Главные вкладки

    ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОСВОЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    статья

    Подругина Екатерина Дмитриевна
    В статье автор раскрывает вопросы организации и проведения обучения педагогических работников Хабаровского торгово-экономического техникума использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий. Описывает задачи, формы и методы обучения, этапы организации внедрения и освоения современных образовательных технологий в образовательную среду техникума.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл htet_podrugina_e.d.docx33.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОСВОЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    Подругина Екатерина Дмитриевна,

    методист

    Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский торгово-экономический техникум, г. Хабаровск

    АННОТАЦИЯ

    В статье автор раскрывает вопросы организации и проведения обучения педагогических работников Хабаровского торгово-экономического техникума использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий. Описывает задачи, формы и методы обучения, этапы организации внедрения и освоения современных образовательных технологий в образовательную среду техникума.

    Ключевые слова: современные образовательные технологии; обучение; формирование; развитие; преподаватель; методическая служба.

    ORGANIZATION AND CONDUCT OF TRAINING PEDAGOGICAL STAFF TO LEARN AND USE IN EDUCATIONAL PROCESS OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

     Podrugina Ekaterina Dmitrievna,

    Methodist

    Regional state budgetary professional educational institution «Khabarovsk trading-economic technical school», Khabarovsk

    ABSTRACT

    In article the author reveals questions of the organization and carrying out training of pedagogical workers of Khabarovsk trade and economic technical school use in educational process of modern educational technologies. Describes the tasks, forms and methods of training, the stages of implementation and development of modern educational technologies in the educational environment of the College.

    Keywords: modern educational technologies; education; formation; development; teacher; methodical service.

    Развитие системы образования требует от педагогических работников знаний тенденций инновационных изменений в системе современного образования, интерактивных методов и форм обучения, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем и технологий.

    Многообразие преобразований, проводимых сегодня в образовательных учреждениях, требует серьезного научно-методического обеспечения. Методической службе необходимо обеспечить педагогов комплексной методикой научного поиска, формировать умения и культуру педагогического исследования, научить отслеживать и описывать процесс и результаты работы по освоению современных образовательных технологий, умело их использовать в дальнейшей работе.

    Положительный результат получается, если инициатива в использовании инноваций исходит от самого педагога: преподаватель изучает литературу, составляет соответствующий план по самообразованию, общается с коллегами, проходит курсы повышения квалификации, посещает проблемные семинары, конференции, ведет самостоятельное исследование данного вопроса. Если совершенствование образовательного процесса – инициатива образовательного учреждения, то возникает необходимость в организации работы, направленной на обучение педагогов приемам инновационной деятельности, в процессе которой решаются следующие задачи:

    - мотивация педагогов на освоение современных образовательных технологий, апробацию новых методов и приемов обучения и воспитания;

    - предоставление педагогам актуальной информации о современных технологиях;

    - развитие умений применять конкретную технологию на практике;

    - формирование умений планировать урок в соответствии с методикой инновационной технологии;

    - развитие умений самоанализа и самооценки, результативности внедрения новой технологии.

    Наилучший результат обучения педагогов в Хабаровском торгово-экономическом техникуме дает сочетание следующих форм:

    • деловая игра;
    • мастер-класс;
    • лекция;
    • семинар по осмыслению инновационных идей;
    • посещение и анализ уроков коллег, применяющих современные технологии;
    • учебное занятие по проектированию инновационного урока;
    • открытые уроки, на которых педагоги апробируют элементы новых технологий;
    • педагогические чтения, на которых изучается опыт квалифицированных педагогов;
    • консультации и др.

    Методы обучения педагогов работе по новым технологиям можно объединить в следующие направления:

    -        информационные – лекции, семинары, педагогические чтения;

    -        комплексные – мастер-классы, стажировка, работа в творческих, опытно-экспериментальных группах;

    -        дискуссионные – обсуждение, оценка и анализ занятия.

    Таким образом, обучение педагогов по внедрению новых технологий включает в себя теоретическую подготовку и выработку определенных практических умений.

    Общей методической темой научно-методической работы Хабаровского торгово-экономического техникума является «Совершенствование комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса как важное условие подготовки специалиста и развития творческого потенциала преподавателя и студента». Цель которой - стимулирование инновационной деятельности преподавателей, повышение уровня их профессиональной компетентности и внедрения в образовательный процесс интерактивных технологий.

    Прежде чем начать освоение каких-либо новых технологий, то есть активизировать профессиональный рост педагогов, необходимо создать условия для эффективного освоения и внедрения современных образовательных технологий в образовательный процесс.

    Процесс организации внедрения и освоения современных образовательных технологий состоит из нескольких этапов.

    I этап - диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на работу, анализ затруднений, постановку проблемы, планирование и прогнозирование результатов.

    На этом этапе задачей методической службы является определение отношения педагогов к освоению современных образовательных технологий. Для реализации данной задачи методисты посещают уроки как опытных, так и начинающих преподавателей, анализируют использование педагогами современных педагогических технологий, выявляют причины затруднений. Как правило, в педагогическом коллективе немало людей консервативных, для которых процесс освоения и внедрения новых методов и способов преподавания всегда характеризуется некоторым отторжением. Поэтому с целью повышения мотивации педагогических работников к изучению современных технологий, методической службой проводится ряд практических научно-методологических семинаров, на которых упор делается на выступления педагогов техникума, активно использующих в своей деятельности современные образовательные технологии. Повышение мотивации происходит за счет выявления положительных сторон в использовании технологий (повышение качества образования, экономия времени преподавателя, развитие у студентов познавательного интереса к дисциплине и тд.).

    II этап – теоретический, предусматривает курсовую подготовку на курсах повышения квалификации, дистанционные и внутритехникумовские формы повышения квалификации. Хабаровский краевой институт развития системы профессионального образования предлагает большое количество курсов повышения квалификации и научно-практических семинаров на тему внедрения современных образовательных технологий в образовательную среду. Преподаватели техникума направляются на курсы данной тематики с целью повышения их педагогического мастерства. В 2017 году 8 педагогических работников техникума обучились на курсах, связанных с практикой внедрения современных педагогических технологий в систему образования, в 2018 году запланировано обучить 11 педагогов по данной тематике. Многие педагоги, выбрав для себя тему по самообразованию, повышают квалификацию дистанционно. Только за последние два года преподаватели техникума повысили квалификацию в таких заведениях дополнительного образования, как Московский городской педагогический университет, Европейский Университет «Бизнес Треугольник», Институт позитивных технологий и консалдинга, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Тихоокеанский государственный университет.

    К внутритехникумовским формам повышения квалификации относятся: учебно-методическая работа, научно-методическая работа преподавателей, постоянно действующий практический научно-методологический семинар, школа начинающего преподавателя, открытые уроки и внеклассные мероприятия, стажировки, смотр-конкурс научно-методической работы преподавателей.

    На теоретическом этапе главным является накопление информации по изучаемой технологии. Задача методической службы на данном этапе – оказание помощи в изучении технологий, методов или новых приемов обучения, ознакомление с основами технологий других коллег через систему различных мероприятий.

    III этап - практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов.

    Задача методической службы на данном этапе – не просто ознакомить педагогический коллектив с современными технологиями, но и на собственном примере показать данные технологии в действии. Практика показала, что полезнее испытать технологию «на себе», побывав в роли обучающегося в процессе ее освоения. В этом случае педагоги смогут осмысленно применить технологию в своей практической деятельности. Так, занятия школы начинающего преподавателя проводятся с использованием разнообразных инновационных педагогических технологий, для того, чтобы, преподаватели смогли апробировать некоторые элементы технологий и приемов на своем опыте.  

    Например, занятие на тему «Методы обучения как средство реализации целей и задач обучения, достижения усвоения студентами нового материала» проводится с использованием модульной технологии обучения. Преподаватели делятся на группы, которым раздаются 6 учебных элементов, каждый из которых содержит указание на форму работы, время, отводимое на ее выполнение, задание и критерии оценки. Занятие начинается с обсуждения проблемы, вследствие чего преподаватели самостоятельно формулируют комплексную дидактическую цель занятия и его интегрирующие задачи, а затем переходят к работе по технологической карте. Практическое применение модульной технологии на занятиях школы начинающего преподавателя позволяет выявить преимущества данной методики в сравнении с традиционными методами обучения, дает возможность почувствовать преподавателю себя в роли студента, применить данную технологию к своим дисциплинам.

    Кроме того, на занятиях школы начинающего преподавателя используются информационно-коммуникационные технологии, метод проблемного обучения, частично-поисковый метод, игровые технологии, групповые методы. Преподаватели выполняют практические задания с использованием кейс-метода, метода проектов. Также активно используются различные эффективные приемы обучения: синквейн, кластер, инсерт, корзина идей, различные методы рефлексии. С педагогами проводятся занятия, разъясняющие суть технологии, предлагаются техники и приемы, которые отрабатываются в практической деятельности. На занятиях просматриваются видеозаписи уроков, организуется их обсуждение.

    На практическом научно-методологическом семинаре для педагогов, который проводится согласно плану научно-методической работы техникума 4 раза в год, также используются различные современные технологии и методики. Например, семинар на тему «Развитие познавательной активности у обучающихся при изучении дисциплин профессионального цикла» включал в себя выступление преподавателя товароведных дисциплин, в котором он рассказывал о применяемом им методе «6 шляп». Для того, чтобы преподаватели смогли использовать эту технологию на своих занятиях, практическая групповая работа семинара проводилась с апробацией метода «6 шляп». Преподавателям была задана проблема и каждая из 6 групп обсуждала ее в своей роли (шляпе). В итоге многие преподаватели заинтересовались применением данной технологии на своих занятиях и, спустя несколько недель один из педагогов провел открытый урок с применением данной технологии. 

    IV этап - внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением, то есть внедрением современных образовательных технологий в постоянную практику как можно большего числа педагогов. В качестве форм внедрения могут выступать открытые уроки (показ приемов и методов работы), семинары-практикумы, творческие отчеты, публикации, методические пособия и т.д. Происходит внедрение и апробация технологии педагогами через уроки или внеклассные мероприятия.

    С целью распространения собственного опыта внедрения современных образовательных технологий преподаватели в присутствии других коллег проводят открытые уроки, выбирая наиболее сложные темы образовательной программы, представляющие определенный интерес в методическом отношении. На открытые уроки приглашаются начинающие преподаватели с целью обмена педагогическим опытом и повышения педагогической квалификации. По окончании открытого урока преподаватель проводит самоанализ, кроме того, присутствующие коллеги также анализируют урок и высказывают свое мнение. В 2016-2017 учебном году преподаватели техникума провели 14 открытых уроков и 8 открытых внеклассных мероприятий.

    Также педагоги распространяют собственный опыт через участие в научно-практических конференциях и конкурсах педагогического мастерства. В 2016-2017 учебном году преподаватели техникума написали 21 статью, приняв участие в 11 международных научно-практических конференциях и 8 конкурсах профессионального мастерства.

    С творческими отчетами преподаватели выступают на заседаниях научно-методического совета, делятся практическим опытом на занятиях школы начинающего преподавателя, практическом научно-методологическом семинаре, педагогических чтениях. Так, в 2017 году состоялись педагогические чтения на тему «Модульно-компетентностный подход к обучению специалистов среднего звена», на которых преподаватели делились опытом по эффективной организации обучения при использовании модульно-компетентностного подхода, знакомились с методическими приемами и способами обучения студентов с целью освоения компетенций, методикой оценки при модульно-компетентностном подходе к обучению.

    Преподавателей, использующих авторские методики, приглашают провести мастер-класс или выступить с распространением опыта на краевых курсах повышения квалификации.

     С целью внедрения современных педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс в техникуме создаются опытно-экспериментальные группы, участники которых выбирают технологию, над которой будут работать, изучают ее, апробируют на занятиях и делятся своим опытом с коллегами. В течение года в техникуме функционирует опытно-экспериментальная группа «Внедрение инновационной формы обучения на основе модульной технологии». В ее состав входят преподаватели, интересующиеся модульной технологией обучения. В 2017-2018 учебном году провели 3 открытых урока с использованием данной технологии, написали несколько статей, выступили на занятиях школы начинающего преподавателя и заседании научно-методического совета, приняли участие в конкурсе профессионального мастерства. Также они систематически проводят консультирование преподавателей техникума с целью обмена опытом по применению модульной технологии обучения.

    V этап – итоговый, подразумевает подведение итогов, определение изменений, коррекцию с учетом специфики работы преподавателя. Задачи данного этапа: оценить грамотность и эффективность применения технологии; определить пути и способы совершенствования деятельности педагога; выявить возможность поддержки, обобщения и распространения опыта использования технологии в педагогическом коллективе.

    Экспертиза осуществляется в процессе посещения занятий, изучения результатов деятельности обучающихся. На этом этапе педагог уточняет свои представления о технологии, более глубоко осознает ее суть, что приводит к внесению корректив при ее дальнейшем использовании.

    Результатом внедрения современных педагогических технологий в образовательный процесс можно считать повышение педагогического мастерства и самооценки преподавателя, повышение качества знаний, умений, навыков и познавательной активности студентов, мотивации к обучению.

    Современная система образования предоставляет преподавателю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Поэтому задача методической службы научить педагогический коллектив описывать процесс и результаты работы по освоению современных образовательных технологий, умело их использовать в дальнейшей работе. Коллективное овладение новыми технологиями способствует созданию атмосферы поиска и экспериментирования в техникуме, благоприятной для развития творчества и профессиональной активности педагогов и студентов.

    Список литературы

    1. Булавкин А.А. Об опыте использования в учебном процессе современных педагогических технологий и инновационных методов обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 376–380. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55319.htm
    2. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для учреждений СПО / М. Н. Гуслова, 4-е изд., испр. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 208 с. 4.     
    3. Никишина, И.В. Мастер-класс для руководителей школы: управление методической работой [Текст] / И.В. Никишина. - М.: Планета, 2012. - 367 с.
    4. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе [Текст]: методическое пособие / М.М. Поташник. - М.: Центр педагогического образования, 2010. - 448 с.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 N 32408)

    Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276"Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"(Зарегистрировано в Минюст...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ СПО

    Наиболее часто на своих занятиях я использую такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция, самостоятельная работа с литературой, коллективная мыслительная деятельность, творче...

    Статья: "Использование интернет - ресурсов в современном образовательном процессе"

    Социальные сети, с момента их появления все больше проникают в нашу жизнь. Для многих они уже сейчас являются основным местом проведения времени в интернете.      Ведущей цель...

    Использование личностно-ориентированных технологий в современном образовательном процессе

    Образование как ресурс развития науки, техники, искусства переориентируется на формирование личности человека как субъекта гуманных, демократических отношений, которые обеспечивают не только развитие ...

    Использование электронных образовательных ресурсов в современном образовательном процессе.

    Применение электронных образовательных ресурсов сегодня необходимо, так как именно они позволяют сделать обучение более разнообразным, а правильная методическая организация работы с ними способствует ...

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ СПО»

    Приоритетные направления, характерные для системы образования в РоссийскойФедерации на современном этапе развития, особо выделяют инновационную роль образования в обеспечении страны компетентными спец...

    Значение учебных игр для формирования ключевых компетентностей учащихся. Проблемы, связанные с использованием игровых технологий в современном образовательном процессе

    quot;Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В ...