Беседа с обучающимися, нуждающимися в особом педагогическом внимании. Тема: "Личная ответственность за свои поступки. Моральная и юридическая ответственность за нарушение нравственной нормы"
материал по теме

Храмова Ирина Ивановна

Беседа с обучающимися, нуждающимися в особом педагогическом внимании. Тема: "Личная ответственность за свои поступки. Моральная и юридическая ответственность за нарушение нравственной нормы". Данная беседа помогает обучающимся задуматься о творческой инициативе в сфере прав и обязанностей, способствует формированию ответственности за свои действия и поступки, развитие нетерпимости к нарушениям общественного порядка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки

Краснодарского края

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Курганинский аграрно-технологический техникум»

Краснодарского края

Беседа

с обучающимися, нуждающимися в особом

педагогическом внимании

Тема: "Личная ответственность за свои поступки. Моральная и юридическая ответственность за нарушение нравственной нормы"

Дата проведения - 08.11.13г.

C:\Users\user\Desktop\Фото с состоящими\100_2455.JPG                                                                     

                                   Подготовила:

                                                                       педагог - психолог И.И. Храмова

                                                                   

                                                                                                             

                                       

г. Курганинск, х. Красное Поле, 2013 г.

Цель: распространение правовых знаний и разъяснение существующего правопорядка.

Задачи:

1. Выработка у подростка не только правовой убежденности, но и ориентация правового сознания личности на творческую инициативу в сфере прав и обязанностей.

2.  Привитие чувства долга к соблюдению основных прав и обязанностей граждан России, уважения к органам и лицам, охраняющим порядок.

3.  Формирование ответственности за свои действия и поступки, развитие нетерпимости к нарушениям общественного порядка.

Роман Достоевского не случайно назван «Преступление и наказание», хотя большая его часть посвящена преступлению Раскольникова и связанным с ним событием. Автор указывает на неизбежность наказания не только со стороны государства, но и с точки зрения собственной совести (обсуждение известного произведения)

        Поведение человека в обществе регулируется различными нормами - прежде всего моральными и юридическими. Объем их требований, степень обязательности различна, но все они для того и существуют, чтобы каждый из нас следовал им в своих действиях и поступках. Невыполнение или нарушение требований этих норм влечет за собой необходимость отвечать перед обществом, законом. В этом - одна из важных граней понятия - ответственность. Взрослый человек обладает всей полнотой ответственности. А каков объем ответственности несовершеннолетних? За что отвечаешь ты, еще не достигший 18 лет?

       О том, как несовершеннолетний должен относиться к своим правам и обязанностям, какие виды ответственности существуют и в чем они выражаются, мы и поговорим сегодня. Что же значит слово "ответственность"?

В академическом "Словаре современного русского литературного языка" это слово объясняется как "возлагаемое на кого-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия". Значит, ответственность - это обязательство, это то, что по смыслу очень близко к понятию обязанность. Существуют два основных вида ответственности: моральная и юридическая. Они охватывают все отношения человека с другими людьми, с коллективом, обществом, государством. В чем суть моральной ответственности? Прежде всего, в том, что человек, нарушивший нравственную норму, вызывает осуждение со стороны общества, коллектива, отдельных людей, держит ответ за свой проступок. За нарушение нравственных норм следуют моральные санкции: чувство стыда, угрызения совести виновного в аморальном поступке лица; общественное осуждение со стороны коллектива в виде отрицательного мнения о лице или его действиях; меры общественного воздействия со стороны общественной организации, товарищеского суда. Когда подросток лжет, грубит товарищам, учителям, родителям, отказывает в помощи попавшему в беду другу, он нарушает нравственные нормы и несет за это моральную ответственность. Однако среди норм, регулирующих общественные отношения, есть такие, контроль за выполнением которых берет на себя государство в лице правоохранительных органов /полиция, суд, прокуратура. Эти нормы четко фиксируются в специальных государственных актах. Их совокупность образует право. Следовательно, такие нормы называются правовыми или юридическими. Эти нормы обязательны для всех, они устанавливаются и охраняются государством. Нормы советского государственного права выражают волю всего советского народа, их выполнение - непременное условие успешного строительства коммунизма в нашей стране. Вот почему особенно нетерпимы различные отклонения от правовых норм и, прежде всего, среди несовершеннолетних.

Несколько примеров:  разные хобби бывают у ребят. У школьника Сергея оно было весьма своеобразное. Поздно вечером, надвинув шапку на глаза, он выходил в глухой переулок или на малолюдную улицу и ждал женщин, спешащих домой. Сергей  подходил к жертве и наставлял на нее что-то, угрожающе темневшее в руке. Испуганная женщина отдавала ему сумку с деньгами. На этом промысел заканчивался. Подросток крадучись шел домой и считал деньги. Иногда их было много, иногда совсем пустяк. Как и следовало ожидать, это увлечение не могло долго продолжаться, по той простой причине, что его запрещает уголовное законодательство. Вскоре Сергей  был арестован, предстал перед судом и отправился отбывать срок наказания в ВТК для несовершеннолетних. Иные юные правонарушители, оказавшись на скамье подсудимых, стремятся всю свою вину возложить на окружающих, и ни слова о собственной вине, об ответственности за свои поступки. Вы никогда не поймете причин правонарушений среди подростков, своих товарищей, если не уясните себе одну важную истину: отрицательные влияния на подростков могут быть очень сильными, обстановка жизни в семье невыносимой, но все-таки в конечном итоге выбирает как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки, за его решения - поступать, так или иначе. Вместе с тем, учитывая детский возраст, незрелость и конечно, вину взрослых в некоторых детских правонарушениях, закон наказывает несовершеннолетнего намного мягче, чем взрослого. И это справедливо. Но не следует злоупотреблять этой справедливостью. Бывают случаи, когда взрослые заставляют детей совершать преступления. При этом они используют угрозы, обещают различные блага. Закон очень строго наказывает таких "воспитателей". Но даже в подобных случаях не все дети, попавшие в чрезвычайные обстоятельства, идут на поводу у взрослых преступников. Многие из них помнят о том, что они живут не на обитаемом острове, что их окружают честные люди, к которым всегда можно обратиться за помощью, которые всегда помогут. Однако, часто правонарушения совершаются подростками, впрямую не связанными со взрослыми правонарушениями.

Что же приводит их на путь нарушения закона? Как изнутри формируется готовность совершить преступление? Нередко процесс этот начинается с обыкновенной лени, разболтанности, недисциплинированности, нежелания выполнять простые обязанности учащегося: уважать учителей, родителей, товарищей, добросовестно относиться к учебе, общественной работе, не нарушать распорядка школьной жизни. Плохая успеваемость приводит к обеднению знаний, умений, навыков. Не развивается речь, память, воображение. Ученик начинает отставать от своих товарищей. На уроке ему скучно, может быть, неловко. Любой вопрос может застать врасплох. Нарушается привычная связь с одноклассниками. Тогда он ищет товарищей среди таких же, как сам, отстающих и недисциплинированных учеников. Образуются группы трудных подростков, в которых нередки сквернословие, курение и даже употребление спиртных напитков. Члены таких групп слоняются по улицам, пристают к другим ребятам. Особенно охотно к девочкам. На кино и сигареты нужны деньги. Где их достать? И вот деньги вымогаются у младших. Вымогательства сопровождаются запугиванием, угрозами. Постепенно увеличивается диапазон правонарушений: драки, оскорбления, употребление спиртного...Затем происходят кражи, хулиганство, насилие... Это, так сказать, примитивный путь к правонарушениям. Тех, кто встает на него, характеризуют крайне бедные духовные интересы, чрезвычайно низкий культурный уровень, неумеренные материальные потребности. По другому пути идут избалованные подростки, оберегаемые любящими родителями от малейших трудностей и забот. Они могут хорошо учиться, довольно прилично вести себя в школе, но в семье, на улице, во время досуга преображаются. Их отмечает беспечное отношение к жизни, стремление урвать побольше удовольствий, превратить жизнь в сплошную цепь развлечений. Они не помогают в хозяйстве, не облегчают домашних забот матери. Эгоизм становится преобладающим их качеством. Все для себя, любой ценой. Модная одежда, диски... Пытающиеся урезонить их взрослые становятся врагами. "Нас не понимают", - с презрением к окружающим говорят они. С пренебрежением начинают они относиться к труду, к простым людям. Необходимость постоянно тянуться за модой, иметь самое модное, толкает их в круг ловкачей, спекулянтов, воров, где они проходят университеты паразитического образа жизни. Нравственные ценности теряют для них всякий смысл. Происходит нравственный распад личности, полная духовная деградация, при которой правонарушение не кажется уже невозможным. Таким образом, способность совершать правонарушения подразумевает отсутствие четких нравственных и правовых ориентиров, активной общественной позиции, моральной ответственности.

Правонарушение - прямое следствие бездуховности, бескультурья, стремления к легкой жизни. Несоблюдение правовой нормы называется правонарушением. Правовая норма может запрещать как действие, так и бездействие, если последнее приводит к общественно опасным последствиям. Самый тяжелый, опасный для общества вид правонарушения - преступление, то есть нарушение нормы уголовного права. К правонарушениям относят также административные и дисциплинарные проступки, нарушения гражданского, семейного, жилищного и другого законодательства. Совершение правонарушения влечет за собой юридическую ответственность. Этот вид ответственности выражается в необходимости отвечать за нарушение правовых норм. Существует несколько видов юридической ответственности. Российским правом предусмотрены уголовная, административная, дисциплинарная и др. виды юридической ответственности. Мы с вами поговорим сегодня об уголовной ответственности несовершеннолетних. В нашей стране подрастающее поколение окружено всеобщей заботой. Государственные органы и общественные организации делают все, чтобы молодые люди получали всестороннее развитие, росли духовно богатыми, нравственно чистыми, физически совершенными. Особое внимание государство уделяет борьбе с правонарушениями несовершеннолетних. С несовершеннолетними работают школа, ПДН, общественные организации. Подростки, совершающие правонарушения, за которые они по возрасту не могут нести ответственность по уголовному закону, а также подростки, которых в обычных школах или ПУ невозможно перевоспитать, направляются в специальные учебные заведения закрытого типа, где к ним применяют меры принудительного воспитательного характера. В этих закрытых учебно-воспитательных учреждениях они учатся, работают, участвуют в общественной деятельности. За воспитанниками осуществляется строгий надзор, они обязаны неукоснительно подчиняться требованиям специального режима. Итак, на подростков, отклоняющихся в своем поведении от норм жизни, наше общество, прежде всего, старается воздействовать воспитательными мерами, предоставляя им возможность для исправления. Однако не все несовершеннолетние правильно понимают гуманную правовую политику нашего государства. Некоторые из них, несмотря на предупреждения, повторно совершают правонарушения; поступки других нельзя квалифицировать иначе, как тяжкое преступление. В таких случаях в действие вступает уголовный закон, предусматривающий различные виды уголовного наказания. Уголовное наказание в нашей стране выполняет не только функцию кары, принуждения, но имеет и воспитательное значение. Уголовная ответственность, как форма принуждения, в применении к несовершеннолетним преследует цель вернуть их на правильный путь, показать пагубность, опасность для них самих и для общества, их преступных деяний. Назначая уголовное наказание, суд исходит из того, что несовершеннолетний правонарушитель осознает противоправность своего поступка и сделает из случившегося соответствующие выводы на будущее. Уголовную ответственность несут не все дети несовершеннолетние, а только те, которые достигли определенного возраста. Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления. За отдельные виды преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет. Их перечень строго ограничен, к ним относятся:  

  • убийство;  
  • умышленное причинения тяжкого вреда здоровью, средней тяжести;  
  • похищение человека,
  • изнасилование,
  • насильственные действия сексуального характера,
  • разбой,
  • кража,
  • грабеж,
  • вымогательство,
  • угон,
  • злостное хулиганство;
  •  умышленное уничтожение или повреждение имущества, повлекшее тяжкие последствия;
  •  хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых или наркотических средств;
  •  заведомо ложное сообщение об акте терроризма,
  • вандализм и др.

У многих подростков могут возникнуть естественные сомнения: перечисленные преступления настолько серьезны, что трудно представить себе ребят, которые могли бы их совершить. Однако практика показывает, что такие случаи, хоть и редко, но бывают. И подчас серьезное преступление начинается с шалости.

Семиклассник Геннадий Ж. давно мечтал пострелять из отцовского охотничьего ружья. Но отец запрещал это делать, потому что несовершеннолетние не имеют права пользоваться огнестрельным оружием. Дождавшись, когда дома никого не было, он взял из сейфа ружье, набил карманы патронами и отправился в рощу, устроил из консервной банки мишень и принялся упражняться в стрельбе. Оказавшийся рядом рабочий сделал подростку замечание и посоветовал отнести ружье домой. Подросток не послушался и продолжал стрелять. Тогда рабочий попытался отнять у него ружье, чтобы отнести его участковому инспектору. Завязалась борьба. Дуло ружья оказалось на уровне груди рабочего. Мальчик случайно нажал на курок, раздался выстрел. Рабочий был смертельно ранен и через день скончался в больнице. Неосторожное убийство? Да. Но обратите внимание на то, что к нему привело. Подросток нарушил правила пользования огнестрельным оружием, он не имел права пользоваться ружьем. Рабочий пытался пресечь преступную шалость подростка, выступил в роли защитника закона. Несовершеннолетний совершил второй проступок, не подчинившись справедливому требованию взрослого. Выстрел, унесший человеческую жизнь, был в какой-то мере следствием этой цепочки правонарушений. Когда у человека случается сердечный приступ, его жизнь зависит от того, как скоро прибудет медицинская помощь. Вы бежите к таксофону. Вот она будка. Но, что вы видите? С аппарата свисает сиротливо обрезанный провод. Трубки тоже нет. Кто-то варварски испортил телефон, "позаимствовал" трубку. Вы бежите к следующему телефону, теряете время, а больной остается один на один со своей болезнью. Далеко не всегда запоздалая помощь может спасти ему жизнь. Подростки, которые портят телефонные аппараты, срезают трубки, делают ложные сообщения о готовящихся террористических актах, отнюдь не шалуны, не озорники, даже если им самим это кажется всего лишь развлечением. Они совершают уголовное преступление, повреждают и похищают государственное имущество, мешают людям пользоваться общественной телефонной связью. Тот, кто портит телефонный аппарат, может косвенным образом способствовать гибели человека, не получившего вовремя медицинскую помощь. Не менее опасны для людей и такие "игры", как бросание камней в окна электричек, подкладывание на рельсы различных предметов. Подростки, которые видят в этих действиях признак какой-то особенной смелости, забывают о том, что, играя подобным образом, они наносят государству большой материальный ущерб, создают опасность для здоровья пассажиров. Органы милиции ведут борьбу с этими правонарушениями, но важно вам самим осознать общественную опасность подобных действий, понять, что целясь камнем в окно проходящего поезда, мешая его движению, они поднимают руку на все общество, становятся его врагами, преступниками.

 Самым распространенным преступлением среди несовершеннолетних является кража. Младшие подростки, совершающие такие преступления, как хулиганство, кража, грабеж, чаще всего идут на поводу у более взрослых друзей по уличным компаниям, которые бессовестно используют их в своих корыстных целях. Младшие члены таких отрицательно направленных групп ошибочно считают, что послушание старшим, даже самым испорченным - это закон дружбы. Многие из них не находят в себе силы, чтобы отказаться от того, что их заставляют делать. Им льстит фальшивое доверие старших. А оно оказывается, как правило, обыкновенной спекуляцией на дружбе, чтобы выгородить себя, облегчить достижения своих низменных целей. В судебной практике известны случаи, когда взрослые члены уголовных групп заставляли несовершеннолетних друзей брать на себя чужую вину, сознаваться в том, что совершили другие. Такова истинная цена дружбы, которую навязывают несовершеннолетним и опытные правонарушители. Об этом не стоит забывать ребятам, доверчиво присоединяющимся к сомнительным уличным компаниям. Как показывают исследования, далеко не все подростки осведомлены о том, с какого возраста наступает уголовная ответственность. Многие из них считают, что предстать перед судом за правонарушения могут только совершеннолетние, т.е. достигшие 18 лет. Некоторые учащиеся не имеют четкого представления, что за правонарушения уголовную ответственность несут они сами. Иные полагают, что за их проступки должны отвечать взрослые. Так, на вопрос: кто должен нести ответственность за хулиганство несовершеннолетних? - лишь 17 % из 2000 школьников ответили: "Сами несовершеннолетние". Порою на уроках, на лекциях ученики задают вопрос: почему несовершеннолетние подлежат уголовной ответственности, ведь они же еще не стали взрослыми? При определении возраста, с которого наступает уголовная ответственность, действующее законодательство учитывает прежде всего возрастные возможности и особенности несовершеннолетних. 14 лет- это старший подростковый возраст. Достигнув его, ребята уже вполне осознают последствия своих действий и поступков. Они уже достаточно осведомлены о том, за какие поступки наказывают, и какие действия поощряют. Их жизненный опыт включает обыденные представления о простых нормах морали, о правовом регулировании - со стороны государственных органов - общественной жизнью. Достаточно высока мера их личной ответственности за свои поступки. В этом возрасте активно складывается мировоззрение.

Установление возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не означает, что дети до 14 лет могут вести себя безответственно, делать то, что им заблагорассудится. То, что запрещено Уголовным кодексом, запрещено для всех, независимо от возраста. Иное дело, что к детям до 14 лет по закону не может быть применено уголовное наказание - такое, как помещение в ВТК. Но не следует забывать, что, кроме уголовной ответственности, существуют иные виды ответственности, в частности и такие, как моральная ответственность, ответственность перед родителями, коллективом, наконец, ответственность перед самим собой. И воспитывать в себе чувство ответственности нужно с самого раннего возраста. Закрепление в законодательстве минимального возраста, с которого наступает уголовная ответственность, свидетельствует о гуманизме советского закона, правовой политике государства по отношению к несовершеннолетним.

К несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступлений, применяется либо наказание (т.е. привлечение к уголовной ответственности), либо применение принудительных мер воспитательного воздействия. Несовершеннолетним могут назначаться следующие наказания: Штраф- назначается несовершеннолетним объявленным полностью дееспособными, т.е. только при наличии самостоятельного заработка или имущества на которое может быть обращено взыскание. Как правило, не назначают штраф подросткам в возрасте от 14 до 16 лет, даже при наличии у них самостоятельного заработка или имущества. Обязательные работы назначаются несовершеннолетним в возрасте от 14 до 15 лет - не свыше 2-х часов в день; от 15 до 16 лет - не свыше 3-х часов в день; от 16 до 18 лет - не свыше 4-х часов в день назначается на бесплатной основе. Исправительные работы - назначаются несовершеннолетним, имеющим постоянную работу, в возрасте от 14 до 16 лет этот вид наказания не назначается. Лишение свободы - строгое наказание, лица, которым не исполнилось 18 лет, помещаются в воспитательные колонии общего и усиленного режима, назначается за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Принудительные меры воспитательного воздействия также применяются к несовершеннолетним за совершение ими преступлений. В отличие от наказания они не влекут за собой судимости. Последствием неисполнения принудительных мер воспитательного воздействия является возможность привлечения его к уголовной ответственности.

Так что же такое мораль? Под моралью понимается множество норм, в том числе запретов, принятых в обществе. Например, защищая слабого, Человек совершает моральный(нравственный) поступок. Большинство людей такой поступок одобрит, потому что люди, в основном, стремятся к добру. И наоборот, совершая поступок, не одобряемый в обществе(аморальный), человек чувствует всеобщее осуждение. Моральные нормы, в отличие от юридических, нигде не записаны. Однако они более действенны. Можно определённо сказать, что если бы люди научились соблюдать моральные нормы, законы бы не потребовались.

  Некоторые могли бы назвать это идеалистической утопией, приводя массу аргументов в пользу большей действенности юридических норм по сравнению с моральными. Эти люди, как правило, сторонники жёстких мер. Но история показывает нам, что в прошлом отсутствовало даже понятие о правовых нормах, законах и, тем не менее, общество развивалось и строило свои взаимоотношения на моральных нормах. Конечно, это основано прежде всего на крепких обычаях и традициях, а также на сплочённости человеческих общностей.

   Мы уже говорили о том, что основной базой выработки у подростков нравственности является семья. А всегда ли мы сами являемся носителями норм нравственности? Давайте проведём небольшое тестирование  самооценки и назовём его так: «Умеете ли вы правильно оценивать поступки людей?»

    Подумайте над ситуациями и выберите близкий вам вариант оценки различных поступков.

1.     Шофёр, работающий на автопредприятии, на закреплённой за ним государственной автомашине всю ночь перевозил мебель на новую квартиру. Как можно оценить его действия?

               • поступил неправильно – 1;

               • все так делают – 3;

               •поступил правильно – 5.

2.     Одиннадцатилетний подросток в городском автобусе похитил у пассажира кошелёк с суммой денег, которых хватило бы на покупку одной буханки хлеба. Следователь выяснил, что это была его пятая кража, но в возбуждении уголовного дела отказал, считая, что совершённое деяние не опасным для общества, так как ущерб потерпевшему нанесён незначительный. Как вы оцениваете решение следователя?

             • решение неправильное – 1;

             • нельзя судить из-за одной буханки – 3;

             • решение правильное - 5.

3.     Подросток в нетрезвом состоянии пытался без билета попасть на дискотеку. Дежурный его остановил. Тогда подросток начал оскорблять и угрожать ножом. В милиции он клялся, что никогда бы не совершил подобного, если бы не выпил. Учителя и родители подтвердили, что когда мальчик трезвый, он «мухи не обидит». В милиции поверили, протокол составлять не стали.

а) правильно ли поступил работник милиции?

                 • неправильно – 1;

                 • надо было заставить учителей и родителей следить за тем, чтобы подросток не пил – 3,

                 • правильно – 5.

б) правильно ли повели себя учителя?

                • неправильно – 1;

                • человеку нужно помогать в трудную минуту – 3;

                • правильно – 5.

4.     В туалете одной из школ подросток потребовал от другого принести ему завтра пачку сигарет. Тот рассказал родителям, а они позвонили в милицию.

а) имеется ли в действиях подростка состав преступления – вымогательство?

                • имеется – 1;

                • зря связался из-за пачки сигарет – 3;

                • не имеется – 5.

б) как можно оценить действия потерпевшего?

               •правильные – 1;

               • нужно было попробовать уладить всё без милиции – 3;

               • неправильные – 5.

  Если вы набрали от 6 до 10 баллов, то вы в состоянии правильно оценить поступки других людей. У вас есть понятие о том, что такое моральные и юридические нормы. Советуем вам, оценивая поступки других, почаще ставить себя на их место, вникать в суть дела, не давать категоричных оценок их действиям. Обратите внимание , например, на ситуацию № 1. Там сказано «на новую квартиру». Подумайте, как изменилась бы ситуация, если бы стало известно, что водитель воспользовался  служебной машиной, чтобы бескорыстно помочь переехать пожилому инвалиду.

  Если вы набрали от 11 до 23 баллов, то вам есть над чем задуматься. Вы привыкли оценивать поступки других не с точки зрения морали и права, не по правилам «можно - нельзя», «разрешено - запрещено», а по принципам «хочу – не хочу», «нравится – не нравится». Для вас, в первую очередь, имеет значение, что страдают ваши интересы, которые важнее интересов всех окружающих.

  Если вы набрали от 24 до 30 баллов, то у вас серьёзно искажены представления о моральных и юридических требованиях к человеку. Вам кажется, что прав тот, кто сильнее или хитрее, а правоохранительные органы только мешают жить. Вы ориентируетесь на тех, кто не живёт честно, а ловчит, обходит законы, старается жить за чужой счёт.

  Конечно же, данный тест не характеризует нас в достаточной степени, однако должен содействовать возможной переоценке того влияния, которое мы оказываем на своих детей, создавая фон формирования психологического оправдания аморальных поступков и формируя тем самым у своих детей психологическую предрасположенность к неправоправным поступкам.

  К таким предпосылкам можно отнести моральную распущенность и духовную нищету.

  Подростки, которые сплошь и рядом нарушают моральные нормы, ближе других к совершению правонарушений. Те, кто попадает в спецшколы или ВТК для совершеннолетних, как правило, отличались в школе следующими аморальными поступками: плохо учились, а потом и бросали школу; курили и выпивали; грубили и сверстникам, и взрослым; унижали маленьких и слабых даже без причин; старались выяснять отношения только с помощью силы; играли в карты, разрисовывали стены; портили школьное имущество, и т. п.

  Для девочек кроме перечисленного характерно также стремление показать, что они уже «взрослые». Отсюда раннее использование зачастую очень вульгарной косметики, развязное поведение, ранние «любовные» связи, и т. д.            

  Важным фактором, на который необходимо обращать внимание в воспитании детей – это формирование духовного богатства. Отсутствие духовности приводит к духовной нищете.

  Первый источник – пренебрежительное отношение к учёбе, к знаниям. Подавляющее большинство правонарушителей ещё до осуждения к лишению свободы, как правило, бросили школу.

  Второй источник – стремление к примитивному времяпрепровождению

  Третий источник – преобладание материальных потребностей.

  Один из основных факторов совершения подростками правонарушений – чувство безнаказанности. Подросток может совершить проступок, ещё не подозревая о его аморальности. Взрослые, прежде всего родители и учителя, должны адекватно реагировать на него, принимая соответствующие меры по недопущению подобного в дальнейшем.

Подведение итогов занятия.

Литература:

1. Верцинская Н. О трудных детях// Воспитание школьников. 1990. № 1.

2. Монахова А. Х. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль, 2002.

3. Рождественская Н. А. Как понять подростка. – М., 1995.

4. Соколов Я. В., Миньковский Г. М. Ответственность за правонарушения.

5. Пособие по курсу «Граждановедение» для учащихся, их родителей и учителей. – М., 1995.

        

Приложение №1

Беседа: УГОЛОВНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

за преступления (выдержки из уголовного кодекса)

ФИО обучающегося_________________________________________________

№ группы ____        специальность __________________

Дата проведения беседы: ___________

Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), терроризм (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).

(в ред. Федерального закона от 21.07.2004 N 73-ФЗ)

3. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Зав. кабинетом профилактики

 наркомании и пропаганды ЗОЖ    

Педагог - психолог                                                       И.И. Храмова

Приложение № 2

Памятка обучающему "КАТТ"

Закон КК № 1539 от 21.07.08г.

Картинка о Законе 2

 

ФИО студента__________________________________________________________________ 

Ознакомлен _____________________                           Дата_____________________________

Приложение № 3

Тест «Умеете ли вы правильно оценивать поступки людей?»

    Подумайте над ситуациями и выберите близкий вам вариант оценки различных поступков.

1.     Шофёр, работающий на автопредприятии, на закреплённой за ним государственной автомашине всю ночь перевозил мебель на новую квартиру. Как можно оценить его действия?

               • поступил неправильно – 1;

               • все так делают – 3;

               •поступил правильно – 5.

2.     Одиннадцатилетний подросток в городском автобусе похитил у пассажира кошелёк с суммой денег, которых хватило бы на покупку одной буханки хлеба. Следователь выяснил, что это была его пятая кража, но в возбуждении уголовного дела отказал, считая, что совершённое деяние не опасным для общества, так как ущерб потерпевшему нанесён незначительный. Как вы оцениваете решение следователя?

             • решение неправильное – 1;

             • нельзя судить из-за одной буханки – 3;

             • решение правильное - 5.

3.     Подросток в нетрезвом состоянии пытался без билета попасть на дискотеку. Дежурный его остановил. Тогда подросток начал оскорблять и угрожать ножом. В милиции он клялся, что никогда бы не совершил подобного, если бы не выпил. Учителя и родители подтвердили, что когда мальчик трезвый, он «мухи не обидит». В милиции поверили, протокол составлять не стали.

а) правильно ли поступил работник милиции?

                 • неправильно – 1;

                 • надо было заставить учителей и родителей следить за тем, чтобы подросток не пил – 3,

                 • правильно – 5.

б) правильно ли повели себя учителя?

                • неправильно – 1;

                • человеку нужно помогать в трудную минуту – 3;

                • правильно – 5.

4.     В туалете одной из школ подросток потребовал от другого принести ему завтра пачку сигарет. Тот рассказал родителям, а они позвонили в милицию.

а) имеется ли в действиях подростка состав преступления – вымогательство?

                • имеется – 1;

                • зря связался из-за пачки сигарет – 3;

                • не имеется – 5.

б) как можно оценить действия потерпевшего?

               •правильные – 1;

               • нужно было попробовать уладить всё без милиции – 3;

               • неправильные – 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа на тему "Человек отражается в своих поступках"

К разработке классного часа есть приложение: презентация "Кодекс студента колледжа" (см. мои публикации)...

Презентация "Юридическая ответственность"

предназначена для методической разработки классного часа на тему "Юридическая ответственность"...

Рабочая программа "Биомедицинская этика и деонтология. Ответственность медицинского работника при нарушении этических норм. Профилактика нарушений»

Целью реализации учебного предмета программы это совершенствование и получение новой компетенции в области этического образования и культуры этического мышления, необходимой для профессиональной деяте...

Лекция: Виды ответственности за нарушение норм и правил охраны труда и промышленной безопасности.

Лекция: Виды ответственности за нарушение норм и правил охраны труда и промышленной безопасности....

Занятие, направленное на профилактику правонарушений и формирование ответственности, «Мы в ответе за свои поступки»

Занятие, направленное на профилактику правонарушений и формирование ответственности, «Мы в ответе за свои поступки» « МЫ  В  ОТВЕТЕ  ЗА  СВОИ  ПОСТУПКИ...

"Профилактика правонарушений и формирование ответственности среди обучающихся «Мы в ответе за свои поступки»

Методическая разработка «Профилактика правонарушений и формирование ответственности среди обучающихся «Мы в ответе за свои поступки» Цель: Профилактика правонарушений ...

Доклад"Формирование нравственных норм и ценностей личности обучающихся в медколледже . "

Доклад  посвящен  актуальному вопросу воспитания молодого поколения обучающихся студентов - медиков на примере предшественников .Цель доклада - показать важность исторического аспекта в форм...