Главные вкладки

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ СПО»
    статья

    Никонова Галина Павловна

    Приоритетные направления, характерные для системы образования в Российской

    Федерации на современном этапе развития, особо выделяют инновационную роль образования в обеспечении страны компетентными специалистами.

    Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний,

    умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. В соответствии с ФГОС третьего поколения оценка результатов освоения образовательной программы носит комплексный характер и выражается степенью сформированности у выпускника предусмотренных стандартом компетенций.

    При приёме на работу к современным специалистам работодатели предъявляют высокие профессиональные требования, включающие подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий и оценку результатов своего труда. В строительстве, как и во многих других сферах деятельности, большое значение приобретают социальная ответственность и оперативность в принятии решений, мобильное реагирование на нестандартные ситуации.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Областное государственное образовательное бюджетное учреждение «Многопрофильный лицей»

    ДОКЛАД

    Тема:

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В

    СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ СПО»

    Мастер п/о Никонова Г.П.

    2019 г.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В

    СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ СПО

    Приоритетные направления, характерные для системы образования в Российской

    Федерации на современном этапе развития, особо выделяют инновационную роль образования в обеспечении страны компетентными специалистами.

    Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний,

    умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. В соответствии с ФГОС третьего поколения оценка результатов освоения образовательной программы носит комплексный характер и выражается степенью сформированности у выпускника предусмотренных стандартом компетенций.

    При приёме на работу к современным специалистам работодатели предъявляют высокие профессиональные требования, включающие подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий и оценку результатов своего труда. В строительстве, как и во многих других сферах деятельности, большое значение приобретают социальная ответственность и оперативность в принятии решений, мобильное реагирование на нестандартные ситуации.

    Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации.

    Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий и методов активного и интерактивного обучения.

    Наиболее часто на своих занятиях я использую такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция, самостоятельная работа с литературой, коллективная мыслительная деятельность, творческие задания, «каждый учит каждого», а также обучение на основе использования информационных технологий.

    Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволяет мне отработать глубину и прочность знаний у обучающихся, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умение самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

    Использование на занятиях мультимедийного проектора при изучении теоретического

    материала дает мне возможность создать качественно новую информационно-образовательную основу для развития и совершенствования системы усвоения учебного материала обучающимися, последовательные действия, требующие меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения поставленных перед обучающимися.

    При подготовке  занятия в виде проблемной лекция я  предполагаю постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение.  Проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции -- приобретение знаний обучающимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает обучающихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.

    Наиболее удачной образовательной технологией, на мой взгляд, является личностно-

    ориентированная модель, в которой обучающиеся становятся полноправными участниками образовательного процесса.

    Личностно-ориентированное обучение подразумевает индивидуальный подход каждому обучающемуся с учетом как уровня его способностей и интеллекта, так и подготовки по междисциплинарным курсам и профессиональным модулям.

    Любая учебная группа является неоднородной, поскольку обучающиеся в ней студенты

    различаются по многим параметрам: уровню подготовки, способности к овладению учебным материалом и умению общаться, интеллектуальным способностям, мотивации к изучению предмета. Но даже обучающиеся, не проявляющие особенного интереса к изучению профессиональных модулей, с относительно низкой успеваемостью, при использовании на занятии личностно-ориентированной технологии повышают свои личные показатели.

    Для разнообразия учебного процесса ежегодно организую для обучающихся посещение строительных площадок как выездные учебные занятия. С экскурсий привозим современный информационный  материал в виде фотографий и докладов каждого обучающегося, которые применяю на занятиях.

    В кабинете составлена картотека обучающих  фильмов и презентаций по темам занятий согласно учебной программы. Схема применения видеоматериалов следующая: объявляется тема занятия, записывается план с вопросами, которые предлагаются к изучению, просматривается видеоматериал или презентация, далее обсуждение и составление краткого конспекта по вопросам темы, иногда с повторным просмотром некоторых фрагментов. Домашним заданием является составление теста на 5-10 вопросов по изученному на занятии материалу или решение кроссвордов. Занятие всегда проходит интересно для обучающихся. Для более углубленного изучения теоретического материала и выполнения самостоятельной работы, учебную группу разделяю на малые группы. Каждой малой группе предлагается подготовить вопрос по теме в виде устного выступления каждого с общей презентацией. При подготовке к такому занятию обучающимся разъясняю, что такое работа в сотрудничестве, в чем состоит их задача и как участие каждого обучающегося повлияет на результат работы малой группы. В ходе этой работы обучающимся предоставляется возможность высказать свое мнение, исправить или скорректировать ответ. При возникновении затруднений может быть использован метод «мозгового штурма», т.е. коллективный поиск правильного решения. В данных ситуациях я являюсь консультантом, оказываю компетентную помощь участникам дискуссии.

    Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность

    значительно ускорить процесс умственной деятельности каждого обучающегося, автоматизировать его труд, так как сегодняшние обучающиеся очень мало читают печатные издания, а общаются между собой непрерывно посредством сотовой связи, а современный мобильный телефон - это миникомпьютер. При использовании ИКТ показывает изображения зданий и их частей в цвете, их отличительные особенности, элементы, что такое жилая секция, какие секции бывают, как формируются квартиры по числу жилых комнат и расположению лестнично-лифтового узла, так как в учебной литературе изложено кратко и рисунки небольшие.

    При проведении итоговых зачетов по производственной практике ИКТ позволяет

    показать каждому обучающемуся, как он работал во время практики, уровень выполнения

    индивидуального задания и показать презентацию отчета по практике, сопровождая её устными пояснениями.

     Экзамен по профессиональному модулю проводится в виде дифференцированного зачета. Это первый опыт в подготовке к итоговой государственной аттестации.

    Мне  это дает возможность увидеть объективную картину уровня знаний обучающихся по профессиональному модулю и междисциплинарным курса, входящим в него, оценить реально сложившуюся ситуацию, внести необходимые коррективы.

    На своих занятиях использую игровую технологию при подведении итогов по темам

    междисциплинарных курсов. Благодаря данной технологии каждый обучающийся работает увлеченно, новые знания обучающиеся получают свободно. То, что на уроке обучающимся казалось трудным, даже недостижимым, во время урока-игры легко усваивается.

    В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль педагогов как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за педагогом. За собой я оставляю роль консультанта, советчика, воспитателя. Я считаю, что сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самой.

    Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.

    Таким образом, применяя инновационные обучающие технологии в инновационном

    образовательном процессе, каждый педагог делает процесс образования более полным,

    интересным, насыщенным.

    Список литературы

    1 Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н.

    Алексеева// Учитель. - 2004 - № 3 - с. 78

    2 Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005 - №

    6 - с. 83

    3 Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/

    Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005 - № 3 – с. 79

    4 Кваша В.П. Управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук.

    М.,1994. – 345с.

    5 Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя.

    Автореф. Дис. Хабаровск, 2000 – 289с.

    6 Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.

    А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский

    центр «Академия», 2002 - 576с


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОЕКТ " Технология проектирования современного образовательного процесса в ПОО"

    Данный проект раскрывает тему проектирования современного образовательного процесса в ПОО.Анализ, прогноз и проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее пр...

    Использование инновационных методов и приемов в образовательном процессе

    Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для России. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации обр...

    Публикация на тему: "Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе"

    В данной публикации отражены общие понятия традиционных и инновационных педагогических технологий.Отражены характеристики  традиционных  и  инновационных педагогических технол...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ СПО

    Наиболее часто на своих занятиях я использую такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция, самостоятельная работа с литературой, коллективная мыслительная деятельность, творче...

    Использование личностно-ориентированных технологий в современном образовательном процессе

    Образование как ресурс развития науки, техники, искусства переориентируется на формирование личности человека как субъекта гуманных, демократических отношений, которые обеспечивают не только развитие ...

    Доклад "Деятельность преподавателя в современном образовательном процессе системы СПО"

    Выступление на заседании цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов по специальностям:08.02.01Строительство и эксплуатация зданий и сооружений35.02.08 Электрификация и автомати...

    Значение учебных игр для формирования ключевых компетентностей учащихся. Проблемы, связанные с использованием игровых технологий в современном образовательном процессе

    quot;Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В ...