Ответственное родительство
методическая разработка

Татьянина Ольга Николаевна

Рекомендации для родителей. Что значит вообще быть родителем и что значит быть ответственным родителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методические рекомендации218.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, а

прежде всего самому жить по – человечески».

А . Н. Острогорский

Ответственное родительство  это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания, высокая степень доверия в отношениях с ребенком, способность и желание поддерживать его материально, но не в ущерб его образованности, развитию его личностных качеств.

Ответственное родительство – это не состояние, а процесс или, если быть более точным, сумма процессов, протекающих в разных направлениях.

Фактически ответственное родительство – это естественное служение. Мужчина и женщина дают ребенку жизнь, защищают его и заботятся о нем, тратят на него ресурсы, время, иногда даже здоровье, отказываются от многих своих желаний и потребностей для того, чтобы удовлетворить желания и потребности ребенка.

 Дом, пища и одежда – не самое главное. Важнейшая роль мамы и папы – создание безопасной психологической атмосферы в семье.

Первые годы жизни в голове ребенка буквально отпечатывается все вокруг, и этим формируется его будущая жизнь. И какой она будет, зависит от вас.

Если родители воспринимают ребенка, как проблему, которая мешает им спокойно жить и заниматься собой, если они в стрессе, негативе, у них ощущение загнанности и потерянности, ребенок будет считывать это, даже если на внешнем плане они говорят ему ласковые слова и улыбаются. Он почувствует их внутреннюю замученность и раздражение. И это ощущение останется с ним на всю жизнь. Он всегда будет в глубине души полагать, что он лишний, ненужный, он только мешает, и лучше бы его не было.

Если же родители, несмотря на трудности, радуются ребенку, поддерживают его и любят – он вырастет сильным, уверенным и успешными и  будет ощущать в себе этот стержень до конца своих дней. Он не будет впадать в уныние, будет легко решать проблемы, и жизнь у него сложится благополучно. Самое важное, что получает такой ребенок в детстве – чувство базового доверия к миру.

Важно понимать, что от родителя зависит счастье ребёнка!

Мама и папа знайте что какие бы новаторские  методы воспитания вы не применяли, самым главным  работающим и действенным методом остается ваш, личный пример. Ребенок, как зеркало, будет копировать вашу модель поведения, поэтому следует разобраться сначала в себе. И ответить на вопрос, какой образец для подражания получает мой ребенок и готов ли я стать родителем.

 Термин «ответственное родительство» подразумевает, что родитель в отношениях с ребенком всегда взвешивает последствия своих решений для ребенка и для себя. Но в любом деле без понимания конечной цели предпринимаемые усилия могут сильно разниться с ожидаемым результатом. Насколько ясно вы представляете, какими хотели бы видеть своих детей? Осознаете ли вы риски, преимущества и побочные эффекты своего воспитания? 

 Основная цель любого родителя — подготовить ребенка к самостоятельной жизни. А дальше на ваш выбор: чтобы он уверенно чувствовал себя в обществе, мог реализоваться в любимом деле, сумел заработать миллион, обеспечил себе в будущем необходимый уровень комфорта, стал знаменитостью, умел строить отношения с людьми, был хорошим семьянином, жил в гармонии с самим собой и так далее. 

          Какими же качествами должен обладать ответственный родитель?

Вам покажется странным, но в первую очередь ответственные родители умеют строить прочные супружеские отношения, удовлетворяющие обоих супругов. Заботиться о своем браке важно, потому что неосознанно ребенок впитывает модели семьи и поведения папы и мамы в супружестве. Выстроить супружеские отношения важно еще и потому, что ребенку довольно трудно переживать супружеские ссоры родителей. Они сигналят ему о том, что его жизненная ситуация в данный момент не безопасна. 

Учитывая вышесказанное, умение разрешать семейные конфликты разных уровней — между родителями и ребенком, в супружеской подсистеме, с бабушками и дедушками, не позволяя им перейти в разряд хронических — тоже важная черта ответственных родителей. 

Умение оказать поддержку и защитить в сложных ситуациях — ещё одна важная компетенция ответственных родителей. Дети уязвимы, они обладают подвижной нервной системой, впечатлительны и многое воспринимают очень остро. Поэтому сложной в детском возрасте может быть любая ситуация, которая заставит ребенка переживать более интенсивные эмоции, чем обычно, даже если родителям кажется, что это сущий пустяк. Нужно суметь поставить себя на место ребенка, признать его право на собственные чувства — будь то разочарование, злость, гнев, радость. Даже в том случае, когда их проявления кажутся родителям неуместными. Задача родителей помочь ребенку с ними справиться. Если изначально отказать ребенку в том, что он вправе выражать свои чувства, то можно столкнуться с агрессией, страхами или его уходом в болезни.

Особое внимание на поддержку и защиту стоит обратить родителям, которые обвиняют своего ребенка в агрессивном поведении. Ведь у всякого поведения есть побудительный мотив, это может быть, в том числе ощущение незащищенности, небезопасности или нежелание родителей понять точку зрения ребенка в его конфликтах с кем-то внутри или вне семьи. Наблюдая любые перемены в ребенке и несвойственное ему прежде поведение, ответственный родитель не станет требовательно вопрошать: вот объясни почему ты себя так ведешь? А для начала спросит: «Как твои дела? Что у тебя произошло? У тебя проблемы?». Ответственный родитель разговаривает с детьми, помогая им найти приемлемое объяснение проблемы, выстроить оптимальную стратегию поведения в этот раз и договориться на будущее.

В разном возрасте детям нужна поддержка разного рода. Например, новорожденный не может жить без родительского тепла и объятий. Иногда молодые мамы говорят: «Не беру его на руки, а то потом с рук не слезет». А мы хотим сказать: «Ловите момент, сейчас просится, значит именно сейчас это ему и нужно. В 14 лет вы его уже не усадите «на ручки». В подростковом возрасте ребенку нужна другая поддержка: поддержка его идей, проектов и планов. Подростку достаточно дать понять, что вы всегда в «зоне доступа» и он может обратиться к вам с любой проблемой в любое время. Если родитель разговаривал с ним с детства, то ребенку не составит труда обратиться за помощью в экстренной ситуации не к кому-нибудь, а к папе или к маме. «Но подростки такие противные!», — скажет кто-то. «Иногда сил нет с ним воевать, хочется бросить все, и пусть сам справляется!», — добавит другой. Он-то как-нибудь справится, только ответственный родитель понимает, что подростковый возраст ребенка — это как раз проверка родительской состоятельности. Не принимать ребенка, его поступки и поведение — это не принимать результат своих воспитательских усилий или их отсутствие. Если вам не нравится то, что делает ваш ребенок, значит вы либо плохо понимали, что хотите в нем вырастить, либо положились на авось и оставили его наедине с проблемами. 

 Ответственные родители стараются обеспечить единый подход к воспитанию ребенка и последовательность в требованиях. В случае несогласия мамы и папы по какому-нибудь воспитательному вопросу, его стоит обсудить в отсутствие ребенка, чтобы не давать повода для детских манипуляций и тревоги. Дети очень тонко чувствуют любое несоответствие. И поскольку хитрость — это пока единственная возможность для ребенка совладать со взрослыми, в случае, если папа запрещает, а мама тут же это разрешает, малыш быстро научится лавировать, и со временем проблемы с поведением неизбежно появятся.          Важно, чтобы в вопросах воспитания все члены семьи были последовательны. Установленные правила должны быть приняты родителями совместно и соблюдаться всей семьей. Это закладывает фундамент семейной иерархии и в то же время делает жизнь ребенка и предъявляемые требования понятными. 

Но помните о последствиях своего подхода: если вы требуете от ребенка полного послушания, он точно этому научится, однако слушаться он будет не только вас, но и всех людей, которые ему покажутся мало-мальски значимыми. Похожая ситуация с запретами. Если вы запрещаете ребенку все подряд, будет весьма непоследовательно ждать от него инициативы и самостоятельности. «Мальчик, которого воспитали строгие родители, до трех лет думал, что его зовут Нельзя».

Ответственные родители следят не только за здоровьем ребенка, но и за своим здоровьем и здоровьем всей семьи. Тем самым ребенок получает важную установку: важно быть здоровым и заботиться о себе и близких. 

Когда речь идет о здоровье и заботе о нем, имеется ввиду и профилактика, и регулярная физкультура или спорт, и активный отдых, и своевременное обращение к доктору. Сводить заботу о здоровье к таблеткам и самолечению худшее напутствие детям. Предупредить развитие пагубных привычек у детей можно только на примере собственной жизни. Показывая альтернативу времяпрепровождению с алкоголем и курением, которые являются заместителями более конструктивных и здоровых развлечений и отдыха.

К сожалению, путь к благосостоянию не только тернист, но иногда ставит родителей перед выбором: уделить время детям или отдать его работодателю. И в каждом отдельном случае придется взвешивать риски: если риск ухудшить состояние ребенка выше, чем риск срыва производственных задач, ответственный родитель выберет нужды ребенка, а профессиональные задачи будет решать в авральном режиме. В ситуации подобного выбора всегда выигрывают родители, воспитывающие детей вместе: любящие супруги могут положиться друг на друга. 

Ответственный родитель также помнит, что доступность неограниченных материальных средств расхолаживает юного человека и мешает ему учиться самостоятельно обеспечивать необходимое качество жизни и уровень благосостояния. А действительно, зачем? Папа все даст! Даже при очень высоких доходах родителям нужно донести до ребенка, что это не его деньги. И именно родители, а не ребенок, решают покупать ту или иную вещь или нет. В его жизни он может научиться зарабатывать сам. Учиться распоряжаться карманными деньгами можно уже с детства, а зарабатывать их — уже с подросткового возраста.

Умение родителей донести до ребенка духовно-нравственные и национальные ценности очень актуально для современного мира с его глобализацией и всемирной сетью. «Тут бы прокормить, а вы о духовности», — скажут иные родители. Однако передача высших ценностей от старшего поколения к младшему, это «жизнесберегающая» технология. Ценности — это наиболее глубокий пласт представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, это то, благодаря чему человек остается человеком. Они влияют на постановку жизненных целей, мотивы поступков, ощущение счастья и удовлетворенности жизнью. Понимание и принятие общечеловеческих ценностей облегчает ребенку жизнь в социуме. 

Если же говорить о патриотизме и национальных ценностях, то ответственный родитель, воспитывая ребенка, закладывает ценности именно того общества, в котором ребенку предстоит жить и работать.
Ценности впитываются ребенком с народными сказками, с картинами родной природы и поэзии, с народными традициями, восприимчивость к которым у маленьких детей: дошкольников и младших школьников, очень высока. С

наступлением подросткового периода ребенка начинается проверка патриотичности, духовности и значимости ценностей, заложенных родителями. Подростки, как известно, сильно подвержены влиянию сверстников, информационных ресурсов, значимых взрослых, среди которых не все носители положительного опыта. Если в семье ребенку было хорошо, то после мировоззренческих экспериментов, юный человек еще больше уверится в ценностях родительской семьи.

Без умения ребенка отстаивать собственное мнение и собственные ценности, анализировать ситуацию и принимать решения, человек легко может стать объектом манипуляции. Поэтому непременным качеством ответственного родителя является умение давать ребенку свободу действий и решений, которая позволяет ему проявлять самостоятельность и развивает критический трезвый взгляд на реальность. Любящему родителю предоставлять свободу ребенку довольно трудно, особенно матери, так как она с самого рождения малыша нацелена и привыкла заботиться о его безопасности. И у многих мам сильно желание убрать камни с дороги своего чада. Но как в такой ситуации быть уверенным, что подрастающий человек научится сам расчищать себе путь и уверенно справляться с проблемными ситуациями?

В семье, где воспитанием детей занимаются и папа, и мама, обеспечить баланс между заботой и свободой проще. Ввиду того, что отец и мать могут взять на себя разные наиболее близкие для каждого функции: один «охранительную», другой — «освободительную». Но как о степени свободы, так и о степени заботы обоим родителям все равно придется предварительно договариваться. 

Родителю, который в одиночестве воспитывает детей будет сложнее выработать взвешенную позицию и особенно придерживаться ее. Сложно, но возможно. Тут придется договариваться с самим собой и оставаться последовательным, невзирая на собственное сопротивление, сомнения, и, несмотря на осуждающие взгляды с разных сторон, ведь «любящая мать не заставит дитя самого себе рубахи стирать». http://ryabikina.ppds17.edumsko.ru/uploads/3000/8699/persona/folders/o-proekte.jpg?1470135780774

Стоит ли говорить, что доверять ребенку ответственность (а именно о ней идет речь) за определенную часть его жизни и/или жизни семьи можно только в ситуациях наиболее для него безопасных: сам заправил кровать, сам сходил в магазин, сам заварил чай, сам сделал уроки, сам несешь свой портфель, сам возвращаешься из школы, сам ухаживаешь за котом и так далее. Сложность доверяемых сфер нужно увеличивать согласно возрасту. 

СОВЕТЫ ОТВЕТСТВЕННОМУ РОДИТЕЛЮ:

  1. Будьте для своего ребенка не только родителем, но и другом.
  2. Воспитывать подростка нужно так, чтобы он не знал, что его воспитывают.
  3. Не ограждайте ребенка от трудностей.
  4. Понимание ребенка - это путь его доверия к вам.
  5. Лучшее нравоучение - ваше поведение.
  6. Не упрекайте.
  7. Не допускайте, чтобы ребенку было скучно с вами.
  8. Ругайте за поступок, а хвалите всегда личность.
  9. Не шантажируйте ребенка своей любовью.
  10. Не манипулируйте ребенком, а то он научится манипулировать вами.
  11. Будьте способны понять, принять, посочувствовать, оказать поддержку.
  12. Учитесь правильно выражать свои эмоции.
  13. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований, не демонстрируйте ему однозначно несбыточных ожиданий.
  14. Не торопитесь искать виноватых.
  15. Не афишируйте свою беспомощность.
  16. Не торопитесь наказывать своих детей.
  17. Не будьте унылыми пессимистами.
  18. Учитесь радоваться своим и чужим успехам и учите этому своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка на тему «Ответственность несовершеннолетних за нарушение правил дорожного движения»

Памятка разработана с целью формирования правовой грамотности обучающихся и предотвращения совершения административных правонарушений в области дорожного движения....

Презентация "Юридическая ответственность"

предназначена для методической разработки классного часа на тему "Юридическая ответственность"...

Методическая разработка занятия по дисциплине «Административное право» «Административная ответственность»

Применение современных образовательных технологий на занятиях «Административное право» позволяют обучающимся получить знания, необходимые для качественного усвоения «Административное право...

Беседа с обучающимися, нуждающимися в особом педагогическом внимании. Тема: "Личная ответственность за свои поступки. Моральная и юридическая ответственность за нарушение нравственной нормы"

Беседа с обучающимися, нуждающимися в особом педагогическом внимании. Тема: "Личная ответственность за свои поступки. Моральная и юридическая ответственность за нарушение нравственной нормы". Дан...

Информационно-просветительский буклет "Осознанное родительство: как помочь ребенку с выбором профессии"

Данная методическая разработка помогает родителям сориентироваться в решении непростого вопроса - как помочь собственному ребенку в выборе профессии. Ведь так хочется не ошибиться! Задача любого родит...

Дошкольное образовательное учреждение как школа осознанного и компетентного родительства

Значение семьи в воспитании ребёнка очень точно обозначил А.С. Макаренко «Семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит е...

Осознанное родительство

ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВООстановитесь...... Подумайте. .....Вы-осознанный родитель? Понимаете ли вы вашу роль родительства? Осознаете ли вы свои цели воспитания, свои минусы и плюсы как родителя? Работа...