Современные образовательные технологии
статья

Чоймболова Ольга Александровна

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii.docx51.1 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проблемное обучение

Создание в        учебной деятельности проблемных ситуаций, и организация активной самостоятельной деятельности учащихся        по их разрешению, в        результате чего   происходит творческое        овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.         

Разноуровневое обучение

У учителя появляется возможность помогать

слабому, уделять   внимание   сильному,

реализуется        желание        сильных        учащихся

быстрее и глубже продвигаться в образовании.

Сильные учащиеся утверждаются в своих

способностях, слабые получают возможность

испытывать учебный успех, повышается

уровень мотивации ученья.                 

Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению

Исследовательские методы в

обучении

Дает возможность учащимся самостоятельно

пополнять свои знания, глубоко вникать в

изучаемую проблему и предполагать пути ее

решения, что важно при формировании

мировоззрения. Это важно для определения

индивидуальной траектории развития каждого

школьника.                                 

Лекционно-семинарско-

зачетная система

Данная система используется в основном в

старшей школе, т.к. это помогает учащимся

подготовиться к обучению в ВУЗах.  Дает

возможность        сконцентрировать

блоки и преподносить его как единое целое, а

контроль        проводить        по

подготовке учащихся.         

Технология использования в

обучении игровых методов:

ролевых, деловых, и других

видов обучающих игр

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование

определенных умений и навыков,

необходимых в практической        деятельности,

развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве

(командная, групповая

работа)

Сотрудничество        трактуется        как        идея

совместной        развивающей деятельности

взрослых и детей. Суть индивидуального

подхода в том, чтобы идти не от учебного

предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех

возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.         

Информационно коммуникационные технологии

Изменение        и неограниченное         обогащение

содержания         образования, использование

интегрированных         курсов, доступ в

ИНТЕРНЕТ.                                                                 

Здоровьесберегающие

технологии

Использование данных технологий позволяют

равномерно во время занятия распределять

различные        виды        заданий, чередовать

мыслительную деятельность с физминутками,

определять время подачи сложного учебного

материала, выделять время на проведение

самостоятельных        работ, нормативно

применять ТСО, что дает положительные

результаты в обучении.                         

Систему инновационной

оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учета

достижений ученика как инструмента

педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития учащихся.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

 Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

  • современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Разноуровневое обучение

Разноуровневое обучение  это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает

возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося;

Схема образовательных траекторий в рамках разноуровневого обучения - это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения.

Технология проектного обучения

 «Проектный метод» под этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект. Он выделяет 17 отличительных черт проектного метода, например,

  • участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни
  • участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
  • участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;
  • участники проекта организуют себя на дело;
  • участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
  • участники проекта вступают в дискуссии и т.д.

Все это говорит о том, что автор под проектным методом имеет в виду систему действий педагога и учащихся по разработке проекта.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Системы действий учителя и учащихся.

  • целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Разработка

проектного

задания

1.1.

Выбор темы

Учитель

отбирает

Учащиеся обсуждают и

проекта

возможные

темы

и

принимают

общее

предлагает их учащимся.

решение по теме.

Учитель

предлагает

Группа

учащихся

учащимся

совместно

совместно

с учителем

отобрать тему проекта.

отбирает

темы

и

предлагает

классу

для

обсуждения

Учитель

участвует

в

Учащиеся

обсуждении

тем,

самостоятельно

предложенных

подбирают

темы

и

учащимися.

предлагают классу

для

обсуждения.

1.2.

Выделение

Учитель

предварительно

Каждый

ученик

подтем

в

тем

вычленяет

подтемы

и

выбирает себе подтему

проекта

предлагает учащимся для

или предлагает новую.

выбора

Учитель

принимает

Учащиеся

активно

участие

в

обсуждении

с

обсуждают

и

учащимися

подтем

предлагают

варианты

проекта

подтем. Каждый ученик

выбирает

одну

из

них

для себя (т.е. выбирает

себе роль).

1.3.

Учитель

проводит

Учащиеся

уже

Формирование

организационную работу

определили свои роли и

творческих групп

по

объединению

группируются

в

школьников,

выбравших

соответствии с ними в

себе конкретные подтемы

малые команды

и виды деятельности

1.4.

Подготовка

Если

проект

объемный,

Отдельные учащиеся

материалов

к

то

учитель

заранее

старших и средних

исследовательской

разрабатывает

задания,

классов принимают

работе:

вопросы

для

поисковой

участие в разработке

формулировка

деятельности

и

заданий.

вопросов,

на

литературу

Вопросы

для

поиска

которые

нужно

ответа

вырабатываться

ответить, задание

могут

в

командах с

для команд,

отбор

последующим

литературы

обсуждением классом.

1.5.  Определение

Учитель

принимает

Учащиеся в группах, а

форм

выражения

участие в обсуждении

затем

в

классе

итогов

проектной

обсуждают

формы

деятельности

представления

результата

исследовательской

деятельности:

видеофильм,

альбом,

натуральные

объекты,

литературная

гостиная

и т.д.

        

        

Исследовательский метод обучения

При исследовательской деятельности определяющим является подход,

  • не состав источников, на основании которых выполнена работа. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. В рамках исследовательского подхода обучение ведётся с опорой на непосредственный опыт учащихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира.

По мнению А. Шацкого учебно-исследовательская деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  • постановку проблемы;
  • ознакомление с литературой по данной проблеме;
  • овладение методикой исследования;
  • сбор собственного материала,
  • Анализ;
  • Обобщение;
  • выводы.

Эффективным средством, позволяющим развитие познавательной и исследовательской компетентности является творческая деятельность. Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроке необходимо создавать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. В результате применения исследовательского метода обучения, учащиеся приобретают определённые качества личности, такие как:

  • гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения        проблем;
  • учатся самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;

• грамотно        работают с информацией;

  • коммуникабельны, контактны в различных социальных группах, умеют работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умеют выходить из них;
  • могут   самостоятельно   трудиться   над   развитием   собственной

нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Технология использования в обучении игровых методов

Наибольший интерес, в образовательном процессе, представляют игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  •  учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

  1. правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки.
  2. игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
  3. игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

Функция игры – ее разнообразная полезность.

  • каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

Социокультурное назначение игры. Игра  сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социальноконтролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результата, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие. 

Коммуникативная игра. Игра  деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество – коллектив, выступающей применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей.

Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может. Диагностическая функция игры. Диагностика  способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе – это особое «поле самовыражения».

Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре.

Функция коррекции в игре. Психологическая коррекции в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Развлекательная функция игры. Развлечение  это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность.

Игра является моделью игры как таковой. Игра важнейшее средство воспитания школьников. Игра деятельность спонтанная, непринужденная. Мир игр очень разнообразен. Существуют разные варианты классификации игр. Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка.

Технология обучение в сотрудничестве

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно  ориентированного обучения, которая основана на принципах:

-  взаимозависимость членов группы;

личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;

- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

  • общая оценка работы группы.

Обучение        в        сотрудничестве        рассматривается        как        метод        обучения.

        

Система инновационной оценки "портфолио".

  • числу современных образовательных технологий можно отнести
  • систему инновационной оценки "портфолио".

Портфолио (в широком смысле этого слова) — это способ фиксирования,

накопления        и оценки        индивидуальных        достижений        школьника

в определенный период его обучения.

Важная цель портфолио  представить отчёт по процессу образования

полростка,         увидеть         «картину»         значимых        образовательных        результатов,

в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика

  • широком образовательном контексте, продемонстрировать его способность практически применять приобретённые знания и умения.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

· Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

· Формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

  • Содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся;
  • Закладывать дополнительные предпосылки возможности для успешной социализации.

Введение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что позволяет сделать выбор дальнейшего направления и формы обучения старшеклассниками более верными и ответственными.

Типы портфолио.

Разработчики        моделей        портфолио        в России        ориентировались        на три

распространенных        за рубежом        его        типа:        показательный,        рабочий

и оценочный. По аналогии с ними было предложено три типа портфолио

и рекомендации по их применению.

1.        Портфолио        документов — портфель        сертифицированных

(документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так

  • количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

Преимущества данного варианта: итоговая бальная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).

Недостатки данного варианта: портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов.

2. Портфолио работ представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях,

прохождение        элективных        курсов,         разного        рода        практик,         спортивных

  • художественных достижений. Данный раздел портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ.

Примерный вариант записей в «Портфолио работ»:

— исследовательские работы и рефераты;

— проектные работы;

— техническое творчество: модели, макеты, приборы;

— работы по искусству;

— элективные курсы и факультативы;

— различные практики;

— занятия в учреждениях дополнительного образования;

— участие в научных конференциях, учебных семинарах;

    — спортивные достижения.

Преимущества: портфолио данного типа даёт представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

Недостатки: качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.

  1. Портфолио отзывов включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и её результатов. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем.

Примерный перечень документов «Портфолио отзывов».

— заключение о качестве выполняемой работы;

— рецензия на статью, опубликованную в СМИ;

— отзыв о работе в творческом коллективе, о выступлении на научно — практической конференции;

— резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений;

— эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;

— рекомендательное письмо о прохождении практики;

— другое.

Преимущества: эта форма портфолио дает возможность «включить» механизмы самооценки ученика, что повышает осознанность процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. Недостатки: сложность формализации и учета собранной информации.

Информационно-коммуникативные технологии

  • широком значении информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)– это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс не столько насущная необходимость, сколько осознанный процесс технологизации рутинных процессов с целью высвобождения творческой энергии личности современного общества.

Основной целью педагогов становится не только организация и ведение процесса овладения прочными базовыми знаниями и навыками учебы, но и формирование личности, способной адаптироваться к условиям современной жизни.

При переходе к новым формам обучения, использующим сетевые технологии, возникает тенденция – ориентироваться на сеть распределенных образовательных ресурсов нового поколения, которые могут применяться в режиме коллективного доступа многих учебных заведений к единым

Образовательным ресурсам по сети Интернет.

Этот путь открывает ряд неоспоримых преимуществ:

    создаются предпосылки для обеспечения единой базовой подготовки учащихся независимо от территориального расположения учебного заведения, наличия собственных высокопрофессиональных педагогических кадров, образовательных ресурсов и пр.;

    повышается наукоемкость, результативность и дидактическая эффективность образовательных ресурсов за счет активного использования современных средств вычислительной техники;

     значительно сокращаются затраты на создание, поддержку и развитие образовательных ресурсов за счет исключения и массового тиражирования;

     становятся принципиально доступными многим образовательным учреждениям или отдельным учащимся уникальные образовательные ресурсы.

Обозначим основные дидактические требования, предъявляемые к информационно-коммуникационным технологиям в образовании с целью повышения эффективности их применения в образовательном процессе:

мотивированность в использовании различных дидактических материалов, четкое определение роли, места, назначения и времени использования электронных образовательных ресурсов и компьютерных средств обучения;

организационная роль преподавателя в проведении занятий;

введение в технологию только таких компонентов, которые гарантируют качество обучения;

соответствие методики компьютерного обучения общей стратегии проведения учебного занятия;

учет того, что введение в комплект учебных средств электронных образовательных ресурсов, компьютерных обучающих программ требует пересмотра всех компонентов системы и изменения общей методики обучения;

обеспечение высокой степени индивидуализации обучения и, одновременно, организация обучения как коллективного процесса;

обеспечение устойчивой обратной связи в обучении и др.

Применение общедидактических принципов обучения, и реализация обозначенных требований к использованию в образовательном процессе ИКТ будет способствовать повышению качества подготовки.

Здоровьесберегающие технологии

Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Если философия образования отвечает на вопрос " зачем учить?», а содержание образования - "чему учить?", то педагогические технологии отвечают на вопрос "как учить?" С точки зрения здоровьесбережения, ответим: чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов. Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее "сертификат безопасности для здоровья", и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения. Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах: задача-минимум и задача-оптимум.

Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: "Не навреди!" и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Эта задача аналогична концепции охраны труда школьника. В традиционном понимании охрана труда - это предупреждение травматизма и других очевидно вредных воздействий на здоровье производственника. "Производство" школьника - его парта, класс, школа; деятельность - учеба, и задача руководителя образовательного учреждения, каждого учителя - по возможности защитить тело и психику ребенка во время его пребывания в школе от воздействия очевидно травмирующих факторов. Эти факторы (достаточно условно) можно разделить на три группы:

1) эколого-гигиенические(природно-средовые);

2) организационно-педагогические;

3) психолого-педагогические.

  • вот реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий следует понимать, как задачу-оптимум, включающую не только охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии как часть современных образовательных технологий

Здоровьесберегающие технологии - Методический доклад...

Современные образовательные технологии в условиях реализации федеральных образовательных стандартов НПО и СПО

Стандарт профессионального образования третьего поколения (ФГОС) имеет ряд особенностей: он построен на основе компетентностного подхода.Для формирования  общих компетенций, усвоения и закреплени...

Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология учебного проектирования.

Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направл...

Изучение современных образовательных технологий, применяемых в образовательном процессе начальной школы

МДК .01.09 Современные образовательные технологии в образовательном процессе начальной школы...

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОСВОЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье автор раскрывает вопросы организации и проведения обучения педагогических работников Хабаровского торгово-экономического техникума использованию в образовательном процессе современных образов...

Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение. Конспект занятия "Упражнение змейка" с использованием автотренажера ФОРСАЖ-9 к образовательной программе «Безопасность дорожного движения» 3

В работе представлена Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение на примере занятия "Упражнение змейка" с использованием автотре...