Рабочая программа "Биомедицинская этика и деонтология. Ответственность медицинского работника при нарушении этических норм. Профилактика нарушений»
методическая разработка

Дашиева Марина Николаевна

Целью реализации учебного предмета программы это совершенствование и получение новой компетенции в области этического образования и культуры этического мышления, необходимой для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня медицинской сестры в рамках имеющейся квалификации:

-соблюдение этических принципов медицинской деятельности

- оказание качественной медицинской помощи, отвечающей принципам гуманности и милосердия

-соблюдение прав и уважение человеческого достоинства пациента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Этика и деонтология58.65 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ  БАЗОВЫЙ   МЕДИЦИНСКИЙ  КОЛЛЕДЖ

им.  Э.Р. РАДНАЕВА»

ОТДЕЛЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ:

«Биомедицинская этика и деонтология. Ответственность медицинского работника при нарушении этических норм. Профилактика нарушений»

Составитель:

М.Н.Дашиева, методистотделения дополнительного профессионального                                          образования Республиканского медицинского колледжа им. Э.Р.Раднаева

Улан-Удэ

2019г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

1. Паспортучебного предмета  программы

4

2. Тематический план и содержание программы

6

3. Условия реализации  учебного предмета  программы

9

4. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета  

13


1. Паспорт учебного предмета  программы«Биомедицинская этика и деонтология. Ответственность медицинского работника при нарушении этических норм. Профилактика нарушений»

1.1. Область применения учебного предмета  программы«Биомедицинская этика и деонтология. Ответственность медицинского работника при нарушениях этических норм. Профилактика  правонарушений»

Настоящий учебный предмет  программы предназначен для повышения квалификации медицинских работников сестринского звена, имеющих среднее профессиональное образование по специальности «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Лечебное дело».

Настоящий учебный предмет  может быть использован в дополнительных программах профессионального образования по циклам:

  • «Сестринское дело в терапии»;
  • «Сестринское дело в хирургии»;
  • «Сестринское дело в стоматологии»;
  • «Сестринское дело в психиатрии»;
  • «Сестринское делопри инфекциях»;
  • «Сестринская помощь детям»;
  • «Сестринское дело в педиатрии»;
  • «Сестринское дело во фтизиатрии»;
  • «Сестринское дело в диетологии»;
  • «Сестринское операционное дело»;
  • «Сестринский уход за новорожденными»;
  • «Первичная медико- санитарная помощь населению»;
  • «Первичная медико-профилактическая помощь населению»;
  • «Первичная медико-профилактическая помощь населению»;
  • «Первичная медико-санитарная помощьдетям»
  • «Современные аспекты сестринского дела в анестезиологии и реаниматологии»;
  • «Усовершенствование медицинских сестер ЦСО»;
  • «Усовершенствование медицинских сестер процедурных и прививочных кабинетов»;
  • «Функциональная диагностика»;
  • «Медицинский массаж»;
  • «Физиотерапия»;
  • «Ортопедическая стоматология»

1.2. Цели и задачи учебного предмета«Биомедицинская этика и деонтология. Ответственность медицинского работника при нарушениях этических норм. Профилактика  правонарушений»

 – требования к результатам освоения:

  1. Цель реализации учебного предмета

Целью реализации учебного предмета программы это совершенствование и получение новой компетенции в области этического образования и культуры этического мышления, необходимой для профессиональной деятельности и  повышение профессионального уровня  медицинской сестры в рамках имеющейся квалификации:

- соблюдение этических принципов медицинской деятельности

- оказание качественной медицинской помощи, отвечающей принципам гуманности и милосердия

- соблюдение прав и уважение человеческого достоинства пациента.

2. Требования к результатам обучения

ПК-1. Способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты в профессиональной деятельности.

Знания:

- морально-этические нормы, правила и принципы профессионального поведения, права пациента и медицинской сестры.

-деонтологические правила взаимоотношений «медсестра – пациент».

- технологию выполнения медицинских услуг.

- санитарно-эпидемиологических требований к диагностическим медицинским вмешательствам.

-Историю биомедицинской этики. Теоретические основы биомедицинской этики.

- основные проблемы этики и сущность важнейших этических учений.

Умения:

- защищать права пациентов на информацию, свободу выбора и свободу действий.

-логически и этически мыслить, вести дискуссии, находить компромисс при разрешении моральных конфликтов руководствоваться интересами пациентов.

-выстраивать и поддерживать  рабочие отношения с членами коллектива, выстраивать взаимоотношения с пациентами.

-грамотно использовать базовые категории и принципы этики в анализе явлений современной действительности, в мышлении и практике, в профессиональной деятельности

Навыки:

- владение морально-этическими принципами, принципами медицинской деонтологии и медицинской этики.

- навыками формулирования собственной ценностной ориентации и оценки важнейших морально-нравственных вопросов

-навыками оценки проблемной ситуации с учетом принятых в обществе этических норм.

ПК-2. Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения медицинских ошибок, осознавая дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность.

Знания:

-основные этические документы.

- права пациента.

Умения:

- анализировать и оценивать качество медицинской помощи

- оценивать эффективность и безопасность медицинской помощи.

Навыки:

- использование деонтологических и этическихправил и норм для защиты гражданских прав медицинских работников и пациентов.

ПК-3.Способность и готовность к обучению пациентов правилам медицинского поведения.

Знания:

- требования и правила в получении «информированного согласия» пациента, на реабилитацию, диагностические и лечебные процедуры.

-морально-этические нормы, правила и принципы профессионального поведения.

Умения:

- наладить психологический и эмоциональный контакт с пациентом, учитывая деонтологические правила.

- пропагандировать здоровый образ жизни, учитывая индивидуальные особенности психологического портрета пациента.

- Защищать неприкосновенность частной жизни, как основу человеческого достоинства пациентов. Сохранять конфиденциальность (врачебную тайну)

Навыки:

- принципы медицинской деонтологии и медицинской биоэтики.

-информирования пациентов различных возрастных групп и их родственников, в соответствии с требованиями правил «информированное согласие».

-представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК-4. Способность и готовность осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

Знания:

-морально-этические нормы, правила и принципы профессионального поведения, права пациента и медицинской сестры.

- деонтологические правила взаимоотношений «медсестра – медсестра», «медсестра-врач».-

Умения:

- владеть методикой доврачебного осмотра.

- моральные нормы внутрипрофессиональных взаимоотношений.

-выстраивать и поддерживать  рабочие отношения с членами коллектива, выстраивать взаимоотношения с пациентами.

Навыки:

-применять принципы деонтологии и профессиональной этики.

ПК-5.Способность и готовность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.

Знания:

-значимость медицинской этики и деонтологии

Умения:

-находить и использовать информацию, необходимую для анализа современных морально-этических проблем.

-ясно формулировать собственную позицию по важнейшим морально-нравственным вопросам.

Навыки:

-навыками оценки проблемной морально-этической ситуации и выражение собственной позиции с учетом принятых в обществе этических норм.

Общие компетенции (ОК)

ОК-1. Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК-2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК-3.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста.

ОК-4. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК-5. Проводить мероприятия по сохранению и укрепления здоровья населения, пациента и его окружения.

ОК-6. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

1.3. Форма обучения

Очная

 Режим занятий:в рамках цикла повышения квалификации\переподготовки, согласно всей программе.

1.4. Количество часов на освоениевашей  дисциплины по видам учебной работы

        Максимальная учебная нагрузка слушателя в рамках цикла по учебному предмету – 4часов включает:

- обязательную аудиторную учебную нагрузку слушателя– 4 часа

1.5. Организационно-педагогические условия реализации  Программы:

-Обучение проводится с использованием здоровьесберегающих технологий.

-Обучение проводится с использованием различных технических средств обучения, работа «малыми группами» , лекции-дисскусии.

-сочетание личностно-ориентированного метода с наглядным методом обучения (демонстрация мультимедийной презентации по данной теме).

1.6. Раздел «Формы контроля» представлен контрольно-измерительными материалами (КИМы).  Процедура текущего контроля на занятии направлена на установление соответствия усвоенного содержания Программы планируемым результатам обучения и представляет собой форму оценки освоения Программы.

1.Перечень контрольных вопросов.

1.7. Фонд  оценочных средств  (ФОС)

1)СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1.  

Пациент обратился в лабораторию с просьбой выдать ему на руки результаты проведенных исследований. Лаборант выполнил его просьбу. Дома, сопоставив результаты исследований с нормой, пациент расстроился и ночью у него поднялось артериальное давление (страдал гипертонической болезнью), в связи с чем был срочно госпитализирован.

Имеет ли право лаборант выдавать пациентам на руки результаты лабораторных исследований?

Задача 2

Медсестра сказала врачу в присутствии пациентки, что состояние последней ухудшилось после введения лекарства. Пациентка категорически отказалась от назначенных врачом инъекций.

Как должна была поступить медсестра?

Задача 3

Пациент М., 48 лет, находится в кардиологическом отделении стационара по поводу инфаркта миокарда. При повторной электрокардиограмме медсестра, снимавшая ее, обнаружила ухудшение. Пациент попросил сообщить ему результат исследования.

Как должна поступить медсестра в данном случае?

Задача 4

В беседе с пациенткой медсестра сообщила о новом методе лечения ее болезни, который еще не внедрен в данном лечебном учреждении, в связи с чем возникла конфликтная ситуация.

Правильно ли поступила медсестра?

Задача 5

Пациент Р., находящийся на лечении в терапевтическом отделении, во время обхода пожаловался, что ему не были сделаны все назначенные инъекции. Медсестра, приглашенная врачом в палату, доложила, что назначенного препарата нет в отделении.

Какие ошибки были допущены медработниками?

Задача 6

Сын пациентки, госпитализированной в ночное время, попросил разрешения остаться с матерью для ухода за ней. Дежурная медсестра потребовала покинуть отделение. Сложилась конфликтная ситуация.

Является ли решение медсестры правильным?

Задача 7

У пациента Д., 32 лет, лечившегося в терапевтическом отделении обнаружен туберкулез легких. Палатная медсестра сообщила об этом родственникам пациента.

Правильно ли поступила медсестра?

Задача 8

У дежурной медсестры справились по телефону о состоянии тяжелобольного и о диагнозе.  Говоривший представился братом пациента.

Должна ли медсестра сообщать сведения по телефону?

Задача 9

К дежурной медсестре детского отделения обратилась мать больного ребенка с настоятельной просьбой разрешить забрать его из больницы.

Как должна поступить медсестра?

Задача 10

Во время врачебного обхода в палату вошла взволнованная медсестра и доложила врачу, что рентгенолог просил срочно прислать на дообследование пациента К., у которого обнаружены какие-то изменения в легких. Пациент К., находившийся в палате, побледнел и попросил у врача нитроглицерин.

В чем ошибка медсестры?

Задача 11

Пациент Н., 58 лет, лечится в терапевтическом отделении стационара по поводу гипертонической болезни. Вечером он обратился к дежурной медсестре в связи с усилением головной боли и попросил измерить артериальное давление. Медсестра обнаружила, что давление значительно повышено, но цифры сообщить пациенту отказалась, чем вызвала его недовольство.

Как должна поступить медсестра?

Задача 12

Пациентка Л., 33 лет, находилась на лечении в ревматологическом отделении стационара около 5 недель по поводу сердечной недостаточности. Состояние пациентки улучшилось, при выписке из стационара ей рекомендовано принимать лекарственные препараты в дозе, подобранной в отделении. Через 2 недели при очередном посещении участковая медсестра, не обнаружив у пациентов симптомов сердечной недостаточности, посоветовала ей эти препараты не принимать.

Правильно ли поступила медсестра?

Задача 13

К фельдшеру здравпункта обратился пациент, которого ранее лечил участковый врач. Вы считаете, что назначения, сделанные врачом, не все целесообразны.

Как Вы поступите?

Задача 14

Пациентка М., обратилась в регистратуру с просьбой записать ее на прием к хирургу в связи с острыми болями в животе, слабостью.

Однако регистратор отказала пациентке по причине отсутствие у нее документа, удостоверяющего личность.

Как Вы расцениваете сложившуюся ситуацию?

Задача 15

Участковая медсестра проводит лечение пациентки на дому согласно назначениям лечащего врача. В связи с отсутствием эффекта пациентка обратилась с просьбой пригласить к ней для консультации старшего специалиста.

Медсестра отказалась.

Верна ли тактика медсестры?

2. Тематический план и содержание учебного предмета

«Биомедицинская этика и деонтология. Ответственность медицинского работника при нарушении этических норм. Профилактика нарушений»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Индекс компетенций

Раздел 1.Медицинская этика как научная дисциплина: истоки, предмет, структура и круг основных проблем.

Тема 1.1.

Введение.

Определение этики и биоэтики.

Зарождение этики как науки о морали и нравственности.

История формирования этических отношений в медицине.История  развития медицинской этики в России.

Основополагающие документы медицинской этики.

ПК-1, ПК-2,

ОК-1

Перечень практических навыков:

ПК-1,ОК-1,    ОК-4

1

Ознакомление с основными правилами и понятиями этики и биоэтики ( принцип «не навреди», «принцип уважения автономии личности, принцип справедливости, принцип информированного соглапсия, ) Право пациента на информацию, на отказ от медицинского вмешательства, правило уважения неприкосновенности частнеой жизни. Основополагающие документы медицинской этики. (Законодательные нормативные акты РФ, этический кодекс медицинской сестры, клятва Флоренс Найтингел,  Женевская Хельсинская декларации)

Тема 1.2

Профеесиональная этика

Зарождение научного сестринского дела. Этические основы сестринского дела. Этические обязанности медицинской сестры. Этические аспекты проблемы конфиденциальности в современной медицине. Правило конфиденциальности в условиях социализации и компьютеризации современной медицины. Ответственность медицинского работника за нарушение принципа конфиденциальности.

ПК-1, ПК-3,

ОК-1, ОК-4

Раздел 2. Медицинская деонтология, ее статус и функции.

,

Тема 2.1.

Основные требования медицинской деонтологии

Основные понятия, определения. Требования, правила. Нормы медицинской деонтологии. Личность медсестры.

Перечень практических навыков:

1.  Основные модели взаимоотношения медицинских работников и пациентов, а так же родственников пациентов. Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые моральные конфликты. Пути разрешения и формы предупреждения.

ПК-3, ПК-4

ОК-3,ОК-5

Тема 2.2.

Основы культуры общения медицинского работника

Деонтологические правила взаимоотношений «врач-медсестра». Соблюдение корпоративной культуры. Профессиональная солидарность и наставничество в медицине. Моральные конфликты в современном здравоохранении. Профессиональная тайна. Медико-этические особенности общения медицинского работника с пациентами на различных этапах оказания им медицинской помощи.

ПК-1,ПК-4

ОК-3, ОК-6

Перечень практических навыков

1.

Конфликты в коллективе. Пути  решения и предупреждения. Модели поведения медицинских  работников.

Тема 2.3

Основные этические принципы оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

Основные этические принципы оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК-1,ПК-5

ОК-4,ОК-5,ОК-6

Перечень практических навыков.

Ознакомление с нормативными документами «Правила медицинской этики для военного времени» и «Правила предоставления помощи раненым и больным в вооруженных конфликтах». Религиозные ограничения обьема и способа оказания медицинской помощи.

Раздел 3.

   Биоэтика – предмет, статус и круг проблем.

Тема 3.1

Основные проблемы изучаемые биоэтикой.

Биоэтика как философская парадигма выживания. Основные аспекты биомедицинской этики. Предпосылки возникновения биоэтики. Этические дилеммы в биоэтике.

Перечень практических навыков:

Содержание биоэтики. Основные принципы. Причины возникновения биотики.

ПК-1, ПК-3

ОК-2, ОК-4

Тема 3.2

Медицинские вмешательства. Биоэтические проблемы применения инновационных методов.

Медицинские вмешательства в репродукцию человека. Правовые аспекты применения эвтаназии. Виды эвтаназии. История отношения медицинских работников к умирающему больному.Хосписы. Моральные проблемы у постели больного. Этические комитеты: история создания и основные направления деятельности.Правовая и юридическая ответственность медицинских сестер. Медико-этические проблемы трансплантологии.

Перечень практических навыков:

Виды эвтаназии. Регламентирующие документы. Уголовная ответственность медицинских работников, перечень статей.

ПК-1, ПК-2.

ОК-1,ОК-4,ОК-5

Самостоятельная работа слушателей  (СРС) на занятия:

  1. Решение ситуационных задач.
  2. Изучение нормативных документов.

Всего учебной нагрузки по предмету

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. Условия реализации учебного предмета программы «Биомедицинская этика и деонтология. Ответственность медицинского работника при нарушениях этических норм. Профилактика  правонарушений»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование учебного кабинета для теоретических занятий

  • мебель для слушателей и преподавателя (столы и стулья),
  • классная доска (маркер и мел)
  • методические пособия, рекомендации для слушателей

        

Технические средства обучения

  • компьютер
  • мультимедийные проектор
  • телевизор
  • интерактивная доска
  • локальная сеть
  • экран

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.   Руководство по медбиоэтике Учеб.пос./ Ред. Ю.М. Лопухин; пер. с англ.Т.В. Бульгина.-М.:Гэотар, 2006.-128 с.
2.   Биоэтика. Вопросы и ответы. Учеб.пос./ Сост. А.Я. Иванюшкин, Л.Ф. Курило и др.-М.:Прогресс,2005.-64 с.
3.   Кэмпбелл А., Джиллет Г., Джонс Г. Медицинская этика: Пер. с англ.: Учеб.пос. / Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006.

4.Лопатин П.В. Биоэтика: учебник для вузов по специальности "Фармация" /П.В. Лопатин, О.В. Карташова; под ред. П.В. Лопатина - М. : ГЭОТА Р- Медиа, 2005. - 239 с.
5.   Шамов И.А. Биоэтика. Учеб.пос.-М.:Медицина, 2002, 2009.-369 с.
6.   Ермолаева Г.И., Мещерякова Т.В. Курс лекций по биоэтике.Учебно-методическое пособие.-Томск, 2005.
1. Балалыкин, Д.А. История и современные вопросы развития биоэтики: учеб.пособие для вузов / Д.А.Бабалыкин, А.С.Кмселев. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012. – 144 с.

2. «Биоэтика [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов, обучающихся по специальностям высш. проф. образования группы «Здравоохранение» / В. В. Сергеев и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.»

3. Биоэтика. Этические и юридические документы, нормативные акты [Электронный ресурс] / И. А. Шамов, С. А. Абусуев - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.

4. Биомедицинская этика [Электронный ресурс] / Шамов И. А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.

5.Биомедицинская этика/Под ред. В.И. Покровского, Лопухина Ю. М.- М.: Медицина, 1999.
6.   Биоэтика: принципы, правила, проблемы / Под ред. Б.Г.Юдина. - М.: Эдиториал УРСС, 1998.
7. Введение в биоэтику.  / Под ред. Б.Г. Юдина и П.Д. Тищенко.- М., 1999.

8.Введение в биоэтику: учеб.пособие /А.Л. Иванюшкин и др. - М. : ПрогрессТрадиция, 1998. - 384 с.

9.Гиппократ. Этика и общая медицина / Гиппократ. - Спб. : Азбука, 2001. - 348 с.
10.   Деонтология в медицине. В 2-х тт. М.: Медицина, 1988.
11.   Зильбер А.П. Этика и закон в медицине критических состояний. «Этюды критической медицины». Т. 4. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ,1998.

12.Коновалова Л.В. Прикладная этика / Л.В. Коновалова. - М.: ИФРАН, 1998. - Вып. 1: Биоэтика и экоэтика. - 214 с.
13.   Медицинская этика и деонтология / Под ред. Г.В. Морозова и Г.И. Царегородцева. М.: Медицина, 1983.

14.        Михаловска-Карлова, Е.П. Биоэтический практикум: учеб.пособие / Е.П.Михаловска-Карлова, Л.Е.Горелова; под ред. Д.А.Бабалыкина. – М.: Литтерра, 2012. – 208 с.

15. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - М., 1997.

16. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: Учебн. пособие / И.В. Силуянова. - М.: МЕДпресс-информ, 2008. - 224 с.
17.Сидоров П.И. Правовая ответственность медицинских работников: Учебное пособие. М.: МЕДпресс-информ, 2004.

18.Сгречча Э. Биоэтика: учебник / Э. Сгречча, В. Тамбое. - М.: Библейскобогословский ин-т, 2002. - 413 с.

19. Хрусталев Ю.М. Введение в биомедицинскую этику: Уч. пособие для студентов мед.и фармацевт. вузов /Ю.М. Хрусталев - М.: ИП «Академия», 2010 - 221 с.

20. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики: учебник для вузов / Ю.М. Хрусталев. - Ростов н/Д: Феникс. 2010. - 446 с.

Дополнительная литература:

1. В.М. Щербаков, Н.Т.Барвитенко, О.Ю.Фролова .«Профессиональная биомедицинская этика фармацевтического работника» - учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов 1 курса дневного отделения высшего профессионального образования по дисциплине «Биоэтика». ВГУ - г. Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009.-50 с.

2.В.М. Щербаков, Н.Т.Барвитенко, О.Ю.Фролова. «Корпоративная биомедицинская этика фармацевтического работника» - учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов 1 курса дневного отделения высшего профессионального образования по дисциплине «Биоэтика». ВГУ - г. Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009.-36 с.

3.Яровинский М.Я. Лекции по курсу "Медицинская этика" (биоэтика) / М. Я. Яровинский. - М.: Медицина, 2004. - 527 с.

4. Орлов А.Н. Клиническая биоэтика. М.: Медицина, 2003.

5.Павлова Т.Н. Биоэтика в высшей школе: учеб.пособие для вузов / Т.Н. Павлова.- М. : Моск.гос. академия ветеринар. медицины и биотехнологии, 1997. - 147 с.
2.Периодические издания

Газеты:

«Медицинская газета»

«Медицинский вестник»

Журналы:

1.Здравоохранение»

2.«Медицинская помощь»

3. «Медицинская сестра»

4.«Менеджер здравоохранения»

5.«Справочник фельдшера и акушерки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с обучающимися, нуждающимися в особом педагогическом внимании. Тема: "Личная ответственность за свои поступки. Моральная и юридическая ответственность за нарушение нравственной нормы"

Беседа с обучающимися, нуждающимися в особом педагогическом внимании. Тема: "Личная ответственность за свои поступки. Моральная и юридическая ответственность за нарушение нравственной нормы". Дан...

План-конспект урока по физической культуре в 4 «Б» классе Тема: «Корригирующая гимнастика для профилактики нарушения осанки»

Задачи урока:1.     Обучение преодолению гимнастической  полосы препятствий.2.     Формирование  правильной  осанки.3.     Во...

Игровая программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике нарушений чтения и письма у младших школьников. (Полуэктова Е. А. - учитель-логопед высшей категории)

Игровая программа коррекционно-развивающих занятий  по профилактике нарушений чтения и письма  у младших школьников. (Полуэктова Е. А. - учитель-логопед высшей категории)...

"Этика и деонтология медицинского работника"

Медицинская этика во все времена преследует общечеловеческие принципы медицинской профессии, определяемые ее гуманной сущностью - стремлением облегчить страдания и помочь больному человеку. Медицинска...

Проектная работа студента Пастух Дмитрия по теме "Участие медицинской сестры в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата"

Автор проектной работы - студент очно-заочной формы обучения Пастух Дмитрий.В данной работе был изучен метод Плантографии как один из способов профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата и ...

«Медицинская этика и деонтология в работе медицинской сестры»

Каждый из нас хотя бы раз находился в больнице или обращался в поликлинику, и впечатление о лечебном учреждении зависело не только от того, какое лечение было проведено, но и от того, как нас встретил...