Актуальные проблемы преподавания предмета «Технология» и пути их решения
статья

Веселова Оксана Викторовна

Статья о модернизации российской системы общего образования, в частности о проблемах преподавании предмета «Технология» в школах  и пути решения в преподавании предмета «Технология» в средних профессиональных учреждениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Веселова О.В.

Преподаватель технологии

 Сестрорецкий лицей им. С.И. Мосина

Актуальные проблемы преподавания предмета «Технология» и пути их решения

Аннотация: Статья о модернизации российской системы общего образования, в частности о проблемах преподавании предмета «Технология» в школах  и пути решения в преподавании предмета «Технология» в средних профессиональных учреждениях.

Ключевые слова: технология, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, проектная технология, технология проблемного обучения технология развивающего обучения,  здоровьесберегающие технологии, игровые технологии,  модульная технология, технология мастерских; кейс – технология,  технология интегрированного обучения,   педагогика сотрудничества, технологии уровневой дифференциации,  групповые технологии.

Summary:      

 Keyword :                

С 2016-2017 учебного года средние профессиональные учреждения Санкт-Петербурга ведут профессиональную подготовку учащихся на отделении основного общего образования.

С первых дней обучения стало ясно, что освоение профессии без хороших знаний по предмету «Технология» будет непростой задачей. Технологическая подготовка учащихся должна способствовать освоению таких видов деятельности, как конструирование, проектирование, моделирование, исследование, экспериментирование, обработка данных. На деле оказалось все не так.

Не будем умалчивать о том, что предмет «Труд/трудовое обучение/технология» долгое время в школах заменяли другими предметами, такими как: черчение и информационные технологии. Вследствие этого, кабинеты трудового обучения потерпели крах. Зачастую, кабинеты не отвечают современным требованиям, нет соответствующего оснащения. Пришла в негодность вся материально-техническая база. К тому же,  в  средних общеобразовательных школах уроки технологии проводят учителя совершенно других профилей, которые не заинтересованы в овладении содержанием предметного материала, не владеют методикой преподавания предмета и не обладают необходимыми компетенциями. Такая ситуация привела к ухудшению качества технологической подготовки обучающихся, а это, в свою очередь, привело к тому, что обучающиеся не могут на должном уровне выполнить элементарный чертеж детали, произвести технический расчет, изготовить объект труда, предусмотренный образовательной программой, участвовать в олимпиадах по технологии.

Вспомним только, что модернизация российской системы общего образования повлекла за собой существенные преобразования в содержании и подходах к преподаванию практически всех предметов школьной программы.

Содержание предметной области «Технология» практически осталось без изменений.

В 1993 г. предмет «Трудовое обучение» был переименован в предмет «Технология», включающий в себя технический труд, обслуживающий труд, сельскохозяйственный труд, черчение.

 В 1998 г., была разработана Концепция формирования технологической культуры учащихся в общеобразовательной школе, определяющая цели и задачи предметной области «Технология». В данной концепции были представлены этапы технологического подготовки в системе школьного образования: 1–4 классы – начальная технологическая подготовка; 5–9 классы – общетрудовая и технологическая подготовка по направлениям (технический, обслуживающий, сельскохозяйственный труд); 10–11 классы – общеобразовательная технологическая и профильная технологическая подготовка школьников.

        

     В особенность федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) - это деятельностный подход, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Новое время предъявляет высокие требования к выпускникам средних профессиональных учреждений. Перед современным человеком стоит множество проблем, которые он не может решить простым накоплением знаний и навыков поведения. На современном рынке труда востребована личность самостоятельная и инициативная, гибкая и легко адаптирующаяся к изменяющимся условиям, способная учиться, развиваться, выбирать и отвечать за свой выбор, самосовершенствоваться и творчески относиться к любому делу. Кроме того, в условиях наукоёмких и высокотехнологичных производств значительно повышаются требования к научной технологической подготовке школьников. Ориентация учащихся только на усвоение определённой суммы технологических знаний как залога их будущей успешной профессиональной деятельности не имеет права на существование.

Для достижения высоких результатов, наш лицей начинает свою работу с учащимися школы, начиная с летнего периода. На базе лицея весь июнь организованы интерактивные занятия  и мастер-классы для воспитанников летнего лагеря. Группы ребят разновозрастные 1-5 классы. Под руководством мастера производственного обучения многие ребята впервые берут в руки тесто или делают канапе. Школьники с большим энтузиазмом осваивают вождение на тренажерах категории «В» и «С». Своими глазами видят как проходит учебная практика у студентов и участвуют в посильной работе. Экскурсии по лицею и лекции о профессиях проводят непосредственно кураторы и мастера производственного обучения.

Ежегодно в лицее организованы дни открытых дверей в феврале и марте месяцах. В ходе экскурсий старшеклассники посещают учебный корпус лицея, учебную гостиницу, тренажерный зал по вождению, учебную АЗС, учебные лаборатории(повара, автомеханика, менеджера), актовый зал, где могут посмотреть презентации с полной информацией обо всех профессиях и специальностях, изучить материалы, представленные на тематических стендах, пообщаться со студентами, преподавателями, мастерами производственного обучения, посетить уроки и внеклассные мероприятия.  

Учиться у нас интересно! Наверное, этому способствует изучение новых специальных предметов по профессии. Ребенок чувствует себя успешным в новой области и по инерции стремиться к успеху и в остальном. Конечно, этому способствует современное техническое, профессиональное оснащение материальной базы в лицее и, безусловно,  высокий профессионализм преподавателей и мастеров производственного обучения. Для дальнейшего самоопределения, организованны экскурсии на заводы, предприятия и организации, где своими глазами они видят, как трудятся специалисты.  

Наш лицей активно сотрудничает с ООО «Хендэ мотор мануфактуринг рус Хендай Hyundai». Хорошая поддержка с высокоорганизованным предприятием залог профессионального успеха. Руководители завода вот уже несколько лет подряд выделяют финансовые средства для повышенной стипендии лучшим студентам. Это большая мотивация среди молодежи и желание быть лучшим, и успешным.

«Учитель — это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование на новые технологии в обучении детей разных уровней подготовки.

      Информационные сайты помогают наполнить содержание уроков современными фактами, Интернет всегда предлагает широкие возможности. От педагогов требуется только одно — быть достаточно подготовленным пользователем виртуального пространства.

 Можно сделать вывод, что в условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными образовательными технологиями становятся:

·         Проектная технология. Технология проблемного обучения;

·         Технология развивающего обучения;

·         Здоровьесберегающие технологии;

·         Игровые технологии;

·         Модульная технология;

·         Технология мастерских;

·         Кейс – технология;

·         Технология интегрированного обучения;

·         Педагогика сотрудничества;

·         Технологии уровневой дифференциации;

·         Групповые технологии.

       Выбор той или иной технологии не предполагает дилеммы между «делать» или «не делать», а предполагает выбирать варианты изучения содержания, разнообразие форм и технологий учебных занятий которые создают образовательное пространство. Свобода выбора - это возможность выбирать наиболее личностно значимые и существенные для обучающегося в данный отрезок времени технологии.

Проведя анализ каждой из технологий, значимым и важным является развитие личностных качеств, мотивация к самостоятельной деятельности, систематизирование и обработка полученных знаний, формирование критического мышления.

Литература

  1.    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования URL: http://минобрнауки.рф/
  2.      Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»       URL: http://festival.1september.ru (дата обращения 18.09.2015)
  3.   Устинова Т.Б. Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы обучающихся // «фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (электронный ресурс), 2009 Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/512028
  4.     Терешина Н.Н. Технология интегрированного обучения // «фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (электронный ресурс), 2011 Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/622366

   

УДК

ББК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа на тему: «Проблемы начального обучения в классе обязательного фортепиано и пути их решения»

Начальное обучение игре на фортепиано в классе обязательного фортепиано не изолированная область работы с учеником, а часть общего процесса. Сложные и разнообразные методические задачи данной дис...

Методическая работа на тему: «Проблемы начального обучения в классе обязательного фортепиано и пути их решения»

Начальное обучение игре на фортепиано в классе обязательного фортепиано не изолированная область работы с учеником, а часть общего процесса. Сложные и разнообразные методические задачи данной дис...

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Никакая другая отрасль общественного производства не связана так с использованием природных ресурсов, как сельское хозяйство. Ведь труд земледельца и животновода - это по существу использование природ...

Преемственность в формировании практических навыков: проблемы и пути их решения при обучении профессиональным программам.

В настоящее время выпускник должен не только иметь высокий уровень профессионализма и быть всесторонне развитым человеком, но и обладать профессиональной мобильностью, готовностью к профессиональному ...

План - конспект учебного занятия по теме «Глобальные проблемы человечества, пути их решения. Проблема отсталости развивающихся стран.»

План - конспект учебного занятия по теме «Глобальные проблемы человечества, пути их решения. Проблема отсталости развивающихся стран.»...

Филиал ФГБОУ ВО "Самарский государственый университет путей сообщения" в г. Казани. Сборник статей по итогам III международной научно-практической студенческой конференции "Актуальные проблемы транспортной отрасли" 25.05.2020 г.-29.05.2020 г. Казань, 2020

Мигунова К.Р., Завьялова С.В. Востребованность профессии машиниста - поезда в настоящее время. С. 77Архипова А.С., Завьялова С.В. Имена, личности судьба, которых связана с Горьковской железной дорогой...

РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: в статье на основе анализа экспериментальных данных, а также опыта и рефлексии педагогической деятельности автора, характеризуется актуальные проблемы и перспективы преподавание информатики...