Традиции и новации в использовании метода учебного проекта в образовательном процессе
статья

Сапожникова Татьяна Владимировна

Каждый преподаватель знает, что образовательный процесс – это не только взаимодействие ребенка с учителем, но и определенный набор методов, позволяющий делать контакт с ребенком продуктивным для усвоения материала. В данной работе мне   хотелось бы представить существующие варианты традиционных методов и методик обучения, а  также рассказать об истории проектного метода и его видоизменяемости с течением времени.  Метод учебного проекта активно используется в образовательной среде, в частности, и на моих уроках. Из своего практического опыта я понимаю, как важно идти в ногу со временем, понимать интересы детей и периодически внедрять новые идеи в работу.

Мир не стоит на месте, с каждым выпуском учеников мы находим новые проявления в познавательной деятельности детей. Сегодня как никогда остро ощущается важность изменений или коррекции образовательных программ. При этом необходимо оставлять фундамент неизменным, т.к. на нем уже долгие годы держится наш учебный процесс. В данной работе я постаралась отразить баланс между традициями в обучении и нововведениями, которые я внедряю на своих уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сапожникова Татьяна Владимировна

Должность: учитель английского языка

Место работы: гимназия №642 “Земля и Вселенная”

Выступление на тему:

«Традиции и новации в использовании метода учебного проекта в образовательном процессе.»

Введение

Каждый преподаватель знает, что образовательный процесс – это не только взаимодействие ребенка с учителем, но и определенный набор методов, позволяющий делать контакт с ребенком продуктивным для усвоения материала. В данной работе мне   хотелось бы представить существующие варианты традиционных методов и методик обучения, а  также рассказать об истории проектного метода и его видоизменяемости с течением времени.  Метод учебного проекта активно используется в образовательной среде, в частности, и на моих уроках. Из своего практического опыта я понимаю, как важно идти в ногу со временем, понимать интересы детей и периодически внедрять новые идеи в работу.

Мир не стоит на месте, с каждым выпуском учеников мы находим новые проявления в познавательной деятельности детей. Сегодня как никогда остро ощущается важность изменений или коррекции образовательных программ. При этом необходимо оставлять фундамент неизменным, т.к. на нем уже долгие годы держится наш учебный процесс. В данной работе я постаралась отразить баланс между традициями в обучении и нововведениями, которые я внедряю на своих уроках.

Цель проектной деятельности:

-Создание условий для развития у обучающихся исследовательских компетенций на уроках английского языка.

Задачи:

1. Способствовать развитию исследовательских умений: коммуникативных, информационных, учебно-познавательных.

2. Способствовать повышению интереса к изучению предмету.

3. Способствовать повышению личной уверенности и творческого потенциала каждого ученика, его самореализации.

Традиционный подход

Проектный метод в образовании в нашей стране в настоящее время используется достаточно широко. С одной стороны, его можно считать известным и реализуемым у нас с двадцатых годов прошлого века, когда данный метод получил статус официально используемого в массовых образовательных учреждениях. Именно в это время происходит первый анализ реализации данного метода в России и за рубежом и формулируются его специфические особенности и разновидности. Успех использования данного метода в первой половине двадцатых годов прошлого столетия утратился в связи с игнорированием одного из основополагающих факторов его использования. К таким факторам относится фактор усиления роли самостоятельности учащихся как в осуществлении самого проекта, так и в его планировании, начиная с определения темы и целей. Ко второй половине двадцатых годов произошел «перекос» в использовании метода проектов, который привел к тому, что стало отдаваться предпочтение только практическому воплощению проектного замысла в ущерб теоретическому осмыслению его воплощения. В результате среди организаторов образования в стране стало преобладать мнение, что плох сам метод, а не механизм его использования в учебном процессе.

Сейчас же проектный метод продолжает совершенствоваться, при этом сохраняя тот фундамент, который сохранился с тех времен. На данный момент, больше внимания акцентируется на самостоятельности учеников, создании атмосферы в группе или коллективе для индивидуальной и групповой работы учащихся.

Проектная деятельность - это выход на результат-внедрение проекта, решение проблемной ситуации.

Перед любой проектной деятельностью важно определить ресурсы, которые имеет группа.

Ресурсы могут быть:

- Осязаемые: человеческие ресурсы, финансы, технология, инструменты, оборудование.

- Неосязаемые: знания, опыт, связи.

Затем важно определиться с конечным и промежуточным результатом проекта, конкретно описав, что он будет из себя представлять.

Проект - это обязательство команды создать ценность, которое должно быть выполнено в рамках согласованных сроков, ресурсов и условий.

Признаки проектов:

-срок

-затраты

-новизна

-участники с разными компетенциями и знаниями.

Мне близки инновационные идеи Фунтова Валерия Николаевича о проектной деятельности, которые он успешно внедряет в различных сферах и помогает в этом другим. Я также периодически применяю его методы в своей практике.

Одна из эффективных методик, которую я применю на своих уроках английского языка-это методика SMART-целей (рис. 1)

SMART цели: как добиться результата - Active Sales Group

Рис.1

Приведу один из примеров реализации этих идей в практике моих уроков.

Проектная деятельность учеников начинается с определения актуальной темы.

Поэтому для начала дети разделяются на мини-группы. Им дается 5-7минут на определение актуальной тематики. Все обсуждение ведется на английском языке.

Когда тема определена, например: «проблема охраны окружающей среды» или «environmental problem», мы быстро проходим по методике SMART-целей и разбираем нашу задачу.

Затем я разбиваю детей на 2 группы, где уточняю, какую позицию по отношению к охране окружающей среды они примут. То же самое мы поделываем и со второй командой.

У нас получились 2 группы, где одна  выступает за защиту окружающей среды, а вторая не видит в этом большого смысла.

В последующее время от урока задача учеников будет в том, чтобы конкретно сформулировать свои тезисы и аргументы.

Не первый год работая в школе я понимаю, как важна мотивация для учащихся, поэтому, как правило, я заранее оглашаю привилегии для тех, кто активно участвует и проявляется в ходе работы.

Также мы заранее обсуждаем цель нашего обсуждения и то, чего ребята хотят достичь по окончании урока.

Когда занятие подходит  концу, я сверяюсь с ребятами. Узнаю, над какой проблемой каждый хотел бы поработать в качестве проекта. По итогу мы получаем несколько актуальных тем, таких как:

  1. Возможность замены дизельного двигателя солнечными батареями в 21 веке.
  2. Что происходит с уникальным озером Байкал и как сохранить его чистоту.
  3. Как снизить уровень токсичных выбросов в Санкт-Петербурге.
  4. Раздельный сбор мусора – за и против.

Ребята из всей группы разбиваются по интересам и темам проектов.

Затем мы определяем конкретные сроки и результат, который хотим получить на выходе. В конце урока я считаю важным дать ссылки на дополнительные ресурсы по заинтересовавшей учеников теме.

Итогом данной работы обычно является научно-практическая конференция , где каждая проектная группа защищает свою тему, а докладчики превращаются в строгое жюри при оценке работ своих одноклассников. Победителей я определяю как по результатам рефлексии самих участников, так  и мнению профессионалов – педагогов.

Вывод:

   Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися актуальных  проблем современного мира, ведет к формированию  собственных оценок, развитию критического мышления учащихся.

Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества знаний студентов, при использовании телевизионных средств обучения в образовательном процессе с целью дополнения информационного пространства учащегося.

Данный материал, рассказывает о образовательных возможностях современного телевидения и вариантах его использования в современном учебной процессе....

Использование инновационных методов и приемов в образовательном процессе

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для России. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации обр...

Публикация на тему: "Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе"

В данной публикации отражены общие понятия традиционных и инновационных педагогических технологий.Отражены характеристики  традиционных  и  инновационных педагогических технол...

Доклад к педагогическому совету «Преимущества и недостатки использования свободного программного обеспечения в образовательном процессе СПО»

Внедрение свободного программного обеспечения (СПО) является одним из наиболее перспективных направлений в использования средств ИКТ при подготовке специалистов среднего звена. Переход образовате...

Статья: "Использование интернет - ресурсов в современном образовательном процессе"

Социальные сети, с момента их появления все больше проникают в нашу жизнь. Для многих они уже сейчас являются основным местом проведения времени в интернете.      Ведущей цель...

Презентация по теме «Нормативно - правовые документы, рекомендации, регламентирующие использование информационно–коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОО"

Презентация по теме «Нормативно - правовые документы, рекомендации, регламентирующие использование информационно–коммуникационных технологий в образовательном  процессе ДОО"...

Значение учебных игр для формирования ключевых компетентностей учащихся. Проблемы, связанные с использованием игровых технологий в современном образовательном процессе

quot;Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В ...