомерны ли её требования?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аудиторные работы по дисциплине "Гражданское право" 030912 51 "Право и организация социального обеспечения"

Даннй раздел работ содержит информацию о проведении урока по дисциплине "Гражданское право" с выполнением студентами конкретного задания в аудитории. Каждая аудиторная работа содержит в себе название,...

Методические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы по гражданскому праву для студентов специальности: Право и организация социального обеспечения

Подготовка курсовой работы является одной из форм активизации учебного процесса через самостоятельную работу студентов. Курсовая работа по Гражданскому праву» является письменной работой с кратким и с...

Статья "Материальная и дисциплинарная ответственность субъектов трудового права"

В данной статье рассматриваются условия наступления материальной ответственности работника и работодателя, виды материальной и дисциплинарной ответственности, а так же трудовые спорыи способы их разре...

Статья "Совершенствование методики проведения практических занятий по учебной дисциплине «Гражданское право и гражданский процесс»"

Статья "Совершенствование методики проведения  практических занятий по учебной дисциплине «Гражданское право и гражданский процесс»" Опубликована на сайте БПОУ ОО «СПК...

Скрипты по обществознанию "Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Порядок приема на работу." для подготовки к ЕГЭ по блоку: "Право"

Скрипты по обществознанию "Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Порядок приема на работу." для подготовки к ЕГЭ по бл...

Кроссворд по обществознанию на тему " Гражданское право и гражданские правоотношения"

Контролирующий материал предназначен для проверки  ранее изученного материала студентами 1-2 курса....