Технологическая карта урока в 6 классе «Деепричастный оборот»
план-конспект урока

Красий Елена Ильинична

Материал разработан к учебнику Русский язык 6 класс под редакцией М. М. Разумовской

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 6 классе «Деепричастный оборот»

Выполнила учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №598 с углубленным изучением математики, химии и биологии

г.Санкт-Петербурга Красий Е. И.

Предмет

Русский язык

Класс

6

Базовый учебник

Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, П.А.Лекант.  - М.: Дрофа, 2013. – 207с.

Тема урока

Деепричастный оборот

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

Создание условий для формирования умения  применять полученные знания (обособление деепричастного оборота в предложении) на практике (в устной и письменной речи), развитие логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы), навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль)

Задачи урока

Образовательные: повторить и систематизировать знания учащихся по теме урока, научиться обособлять деепричастный оборот.

Развивающие:   развивать навыки комплексной работы с  текстом, мотивацию к познавательной деятельности, способствовать формированию  умений работать в группе.

Воспитательные: формирование умений коллективно сотрудничать при выполнении заданий, воспитание внимания и уважения к художественному слову.

Планируемые результаты

Предметные: •        обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о деепричастии и деепричастном обороте;

•        совершенствовать практические умения находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них;

•        совершенствовать навык конструирования предложений с деепричастными оборотами;

•        формировать умения графически обозначать изученные орфограммы и деепричастный оборот в тексте

Метапредметные: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре;  воспитывать уважение к художественному слову; формировать активную жизненную позицию.

Технологии

Личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная, дифференцированного обучения.

Формы работы

Коллективная, парная, фронтальная

Виды деятельности учителя

Организует, направляет, контролирует, диагностирует.

Виды деятельности учащихся

Разграничивают языковые явления, находят основание для классификации, отвечают на вопросы, исправляют орфографические ошибки, заполняют таблицы


Технологическая карта урока – практикума по русскому языку

 «Знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом» (для учителя)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

II.  Актуализация знаний. Определение темы урока. Целеполагание:

  • “подвести” учащихся к теме урока;
  • организовать учебный диалог;
  • сформулировать цель урока.

  1. Закрепление изучаемого  материала.

Обучающие задачи:

- опознавать деепричастие по значению, вопросу, суффиксам, морфологическим признакам, объяснять, какие языковые признаки глагола и наречия свойственны деепричастию, определять синтаксическую функцию деепричастия;

- различать причастия и деепричастия;

- определять глагол, от которого образовано деепричастие;

- выполнять морфемно-словообразовательный разбор деепричастия;

- знать языковые признаки деепричастного оборота;

- видеть границы деепричастного оборота в предложении;

- квалифицировать деепричастный оборот как «обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом»;

- конструировать  предложения с деепричастным оборотом;   

- совершенствовать пунктуационные навыки при обособлении одиночных деепричастий и деепричастных оборотов;

- знать, в каких случаях деепричастный оборот не обособляется.

Развивающие задачи:

- развивать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

-  формировать умения и навыки в решении проблемных задач;

-  развивать умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;

-  расширять лингвистический кругозор школьников;

- развивать умение школьников работать с книгой, со справочной литературой, с разными источниками информации;

- совершенствовать устную и письменную речь учащихся, их умения правильно и лаконично излагать свои мысли;

- развивать творческую активность детей.

Воспитывающие задачи:

- воспитывать интерес к предмету, внимание к слову, уважение к русскому языку и любовь к родному краю;

- воспитывать чувства прекрасного через бережное отношение к народным промыслам Тульского края.

Включение изученного в систему знаний:

  • мотивировать учащихся к  исследовательской деятельности;
  • координировать деятельность учащихся;
  • контролировать выполнение заданий.

  1. Самостоятельная работа (тестирование по вариантам).

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке:

  • оценить результаты собственной деятельности;
  • повторить способ нового знания.

VI. Инструктаж домашнего задания.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начать урок мне хочется со стихотворных строк:

С улыбкою иду по жизни я,

Любуясь ею, ожидая чуда,

Чтоб замирала радостно душа

В мелодии, звучащей ниоткуда.

- И вам, ребята, я желаю с улыбкой  идти по жизни и любоваться удивительным миром, открывая для себя новое и интересное, что мы сегодня и постараемся сделать на нашем уроке. Я верю, что у нас всё получится.

В тетрадях записываем число, классная работа.

- Друзья мои! Какую  часть речи мы с вами не так давно начали изучать?  Назовите деепричастия, которые мы встречаем в стихотворении. А о чем мы говорили  на прошлом  уроке? Что же такое  деепричастный оборот? В стихотворении деепричастный оборот есть? Что мы уже знаем о его обособлении? Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Совершенно верно, сформулированную тему урока мы и записываем в тетрадях.

- А какова цель нашего урока?

- Научиться опознавать в предложении деепричастный оборот и правильно его обособлять.

Синтаксическая разминка. Сегодня народные промыслы  Тульского края во…р…ждаются и ра…цветают  пр…нося славу своим мастерам.        

- Есть ли в этом предложении деепричастие? И поскольку сегодняшний урок полностью посвящён  деепричастию и деепричастному обороту, я предлагаю вам поработать в парах (работа в парах) и составить «Портрет деепричастия». Отвечать вы можете  по плану, пользуясь опорными сигналами.

1. Что такое деепричастие.

2. Морфологические признаки деепричастия.

3. Суффиксы деепричастий.

4. Синтаксическая роль деепричастия.

5. Деепричастный оборот.

6. Знаки препинания при деепричастном обороте.

Фронтальный опрос (по вопросам выше).

- Образует ли деепричастие принося деепричастный оборот? (да, принося славу своим мастерам), решите пунктуационную задачу (деепричастный оборот необходимо обособить, в предложении он выполняет роль обстоятельства).

Проверка домашнего задания

- Давайте проверим ваше домашнее задание, в котором вы должны были привести примеры предложений из художественной литературы с деепричастным оборотом, объясняя пунктуацию, графически обозначая ДО.

- Если вы благополучно справились с теоретической частью, оцените свои знания на «Листе успеха».

Я знаю:

  • Что такое деепричастие.
  • Морфологические признаки деепричастия.
  • Суффиксы деепричастия.
  • Синтаксическая роль деепричастия.
  • Деепричастный оборот.
  • Знаки препинания при деепричастном обороте.

Работа с толковым словарём.

- Друзья мои, в этом предложении мы встретили слово «промысел». А кто попробует объяснить его значение? Давайте проверим наши предположения и обратимся к толковому словарю. А что такое «народные промыслы»? Назовите, пожалуйста, те народные промыслы, которыми славится Тульский край?

Редактирование предложений.

Сказочной красотой бл…стают самовары (являться украшением любой квартиры). Самовар (создавать атмосферу уюта) распол…гает к задушевной беседе.

Карточка №1 (проверка через веб-камеру с комментариями выполнявшего у доски и участием всего класса).  И сейчас в Туле живут самоварных дел мастера (прод…лжать традиции своих предшественников). Самовар (закипать и пыхтеть) пригл…шает  гостей к столу.

Карточки ещё двух учеников учитель проверяет сам и комментирует выполнение.

Литературная страничка (индивидуальное задание, подготовленное учеником).

Мастера ничего никому не рассказывая принялись за дело засучив рукава.

Учитель комментирует индивидуально подготовленную работу ученика.

Работа с текстом.

Дать определение тексту, определить тип (повествование) и стиль речи (художественный). Записать предложения, вставляя пропущенные буквы, обозначая орфограммы, расставляя недостающие знаки препинания, графически обозначая причастный и деепричастный обороты. Выполнить виды разбора, указанные в тексте цифрами (*- словообразовательный разбор).

Работа со справочной литературой (в электронном варианте).

Орнамент (от лат. - украшение) – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия, одежда и т.д.), архитектурных сооружений, произведений прикладных искусств. (Словарь иностранных слов.)

- И заключительным этапом нашего урока станет самостоятельное тестирование по вариантам, работа каждого будет оценена и состоит она из трёх заданий, аналогичных заданиям экзаменационной работы.    

- Если  вы благополучно справились с практической частью, оцените свои знания на «Листе успеха»:

Я умею:

  • Опознавать в  предложении  деепричастный оборот.
  • Расставлять знаки препинания в предложениях с ДО.

Учитель вместе с учениками подводит итоги урока и  предлагает закончить любое из понравившихся предложений:

  • Исследуя материал по теме, я узнал, как (что) ...
  • Я научился…
  • Теперь я могу…
  • Самым интересным моментом на уроке…

-  Мне понравилось ...

- Если вы не только поняли тему урока, но и испытали чувства гордости и уважения по отношению к удивительным мастерам Тульского края, значит урок  не прошёл мимо вас. Д/з: 1. п.44, упр. 510 (рассказ на лингвистическую тему).   Задание 2 по вариантам: А) составить   5 - 7 предложений с ДО;

Б) творческое: написать сочинение-миниатюру «Тула  –  город мастеров», включив в предложения ДО.

Оценки за урок, поставленные учителем. 

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Записывают число, классная работа.

Ведут диалог с учителем (высказывают предположения на основе наблюдений, производят анализ информации с помощью ИКТ),  отвечают на вопросы,  дают определения, делают выводы.

 Называют и записывают тему, ставят цели урока.

Предложение на интерактивной доске, учащиеся  записывают его, комментируя орфограммы, вставляя пропущенные буквы, формулируют  орфографические правила. 

Учащиеся, работают в парах,  рассказывая по плану (можно воспользоваться опорными сигналами) теоретический материал друг другу.

Повторив  в парах материал,  дети отвечают на вопросы учителя, вместе составляя рассказ о деепричастии и  ДО. Находят и графически обозначают ДО.

Дети зачитывают примеры предложений с ДО, выписанные из художественной литературы, комментируют знаки препинания.

Дети оценивают собственные  знания теории на «Листе успеха».

Дети дают определение словам «промысел», «народный промысел», зачитывают словарную статью, сравнивая значение слов со своим толкованием, называют народные промыслы Тульского края.

Учащиеся от глаголов, данных в скобках, образуют деепричастия соответствующего вида, записывают  предложения, комментируя орфограммы, расставляя знаки препинания.

Два человека работают вместе с классом у доски, три человека индивидуально работают   с аналогичным заданием по карточкам. Учащиеся задают вопросы работающим по карточкам и у доски.

К интерактивной доске выходит ученица и проводит вместе с классом работу. Из какого художественного произведения фрагмент? (Одноклассники отвечают).

Найдите в этом предложении ДО (дети под руководством «учителя» комментируют предложение). «Учитель» рассказывает о том, когда ДО не обособляется.

Коллективная  устная письменная работа  с текстом.

Учащийся находит толкование слова «орнамент» в электронном словаре.

Дети самостоятельно выполняют тестовые задания по вариантам.

Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Дети записывают домашнее задание.

Действие смыслообразования, формирование чувства уверенности в своих силах; развитие учебно-познавательного интереса к русскому языку (Л).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Р).

Формирование  умения слушать и слышать друг друга (К).

Целеполагание: формирование умения определять и формулировать цели и задачи урока без помощи учителя;

постановка учебной задачи, на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно (Р).

Принятие  познавательной цели и сохранение ее при выполнении учебных действий (П).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К).

Планирование своей деятельности под руководством учителя,  определение  последовательности действий, умение вносить коррективы  и дополнения в составленные планы (Р).

Формирование навыков анализа и сопоставления  (анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков) (П).

Организация и планирование учебного сотрудничество с учителем и сверстниками в ходе индивидуальной и групповой работы (ориентировка на позицию партнера); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; построение речевого высказывания в устной форме (К).

Обогащение эмоционального мира обучающихся, развитие нравственной   личности (Л).

Осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок (Р).

Формирование позитивной самооценки (Л).

Формирование умения работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать (П).

Формулирование собственного мнения, умение приходить к общему решению в совместной деятельности (К).

Обогащение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи (Л).

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу),  конструированию (П).

Планирование своих действий,  адекватное восприятие оценки учителя, оценка правильности выполнения действия в сравнении с образцом; формирование  навыков самодиагностики и самокоррекции  в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя (Р). 

Формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве (К).

Формирование умений применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности (П).

Достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К).

Формирование умений применять знание теоретического материала на практике, умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; формирование умения работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать (П).

 Формирование умений принимать решение и реализовывать его, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, сравнивать  способ и результат своих действий с заданным эталоном (Р).

Формирование умений совместного решения проблемы (К).

Формирование умений структурировать изучаемое предметное содержание, выбирать наиболее эффективные способы решения задач (П).

Осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;  формирование четких и последовательных действий в процессе работы (Р).

Формирование способности самооценки своих действий (Л).

Смыслообразование: формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия (Л).

Формирование умений планировать  деятельность при решении проблем творческого и поискового характера (Р).

Совершенствование устной и письменной речи в соответствии с грамматическими, синтаксическими нормами языка (К).