Использование инновационных методов и приемов в образовательном процессе
статья на тему

Гаппоева Залина Руслановна

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для России. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, с переосмыслением цели и результата образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование инновационных методов и приемов в образовательном процессе.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для России. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, с переосмыслением цели и результата образования.

Интеграция в мировую систему образования системы среднего профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российского профессионального образования – это один из принципов государственной политики в сфере образования.

С этой целью в 2012 году во Владикавказском торгово – экономическом техникуме началась реализация Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) третьего поколения, существенно изменившего систему подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих.

В сравнении с предыдущими поколениями образовательных стандартов особенностью ФГОС СПО третьего поколения является то, что в его основе лежит компетентностный подход к обучению. В качестве основного объекта оценки выступают профессиональные и общекультурные компетенции, под которыми понимаются «способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области».

Важнейшей формой образовательного процесса становится самостоятельная работа студентов, которая включает в себя различные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время.

Внеаудиторную самостоятельную работу студентов можно разделить на две части: работа, организуемая преподавателем в рамках   учебного плана, и работа, выходящая за пределы освоения учебной программы, выполнение студентами творческих и проектных заданий для участия в конкурсах, олимпиадах, конференциях.

Первый вид самостоятельной работы студентов определяется обязательным стандартом, рабочими программами учебных дисциплин, содержанием методических руководств и т.д. Самостоятельная  работа студентов вне учебного плана очень разнообразна и во многом зависит от инициативности цикловой методической комиссии, информированности студентов и их желания участвовать во внеучебных мероприятиях, умения преподавателей стимулировать такого рода деятельность.

Во Владикавказском торгово – экономическом техникуме реализуется основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) по профессии 19.01.17 Повар, кондитер (квалификация – повар, кондитер). Для ее реализации педагогический коллектив проводит постоянный поиск новых форм организации учебного процесса.

Современное и будущее развитие человека, экономики и общества немыслимы без инновационной деятельности. Слово «инновация» (от английского innovation) по смыслу идентично слову «нововведение». Понятие «нововведение» означает прогрессивное новшество, задействованное в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее.

Словарь С.И.Ожегова дает следующее определение нового:  «Новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому  или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный».

Под инновационной деятельностью в образовании понимается деятельность, направленная на получение и реализацию результатов, используемых в учебно – воспитательном процессе. Роль инноваций сегодня должна стать определяющей в обеспечении высокого качества и конкурентоспособности образования. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и целого коллектива.

Целью инновационной деятельности педагогического коллектива техникума является качественное изменение личности студента. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность дидактических и воспитательных программ, способствующих развитию умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации и  формированию творческого нешаблонного мышления.

Инновационное обучение – это не только способ избежать негативного отношения к учебе. Оно подразумевает  и развитие в новых условиях.

В связи с переходом на ФГОС третьего поколения, в которых четко обозначены критерии уровня профессионализма выпускников СПО, важным условием для педагогов стало вовлечение студентов в учебно – исследовательскую деятельность.

Учебно – исследовательская деятельность осуществляется в основном на уроках физики и химии, в ходе которых присутствует исследовательский метод. На  этом этапе студенты получают первичные умения и навыки  исследовательской деятельности, самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации с использованием различных источников.

Главная задача, которая стоит перед педагогом – научить находить пути решения проблемы, делать выводы и прогнозы. В результате такого взаимодействия появляются проекты работ, с которыми студенты выступают на заседаниях студенческого научного общества.

Современному обществу необходимо новое образование, новый специалист, способный оперативно реагировать на происходящие общественные изменения. Поэтому перед педагогическим коллективом техникума стоит задача  организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным.

Необходимо помнить и о тесной взаимосвязи путей и способов выработки компетенций и методов оценки степени их сформированности (оценочные средства). В соответствии с ФГОС оценка качества подготовки студентов должна включать текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестации.

Текущая аттестация представляет собой проверку усвоения учебного материала , систематически осуществляемую на протяжении семестра.

Промежуточная аттестация обычно осуществляется в конце семестра и может завершать изучение как отдельной дисциплины, так и ее части. Подробный контроль помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, а в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций. Основными формами промежуточной аттестации являются зачет и экзамен.

Итоговая государственная аттестация по профессии 19.01.17 Повар, кондитер включает подготовку и защиту выпускной письменной экзаменационной работы и выполнение выпускной практической работы. Обязательное требование – соответствие тематики содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.  

Каждый молодой человек, поступивший в техникум, получает определенные знания, с которыми в дальнейшем может выполнять конкретную работу. Наша задача – доказать выпускникам, что знания невозможно получить сразу и на всю жизнь, их нужно постоянно пополнять. Это необходимо, чтобы продолжать как карьерный, так и образовательный рост.


Список литературы

1.Ожегов С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов.-  М.:1978- С.381

2.Хорошева И.А. Интеллектуально – творческий потенциал школьников как основной критерий формирования ключевых компетенций //Среднее профессиональное образование, 1/2012.

3.Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России. 2005. – 128 с.

4.Кукушкин В.С. Теория и методика обучения/ - Ростов н/Д.: Феникс,2005. – 474 с.

5.Байбородова Л.В., Харисова И.Г., Чернявская А.П. Общая характеристика технологий педагогической деятельности //Управление современной школой. Завуч, 1/2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Комбинирование методов и приемов различных образовательных технологий с целью повышения качества профессионального образования в условиях реализации нового федерального образовательного стандарта второго поколения"

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в специалистах с раз...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ СПО

Наиболее часто на своих занятиях я использую такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция, самостоятельная работа с литературой, коллективная мыслительная деятельность, творче...

Воспитание детей искусством хореографии с использованием инновационных методов

      Для создания  условий  раскрытия и развития творческого потенциала воспитанников, формирование у них устойчивой положительной  мотивации к занятиям хореограф...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЮ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ МАШИНОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ 3D МОДЕЛИРОВАНИЯ

В условиях роста сложности оборудования, дефицита квалифицированных производственных кадров и необходимости обеспечения мобильности персонала виртуальные интерактивные 3D тренажеры позволяют обучать п...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ СПО»

Приоритетные направления, характерные для системы образования в РоссийскойФедерации на современном этапе развития, особо выделяют инновационную роль образования в обеспечении страны компетентными спец...

Методический семинар «Использование активных методов и приемов обучения на различных этапах урока».

научить применять  активные методы и приемы обучения на различных этапах урока....

Традиции и новации в использовании метода учебного проекта в образовательном процессе

Каждый преподаватель знает, что образовательный процесс – это не только взаимодействие ребенка с учителем, но и определенный набор методов, позволяющий делать контакт с ребенком продуктивным для...